СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: Векторы

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Векторы»

Цели урока:   Образовательные:  формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;  ввести понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; научить учащихся изображать и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному;  продолжить формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.   Воспитательные:  содействовать воспитанию нравственных и эстетических качеств школьников, уделив особое внимание коллективизму;  профориентация.   Развивающие:  продолжить формирование правильной математической речи; развивать мышление путем анализа;  содействовать развитию воли и настойчивости в учении путем решения практических задач.

Цели урока:

 

Образовательные:

формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;

ввести понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; научить учащихся изображать и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному;

продолжить формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.

  Воспитательные:

содействовать воспитанию нравственных и эстетических качеств школьников, уделив особое внимание коллективизму;

профориентация.

  Развивающие:

продолжить формирование правильной математической речи;

развивать мышление путем анализа;

содействовать развитию воли и настойчивости в учении путем решения практических задач.

 Отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая – концом, называется направленным отрезком или вектором Вектор  АВ ВА Вектор  Длиной или модулем вектора называется длина отрезка АВ В  АВ = АВ a А a Вектор 3

Отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая – концом, называется направленным отрезком или вектором

Вектор

АВ

ВА

Вектор

Длиной или модулем вектора называется длина отрезка АВ

В

АВ = АВ

a

А

a

Вектор

3

 Любая точка плоскости также является вектором.  В этом случае вектор называется нулевым MM Вектор  M Вектор 0 Начало нулевого вектора совпадает с его концом, поэтому нулевой вектор не имеет какого-либо определенного направления. Иначе говоря, любое направление можно считать направлением нулевого вектора . Длина нулевого считается равной нулю MM = 0 4

Любая точка плоскости также является вектором.

В этом случае вектор называется нулевым

MM

Вектор

M

Вектор

0

Начало нулевого вектора совпадает с его концом, поэтому нулевой вектор не имеет какого-либо определенного направления. Иначе говоря, любое направление можно считать направлением нулевого вектора .

Длина нулевого считается равной нулю

MM = 0

4

 Назовите векторы, изображенные на рисунке.  Укажите начало и конец векторов. Е F Вектор F A AB Вектор CD Вектор E C Вектор  или  NN 0 В D N 5

Назовите векторы, изображенные на рисунке.

Укажите начало и конец векторов.

Е F

Вектор

F

A

AB

Вектор

CD

Вектор

E

C

Вектор

или

NN

0

В

D

N

5

 Многие физические величины, например  сила, перемещение материальной точки, скорость, характеризуются не только своим числовым значением, но и направлением в пространстве. Такие физические величины называются  векторными величинами ( или коротко векторами) A 1Н 8 Н В 6

Многие физические величины, например

сила, перемещение материальной точки, скорость, характеризуются не только своим числовым значением, но и направлением в пространстве. Такие физические величины называются векторными величинами ( или коротко векторами)

A

8 Н

В

6

 При изучении электрических и магнитных явлений появляются новые примеры векторных величин.  Электрическое поле, создаваемое в пространстве зарядами, характеризуется в каждой точке пространства вектором напряженности электрического поля.  На рисунке изображены векторы напряженности электрического поля положительного точечного заряда. E + 7

При изучении электрических и магнитных явлений появляются новые примеры векторных величин.

Электрическое поле, создаваемое в пространстве зарядами, характеризуется в каждой точке пространства вектором напряженности электрического поля.

На рисунке изображены векторы напряженности электрического поля положительного точечного заряда.

E

+

7

Н а п р а в л е н и е т о к а  Электрический ток, т.е. направленное движение зарядов, создает в пространстве магнитное поле, которое характеризуется в каждой точке пространства вектором магнитной индукции.   На рисунке изображены векторы магнитной индукции магнитного поля прямого проводника с током. B 8

Н а п р а в л е н и е т о к а

Электрический ток, т.е. направленное движение зарядов, создает в пространстве магнитное поле, которое характеризуется в каждой точке пространства вектором магнитной индукции.

На рисунке изображены векторы магнитной индукции магнитного поля прямого проводника с током.

B

8

 Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. Коллинеарные сонаправленные векторы a c b b c b c a a  Нулевой вектор считается коллинеарным, сонаправленным с любым вектором. o o o a c b 9

Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.

Коллинеарные сонаправленные векторы

a

c

b

b

c

b

c

a

a

Нулевой вектор считается коллинеарным, сонаправленным с любым вектором.

o

o

o

a

c

b

9

 Два ненулевых вектора называются коллинеарными,  если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. Коллинеарные противоположно направленные векторы c b a b c b a 10

Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.

