СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Рациональное потребление" 10 класс

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит основные понятия рационального поведения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Рациональное потребление" 10 класс»

Рациональное потребление Рациональный потребитель Полезность Потребительский выбор Бюджетное ограничение

Рациональное потребление

  • Рациональный потребитель
  • Полезность
  • Потребительский выбор
  • Бюджетное ограничение
Наши дома всё больше, а семьи всё меньше. У нас больше удобств, но меньше времени. Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла. Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению. Больше специалистов, но еще больше проблем. Больше лекарств, но меньше здоровья. Мы проделали долгий путь до луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтоб встретиться с новым соседом. Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом. Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве. Это время быстрого питания, но медленного усвоения. Много людей высокого роста, но низкой нравственности. Много высоких доходов, но мелочных отношений. Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате! Боб Мурхед

Наши дома всё больше, а семьи всё меньше.

У нас больше удобств, но меньше времени.

Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла.

Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению.

Больше специалистов, но еще больше проблем.

Больше лекарств, но меньше здоровья.

Мы проделали долгий путь до луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтоб встретиться с новым соседом.

Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом.

Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве.

Это время быстрого питания, но медленного усвоения.

Много людей высокого роста, но низкой нравственности.

Много высоких доходов, но мелочных отношений.

Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!

Боб Мурхед

1.Рациональный потребитель Домохозяйство как потребитель   спрос на товары и услуги Теория поведения потребителя исходит из некоторых предпосылок. Предполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально , т.е. стремится извлечь максимум полезности для себя. Каждый потребитель выбирает тот товар, какой ему необходим. Максимальная полезность

1.Рациональный потребитель

Домохозяйство как потребитель спрос на товары и услуги

Теория поведения потребителя исходит из некоторых предпосылок.

Предполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально , т.е. стремится извлечь максимум полезности для себя.

Каждый потребитель выбирает тот товар, какой ему необходим.

Максимальная полезность

Проблема выбора Ограниченность ресурсов и факторов производства Проблема выбора Совершая свой выбор в условиях ограниченности экономических благ и факторов производства люди ведут себя РАЦИОНАЛЬНО.

Проблема выбора

Ограниченность ресурсов и факторов производства

Проблема выбора

Совершая свой выбор в условиях ограниченности экономических благ и факторов производства люди ведут себя РАЦИОНАЛЬНО.

У каждой возрастной группы свои потребности, свои экономические интересы. Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей .
  • У каждой возрастной группы свои потребности, свои экономические интересы.
  • Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей .
Вильфредо  Парето   (1848-1923) Джон Хикс (1904–1989) Согласно В.  Парето , рациональность  поведения   потребителей  на рынке означает стремление достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Главным ограничением любого  потребителя  является размер его дохода. английский экономист,  завершил разработку начатой маржиналистами теории рационального потребления.

Вильфредо  Парето  

(1848-1923)

Джон Хикс (1904–1989)

Согласно В.  Парето , рациональность  поведения   потребителей  на рынке означает стремление достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Главным ограничением любого  потребителя  является размер его дохода.

английский экономист, завершил разработку начатой маржиналистами теории рационального потребления.

Рациональный потребитель ?

Рациональный потребитель ?

Рациональный потребитель (rational consumer) —потребитель, всегда максимизирующий полезность потребления

Рациональный потребитель

(rational consumer) —потребитель, всегда максимизирующий полезность потребления

Аксиомы потребительского выбора   Аксиома независимости  Рациональный потребитель свободен в своем выборе товаров и услуг  Аксиома независимости выбора — удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими .

Аксиомы потребительского выбора

Аксиома независимости

Рациональный потребитель свободен в своем выборе товаров и услуг

Аксиома независимости выбора — удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими .

В (А предпочтительнее, чем В), либо В А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны). " width="640"

Аксиомы потребительского выбора

Аксиома упорядоченности

Рациональный потребитель в состоянии сравнивать и распознавать наборы товаров по степени их предпочтительности

Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (у) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А В (А предпочтительнее, чем В), либо В А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны).

Аксиомы потребительского выбора   Аксиома рациональности  Рациональный потребитель оценивает каждый набор товаров с точки зрения полезности для него каждого из входящих в набор товаров.  Набор, состоящий из продовольствия и одежды, оценивается потребителем с точки зрения полезности для него и продовольствия, и одежды. Аксиома рациональности может быть применена не только к индивиду (потребителю), но и к фирме. В этом случае критерием оптимальности может являться максимум прибыли.

Аксиомы потребительского выбора

Аксиома рациональности

Рациональный потребитель оценивает каждый набор товаров с точки зрения полезности для него каждого из входящих в набор товаров.

