Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему "Что такое окончание? Как найти в слове корень и окончание?"»
Что такое окончание? Как найти в слове корень и окончание?
Учитель начальных классов
ГБОУ школы № 477
Пушкинского района
г. Санкт- Петербурга
Щукина Светлана Владимировна
15 н оя бря.
Кла сс ная р а бота.
Цели:
- познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении;
- формировать умение находить окончания в словах.
1)Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2)Золото, позолота, зола, золотистый.
3)Гористый, гора, горчица, горная.
Найдите лишнее слово в каждой строчке и запишите остальные слова. Выделите в них корень . Как найти корень в слове?
Спишите. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Увидели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят.
А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.
По Н.Сладкову
Прочитайте слова.
- Улица, на улице, улицей, улицу.
- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?
- Это однокоренные слова?
- Почему?
- Какая часть слова меняется? Кто из вас знает как она называется?
- Эта часть слова называется окончанием .
Окончание - это
изменяемая часть слова , которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
В октябре подул и сердитые ветры .
Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова:
- Окн о - окн а , под окн ом , на окн е ;
- Больш ой - больш ая , больш ие ;
- Жужж ит - жужж ат ;
- Играл а - играл .
и
Обратите внимание!
Осин а , осин ы , осин е , осин у –это формы одного и того же слова осина .
Отличайте их от однокоренных слов : осина- осинник, осиновый .
Работа по учебнику. Упр. 142 (с.79)
- Прочитайте текст.
- Что можно сказать о выделенных словах?
- Что меняется в словах?
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов.
Упр. 145 (с. 80)
- Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получились предложения?
- Выполните задание.
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Что такое окончание?
- Для чего служит окончание?
- Прочитайте правило еще раз, закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 147 (с. 81)
- Прочитайте.
- Найдите пары выделенных слов, сравните.
- Являются ли выделенные пары слов однокоренными словами?
- Почему?
- Выполните задание.
- Прочитайте пары слов, найдите окончания.
- Как найти в слове окончание?
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Что нужно сделать, что бы найти окончание?
- Прочитайте правило еще раз. Закройте учебники, расскажите соседу по парте.
Найдите лишнее слово в каждой строке.
- Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой.
- Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька.
Для чего служит окончание?
Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание.