ЗНАНИЯ – ВАМ ОЧЕНЬ НУЖНЫ;
УМЕНИЕ – ЦЕННЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО;
ОПЫТ – В ЖИЗНИ НЕОБХОДИМ!
- Образовательные: закрепление и обобщение знаний учащихся полученные при изучении темы, отработка умений и навыков по решению квадратных уравнений различного вида различными способами, выработка умения выбрать нужный рациональный способ решения.
- Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать, умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их.
- Воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры, умение работать в группах, развивать познавательную активность и логическое мышление учащихся, развития интереса к предмету.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Квадратным уравнением называется
уравнение вида ах 2 + вх +с = 0 ,
где х –переменная,
а , в и с некоторые числа,
причем а 0 .
Квадратным уравнением называется уравнение вида
ax 2 + bx + c = 0, а ≠ 0
где х ─ неизвестное, a,b,c ─ заданные числа, а называют старшим коэффициентом, b ─ вторым коэффициентом, c ─ свободным членом.
Полные квадратные уравнения
Неполные квадратные уравнения
(если хотя бы один из коэффициентов
b = 0 или c = 0 )
ax 2 =0,a ≠0,
b=0,c=0.
приведенные
(если а = 1 )
х 2 + px +q = 0
ax 2 +bx=0,
a ≠0,c=0.
ax 2 + bx + c = 0
а ≠ 0
неприведенные
ax 2 + c = 0,
a ≠0, b=0.
КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
ПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
а ≠ 0, в ≠ 0, с ≠ 0
а ≠ 0, в = 0, с = 0
2х 2 +5х-7=0
6х+х 2 -3=0
Х 2 -8х-7=0
25-10х+х 2 =0
3х 2 -2х=0
2х+х 2 =0
125+5х 2 =0
49х 2 -81=0
Определите коэффициенты
квадратного уравнения:
а = 6, в = -1, с = 4;
а = -1, в = 12, с = 7;
а = 5, в = 0, с = 8;
а = -6, в =1, с = 0;
а = 1, в =-1, с = -15.
а) 6х 2 – х + 4 = 0
б) 12х - х 2 + 7 = 0
в) 8 + 5х 2 = 0
г) х – 6х 2 = 0
д) - х + х 2 = 15
0 -два решения: х 1 = и х 2 = - Если –с/а 0 - нет решений Вынесение х за скобки: 1.Деление обеих частей уравнения на а. х 2 = 0 2.Одно решение: х = 0. х(ах + в) = 0 2. Разбиение уравнения на два равносильных: х=0 и ах + в = 0 3. Два решения: х = 0 и х = -в/а " width="640"
РЕШЕНИЕ
НЕПОЛНЫХ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ
в=0
ах 2 +с=0
с=0
ах 2 +вх=0
в,с=0
ах 2 =0
1.Перенос с в правую часть уравнения.
ах 2 = -с
2.Деление обеих частей уравнения на а .
х 2 = -с/а
3.Если –с/а 0 -два решения:
х 1 = и х 2 = -
Если –с/а 0 - нет решений
1.Деление обеих частей уравнения на а.
х 2 = 0
2.Одно решение: х = 0.
х(ах + в) = 0
2. Разбиение уравнения
на два равносильных:
х=0 и ах + в = 0
3. Два решения:
х = 0 и х = -в/а
корней нет. " width="640"
Решение неполных квадратных уравнений
ax 2 + bx + c = 0, а ≠ 0
Если b = 0 ,с = 0,
ах 2 = 0,
х = 0
Если b = 0, а с≠0,то
ax 2 + с = 0 ,
ах 2 = -с,
х 2 = -
Если b≠0, а с=0,то
ax 2 +bx=0 ,
х · (ах + b)= 0,
x = 0, ах + b = 0 ,
ах = - b ,
х = -
-
0,то
х = ±
-
корней
нет.
РЕШИ САМОСТОЯТЕЛЬНО УРАВНЕНИЯ :
1 вариант:
а)
б) ( х + 2) 2 + ( х -3) 2 = 13
2 вариант:
а) 2х + х 2 = 0
б) 49х 2 – 81 = 0
3 вариант:
а) 3х 2 – 2х = 0
б) 125 + 5х 2 = 0
Исторические сведения:
Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты.
Другой индийский ученый Брахмагупта ( VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным.
В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто облекались в стихотворную форму.
________________________________________________
Вот задача Бхаскары:
Обезьянок резвых стая, всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая на полянке забавлялась.
А двенадцать по лианам стали прыгать, повисая.
Сколько ж было обезьянок, ты скажи мне, в этой стае?
Решение задачи Бхаскары:
Пусть было x обезьянок,
тогда на поляне забавлялось – .
Составим уравнение:
+ 12 = х
Ответ: х 1 = 16 , х 2 = 48 обезьянок.
История развития квадратных
уравнений:
Квадратные уравнения в Багдаде(9 век).
Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.
Квадратные уравнения в Индии.
Квадратные уравнения в Европе 13 -17в.в.
Квадратные уравнения в Багдаде (9 век):
Впервые квадратные уравнения
появились в городе Багдаде, их вывел приглашённый математик из Хорезм(Ныне территория Узбекистана) Мухаммед бен-Муса Ал-Хорезми. В отличие от греков, решавших квадратные уравнения геометрическим путем, он мог решить любые квадратные уравнения по общему правилу (найти положительные корни). Если у греков было геометрическое решение, то метод Ал-Хорезми почти алгебраический.
Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне:
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а так же с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения: х 2 + х = х 2 ─ х =
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила, Почти все найденные до сих пор клинописные тексты, приводя только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены, Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилонии, в клинописных текстах отсутствует понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
Квадратные уравнения в Индии
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 году.
В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач.
В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: “ Как солнце блеском своим затмевает звёзды, так учёный человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические
задачи ”.
Квадратные уравнения в Европе в 13-17 веках:
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были
Впервые изложены в 1202 году итальянским математиком
Леонардо Фибоначчи.
Общее правило решения квадратных
уравнений, приведенных к единому
каноническому виду а x 2 + bx + c = 0 ,было
Сформулировано в Европе лишь в 1544
Году немецким математиком
Михаэлем Штифелем .
Виды квадратных уравнений
Неполные квадратные уравнения и частные виды полных квадратных
Уравнений (х 2 + х = а) умели решать Некоторые виды квадратных уравнений решали древнегреческие математики, сводя их решение к геометрическим построениям. Правило решения квадратных уравнений, приведенных к виду
a х 2 + bx + c = 0 , где а ≠ 0,дал индийский ученый Брахмагупта (7век).
Вывод формулы корней квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако он признавал только положительные корни. Итальянские математики 16 веке учитывают помимо положительных и отрицательные корни. Лишь в 17 веке благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других учёных способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Выводы:
Впервые квадратные уравнения сумели решить математики Древнего
Египта. Неполные квадратные уравнения умели решать вавилоняне
(около 2 тыс. лет до н.э.). Некоторые виды квадратных уравнений,
сводя их решение к геометрическим построениям, могли решать древнегреческие математики. Примеры решения уравнений без обращения к геометрии даёт Диофант Александрийский ( III век).
Правило решения квадратных уравнений дал индийский учёный
Брахмагупта ( VII век).
Общее правило решения квадратных уравнений было
Сформулировано немецким математиком М. Штифелем.
Выводом формулы решения квадратных уравнений общего вида занимался Ф. Виет .