Современные образовательные технологии: интерактивное обучение в вузе
Одно из важнейших направлений в совершенствовании ВПО , повышении его эффективности и качества подготовки профессионалов в современном вузе – это освоение и расширение применения форм и методов интерактивного обучения .
- активизации участия обучающегося в создании образовательного результата;
- формирования творческих общепрофессиональных компетенций, все более востребуемых современным работодателем (таких, как способность откликаться на быстро меняющуюся ситуацию).
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»).
Таким образом, интерактивный – основанный на взаимодействии , а эффективное взаимодействие как вершинный результат общения всегда диалогично.
Понятие о сущности интерактивного обучения
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение , в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся , непосредственное или опосредованное ( в том числе в значительном числе случаев - с помощью электронной/ компьютерной техники)
Основные заблуждения
1.Интерактивное обучение осуществляется только с использованием компьютерной техники
Основные заблуждения
2.Традиционные формы и методы обучения не могут быть интерактивными
Основные заблуждения
3 . Развитие интерактивного обучения в вузе может осуществляться только через освоение новых методик.
Позитивная альтернатива
К освоению новых форм и методов – через трансформацию имеющегося методического инструментария в интерактивный :
- лекция-диалог,
- семинар-дискуссия,
- метод кейсов
Компьютер в интерактивной модели обучения
- Лекция-беседа
- Семинар-дискуссия
- Кейс-стади
слайдов лекции
- Интерактивные панели + доска
- Слайд-кейс, презентации решений ситуаций
Компьютер в интерактивной модели обучения
- Компьютерное тестирование (учебное и психологическое)
- Выполнение практических творческих заданий в программах офиса (или специальных)
- Интернет консультирование по дисциплине/исследовательской работе
- Интерактивное оборудование и программное обеспечение.
- Мобильные технологии в обучении и образовании
Преимущества интерактивной модели обучения
- Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи;
- из объекта воздействия студент превращается в субъекта взаимодействия , он сам активно участвует в процессе обучения, в конструировании индивидуального образовательного маршрута ;
Преимущества интерактивной модели обучения
Использование этой модели
- предусматривает моделирование жизненных ситуаций , совместное решение проблем;
- дает возможность использования ролевых деловых игр ( в отличие от имитационных ).
Применение интерактивного обучения
Определяется:
- Характером образовательной программы (основная/дополнительная)
- Спецификой учебной дисциплины
- Целью конкретного занятия
- Возрастными и иными особенностями обучающихся
- Возможностями и предпочтениями преподавателя
Применение интерактивного обучения
ВПО
СПО
- Сочетание игровых методик с другими
- Поиск проблем и решений формулируемых задач
- Активное использование игровых методик
- Поиск решения уже поставленных задач
Тренер Тьютор
Фасилитатор
Модератор Коуч Медиатор
Тренинг Воркшоп ( Workshop )
Тренер
англ. trainer, от train - обучать, тренировать
Ведущий обучающих мероприятий – семинаров, тренингов, направленных на совершенствование мастерства, формирование умений и навыков – личностных и профессиональных.
Практический аспект, активные методы обучения
Тьютор
- Англ. «наставник, репетитор, опекун»
- Тьютор - преподаватель, консультант-наставник, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы, часто в дистанционном обучении.
- Учитель-консультант, координатор
Фасилитатор (модератор)
Карл Роджерс
«facilitate» (англ) «облегчать, продвигать»
Организует и управляет процессом обсуждения определенных вопросов и тем в условиях группы людей. Цель - наладить эффективный обмен различными мнениями.
Учитель-фасилитатор : облегчение и стимулирование процесса учения, создание в классе соответствующей эмоциональной обстановки, атмосферы психологической поддержки.
- В фасилитации акцент смещен в сторону установления благожелательной, стимулирующей учебный процесс атмосферы
- В тьюторстве больше акцентируются организационно-координирующие моменты.
Коуч
- «коучинг» - сопровождение, личное наставничество, тренерство (англ)
- Личный коучинг – бизнес, управление, построение жизни или карьеры
- Коуч не дает прямых указаний, а при помощи наводящих вопросов, мягкого побуждения, мотивирующего вызова и поддерживающего диалога помогает клиенту распознать его цели в личной жизни, бизнесе и взаимоотношениях, разработать планы и стратегии, ведущие к их достижению и реализовать их.
Медиатор
нейтральная сторона (профессиональный переговорщик, посредник), принимающая участие в переговорах по разрешению конфликта.
Воркшоп ( Workshop ), тренинг
англ. «цех», «мастерская»
Форма проведения обучающего мероприятия с использованием активных, интерактивных методов, практически ориентированная.
- Предложение идей на основе своего практического опыта
- Взаимозависимость тренера и участников
- Активная вовлеченность
- Ответственность за процесс обучения.
Интерактивные методы
- мозговой штурм
- лекция-диалог (интерактивная лекция)
- работа в парах
- работа в малых группах
- дискуссии (диспуты, диалоги)
Интерактивные методы
- презентация
- демонстрация
- моделирование ситуаций
- обучение действием (тренинг навыков)
- игры (любые виды игр)
Интерактивные методы
- деловые игры
- ролевые игры
- видеотренинг
- кейс-метод
- фокус-группа
Интерактивные методы
- аквариум
- спектакль (театр)
- экскурсия
- открытое пространство (форма)
- банкет (а почему бы и нет?!)
Этапы интерактивного обучающего мероприятия
Вводная часть
« Разбудить» группу
- знакомство
- презентация программы
- сбор ожиданий (формулировка целей)
- правила работы на семинаре
Основная часть
Введение информации («тело» обучающего мероприятия):
- Индуктивный подход (от частного – к общему). Сначала участники представляют свой опыт, получают новый опыт в играх и упражнениях, а затем происходит обобщение, даются схемы, теории.
- Дедуктивный подход (от общего к частному). Тренер сначала предлагает теоретическую основу, которая потом раскрывается через личный опыт участников, а также через игры, упражнения и др.
Завершение
- Мотивация на реализацию на практике полученных знаний и умений
представить будущее организации, подготовка письменных рекомендаций себе или своей организации, «сбор чемодана»
- Завершение обучающего мероприятия
проверка реализации ожиданий, финальный круг или другая форма завершения работы, «До свидания»
- Оценка – мгновенная и отсроченная
Принципы
- Блоки по 1,5 часа работы
- 15-20 мин., потом смена методов и форм
- Перерывы и движение, разминки
- Все тяжелое утром
- Разные каналы восприятия
Заметки
- Гендерный баланс
- Помещение (расстановка мебели)
- Зоны комфорта и дискомфорта
- Безопасное пространство
- Добавьте красок!
- Тренинг как танец с участниками
Ссылки
- http :// letopisi.ru / index.php / Интерактивные_методы_обучения
- http :// ru.wikipedia.org / wiki / Интерактивные_подходы
- http :// letopisi.ru / index.php / Игровая_вечеринка_Копилка_игр