Формы и методы работы с мотивированными детьми.
Учитель химии МОУ СОШ 10
г. Люберцы Московской области
Грошева Ирина Владимировна
"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться” Василий Андреевич Сухомлинский.
- Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
- Формирование мотивации - это решение вопросов развития и воспитания личности.
- Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.
- Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на различную полезную деятельность и активизирующей труд учителя, влияет на повышение учебной мотивации ( учить детей так чтобы им захотелось учиться). Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения.
- Работа с одаренными и мотивированными учащимися, их выявление и развитие должны оставаться одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Принципы педагогической деятельности в работе с мотивированными детьми:
- - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- - принцип стимулирования интеллектуально-творческих способностей учащихся в урочной деятельности;
- - принцип возрастания роли внеурочной деятельности; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- - принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с мотивированными детьми.
- - отбор методов и приёмов обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- - предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
Условия успешной работы с мотивированными детьми:
- - осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
- - создание и постоянное совершенствование методической системы работы с мотивированными детьми;
- - признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными и мотивированными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;
Психологическая основа повышения мотивации
- Необходимисть формирования системы осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
- Положительное представление о себе
(я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
- Отрицательное представление о себе
(я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для формирования положительного представления учеников о себе
- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее
("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя).
- создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость:
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству
- предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности
Установки педагога и методы обучения:
- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
- Учет возрастных особенностей школьников.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Нестандартные формы проведения занятий.
- Создание ситуации успеха.
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
- Использование групповых и коллективных форм организации деятельности.
Установки педагога и методы обучения:
- Эмоциональность.
- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
- Применение поощрения и порицания.
- Вера в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
- Выбор действий в соответствии с возможностями ученика.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Использование новых информационных технологий.
- Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха.
Приемы создания ситуаций успеха.
- 1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
- 2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Приемы создания ситуаций успеха.
- 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»
- 4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
- 5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
Приемы создания ситуаций успеха.
- 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»
- 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Формы работы с мотивированными учащимися:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания; - консультирование по возникшей проблеме;
- творческие мастерские; - групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; - кружки по интересам; - спецкурсы; - научные кружки, общества;
Формы работы с мотивированными учащимися:
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д.; - форумы;
- дискуссия;
- игры; - занятия в профильных классах; - работа по индивидуальным планам; - участие в исследовательской и проектной деятельности.
Формы работы с мотивированными учащимися. Очень важны:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- проекты по различной тематике;
- индивидуальные творческие задания.
Увеличение мотивированности обучающихся через внеурочную деятельность
- Практика показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока химии с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеурочная деятельность справедливо рассматриваются здесь как важная составная часть работы учителя
Внеурочная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:
- осуществление тесной связи с содержанием курса химии ( именно на уроках учитель ставит вопросы, которые должны стимулировать любознательность учащихся, даёт первые импульсы к чтению дополнительной литературы, вызывает стремление собственными руками осуществить то, о чём говориться в учебнике и книге);
- соответствие возвратным (физическим и психическим) возможностям учащихся и уровню их подготовленности (образованности, воспитанности и развития);
- добровольность выбора внеклассных занятий с учётом различных интересов и запросов школьников, их общей подготовки, индивидуальных наклонностей;
- сочетание разных форм и видов работы;
- включение элементов занимательности;
- соблюдение принципа научности и доступности.
Курс внеурочной деятельности «Химия вокруг нас».
В 2022-2023 учебном году на базе учащихся 8-х классов нашей школы проводился курс внеурочной деятельности «Химия вокруг нас».
Главная цель курса — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся компетенций, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНКУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Тема 1. Введение (12 часов)
- Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Химия – наука о природе, многообразие явлений природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления
- Химические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества.
- Описание явлений природы в литературе и в искусстве .Наблюдение за явлениями природы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНКУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Тема 2.Методы исследования природы(8 часов)
- Лабораторное оборудование. Правила техники безопасности. Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Расчет объема и массы воды. Методы исследования природы .
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНКУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Тема 3.Вещества (5 часов)
- Агрегатное состояние веществ. Признаки физических явлений. Признаки химических явлений. Испарение воды и ее конденсация. Признаки химических явлений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНКУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Тема 4.Химические вещества вокруг нас(9 часов)
- Водород- самый легкий газ. Физические свойства водорода и его применение. Растворы щелочные и кислотные. Обнаружение щелочных растворов в быту. Воздух. Экологические проблемы воздуха. Изучение растворимости воздуха в воде.
- Основные формы организации учебного процесса – наблюдения, эксперимент, эвристическая беседа, практические занятия
Практическая работа№2 по теме «Работа с лабораторными весами».
- ЦЕЛЬ: научить распознавать и правильно обращаться с основным лабораторным оборудованием химика-лаборанта
- Оборудование: технические весы с набором разновесов, набор химических солей для взвешивания (поваренная соль, сода, ацетат натрия)
ЧТО ТАКОЕ ВЕСЫ?
- Весы́ — устройство или прибор для определения массы тел (взвешивания) по действующему на них весу, приближённо считая его равным силе тяжести. Вес тела может быть определён как через сравнение с весом эталонной массы (как в рычажных весах), так и через измерение этой силы через другие физические величины.