Набор, состоящий из продовольствия и одежды, оценивается потребителем с точки зрения полезности для него и продовольствия, и одежды.

Аксиома рациональности может быть применена не только к индивиду (потребителю), но и к фирме.

В этом случае критерием оптимальности может являться максимум прибыли.

Аксиомы потребительского выбора   Аксиома транзитивности  Рациональный потребитель показывает свои предпочтения в определенном порядке.  Пусть потребитель выбирает из трех разных наборов, в каждом их которых разные количества продовольствия и одежды. Тогда, если первый набор кажется ему предпочтительнее второго, а второй предпочтительней третьего, то первый набор будет предпочтительнее третьего

Аксиомы потребительского выбора

Аксиома транзитивности

Рациональный потребитель показывает свои предпочтения в определенном порядке.

Пусть потребитель выбирает из трех разных наборов, в каждом их которых разные количества продовольствия и одежды.

Тогда, если первый набор кажется ему предпочтительнее второго, а второй предпочтительней третьего, то первый набор будет предпочтительнее третьего

Аксиомы потребительского выбора   Аксиома ненасыщения  Рациональный потребитель всегда предпочитает больше любого товара, чем меньше.  Пусть в первом наборе 3 кг продовольствия и 2 ед. одежды, а во втором – тоже 3 кг продовольствия и 3 ед. одежды. Потребитель выберет второй набор. Из наборов товаров рациональный потребитель всегда выберет тот, в котором хотя бы на один товар больше.

Аксиомы потребительского выбора

Аксиома ненасыщения

Рациональный потребитель всегда предпочитает больше любого товара, чем меньше.

Пусть в первом наборе 3 кг продовольствия и 2 ед. одежды,

а во втором – тоже 3 кг продовольствия и 3 ед. одежды.

Потребитель выберет второй набор.

Из наборов товаров рациональный потребитель всегда выберет тот, в котором хотя бы на один товар больше.

Рациональный потребитель не более чем аксиома, т.е. утверждение, принимаемое без доказательств  Рациональность поведения   1. Желаемый результат при наименьших затратах. 2. Рационально использовать факторы производства. 3. Постановка цели. 4. Критерии выбора.

Рациональный потребитель не более чем аксиома, т.е. утверждение, принимаемое без доказательств

Рациональность поведения

1. Желаемый результат при наименьших затратах.

2. Рационально использовать факторы производства.

3. Постановка цели.

4. Критерии выбора.

Различают два типа рационального потребителя Второй тип - мгновенно реагирует на рекламу при условии, что она его информирует и приводит «объектив­ные» аргументы в пользу того или иного товара, что она обращается к его разуму, а не к его эмоциям, что она его убеждает, побеждая силой «объективных» доводов Первый тип - «теоретический»  покупатель не поддается на агита­цию рекламы В реальной жизни мы имеем дело с потребителем, который в своем поведении руководствуется как рациональными, так и иррациональными мотивами Человек, истративший свое состояние на «миллион алых роз» для своей любимой Человек, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты Рациональный потребитель Нерациональный потребитель

Различают два типа рационального потребителя

Второй тип - мгновенно реагирует на рекламу при условии, что она его информирует и приводит «объектив­ные» аргументы в пользу того или иного товара, что она обращается к его разуму, а не к его эмоциям, что она его убеждает, побеждая силой «объективных» доводов

Первый тип - «теоретический» 

покупатель не поддается на агита­цию рекламы

В реальной жизни мы имеем дело с потребителем, который в своем поведении руководствуется как рациональными, так и иррациональными мотивами

Человек, истративший свое состояние на «миллион алых роз» для своей любимой

Человек, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты

Рациональный потребитель

Нерациональный потребитель

Теория рационального поведения отвечает на вопросы 1.Чем определяется цена спроса на товар или услугу? 2. Какой набор товаров предпочтет потребитель? 3. Как потребление зависит от дохода?

Теория рационального поведения

отвечает на вопросы

1.Чем определяется цена спроса на товар или услугу?

2. Какой набор товаров предпочтет потребитель?

3. Как потребление зависит от дохода?

Иеремия Бентам 2. Полезность (1748—1832), английский философ, основатель утилитаризма (от англ. utility — полезность) — одного  из направлений социальной философии. Сформулировал понятие полезности, которое попало в экономику из социальной философии. Утилитари́зм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

Иеремия Бентам

2. Полезность

(1748—1832), английский философ, основатель утилитаризма (от англ. utility — полезность) — одного из направлений социальной философии.

Сформулировал понятие полезности, которое попало в экономику из социальной философии.

Утилитари́зм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

В основе теории потребительского поведения лежит теория предельной полезности Адам Смит: полезностью блага нельзя определить его ценность, сформулировал проблему: «Парадокс воды и бриллиантов».

