СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм внедрения принципа устойчивого развития на урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование для устойчивого развития становится одним из приоритетов для нашей страны.  Украина подписала стратегию UHECE по образованию для устойчивого развития в Вильнюсе в 2005 году как механизм выполнения  Декады образования для устойчивого развития, объявленной ЮНЕСКО с2005 по 2014 годы.

Образование и устойчивое развитие – два процесса, имеющие много общего. Оба они направлены в будущее и призваны обеспечить качественную жизнь будущих поколений.

Предыстория: в 1968 году Аурелио Печчеи ( итальянский миллионер) совместно с крупными промышленниками, деятелями наук  из 25 стран  организовали « Римский клуб». Главная задача клуба состояла в том, чтобы исследовать кризисные изменения планеты. В начале 70 –х появилась книга «Пределы роста». Суть книги : если всё останется, как сейчас, т. е . будет увеличиваться численность населения, быстро развиваться промышленность и производство продуктов питания, а процессы истощения природных ресурсов нарастать, то в ближайшие 100лет человечество достигнет пределов экологического роста. Результатом станет неконтролируемое снижение численности населения и объёмов производства.

В 1972 году на Стокгольмской конференции ООН был рассмотрен доклад 

« Пределы роста», предоставленный Римским клубом. Модель учитывала взаимосвязь пяти основных глобальных процессов:

1.быстрая индустриализация;

2.рост численности населения;

3.увеличивающаяся нехватка продуктов питания;

4.истощение природных ресурсов ,

5.деградация природной среды.

Была создана комиссия во главе с премьер- министром  Грау Харлем Брундтланд, которая рассматривала масштабы проблем. Результаты оценивания процессов послужили поводом для написания международного документа. « Повестка 21»-документ, где изложен международный план действий, разработаны принципы устойчивого развития. Этот документ является программой  развития, охватывающей период следующих 100 лет В « Повестке 21»  преследуются две цели глобального масштаба:  здоровое состояние окружающей среды и стабильная экономика всех наций в мире.

 

Принципы устойчивого развития, разработанные в Декларации Рио – де Жанейро (1992 год)

  • Каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде.
  • Социально – экономическое развитие должно быть  направлено на улучшение качества жизни людей ( укрепления здоровья, повышения продолжительности  жизни, получения необходимого образования, гарантия свобод, прав).
  • Сохранение окружающей среды должно стать неотъемлемой частью процесса развития.
  • Реализация демографической политики, обеспечивающей общую стабилизацию численности населения и рациональное его расселение.
  • Использование принципа предосторожности, опережающего принятие эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.
  • Искоренение бедности и нищеты, сглаживание имущественного неравенства и неравенства уровней жизни людей внутри страны.
  • Уважение личных форм собственности.
  • Устранение всех форм насилия над человеком и природой.
  • Сохранение всех форм социоразнобразия.
  • Развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы земли.
  • Экологизация сознания  и мировоззрения человека, переориентация системы воспитания, образования, морали с учётом новых цивилизационных ценностей.

 

   

Проблемы, связанные с устойчивостью развития (Йоганнесбургский самит -2002год)       ликвидация бедности, нищеты, неравенства,

  • гендерное равенство,
  • охрана здоровья,
  • питьевая вода,
  • потребление энергии,
  • сокращение площади лесов,
  • изменение климата,
  • развитие сельских территорий: качество и нехватка,
  • права человека,
  • права животных,
  • разумное производство и потребление,
  • культурное разнообразие,
  • урегулирование военных конфликтов,
  • неприятие всех форм насилия над человеком и природой.

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ  МЕТОДОЛОГИИ  ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА С УЧЁТОМ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

                                                

В » Государственном стандарте…» содержание базового и полного среднего образования определяется на условиях  общечеловеческих и национальных ценностей, научности и системности знаний, их  ценности для социального становления человека, гуманизма и демократии школьного образования. Выполнение данных критериев возможно только в том случае, когда ученик сам увидит необходимость повышения своего уровня знаний. Для чего ему необходимы знания, полученные на уроке?!

Необходимость  изменения  методики преподавания предметов гуманитарного цикла на принципы устойчивого развития обусловлена тем, что современный образ  жизни требует серьёзных перемен: неустойчивость образовательных систем, нестабильность экономики, неразумное потребление природных богатств - яркий тому пример. Наши воспитанники должны ориентироваться на такой образ жизни, при котором  знания,  полученные на уроках, будут реализованы не только для удовлетворения их жизненных потребностей, но и для создания условий для будущих поколений.