ИСТОРИЯ ВЕСОВ
- Первые найденные археологами образцы весов относятся к V тысячелетию до н. э., применялись они в Месопотамии.
- Весы хорошо видны на папирусе ХIX династии (около 1250 года до н. э.). Согласно древнеегипетской «Книге мертвых», Анубис, на входе в подземное царство взвешивает сердце всякого умершего на особых весах, где в качестве гири выступает богиня правосудия Маат.
- Каменная стела I тысячелетия до н. э. (Турция) изображает хетта, использующего вместо поперечной планки балансовых весов собственный палец.
- Историки приписывают римлянам изобретение принципиально новой системы измерения веса — при которой передвигается гиря, а точка опоры и положение привеса остаются неизменными. В Помпеях найден один из самых ранних безменов . У римского приспособления, в отличие от современного, было две шкалы и две ручки в виде крюков.
- В Древней Руси товары взвешивали на равноплечих весах — скалвах. С XIV века на Руси появляется слово «безмен» (от тюрк. batman — мера веса около 10 кг).
Классификация весов в зависимости от класса точности
• аналитические. Данный вид лабораторного оборудования и приборов используется для определения массы предмета с точностью до четвертого или пятого знака после запятой (1,2 класс точности). Обычно погрешность измерения на аналитических весах составляет 0,0002 грамма;
• Весы 3,4 класса точности (третий знак после запятой);
• технические (средний класс точности). Такое лабораторное оборудование позволяет измерять массу с точностью до одной десятой грамма.
КАКИЕ ВЕСЫ БЫВАЮТ
Необходимой принадлежностью химической лаборатории являются весы , поэтому умение обращаться с ними требуется от каждого работающего в лаборатории. Обычно в химических лабораториях применяют технохимические и аналитические весы.
- Технохимические весы позволяют определять массу с погрешностью до 0.01 г. Их часто используют преимущественно при анализах. На этих весах взвешивание производят с погрешностью до 0.0001-0.0002г. К каждому типу весов полагаются свои гири. Набор гирь для технохимических или аналитических весов, помещенный в специальный футляр, называют разновесом.
Аналитические весы
Это высокоточное оборудование используют с целью контроля в системах управления качеством, в химической, нефтяной и газодобывающей промышленности, в фармацевтике при приготовлении лекарственных препаратов и медицине при диагностике инфекционных заболеваний и анализе биологических материалов и многих других областях.
Особенности применения
в химических лабораториях. Для взятия пробы с целью приготовления титровальных растворов;
• в медицинских учреждения. Для взвешивания веществ при приготовлении дезинфицирующих растворов;
• на производстве. При проведении испытаний гравиметрическими методами анализа;
• в экологических службах. С целью контроля чистоты грунта и воды;
• в испытательных центрах пищевых производств. В процессе проведении испытаний по определению кислотности хлебобулочных изделий и кисломолочной продукции;
• в ювелирных мастерских. Для работы с драгоценными камнями и металлами;
• в криминалистических службах. Для определения степени отравления;
• в наркологических диспансерах. С целью подтверждения или опровержения факта опьянения.
Современные технологии
- Современное лабораторное оборудование и приборы полностью автоматизированы, поэтому проведение калибровки и юстировки осуществляется с минимальным участием оператора. Автоматическая настройка осуществляется посредством встроенной калибровочной гири, поэтому даже частые перемещения приборов не отразятся на их работе. Самые современные аналитические весы изготавливает российско-германское совместное предприятие, которое объединило в своем составе российский «Сартогосм» и германский «Сарториус».
Современные технологии
- Измерительные приборы «Сарториус» оснащены специальным интерфейсом, который позволяет подключить прибор к ПК. Данная функция является незаменимой в условиях работы экспресс-лабораторий, для максимальной экономии времени. Теперь не нужно записывать результаты взвешивания, ведь программное обеспечение запоминает и сохраняет данные, которые необходимо всего лишь распечатать. Измерительные аппараты «Сарториус» CPA 224S-0CE отлично работают в тандеме с анализатором серы и углерода. Это позволяет вносить значения навесок в специальную программу, которая самостоятельно рассчитывает и выдает конечные результаты значений серы и углерода.
Выполнение практической работы
Значение курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас»
- При изучении программы курса акцент делался на вопросы, которые в базовом курсе химии основной школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем. Задачи и упражнения подобраны так, что занятия по их осмыслению и решению проходят либо параллельно с изучаемым на уроках материалом, либо как повторение уже полученных знаний.
- В обучении химии большое значение имеет эксперимент. В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретут опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения. Практическая направленность при реализации данной программы позволит создать условия:
- • для расширения содержания школьного химического образования;
Значение курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас»
- для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
- • для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
- • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
- Химические эксперименты позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных учащиеся смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников.
В результате проведения внеурочного курса в 8 классах
- Развиты практические умения , например, умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- расширены представления учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
- развивались познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения и повышалась мотивация изучения предметов естественнонаучного цикла в часности химии;
- Повысилось стремление к самостоятельной работе; расширялся кругозор обучающихся с привлечением дополнительных источников информации;
- развивалось умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.
- формировалось понимание необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам;
- Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и методов развития мотивации у школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к изучаемому предмету.
Спасибо за внимание!