Коллинеарные противоположно направленные векторы

c

b

a

b

c

b

a

10

 Векторы называются равными,  если они сонаправлены и их длины равны. a 1 b С В a b 2 = О А D АВС D – параллелограмм. AD = BC . A В = DC ; C В = DA ; В A = CD ; Найдите еще пары равных векторов. О – точка пересечения диагоналей. 11

Векторы называются равными,

если они сонаправлены и их длины равны.

a

1

b

С

В

a

b

2

=

О

А

D

АВС D – параллелограмм.

AD = BC .

A В = DC ;

C В = DA ;

В A = CD ;

Найдите еще пары равных векторов.

О – точка пересечения диагоналей.

11

a  Если точка А – начало вектора , то говорят, что  вектор отложен от точки А a От любой точки М можно отложить  вектор, равный данному вектору ,  и притом только один. a  a c c a = c a a a c Вектор отложен от точки А = А М 12

a

Если точка А – начало вектора , то говорят, что

вектор отложен от точки А

a

От любой точки М можно отложить

вектор, равный данному вектору ,

и притом только один.

a

a

c

c

a =

c

a

a

a

c

Вектор отложен от точки А

=

А

М

12

Решение задач

Решение задач

Практическая работа a  Отложить вектор, равный n М от точки М a c D от точки D  14

Практическая работа

a

Отложить вектор, равный

n

М

от точки М

a

c

D

от точки D

14

 № 1   В прямоугольнике АВС D АВ=3см, ВС=4см, точка М – середина стороны АВ. Найдите длины векторов. 3 АВ = 4 С 4 В C = В 3 D С = M А = 1,5 3 5 M 4 СВ = АС = 5 D А М C = 15

1 В прямоугольнике АВС D АВ=3см, ВС=4см, точка М – середина стороны АВ. Найдите длины векторов.

3

АВ =

4

С

4

В C =

В

3

D С =

M А =

1,5

3

5

M

4

СВ =

АС =

5

D

А

М C =

15

 № 2   Укажите пары коллинеарных (сонаправленных) векторов, которые определяются сторонами параллелограмма MNPQ . P N M Q MQ NP QM PQ NM PN QP MN 16

2 Укажите пары коллинеарных

(сонаправленных) векторов, которые определяются сторонами параллелограмма MNPQ .

P

N

M

Q

MQ

NP

QM

PQ

NM

PN

QP

MN

16

 № 3    Укажите пары коллинеарных (противоположнонаправленных) векторов, которые определяются сторонами параллелограмма MNPQ . P N M Q QM NP PQ PN MQ QP NM MN 17

3 Укажите пары коллинеарных

(противоположнонаправленных) векторов, которые определяются сторонами параллелограмма MNPQ .

P

N

M

Q

QM

NP

PQ

PN

MQ

QP

NM

MN

17

 № 4   Укажите пары коллинеарных (сонаправленных) векторов, которые определяются сторонами трапеции АВС D с основаниями AD и BC . В С А D AD СВ СВ DA DA AD ВС ВС Сонаправленные векторы Противоположноонаправленные векторы 18

4 Укажите пары коллинеарных

(сонаправленных) векторов, которые определяются сторонами трапеции АВС D с основаниями AD и BC .

В

С

А

D

AD

СВ

СВ

DA

DA

AD

ВС

ВС

Сонаправленные

векторы

Противоположноонаправленные

векторы

18

№ 5  Укажите пары коллинеарных векторов,  которые определяются сторонами треугольника FGH. G F H Коллинеарных векторов нет 18

5 Укажите пары коллинеарных векторов,

которые определяются сторонами треугольника FGH.

G

F

H

Коллинеарных векторов нет

18

 № 6   В параллелограмме АВС D диагонали пересекаются в точке О. Равны ли векторы. Обоснуйте ответ. С В О А D A С = В D . A О = О C ; ВС = D А; A В = DC ; 20

6 В параллелограмме АВС D диагонали пересекаются в точке О. Равны ли векторы.

Обоснуйте ответ.

С

В

О

А

D

A С = В D .

A О = О C ;

ВС = D А;

A В = DC ;

20

 № 7   Точки S и Т являются серединами боковых сторон MN и LK равнобедренной трапеции MNLK.  Равны ли векторы. NL = KL ; N L MS = SN ; MN = KL ; S T TS = KM; TL = KT. M K 21

7 Точки S и Т являются серединами боковых сторон MN и LK равнобедренной трапеции MNLK.