Принято считать, что проблемы социального, экономического, экологического характера являются предметом изучения и рассмотрения естественных наук. Это мнение считаю ошибочным, так как специфика предметов гуманитарного цикла позволяет одновременно  решать проблемы, связанные не только с требованиями госстандарта, но и жизненноважные, касающиеся всех жителей нашей планеты. Формирование нового подхода к  системе  ценностей - одна из главных целей образования устойчивого развития.  Достижение этой цели не будет иметь положительных результатов, если  ученики  достигнут только высокого уровня знаний  в данном направлении: необходимо формировать у учащихся навыки  самостоятельного,  критического мышления.

Ресурсы современных учебных пособий дают возможность учителю  решать  проблемы, связанные с принципами устойчивого развития. Достаточно только модифицировать свой стиль преподавания.

Интегрирование принципов устойчивого развития в учебный процесс – дело и простое, и  сложное. Простое потому, что не надо составлять новых программ, выделять дополнительные часы. Для этого достаточно учителю осознать, переосмыслить и подать привычную информацию с другими акцентами, задать ребёнку правильные вопросы. Сложность заключается в том, что раскрытие тем урока должны происходить через призму принципов устойчивого развития,: устойчивое развитие  должно стать потребностью учителя.   Интегрировать принципы устойчивого развития на уроки гуманитарного цикла не только возможно, но и доступно каждому учителю.

 Весомое слово учителя, осознанность, заинтересованность-главные помощники учителя - словесника.

 

 Алгоритм внедрения принципов устойчивого развития на уроки русского языка

 

  1. Наличие  методических  пособий:
  • методическое пособие по интеграции принципов устойчивого развития (предоставлена  таблица с указанием тем, где возможна интеграция),
  • сборник задач и упражнений по интеграции принципов устойчивого развития (представлены  задачи с элементами интеграции и  материалы для учителя),

2. Наличие учебных пособий  “Русский язык” (с русским языком обучения: 7-9 классы (7-8 классы авторы Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк. В.И.Стативка, 9-класс - А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова)

  Приведение примеров

8 класс

Тема: “ОЧП” стр. 97.упр.139. (проблема «Изменение климата»).

 

Задание: рассмотрите репродукцию картины А.Крымова “Зимний вечер”, а затем прочитайте ёё описание. Выпишите предложения с ОЧП.  Какие чувства вы испытываете при чтении данного текста? Соотнеси данное описание зимнего вечера с зимним вечером вашей местности, выскажи своё мнение. Интеграция принципа УР:

  • можете ли вы привести примеры, связанные с данной проблемой в твоем городе:
  • почему наши зимние вечера имеют свои характерные особенности: в течение недели можно увидеть хрустящий белоснежный ковер, чернеющие ледяные глыбы, “весенние проталины” на Новый год? С чем связана такая неустойчивость?
  • Не исключено, что в скором времени художники-пейзажисты не смогут найти сюжет для своих картин, люди навсегда сменят зимний вид одежды на летний. Хорошо это или плохо?

 

Тема: “Двусоставные предложения” с.63. Упр. №92. (  проблема «Сокращение площади лесов»).  

Предложение. Сосна-гигант, которую долго не могли повалить, упала тяжело, с грозным шумом, обломив соседние с ней деревья и кусты.

Интеграция принципа устойчивого развития:

  • к чему может привести  сокращение площади лесов, в частности, сосновых,  (сокращение площади лесов может привести к росту заболеваемости среди населения.)

Человек! Все в сосне – от хвои до корней – ты используешь в своей жизни. (нагревая хвою с водой в закрытых сосудах, получают сосновое масло, употребляемое в медицине:  из хвои приготавливают “сосновую шерсть”, из неё вяжут бельё, которое рекомендуется носить тем, кто страдает ревматизмом; растущая в лесу сосна испаряет особые летучие вещества – терпены, которые убивают микробы, вредные для организма).

9 класс

Тема. Устное сочинение- рассуждение на экологическую тему.

I.. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:  Олесь Гончар писал: «В Чернобыле после взрыва на 4 энергоблоке в окружающих лесах первыми ослепли лоси и олени. Не понимая причины беды, что упала на них, доверяясь лишь инстинктам, друзья людей, беспомощные, они выходили из лесов, подходили под окна знакомых сел, учуяв людской дух, припадали к окнам своими заплаканными  незрячими глазами и тихо умирали…».

Вопрос: «Каково должно быть наказание за содеянное людьми в Чернобыле?»

