СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Работа с текстом как средство формирования речевых навыков"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Работа с текстом как средство формирования речевых навыков"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Работа с текстом как средство формирования речевых навыков"»

Работа с текстом как средство формирования речевых навыков

Работа с текстом как средство формирования речевых навыков

Текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:  коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
  • Текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:

  • коммуникативная,
  • образовательная,
  • развивающая,
  • воспитательная.
Пересказ - это свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Способствует:  развитию образного мышления, воображения и чувств, развитию памяти учащихся; расширению кругозора;   повышению культуру речи.

Пересказ - это свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим.

Способствует:

  • развитию образного мышления, воображения и чувств,
  • развитию памяти учащихся;
  • расширению кругозора;  
  • повышению культуру речи.
Виды пересказов:   1.  Рассказывание на основе личных впечатлений. 2.  Пересказ, близкий к тексту ( подробный пересказ). 3.  Выборочный пересказ. 4.  Краткая передача содержания произведения или его части (сжатый пересказ ). 5.  Творческий пересказ.

Виды пересказов:

1.  Рассказывание на основе личных впечатлений.

2.  Пересказ, близкий к тексту ( подробный пересказ).

3.  Выборочный пересказ.

4.  Краткая передача содержания произведения или его части (сжатый пересказ ).

5.  Творческий пересказ.

Подробный пересказ- это    средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов; обогащения круга представлений и знаний учащихся. Задача– воспроизвести текст в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении. Способствует:  обогащению словаря детей, учить логике рассуждений, формированию строя предложений, развитию связной речи учащихся.

Подробный пересказ- это

средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов; обогащения круга представлений и знаний учащихся.

  • Задача– воспроизвести текст в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении.

Способствует:

  • обогащению словаря детей,
  • учить логике рассуждений,
  • формированию строя предложений,
  • развитию связной речи учащихся.
Выборочный пересказ- это  пересказ, при котором важно выбрать ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме  (характеристика героя, пересказ одного эпизода, к примеру кульминации). Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линий произведения. Способствует:  умственному продвижению учащихся, развитию их мышления и речи.

Выборочный пересказ- это

пересказ, при котором важно выбрать ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме

(характеристика героя, пересказ одного эпизода, к примеру кульминации).

  • Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линий произведения.

Способствует:

  • умственному продвижению учащихся,
  • развитию их мышления и речи.
Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картинке. При пересказе иллюстрация не только опора для воспроизведения содержания обычно небольшого отрывка текста, но и возбудитель эмоций, стимулятор речевого творчества.  Рассказы по сюжетной картинке   - Время, место. - Действующие лица. - Окружающие предметы. - Действия, взаимоотношения.
  • Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картинке.
  • При пересказе иллюстрация не только опора для воспроизведения содержания обычно небольшого отрывка текста, но и возбудитель эмоций, стимулятор речевого творчества.

Рассказы по сюжетной картинке

- Время, место.

- Действующие лица.

- Окружающие предметы.

- Действия, взаимоотношения.

Краткий пересказ -это   передача сжатых смысловых частей текста, переосмысливание прочитанного, передача его содержания в более обобщенной речевой форме. Способы сжатия (сокращения) текста: исключение подробностей, деталей;  сочетание исключений деталей  и обобщений  обобщение конкретных  единичных явлений;

Краткий пересказ -это

передача сжатых смысловых частей текста, переосмысливание прочитанного, передача его содержания в более обобщенной речевой форме.

Способы сжатия (сокращения) текста:

  • исключение подробностей, деталей;

сочетание исключений деталей

и обобщений

обобщение конкретных

единичных явлений;

«Фишбоун»  - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:   - использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, - извлечение необходимой информации из текста и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму), - участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, - согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе

«Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

  • - использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
  • - извлечение необходимой информации из текста и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму),
  • - участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы,
  • - согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе
Фишбоун Диаграмма Ишикавы – диаграмма рыбного скелета (fishbone diagram).

Фишбоун

Диаграмма Ишикавы – диаграмма рыбного скелета (fishbone diagram).

Схема включает в себя основные четыре блока: Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Схема включает в себя основные четыре блока:

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
  • Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове.
  • Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Круги Эйлера-это геометрическая схема, которая помогает находить и делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями, а также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью. Метод кругов Эйлера делает упор на зрительную память,  способствует развитию умения сравнивать объекты, находить общее и различия в их строении, значении.

Круги Эйлера-это

  • геометрическая схема, которая помогает находить и делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями, а также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
  • Метод кругов Эйлера делает упор на зрительную память,
  • способствует развитию умения сравнивать объекты,
  • находить общее и различия в их строении, значении.
Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:   учить видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память учащегося; обогащать словарный запас; продуктивно усваивать учебный материал; прививать  эстетический вкус; формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память учащегося;
  • обогащать словарный запас;
  • продуктивно усваивать учебный материал;
  • прививать  эстетический вкус;
  • формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
  • Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.
  • На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.
  • Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.
  • Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».
  • Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: друзья играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно один из них толкнул Ваню так, что тот упал лицом в сугроб. Все расхохотались, а Ваня обиделся и начал кричать на друзей. Настроение испортилось. Ваня убежал домой.
  • Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».
  • Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения
  • В любой конфликтной ситуации вы вполне можете найти такое решение, которое приведет вас к примирению без ущерба для каждой из сторон. Прежде всего нужно понять причину конфликта, выяснить к каким последствиям он может привести в своём развитии и что нужно сделать, чтобы с ним покончить.
 
  •  
Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. Каору Исикава родился в 1915 году. В 1947 году стал ассистентом профессора в Токийском университете, а в 1960 - доктором в области инженерных наук и профессором. Награжден премией Деминга. Известность Каору Исикава принесли кружки качества и причинно-следственные диаграммы, которые теперь так и называются

Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. Каору Исикава родился в 1915 году. В 1947 году стал ассистентом профессора в Токийском университете, а в 1960 - доктором в области инженерных наук и профессором. Награжден премией Деминга. Известность Каору Исикава принесли кружки качества и причинно-следственные диаграммы, которые теперь так и называются "диаграммы Исикавы".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!