Просмотр содержимого документа
«Презентация "Работа с текстом как средство формирования речевых навыков"»
Работа с текстом как средство формирования речевых навыков
- Текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:
- коммуникативная,
- образовательная,
- развивающая,
- воспитательная.
Пересказ - это свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим.
Способствует:
- развитию образного мышления, воображения и чувств,
- развитию памяти учащихся;
- расширению кругозора;
- повышению культуру речи.
Виды пересказов:
1. Рассказывание на основе личных впечатлений.
2. Пересказ, близкий к тексту ( подробный пересказ).
3. Выборочный пересказ.
4. Краткая передача содержания произведения или его части (сжатый пересказ ).
5. Творческий пересказ.
Подробный пересказ- это
средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов; обогащения круга представлений и знаний учащихся.
- Задача– воспроизвести текст в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении.
Способствует:
- обогащению словаря детей,
- учить логике рассуждений,
- формированию строя предложений,
- развитию связной речи учащихся.
Выборочный пересказ- это
пересказ, при котором важно выбрать ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме
(характеристика героя, пересказ одного эпизода, к примеру кульминации).
- Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линий произведения.
Способствует:
- умственному продвижению учащихся,
- развитию их мышления и речи.
- Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картинке.
- При пересказе иллюстрация не только опора для воспроизведения содержания обычно небольшого отрывка текста, но и возбудитель эмоций, стимулятор речевого творчества.
Рассказы по сюжетной картинке
- Время, место.
- Действующие лица.
- Окружающие предметы.
- Действия, взаимоотношения.
Краткий пересказ -это
передача сжатых смысловых частей текста, переосмысливание прочитанного, передача его содержания в более обобщенной речевой форме.
Способы сжатия (сокращения) текста:
- исключение подробностей, деталей;
сочетание исключений деталей
и обобщений
обобщение конкретных
единичных явлений;
«Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:
- - использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- - извлечение необходимой информации из текста и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму),
- - участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы,
- - согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе
Фишбоун
Диаграмма Ишикавы – диаграмма рыбного скелета (fishbone diagram).
Схема включает в себя основные четыре блока:
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
- Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове.
- Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Круги Эйлера-это
- геометрическая схема, которая помогает находить и делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями, а также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
- Метод кругов Эйлера делает упор на зрительную память,
- способствует развитию умения сравнивать объекты,
- находить общее и различия в их строении, значении.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
- учить видеть, слышать и чувствовать текст;
- пополнять речевую память учащегося;
- обогащать словарный запас;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- прививать эстетический вкус;
- формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
- Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.
- На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.
- Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.
- Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».
- Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: друзья играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно один из них толкнул Ваню так, что тот упал лицом в сугроб. Все расхохотались, а Ваня обиделся и начал кричать на друзей. Настроение испортилось. Ваня убежал домой.
- Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».
- Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения
- В любой конфликтной ситуации вы вполне можете найти такое решение, которое приведет вас к примирению без ущерба для каждой из сторон. Прежде всего нужно понять причину конфликта, выяснить к каким последствиям он может привести в своём развитии и что нужно сделать, чтобы с ним покончить.
Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. Каору Исикава родился в 1915 году. В 1947 году стал ассистентом профессора в Токийском университете, а в 1960 - доктором в области инженерных наук и профессором. Награжден премией Деминга. Известность Каору Исикава принесли кружки качества и причинно-следственные диаграммы, которые теперь так и называются "диаграммы Исикавы".