Презентация к уроку геометрии в 9 классе
«Решение задач по теме «Векторы на плоскости»
Материал подготовила Белякова Людмила Калениковна, учитель математики МБОУ «Веревская средняя общеобразовательная школа» Гатчинского района Ленинградской области
Тема урока : «Решение задач по теме «Векторы на плоскости».
Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме, совершенствовать навыки в решении задач.
Задачи урока:
- Повторить определение вектора, понятия равных, противоположных, коллинеарных векторов.
- Развивать умения в выполнении действий над векторами.
- Формирование логического мышления, умений в отыскании способа решения задач.
- Развитие умений аргументировать, доказывать правильность выполнения задания.
Устная работа с использованием чертежа
- Дайте определение вектора.
- Назовите начало и конец указанного вектора.
- Какие векторы называют коллинеарными?
- Назовите коллинеарные векторы.
- Какие векторы называют равными?
- Назовите равные векторы.
М
А
В
К
Д
С
Т
Р
Работа в тетради по повторению.
- Постройте в тетради сумму данных векторов двумя способами.
- Постройте в тетради разность данных векторов двумя способами.
(Т)
Р
Д
К
Р
Р
В
К
К
Т
(Т)
Д
Д
Построение разности векторов.
Р
Р
Т
К
К (Т )
Д
Д
Д
2 способ
КР + (-ТД)
Р (Т)
К
Устная работа по готовому чертежу
Укажите равные векторы. Назовите вектор, равный ВА, АД.
Укажите противоположные векторы.
Назовите вектор, равный – ВО, - АО.
Чему равна сумма противоположных векторов?
С
В
О
О
А
Д
Устная работа по готовому чертежу
Укажите верные равенства и докажите их равенство
1) АО = ОС, ВО = ОД, ВС = АД,
2) АВ + ВО = ОД, ВО + ОС = АД, АО – АВ = ОВ
С
В
О
О
Д
А
Устная работа по готовому чертежу
М, N и К –середины сторон треугольника АВС.
Назовите вектор, равный
В N , АК, К N ,
2МК, - 2MK , - МК
-2М N , 2М N , - MN
М В + N С, АМ + КС
АК-АМ, К N - В N
В
N
М
К
С
А
Устная работа по готовому чертежу
В
С помощью векторов
МК и КР выразите векторы:
МР, АС, ВС, АВ, РК, СК .
К
М
С
А
Р
Задача для самостоятельного решения с последующей проверкой
- С помощью векторов ОА и ОД выразите векторы
АД, ДА, АВ, СД, ВД, ДВ, СА, АС.
Запишите полученные равенства.
С
В
О
Д
А
Проверка выполнения работы.
С
В
О
Д
А
АД = - ОА + ОД ДА = - ОД + ОА
АВ = - ОА – ОД СД = ОА + ОД
ВД = 2ОД ДВ = - 2ОД
СА = 2ОА АС = - 2ОА
Задача для самостоятельной работы с последующей проверкой
- Известно, что МК = КР = РТ = ТД.
С помощью векторов ОМ и ОД выразите вектор ОТ
О
Д
Р
К
М
Т
Проверка решения задачи
ДТ = 0,25ДМ
ДМ = - ОД + ОМ
ДТ = 0,25(- ОД + ОМ)
ОТ = ОД + 0,25( - ОД + ОМ)
ОТ = 0,75ОД + 0,25 ОМ
Задача для самостоятельного решения
В трапеции АВСД основание АД больше основания ВС в 2 раза. О – точка пересечения диагоналей трапеции.
С помощью векторов АВ и ВС выразите следующие векторы: АД, АС, СА,ВД, СД, ВО, ОД, СО, ОА
В
С
О
Д
А
Проверка выполнения работы
АД = 2 ВС,
АС = АВ + ВС
СА = -ВС - АВ
ВД= - АВ + 2ВС
СД = -ВС – АВ + 2 ВС = - АВ + ВС
Треугольники АОВ и ВОС подобны, коэффициент подобия к = 2
Значит, ОД = 2ВО, ВД = 3ВО
Следовательно, ВО = 1/3ВД, т.е. ВО = 1/3 ( -АВ + 2ВС)
ОД = 2/3 ВД, ОД = 2/3 (-АВ + 2ВС)
Аналогично, СО =1/3 СА, т.е. СО = 1/3(-ВС – АВ)
ОА= 2/3 СА, т. е. ОА = 2/3 (-ВС – АВ)
Самостоятельная работа по вариантам
- Точки М и К – середины сторон треугольника АВС.
Пользуясь векторами ОМ и ОК выразите векторы
ОВ, ВК, АМ, АВ. ОВ, СК, ВС, ВА.
1 вариант 2 вариант
С
В
В
К
О
К
М
О
С
А
М
А
Подведение итога урока .
- Повторили определение вектора, его обозначение.
- Понятия равных векторов, коллинеарных векторов.
- Закрепили умения в выполнении действий над векторами – сложение, вычитание, умножение вектора на число.
- Рассмотрели решение задач в выражении векторов через данные вектора с помощью изученных действий .