СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник "Новые направления ЦИОИ". Научно  - практическая заочная конференция    «Место информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве: возможность, необходимость, условия успешной реализации» февраль 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Чарушникова Р.М.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №152» Кировского района, г. Казань

 

Одной из целей национального проекта «Образование», утвержденного приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 05.10.2005 № 250, является информатизация образования (федеральный портал дистанционных программ, компьютеризация школ и вузов, доступ школ к интернету). 

Учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены воспринимать зрительные образы. Поэтому, материал, сопровождаемый красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение использование того же самого с помощью мела и доски. Таким образом, учитель начинает говорить на языке, понятном каждому ученику и учит его формулировать свои мысли кратко и четко.

Разработка таких материалов развивает логическое мышление, учит определять главное от второстепенного, позволяет структурировать информацию. Такие навыки очень полезны именно сегодня, в эпоху информационного бума.

            Какие требования предъявляются к выпускникам современной школы? Взгляды педагогов разных стран мира весьма близки. Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века[1]. Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. [2]

Что же дает нам компьютер, для решения означенных дидактических подходов? Это интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности. Поясним эти новые возможности более подробно.

Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия). Причем каждое высказывание или реакция участников взаимодействия происходит как с учетом собственных высказываний или действий, так с учетом высказываний или действий другой стороны.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации (multi – много, media – среда, способ, средство). Все это приводит к качественному повышение эффективности образовательных ресурсов. По оценкам голландского Института «Евролинвист» большинство людей запоминают 5% услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.

Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность такого диалога, контроль за состоянием процесса. Другая сторона коммуникативности - возможность оперативной передачи информации пользователю.

Моделинг –имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека.

Производительность в контексте использования компьютера означает автоматизация.

 Интеграция этих новых инструментов позволяет выстраивать дидактические модели нового уровня, порождает новые качества в представлении и освоении учебной информации, создают новые инструменты для познания мира. [3]

 В своей педагогической практике ИКТ использую с 2005 года       по следующим направлениям:

  1. Тематическое планирование уроков
  2.  Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
  3. Освоение и использование новых технических средств обучения
  4. Проектирование уроков
  5. Внеклассные мероприятия
  6. Проектная и творческая работа учащихся
  7. Разработка программ предпрофильных, элективных курсов, занятий факультативов.
  8. Участие в профессиональных конкурсах, творческих конкурсах учащихся.
  9. Обобщение педагогического опыта на различных уровнях (размещение на сайтах методических разработок, участие в видеоконференциях, педагогических сообществах).

 Организация работы на уроке с применением ИКТ в современной школе помогает решить проблемы, связанные с мотивацией учения, подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА, подготовки к олимпиадам и конкурсам и др. Кроме того, компьютерные технологии дают возможность:

  1. Найти дополнительные источники информации для учителя и учащихся.
  2. Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками.
  3. Сопровождать учебный материал динамическими рисунками.
  4. Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.
  5. Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся.
  6. Организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку собственных исследований.
  7. Проводить дистанционное обучение с учащихся на домашнем обучении.
  8. Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

  В моем кабинете химии кроме мультимедийного комплекта есть интерактивная доска. Конечно подготовка к уроку с использованием интерактивной доски требует от учителя затраты личного времени, но оно того стоит, если вы хотите, чтобы учащиеся с интересом и желанием изучали ваш предмет.    Интерактивная доска позволяет учителю и учащимся непосредственно влиять на процесс, происходящий на экране. Возможности доски позволяют оживить обычную презентацию Power Point, так как сенсорным маркером можно делать записи прямо на слайдах, передвигать объекты, загораживать шторкой часть материала, например, ответы на вопросы или решение задачи.  Работу с интерактивной доской я осваивала самостоятельно, разбирая уроки на сайтах http://activ.polytech.kz/ и http://www.prometheanplanet.ru/ .

Интерактивная доска позволяет управлять интерактивными таблицами, схемами, тестами. Такую форму можно использовать при фронтальной работе с классом или индивидуально, вызывая ученика к доске. В этом случае учитель или ученик не привязаны к компьютерной мыши, а класс следит за ходом работы. Любой ученик может подойти и помочь в случае затруднения. Многопользовательский режим, позволяет    работать у доски двоим учащимся, не зависимо друг от друга. Записанные на электронной интерактивной доске комментарии после урока могут быть распечатаны или отправлены по электронной почте учащимся. Таким образом, у ученика появляются дидактические материалы, облегчающие процесс воспроизведения усвоенной на уроке информации.