«Мы умираем  отчасти потому, что наше дальнейшее существование для природы не имеет смысла».    И. Фролов

 

II. ИНТЕГРАЦИЯ ПРИНЦИПА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

ПРОБЛЕМА: опасность существующих атомных  электростанций  для живых существ, в том числе и человека. 

III. Материал для учителя. На ряде предприятий используются отработанные материалы, в частности промышленные и бытовые  отходы, которые представляют собой вполне пригодный источник энергии. Подобные отходы могут обеспечить недорогую энергию в количествах ,эквивалентных энергии, получаемой при сжигании 6 млн. т  угля.

Формирование нового подхода к  системе  ценностей - одна из главных целей не только образования устойчивого развития, но и всего учебно- воспитательного процесса.       

 

Методические рекомендации для учителей

  • Чётко понимать необходимость изучения принципов устойчивого развития.
  • Не расценивать устойчивое развитие как дополнительній элемент урока: оно должно быть неотъемлемой и главной частью всего учебного процесса.
  • Не огорчаться, если сразу дети не осознают идеи устойчивого развития: системное внедрение принципов, подтверждённое фактами, аргументами, личным примером, несомненно принесёт положительный результат.
  • Методы и формы работы на уроке

Внедрение принципов устойчивого развития на уроках русского не требует от учителя изучения новых форм и методов: все формы и методы хороши в том случае, если есть результат. Считаю необходимым использовать на уроке тот материал, который может вызвать интерес среди учащихся.

Целесообразным считаю  использование следующих форм и методов работы на уроке:

Мозговой штурм («Природа не храм. а мастерская, и человек в ней работник»)

Микрофон («Земля в опасности!»)

Сочинение- рассуждение («И. Левитан-певец русской природы»)

Использование вводных слов и конструкций. (Я думаю, что…; на мой взгляд…; я уверен, что…; допустим, что…; мои сомнения, что…; вы имеете право на свою точку зрения, но я не согласен с ней…; выслушав ваше предложения, мы считаем, что…; ваши идеи хороши, но, на наш взгляд…)

Решение проблемных ситуаций в группах («Мой город нуждается в моей защите»)

Презентации проектной деятельности по принципам устойчивого развития:

  1. Ресурсы учебника по проблемам устойчивого развития.
  2. Реализация принципов устойчивого развития в моём городе.

 Формирование нового подхода к  системе  ценностей - одна из главных целей не только образования устойчивого развития, но и всего учебно- воспитательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм внедрения принципа устойчивого развития на урок русского языка»

Образование для устойчивого развития становится одним из приоритетов для нашей страны. Украина подписала стратегию UHECE по образованию для устойчивого развития в Вильнюсе в 2005 году как механизм выполнения Декады образования для устойчивого развития, объявленной ЮНЕСКО с2005 по 2014 годы.

Образование и устойчивое развитие – два процесса, имеющие много общего. Оба они направлены в будущее и призваны обеспечить качественную жизнь будущих поколений.

Предыстория: в 1968 году Аурелио Печчеи ( итальянский миллионер) совместно с крупными промышленниками, деятелями наук из 25 стран организовали « Римский клуб». Главная задача клуба состояла в том, чтобы исследовать кризисные изменения планеты. В начале 70 –х появилась книга «Пределы роста». Суть книги : если всё останется, как сейчас, т. е . будет увеличиваться численность населения, быстро развиваться промышленность и производство продуктов питания, а процессы истощения природных ресурсов нарастать, то в ближайшие 100лет человечество достигнет пределов экологического роста. Результатом станет неконтролируемое снижение численности населения и объёмов производства.

В 1972 году на Стокгольмской конференции ООН был рассмотрен доклад

« Пределы роста», предоставленный Римским клубом. Модель учитывала взаимосвязь пяти основных глобальных процессов:

1.быстрая индустриализация;

2.рост численности населения;

3.увеличивающаяся нехватка продуктов питания;

4.истощение природных ресурсов ,

5.деградация природной среды.

Была создана комиссия во главе с премьер- министром Грау Харлем Брундтланд, которая рассматривала масштабы проблем. Результаты оценивания процессов послужили поводом для написания международного документа. « Повестка 21»-документ, где изложен международный план действий, разработаны принципы устойчивого развития. Этот документ является программой развития, охватывающей период следующих 100 лет В « Повестке 21» преследуются две цели глобального масштаба: здоровое состояние окружающей среды и стабильная экономика всех наций в мире.

Принципы устойчивого развития, разработанные в Декларации Рио – де Жанейро (1992 год)

  • Каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде.

