СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения".»

Понятие об обособлении.  Обособленные члены предложения.  Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №20 г.о. Балашиха Никулина Елена Васильевна

Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения.

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №20 г.о. Балашиха

Никулина Елена Васильевна

Цели: Я буду знать…… Я буду уметь…..

Цели:

  • Я буду знать……
  • Я буду уметь…..
Синтаксический разбор предложения И лошади, равномерно покачивающие мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах возле возов, и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - всё было мне особенно мило и значительно. (Л.Н.Толстой)

Синтаксический разбор предложения

И лошади, равномерно покачивающие мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах возле возов, и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - всё было мне особенно мило и значительно. (Л.Н.Толстой)

Проверьте И лошади, равномерно покачивающие мокрыми головами , и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах возле возов , и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - всё было мне особенно мило и значительно. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом и однородными определениями.

Проверьте

И лошади, равномерно покачивающие мокрыми головами , и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах возле возов , и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - всё было мне особенно мило и значительно.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом и однородными определениями.

 Расставьте знаки препинания, если требуется. Объясните свой выбор : 1) Узкая и извилистая тропа спускалась к ущелью. 2)Над ущельем возвышались скалистые неприступные горы. 3) По дну ущелья с шумом проносился наполненный растопленными снегами поток. 4) Удивлённые путники остановились.

Расставьте знаки препинания, если требуется. Объясните свой выбор :

  • 1) Узкая и извилистая тропа спускалась к ущелью.
  • 2)Над ущельем возвышались скалистые неприступные горы.
  • 3) По дну ущелья с шумом проносился наполненный растопленными снегами поток.
  • 4) Удивлённые путники остановились.
Посмотрите, что получилось! 1)Тропа, узкая и извилистая , спускалась к ущелью. 2)Над ним возвышались горы, скалистые, неприступные. 3)По дну ущелья с шумом проносился поток , наполненный растопленными снегами.  4)Удивлённые, путники остановились.

Посмотрите, что получилось!

  • 1)Тропа, узкая и извилистая , спускалась к ущелью.
  • 2)Над ним возвышались горы, скалистые, неприступные.
  • 3)По дну ущелья с шумом проносился поток , наполненный растопленными снегами.
  • 4)Удивлённые, путники остановились.
Александр Матвеевич Пешковский (1878 – 1933) Книгу А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» академик Л.В. Щерба называл «сокровищницей тончайших наблюдений над русским языком». В ней А.М. Пешковский обратил внимание на связь грамматики со стилистикой и интонацией. По мнению ученого, основным условием обособления является интонация

Александр Матвеевич Пешковский (1878 – 1933)

Книгу А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» академик Л.В. Щерба называл «сокровищницей тончайших наблюдений над русским языком».

В ней А.М. Пешковский обратил внимание на связь грамматики со стилистикой и интонацией.

По мнению ученого, основным условием обособления является интонация

Обособление. Как? Что? Признаки существования? Зачем?

Обособление.

Как?

Что?

Признаки существования?

Зачем?

Работа с предложениями Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. А кошки дурни думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.

Работа с предложениями

  • Муж ее рабочий завода был на все руки мастер.
  • Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека.
  • Запершись в своей комнате он горько плакал.
  • Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали.
  • А кошки дурни думают что мы их боимся.
  • Около леса на поляне росли грибы.
Посмотрите, что получилось! Муж ее, рабочий завода, был на все руки мастер. Жасминовый куст, пестревший белыми цветами, виднелся издалека. Запершись в своей комнате, он горько плакал. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. А кошки, дурни, думают, что мы их боимся. Около леса, на поляне, росли грибы.

Посмотрите, что получилось!

  • Муж ее, рабочий завода, был на все руки мастер.
  • Жасминовый куст, пестревший белыми цветами, виднелся издалека.
  • Запершись в своей комнате, он горько плакал.
  • Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали.
  • А кошки, дурни, думают, что мы их боимся.
  • Около леса, на поляне, росли грибы.
Второстепенные члены предложения (Обособленные члены предложения).   Языковым средством обособления служит интонация. На письме -запятые, реже –тире.   Обособление – выделение Наличие слов, зависящих от обособления. Инверсивный порядок слов. Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов. Предоставляет дополнительную характеристику лица, предмета или действия. Предложение дополняется уточняющим смысловым наполнением, детально объясняет то, о чем говорится в основной его части. Насыщает предложение экспрессивным характером.

Второстепенные члены предложения

(Обособленные члены предложения).

Языковым средством обособления служит интонация.

На письме -запятые, реже –тире.

Обособление –

выделение

Наличие слов, зависящих от обособления.

Инверсивный порядок слов.

Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.

  • Предоставляет дополнительную характеристику лица, предмета или действия. Предложение дополняется уточняющим смысловым наполнением, детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
  • Насыщает предложение экспрессивным характером.

Тест

1 вариант

2 вариант

I . Выберите верный ответ. Обособление - это

А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

1.Выберите верный ответ. Обособление -

В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

2. Выберите верный ответ. Обособить –

В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

А. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

2. Выберите верный ответ. Обособить –

Б. выделить запятыми;

А. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.

Б. выделить запятыми;

3. Укажи предложения с обособленными определениями

А. Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.

В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на

письме выделить запятыми.

Б. Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.

3. Укажи предложения с обособленными определениями:

В. Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.

4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

А. Скупой теряет всё, желая всё достать.

Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

А. Скупой теряет всё, желая всё достать.

В. Эта деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

В. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

5. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов?

А. Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.

А. Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.

Б. Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.

Б. Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.

В. Дым, остывая, стелется туманом.

В. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.

5. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов?

А. Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.

Б. В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.

В. Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.

Проверьте: 1 вариант 2 вариант 1.Б 2.В 1.Б 2.В 3.А 4.В 3.В 4.В 5.В 5.В

Проверьте:

1 вариант

2 вариант

1.Б

2.В

1.Б

2.В

3.А

4.В

3.В

4.В

5.В

5.В

Творческое задание Составьте 5 - 6 простых предложений с обособлениями или напишите сочинение – миниатюру на тему «Зимний день».

Творческое задание

Составьте 5 - 6 простых предложений с обособлениями или напишите сочинение – миниатюру на тему «Зимний день».

Итоги: Я знаю…. Я умею….

Итоги:

  • Я знаю….
  • Я умею….
Домашнее задание: Подготовить устное сообщение об обособлении. Упражнение 288.

Домашнее задание:

  • Подготовить устное сообщение об обособлении.
  • Упражнение 288.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!