В основе теории потребительского поведения лежит теория предельной полезности

Адам Смит: полезностью блага нельзя определить его ценность,

сформулировал проблему: «Парадокс воды и бриллиантов».

  1.Чем определяется цена спроса на товар или услугу? Цена спроса на товар определяется полезностью последней единицы товара, которую потребитель готов купить Потребитель покупает товар или услугу, потому что считает их для себя полезными. Полезность (utility, U) — потребительские свойства товара или услуги и их стоимостная оценка потребителем.

1.Чем определяется цена спроса на товар или услугу?

Цена спроса на товар определяется полезностью последней единицы товара, которую потребитель готов купить

Потребитель покупает товар или услугу, потому что считает их для себя полезными.

Полезность (utility, U) — потребительские свойства товара или услуги и их стоимостная оценка потребителем.

Если потребитель нашел в Интернет-магазине телефон за 40 000 руб.= максимальная цена (готов заплатить) Стоимостная оценка предельной полезности  Если цена будет выше, потребитель товар не купит

Если потребитель нашел в Интернет-магазине телефон за 40 000 руб.= максимальная цена (готов заплатить)

Стоимостная оценка предельной полезности

Если цена будет выше, потребитель товар не купит

Три основных измерения полезности (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность (AU, англ. Average Utility) — это отношение общей полезности к количеству потреблённых единиц блага. Общая полезность, деленная на количество потребленного товара  Средняя полезность (MU - marginal utility) — прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объема потребления данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида единиц блага. Предельная полезность

Три основных измерения полезности

(total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага.

Общая полезность

(AU, англ. Average Utility) — это отношение общей полезности к количеству потреблённых единиц блага. Общая полезность, деленная на количество потребленного товара

Средняя полезность

(MU - marginal utility) — прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объема потребления данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида единиц блага.

Предельная полезность

Бем-Баверк иллюстрировал идею предельной полезности на примере «поселенца, избушка которого одиноко стоит в первобытном лесу»

Бем-Баверк иллюстрировал идею предельной полезности на примере «поселенца, избушка которого одиноко стоит в первобытном лесу»

Герман Госсен  (1810—1858), немецкий экономист, который впервые сформулировал закон убывающей полезности в труде «Исследование законов человеческих отношений» (1854). Этот закон иногда называют законом Госсена. Он также сформулировал основные идеи теории предельной полезности  в потреблении. «Хорошего понемногу»

Герман Госсен

(1810—1858), немецкий экономист, который впервые сформулировал закон убывающей полезности в труде «Исследование законов человеческих отношений» (1854). Этот закон иногда называют законом Госсена. Он также сформулировал основные идеи теории предельной полезности в потреблении.

«Хорошего понемногу»

Закон убывающей предельной полезности:  мере того как объем потребляемых благ растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается. Чем больше полезность, тем выше количественная оценка блага Взаимосвязь между общей и предельной полезностью выражается  следующим образом: Функция полезности товара А: TUA=ƒ(QA) где TUA — общая полезность товара A;  QA — количество товара А. Цена спроса Цена товара или услуги равна оценке потребителем их предельной полезности: P = MU

Закон убывающей предельной полезности: мере того как объем потребляемых благ растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

Чем больше полезность, тем выше количественная оценка блага

Взаимосвязь между общей и предельной полезностью выражается следующим образом:

Функция полезности товара А:

TUA=ƒ(QA)

где TUA — общая полезность товара A;

QA — количество товара А.

Цена спроса

Цена товара или услуги равна оценке потребителем их предельной полезности:

P = MU

Измерение полезности Кардиналистский подход  (от англ. cardinal — количественный) — потребитель может измерять полезность как физическую величину, в некоторых единицах. Кардиналистская теория полезности  микроэкономическая теория, изучающая экономический анализ потребностей человека и предлагающая в качестве единицы измерения полезности блага условную единицу  ютиль .

Измерение полезности

  • Кардиналистский подход (от англ. cardinal — количественный) — потребитель может измерять полезность как физическую величину, в некоторых единицах.
  • Кардиналистская теория полезности микроэкономическая теория, изучающая экономический анализ потребностей человека и предлагающая в качестве единицы измерения полезности блага условную единицу  ютиль .

Измерение полезности Ординалистская  ( порядковая ) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только сравниваться, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой. Ординалистский подход  (от англ. ordinal — порядковый) — потребитель измеряет полезность товара путем сравнения его с другим товаром.

Измерение полезности

  • Ординалистская  ( порядковая ) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только сравниваться, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой.
  • Ординалистский подход (от англ. ordinal — порядковый) — потребитель измеряет полезность товара путем сравнения его с другим товаром.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!