Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения.
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №20 г.о. Балашиха
Никулина Елена Васильевна
Цели:
- Я буду знать……
- Я буду уметь…..
Синтаксический разбор предложения
И лошади, равномерно покачивающие мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах возле возов, и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - всё было мне особенно мило и значительно. (Л.Н.Толстой)
Проверьте
И лошади, равномерно покачивающие мокрыми головами , и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах возле возов , и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - всё было мне особенно мило и значительно.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом и однородными определениями.
Расставьте знаки препинания, если требуется. Объясните свой выбор :
- 1) Узкая и извилистая тропа спускалась к ущелью.
- 2)Над ущельем возвышались скалистые неприступные горы.
- 3) По дну ущелья с шумом проносился наполненный растопленными снегами поток.
- 4) Удивлённые путники остановились.
Посмотрите, что получилось!
- 1)Тропа, узкая и извилистая , спускалась к ущелью.
- 2)Над ним возвышались горы, скалистые, неприступные.
- 3)По дну ущелья с шумом проносился поток , наполненный растопленными снегами.
- 4)Удивлённые, путники остановились.
Александр Матвеевич Пешковский (1878 – 1933)
Книгу А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» академик Л.В. Щерба называл «сокровищницей тончайших наблюдений над русским языком».
В ней А.М. Пешковский обратил внимание на связь грамматики со стилистикой и интонацией.
По мнению ученого, основным условием обособления является интонация
Обособление.
Как?
Что?
Признаки существования?
Зачем?
Работа с предложениями
- Муж ее рабочий завода был на все руки мастер.
- Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека.
- Запершись в своей комнате он горько плакал.
- Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали.
- А кошки дурни думают что мы их боимся.
- Около леса на поляне росли грибы.
Посмотрите, что получилось!
- Муж ее, рабочий завода, был на все руки мастер.
- Жасминовый куст, пестревший белыми цветами, виднелся издалека.
- Запершись в своей комнате, он горько плакал.
- Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали.
- А кошки, дурни, думают, что мы их боимся.
- Около леса, на поляне, росли грибы.
Второстепенные члены предложения
(Обособленные члены предложения).
Языковым средством обособления служит интонация.
На письме -запятые, реже –тире.
Обособление –
выделение
Наличие слов, зависящих от обособления.
Инверсивный порядок слов.
Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.
- Предоставляет дополнительную характеристику лица, предмета или действия. Предложение дополняется уточняющим смысловым наполнением, детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
- Насыщает предложение экспрессивным характером.
Тест
1 вариант
2 вариант
I . Выберите верный ответ. Обособление - это
А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
1.Выберите верный ответ. Обособление -
В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
2. Выберите верный ответ. Обособить –
В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
А. выделить по смыслу, т.е. интонационно;
2. Выберите верный ответ. Обособить –
Б. выделить запятыми;
А. выделить по смыслу, т.е. интонационно;
В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
Б. выделить запятыми;
3. Укажи предложения с обособленными определениями
А. Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.
В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на
письме выделить запятыми.
Б. Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.
3. Укажи предложения с обособленными определениями:
В. Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.
4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
А. Скупой теряет всё, желая всё достать.
Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
А. Скупой теряет всё, желая всё достать.
В. Эта деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
В. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
5. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов?
А. Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.
А. Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.
Б. Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.
Б. Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
В. Дым, остывая, стелется туманом.
В. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.
5. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов?
А. Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.
Б. В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.
В. Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.
Проверьте:
1 вариант
2 вариант
1.Б
2.В
1.Б
2.В
3.А
4.В
3.В
4.В
5.В
5.В
Творческое задание
Составьте 5 - 6 простых предложений с обособлениями или напишите сочинение – миниатюру на тему «Зимний день».
Итоги:
Домашнее задание:
- Подготовить устное сообщение об обособлении.
- Упражнение 288.