Цели урока:
Образовательные:
формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;
ввести понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; научить учащихся изображать и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному;
продолжить формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.
Воспитательные:
содействовать воспитанию нравственных и эстетических качеств школьников, уделив особое внимание коллективизму;
профориентация.
Развивающие:
продолжить формирование правильной математической речи;
развивать мышление путем анализа;
содействовать развитию воли и настойчивости в учении путем решения практических задач.
Отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая – концом, называется направленным отрезком или вектором
Вектор
АВ
ВА
Вектор
Длиной или модулем вектора называется длина отрезка АВ
В
АВ = АВ
a
А
a
Вектор
3
Любая точка плоскости также является вектором.
В этом случае вектор называется нулевым
MM
Вектор
M
Вектор
0
Начало нулевого вектора совпадает с его концом, поэтому нулевой вектор не имеет какого-либо определенного направления. Иначе говоря, любое направление можно считать направлением нулевого вектора .
Длина нулевого считается равной нулю
MM = 0
4
Назовите векторы, изображенные на рисунке.
Укажите начало и конец векторов.
Е F
Вектор
F
A
AB
Вектор
CD
Вектор
E
C
Вектор
или
NN
0
В
D
N
5
Многие физические величины, например
сила, перемещение материальной точки, скорость, характеризуются не только своим числовым значением, но и направлением в пространстве. Такие физические величины называются векторными величинами ( или коротко векторами)
A
1Н
8 Н
В
6
При изучении электрических и магнитных явлений появляются новые примеры векторных величин.
Электрическое поле, создаваемое в пространстве зарядами, характеризуется в каждой точке пространства вектором напряженности электрического поля.
На рисунке изображены векторы напряженности электрического поля положительного точечного заряда.
E
+
7
Н а п р а в л е н и е т о к а
Электрический ток, т.е. направленное движение зарядов, создает в пространстве магнитное поле, которое характеризуется в каждой точке пространства вектором магнитной индукции.
На рисунке изображены векторы магнитной индукции магнитного поля прямого проводника с током.
B
8
Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.
Коллинеарные сонаправленные векторы
a
c
b
b
c
b
c
a
a
Нулевой вектор считается коллинеарным, сонаправленным с любым вектором.
o
o
o
a
c
b
9
Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.
Коллинеарные противоположно направленные векторы
c
b
a
b
c
b
a
10
Векторы называются равными,
если они сонаправлены и их длины равны.
a
1
b
С
В
a
b
2
=
О
А
D
АВС D – параллелограмм.
AD = BC .
A В = DC ;
C В = DA ;
В A = CD ;
Найдите еще пары равных векторов.
О – точка пересечения диагоналей.
11
a
Если точка А – начало вектора , то говорят, что
вектор отложен от точки А
a
От любой точки М можно отложить
вектор, равный данному вектору ,
и притом только один.
a
a
c
c
a =
c
a
a
a
c
Вектор отложен от точки А
=
А
М
12
Решение задач
Практическая работа
a
Отложить вектор, равный
n
М
от точки М
a
c
D
от точки D
14
№ 1 В прямоугольнике АВС D АВ=3см, ВС=4см, точка М – середина стороны АВ. Найдите длины векторов.
3
АВ =
4
С
4
В C =
В
3
D С =
M А =
1,5
3
5
M
4
СВ =
АС =
5
D
А
М C =
15
№ 2 Укажите пары коллинеарных
(сонаправленных) векторов, которые определяются сторонами параллелограмма MNPQ .
P
N
M
Q
MQ
NP
QM
PQ
NM
PN
QP
MN
16
№ 3 Укажите пары коллинеарных
(противоположнонаправленных) векторов, которые определяются сторонами параллелограмма MNPQ .
P
N
M
Q
QM
NP
PQ
PN
MQ
QP
NM
MN
17
№ 4 Укажите пары коллинеарных
(сонаправленных) векторов, которые определяются сторонами трапеции АВС D с основаниями AD и BC .
В
С
А
D
AD
СВ
СВ
DA
DA
AD
ВС
ВС
Сонаправленные
векторы
Противоположноонаправленные
векторы
18
№ 5 Укажите пары коллинеарных векторов,
которые определяются сторонами треугольника FGH.
G
F
H
Коллинеарных векторов нет
18
№ 6 В параллелограмме АВС D диагонали пересекаются в точке О. Равны ли векторы.
Обоснуйте ответ.
С
В
О
А
D
A С = В D .
A О = О C ;
ВС = D А;
A В = DC ;
20
№ 7 Точки S и Т являются серединами боковых сторон MN и LK равнобедренной трапеции MNLK.
Равны ли векторы.
NL = KL ;
N
L
MS = SN ;
MN = KL ;
S
T
TS = KM;
TL = KT.
M
K
21
№ 8. АВС D – квадрат, АВ = 4. Заполните пропуски:
1. АВ и CD – …
4
В
С
2. ВС … С D , так как …
4
О
3. АО = …
4. ВО = АО, так как …
D
А
5. СО = СА, так как …
6. DD … , DD = …
22
№ 9. АВС D – параллелограмм.
По данным рисунка найти
АВ
= 12
С
В
12
6
30 0
D
К
А
23
№ 10. АВС – равнобедренный треугольник.
О – точка пересечения медиан.
По данным рисунка найти
= 2
DO
В
В O
= 4
10
6
O
А
2
8
D
16
С
24
№ 11. АВС D – прямоугольная трапеция.
Найти
Решение
В D , CD , AC
B
C
5
5
5
45 0
К
7
A
D
12
7
25
Тесты
«Понятие вектора»
«Действия с векторами»
Тест №1
(без вариантов ответов )
C
B
BO
AB
CD
OD
O
A
D
Назовите все векторы, изображенные на рисунке
C
B
O
A
D
Среди изображенных на рисунке векторов укажите коллинеарные
C
B
O
A
D
Среди изображенных на рисунке векторов укажите сонаправленные
C
B
O
A
D
Среди изображенных на рисунке векторов укажите равные
C
B
O
A
D
Среди изображенных на рисунке векторов укажите векторы, сонаправленные вектору ОО
AA BB CC DD
Тест №2
(с вариантами ответов )
1.Упростите выражение
MN+XY=MX
а) MX в) NY
б) MY г) YM
32
2.Найдите вектор х :
АВ + х = АК
а) ВК в) КК
б) КВ г) СК
32
3.Найдите вектор a+b ,
используя правило треугольника :
b
а) в)
б) г)
a
a
a + b
a + b
b
b
a
a
a + b
a + b
b
32
4.Найдите вектор a+b ,
используя правило параллелограмма:
а) в)
б) г)
a
a
a + b
a + b
b
b
b
a
a
a + b
a + b
b
36
1
2
Б
3
А
4
Г
Б
За верно выполненные 2 задания – оценка «3»
3 задания – оценка «4»
4 задания – оценка «5»
37
умею…
знаю…
Рефлексия
Закончи предложения…
Я
могу…
Домашнее
задание
Итоги урока