  • Социально – экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей ( укрепления здоровья, повышения продолжительности жизни, получения необходимого образования, гарантия свобод, прав).

  • Сохранение окружающей среды должно стать неотъемлемой частью процесса развития.

  • Реализация демографической политики, обеспечивающей общую стабилизацию численности населения и рациональное его расселение.

  • Использование принципа предосторожности, опережающего принятие эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

  • Искоренение бедности и нищеты, сглаживание имущественного неравенства и неравенства уровней жизни людей внутри страны.

  • Уважение личных форм собственности.

  • Устранение всех форм насилия над человеком и природой.

  • Сохранение всех форм социоразнобразия.

  • Развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы земли.

  • Экологизация сознания и мировоззрения человека, переориентация системы воспитания, образования, морали с учётом новых цивилизационных ценностей.


Проблемы, связанные с устойчивостью развития (Йоганнесбургский самит -2002год)
ликвидация бедности, нищеты, неравенства,

  • гендерное равенство,

  • охрана здоровья,

  • питьевая вода,

  • потребление энергии,

  • сокращение площади лесов,

  • изменение климата,

  • развитие сельских территорий: качество и нехватка,

  • права человека,

  • права животных,

  • разумное производство и потребление,

  • культурное разнообразие,

  • урегулирование военных конфликтов,

  • неприятие всех форм насилия над человеком и природой.



ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА С УЧЁТОМ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В » Государственном стандарте…» содержание базового и полного среднего образования определяется на условиях общечеловеческих и национальных ценностей, научности и системности знаний, их ценности для социального становления человека, гуманизма и демократии школьного образования. Выполнение данных критериев возможно только в том случае, когда ученик сам увидит необходимость повышения своего уровня знаний. Для чего ему необходимы знания, полученные на уроке?!

Необходимость изменения методики преподавания предметов гуманитарного цикла на принципы устойчивого развития обусловлена тем, что современный образ жизни требует серьёзных перемен: неустойчивость образовательных систем, нестабильность экономики, неразумное потребление природных богатств - яркий тому пример. Наши воспитанники должны ориентироваться на такой образ жизни, при котором знания, полученные на уроках, будут реализованы не только для удовлетворения их жизненных потребностей, но и для создания условий для будущих поколений.

Принято считать, что проблемы социального, экономического, экологического характера являются предметом изучения и рассмотрения естественных наук. Это мнение считаю ошибочным, так как специфика предметов гуманитарного цикла позволяет одновременно решать проблемы, связанные не только с требованиями госстандарта, но и жизненноважные, касающиеся всех жителей нашей планеты. Формирование нового подхода к системе ценностей - одна из главных целей образования устойчивого развития. Достижение этой цели не будет иметь положительных результатов, если ученики достигнут только высокого уровня знаний в данном направлении: необходимо формировать у учащихся навыки самостоятельного, критического мышления.

Ресурсы современных учебных пособий дают возможность учителю решать проблемы, связанные с принципами устойчивого развития. Достаточно только модифицировать свой стиль преподавания.

Интегрирование принципов устойчивого развития в учебный процесс – дело и простое, и сложное. Простое потому, что не надо составлять новых программ, выделять дополнительные часы. Для этого достаточно учителю осознать, переосмыслить и подать привычную информацию с другими акцентами, задать ребёнку правильные вопросы. Сложность заключается в том, что раскрытие тем урока должны происходить через призму принципов устойчивого развития,: устойчивое развитие должно стать потребностью учителя. Интегрировать принципы устойчивого развития на уроки гуманитарного цикла не только возможно, но и доступно каждому учителю.

Весомое слово учителя, осознанность, заинтересованность-главные помощники учителя - словесника.


Алгоритм внедрения принципов устойчивого развития на уроки русского языка


  1. Наличие методических пособий:

  • методическое пособие по интеграции принципов устойчивого развития (предоставлена таблица с указанием тем, где возможна интеграция),

  • сборник задач и упражнений по интеграции принципов устойчивого развития (представлены задачи с элементами интеграции и материалы для учителя),

2. Наличие учебных пособий “Русский язык” (с русским языком обучения: 7-9 классы (7-8 классы авторы Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк. В.И.Стативка, 9-класс - А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова)

Приведение примеров

8 класс

Тема: “ОЧП” стр. 97.упр.139. (проблема «Изменение климата»).


Задание: рассмотрите репродукцию картины А.Крымова “Зимний вечер”, а затем прочитайте ёё описание. Выпишите предложения с ОЧП. Какие чувства вы испытываете при чтении данного текста? Соотнеси данное описание зимнего вечера с зимним вечером вашей местности, выскажи своё мнение.