Равны ли векторы.

NL = KL ;

N

L

MS = SN ;

MN = KL ;

S

T

TS = KM;

TL = KT.

M

K

21

 № 8.  АВС D – квадрат, АВ = 4. Заполните пропуски: 1. АВ  и CD – … 4 В С 2. ВС … С D , так как … 4 О 3. АО = … 4. ВО = АО, так как … D А 5. СО = СА, так как … 6. DD  … , DD = … 22

8. АВС D – квадрат, АВ = 4. Заполните пропуски:

1. АВ и CD – …

4

В

С

2. ВС … С D , так как …

4

О

3. АО = …

4. ВО = АО, так как …

D

А

5. СО = СА, так как …

6. DD … , DD = …

22

 № 9.   АВС D – параллелограмм.  По данным рисунка найти АВ = 12 С В 12 6 30 0 D К А 23

9. АВС D – параллелограмм.

По данным рисунка найти

АВ

= 12

С

В

12

6

30 0

D

К

А

23

 № 10. АВС – равнобедренный треугольник.  О – точка пересечения медиан.  По данным рисунка найти = 2 DO В В O = 4 10 6 O А 2 8 D 16 С 24

10. АВС равнобедренный треугольник.

О – точка пересечения медиан.

По данным рисунка найти

= 2

DO

В

В O

= 4

10

6

O

А

2

8

D

16

С

24

 № 11.   АВС D – прямоугольная трапеция.  Найти Решение В D , CD , AC B C 5 5 5 45 0 К 7 A D 12 7 25

11. АВС D – прямоугольная трапеция.

Найти

Решение

В D , CD , AC

B

C

5

5

5

45 0

К

7

A

D

12

7

25

Тесты «Понятие вектора» «Действия с векторами»

Тесты

«Понятие вектора»

«Действия с векторами»

Тест №1 (без вариантов ответов )

Тест №1

(без вариантов ответов )

C B BO AB CD OD O A D Назовите все векторы, изображенные на рисунке

C

B

BO

AB

CD

OD

O

A

D

Назовите все векторы, изображенные на рисунке

C B O A D Среди изображенных на рисунке векторов укажите коллинеарные

C

B

O

A

D

Среди изображенных на рисунке векторов укажите коллинеарные

C B O A D Среди изображенных на рисунке векторов укажите сонаправленные

C

B

O

A

D

Среди изображенных на рисунке векторов укажите сонаправленные

C B O A D Среди изображенных на рисунке векторов укажите равные

C

B

O

A

D

Среди изображенных на рисунке векторов укажите равные

C B O A D Среди изображенных на рисунке векторов укажите векторы,  сонаправленные вектору ОО AA BB CC DD

C

B

O

A

D

Среди изображенных на рисунке векторов укажите векторы, сонаправленные вектору ОО

AA BB CC DD

Тест №2 (с вариантами ответов )

Тест №2

(с вариантами ответов )

1.Упростите выражение MN+XY=MX а) MX в) NY б) MY г) YM 32

1.Упростите выражение

MN+XY=MX

а) MX в) NY

б) MY г) YM

32

2.Найдите вектор х : АВ + х = АК а) ВК    в)  КК б) КВ    г)  СК 32

2.Найдите вектор х :

АВ + х = АК

а) ВК в) КК

б) КВ г) СК

32

3.Найдите вектор a+b , используя правило треугольника : b а)      в)  б)      г)  a a a + b a + b b b a a a + b a + b b 32

3.Найдите вектор a+b ,

используя правило треугольника :

b

а) в)

б) г)

a

a

a + b

a + b

b

b

a

a

a + b

a + b

b

32

4.Найдите вектор a+b , используя правило параллелограмма: а)      в)  б)      г)  a a a + b a + b b b b a a a + b a + b b 36

4.Найдите вектор a+b ,

используя правило параллелограмма:

а) в)

б) г)

a

a

a + b

a + b

b

b

b

a

a

a + b

a + b

b

36

1 2 Б 3 А 4 Г Б За верно выполненные 2 задания – оценка «3» 3 задания – оценка «4» 4 задания – оценка «5» 37

1

2

Б

3

А

4

Г

Б

За верно выполненные 2 задания – оценка «3»

3 задания – оценка «4»

4 задания – оценка «5»

37

умею… знаю… Рефлексия Закончи предложения… Я могу…

умею…

знаю…

Рефлексия

Закончи предложения…

Я

могу…

Домашнее  задание Итоги урока

Домашнее

задание

Итоги урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!