В основе современного урока лежит деятельный подход к обучению, который должен представлять собой     процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Поэтому, применяя на уроке ЦОР, следует помнить о том, что современный ЦОР должен отвечать двум необходимым условиям:

1) Насыщенность интерактивными компонентами, яркость, наглядность, возможность показать то, что нельзя увидеть.

2) Обеспечение организации самостоятельной деятельности учащихся как субъектов познания, реализация диалоговых моделей взаимодействия с пользователем.

При изучении нового материала и обобщения знаний учитель сталкивается с проблемой большого объёма информации. Поэтому на уроке целесообразно    применять компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point или в программе, в которой работает интерактивная доска, чтобы представить большой объём информации в короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде.  Встроенные в презентацию анимации, озвученные фрагменты видеоопытов делают материал более доступным для восприятия.

«Оживить» процессы и явления помогают флеш-анимации, которые можно найти по адресу: http://school-collection.edu.ru. Их работу поддерживает программа install flash player.exe.

  Экспресс-тестирование с использованием программных продуктов «1С: Репетитор. Химия» позволяет быстро проверить знания, уточнить неясные вопросы и устранить пробелы в знаниях.

Виртуальная лаборатория позволяет моделировать механизмы химических реакций, образования различных видов химической связи, использовать лабораторное оборудование, которого нет в школе. Также она помогает подготовиться к практической работе заранее или выполнить её индивидуально в случае пропуска урока. Виртуальная лаборатория доступна всем, так как выложена в «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» на сайте http://school-collection.edu.ru.

Можно было бы, конечно, выделить отдельно плюсы и минусы  применения компьютера и интерактивной доски  на уроке, но ведь они есть в любой технологии, учитель сам определяет,  по какому пути идти.

 В своей работе для удобства необходимо уметь  структурировать информацию в компьютере:

 Во-первых, определится с выбором электронных образовательных ресурсов (ЭОР):

В своей работе я использую следующие образовательные сайты и порталы: www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.openclass.ru/, http://zavuch.info/ и другие.

  Учителю следует освоить такие программы, как Microsoft Office Excel, Microsoft Office Access, архив ZIP – WinRAR и другие. Программа Windows Movie Maker позволяет   создать красочный музыкальный видеофильм, сопровождающийся текстовым пояснением к слайдам. Такой видеофильм легко создается из картинок или фотографий по определённой теме и может быть использован для актуализации знаний на уроке, постановки проблемы или обобщения по теме, а также для подготовки вечера выпускников, родительского собрания и т.п.

Использую готовые электронных пособия фирмы ООО «Физикон» «Открытая химия» и ООО «1С Образование», где имеются электронные учебники по всему курсу химии. Данные диски наиболее соответствуют программным требованиям к преподаванию химии в школе.

Во-вторых, создать личный банк с ЦОРами и другими методическими и дидактическими материалами (разработки уроков, презентаций и т.д).

Изучать как можно больше возможности компьютера, интерактивной доски, учиться никогда не поздно.  

           Являюсь активным участником и победителем различных конференций и конкурсов в применении ИКТ, что способствует моему саморазвитию и самосовершенствованию. Мои учащиеся принимают участие в конкурсе цифровых образовательных ресурсов по химии КНИТУ.

Таким образом, техническое оснащение образовательного процесса,  ставит перед учительством задачу сменить стереотипы мышления и повысить уровень технологизации образования. ИКТ-компетентность педагогов, их мотивация на использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, является необходимым условием построения информационного образовательного пространства, которое позволяет решить задачи подготовки обучающихся к жизни в условиях информационного общества, повышения качества образования.

 

Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под редакцией Е.С.Полат.- М.: Академия, 2000.-272 с
  2. Новый носитель или новое явление? Мультимедиа в образовании – что это такое? / А.В.Осин. – Библиотечное дело 2005, № 7 http://lib.1september.ru/2006/03/4.htm
  3. Россия и США на пороге третьего тысячелетия./ Б.С. Гершунский.- М.:Флинта, 1999.-604 с.

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!