Интеграция принципа УР:

  • можете ли вы привести примеры, связанные с данной проблемой в твоем городе:

  • почему наши зимние вечера имеют свои характерные особенности: в течение недели можно увидеть хрустящий белоснежный ковер, чернеющие ледяные глыбы, “весенние проталины” на Новый год? С чем связана такая неустойчивость?

  • Не исключено, что в скором времени художники-пейзажисты не смогут найти сюжет для своих картин, люди навсегда сменят зимний вид одежды на летний. Хорошо это или плохо?


Тема: “Двусоставные предложения” с.63. Упр. №92. ( проблема «Сокращение площади лесов»).

Предложение. Сосна-гигант, которую долго не могли повалить, упала тяжело, с грозным шумом, обломив соседние с ней деревья и кусты.

Интеграция принципа устойчивого развития:

  • к чему может привести сокращение площади лесов, в частности, сосновых, (сокращение площади лесов может привести к росту заболеваемости среди населения.)

Человек! Все в сосне – от хвои до корней – ты используешь в своей жизни. (нагревая хвою с водой в закрытых сосудах, получают сосновое масло, употребляемое в медицине: из хвои приготавливают “сосновую шерсть”, из неё вяжут бельё, которое рекомендуется носить тем, кто страдает ревматизмом; растущая в лесу сосна испаряет особые летучие вещества – терпены, которые убивают микробы, вредные для организма).

9 класс

Тема. Устное сочинение- рассуждение на экологическую тему.

I.. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Олесь Гончар писал: «В Чернобыле после взрыва на 4 энергоблоке в окружающих лесах первыми ослепли лоси и олени. Не понимая причины беды, что упала на них, доверяясь лишь инстинктам, друзья людей, беспомощные, они выходили из лесов, подходили под окна знакомых сел, учуяв людской дух, припадали к окнам своими заплаканными незрячими глазами и тихо умирали…».

Вопрос: «Каково должно быть наказание за содеянное людьми в Чернобыле?»

«Мы умираем отчасти потому, что наше дальнейшее существование для природы не имеет смысла». И. Фролов


II. ИНТЕГРАЦИЯ ПРИНЦИПА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

ПРОБЛЕМА: опасность существующих атомных электростанций для живых существ, в том числе и человека.

III. Материал для учителя. На ряде предприятий используются отработанные материалы, в частности промышленные и бытовые отходы, которые представляют собой вполне пригодный источник энергии. Подобные отходы могут обеспечить недорогую энергию в количествах ,эквивалентных энергии, получаемой при сжигании 6 млн. т угля.

Формирование нового подхода к системе ценностей - одна из главных целей не только образования устойчивого развития, но и всего учебно- воспитательного процесса.


Методические рекомендации для учителей

  • Чётко понимать необходимость изучения принципов устойчивого развития.

  • Не расценивать устойчивое развитие как дополнительній элемент урока: оно должно быть неотъемлемой и главной частью всего учебного процесса.

  • Не огорчаться, если сразу дети не осознают идеи устойчивого развития: системное внедрение принципов, подтверждённое фактами, аргументами, личным примером, несомненно принесёт положительный результат.

  • Методы и формы работы на уроке

Внедрение принципов устойчивого развития на уроках русского не требует от учителя изучения новых форм и методов: все формы и методы хороши в том случае, если есть результат. Считаю необходимым использовать на уроке тот материал, который может вызвать интерес среди учащихся.

Целесообразным считаю использование следующих форм и методов работы на уроке:

Мозговой штурм («Природа не храм. а мастерская, и человек в ней работник»)

Микрофон («Земля в опасности!»)

Сочинение- рассуждение («И. Левитан-певец русской природы»)

Использование вводных слов и конструкций. (Я думаю, что…; на мой взгляд…; я уверен, что…; допустим, что…; мои сомнения, что…; вы имеете право на свою точку зрения, но я не согласен с ней…; выслушав ваше предложения, мы считаем, что…; ваши идеи хороши, но, на наш взгляд…)

Решение проблемных ситуаций в группах («Мой город нуждается в моей защите»)

Презентации проектной деятельности по принципам устойчивого развития:

        1. Ресурсы учебника по проблемам устойчивого развития.

        2. Реализация принципов устойчивого развития в моём городе.

Формирование нового подхода к системе ценностей - одна из главных целей не только образования устойчивого развития, но и всего учебно- воспитательного процесса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!