СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Обособленные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Обособленные члены предложения"»

Урок русского языка  8 А класс Пятнадцатое марта учитель Попкова Эльза Евгеньевна

Урок русского языка

8 А класс

Пятнадцатое марта

учитель

Попкова

Эльза Евгеньевна

Цифровой диктант 1 –обособленные определения 2-обособленные приложения 3-обособленные дополнения 4-обособленные обстоятельства

Цифровой диктант

  • 1 –обособленные определения
  • 2-обособленные приложения
  • 3-обособленные дополнения
  • 4-обособленные обстоятельства
Проверьте Код: 1-4, 2-4, 3-1, 4-1, 5-4, 6-2, 7-1, 8-1, 9-1, 10-3

Проверьте

  • Код: 1-4, 2-4, 3-1, 4-1, 5-4, 6-2, 7-1, 8-1, 9-1, 10-3
Цифровой диктант.     1. Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле, я заявляю категорически, что во всех областях человеческого воздействия, наносится урон.  2. А может быть, «гомо сапиенс» есть существо инопланетное, которое подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету?  3. Лишите дерево корней,   И вы увидите мгновенно,   Как гибнет красота ветвей  И чахнет лист, сухой и бренный   4. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений.

Цифровой диктант.  

  • 1. Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле, я заявляю категорически, что во всех областях человеческого воздействия, наносится урон.
  • 2. А может быть, «гомо сапиенс» есть существо инопланетное, которое подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету? 
  • 3. Лишите дерево корней,  И вы увидите мгновенно,  Как гибнет красота ветвей И чахнет лист, сухой и бренный  
  • 4. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений.
5. День за днем Земля все больше и больше опустошается, отдавая человечеству свои богатства 6. Во имя процветания будущих поколений необходимо сохранить всё многообразие растений – бесценного дара природы 7. Чудесен ранней осенью березовый лес, но тут, кроме деревьев, бутылки, банки, тряпки, бумага. 8.Леса - это исполинские лаборатории, вырабатывающ..е кислород и улавливающие ядовитые газы и пыль. 9.Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызва..ых к жизн.. невежеством, нерадивостью и жадностью человека.  10.Березонька-беляночка, красавица лесов, проснулась спозараночку от птичьих голосов.
  • 5. День за днем Земля все больше и больше опустошается, отдавая человечеству свои богатства
  • 6. Во имя процветания будущих поколений необходимо сохранить всё многообразие растений – бесценного дара природы
  • 7. Чудесен ранней осенью березовый лес, но тут, кроме деревьев, бутылки, банки, тряпки, бумага.
  • 8.Леса - это исполинские лаборатории, вырабатывающ..е кислород и улавливающие ядовитые газы и пыль.
  • 9.Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызва..ых к жизн.. невежеством, нерадивостью и жадностью человека. 
  • 10.Березонька-беляночка, красавица лесов, проснулась спозараночку от птичьих голосов.
Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания об обособленных членах предложения Задачи: 1. повторить виды……….., чтобы ……….их в…….. 2. расширить …….о роли …………… в тексте, чтобы использовать………….. 3. повторить правила………………, чтобы грамотно….

Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания об обособленных членах предложения

Задачи:

  • 1. повторить виды……….., чтобы ……….их в……..
  • 2. расширить …….о роли …………… в тексте, чтобы использовать…………..
  • 3. повторить правила………………, чтобы грамотно….
Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания об обособленных членах предложения Задачи: 1. повторить виды обособления, чтобы находить их в тексте 2. расширить знания о роли обособленных членов предложений в тексте, чтобы использовать в своей речи 3. повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами, чтобы грамотно оформлять свою речь при письме.

Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания об обособленных членах предложения

  • Задачи:
  • 1. повторить виды обособления, чтобы находить их в тексте
  • 2. расширить знания о роли обособленных членов предложений в тексте, чтобы использовать в своей речи
  • 3. повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами, чтобы грамотно оформлять свою речь при письме.
Обособление- это  смысловое и интонационное выделение членов предложения  с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении.

Обособление-

это  смысловое и интонационное выделение членов предложения  с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении.

Обособленные определения  выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами.
  • Обособленные определения  выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами.
Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется , если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется , если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

Обособленные дополнения  чаще всего выражаются существительными с предлогами  кроме, помимо, сверх, за исключением, включая  и др.
  • Обособленные дополнения  чаще всего выражаются существительными с предлогами  кроме, помимо, сверх, за исключением, включая  и др.
  Обособленные обстоятельства  могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами  несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине  и др.

  Обособленные обстоятельства  могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами  несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине  и др.

Тест

  • 1.Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
  • (1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (Короленко В.)
  • 2.Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
  • (1) В сентябре пошли дожди. (2) Они шуршали в траве. (3)Воздух от них потеплел, а прибрежные заросли запахли дико и остро, как мокрая звериная шкура. (4) По ночам дожди неторопливо шумели в лесах по глухим дорогам, неведомо куда ведущим , по тесовой крыше сторожки, и казалось, что им так и на роду написано моросить всю осень над этой лесной страной. (Паустовский К.)
  • 3.Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
  • (1) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». (2) Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. (3) А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (Паустовский К.)

Тест

  • 4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными дополнениями. Напишите номер этого предложения. 
  • (1) Всё это – только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (2) Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой: (3) «Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мёртвой природе. (4) Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит». (Паустовский К.)
  • 5.Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
  • (1) В этот заревой час низко, над самой землёй, пылает утренняя звезда. (2) Воздух чист, как родниковая вода. (3) В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. (4) На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. (5) И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки. (Паустовский К.)
  • 6.Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
  • (1) Утро приветливо встретило путников. (2) Изумрудное, обрамленное тростниками длинное озеро, на берегу которого остановились, кипело жизнью, пока в синеве безоблачного неба не встало жгучее солнце. (3) Носились чайки, вдоль берега суетливо перебегали стайки малюсеньких куличков-песочников. (4) Время от времени показывались вереницы бакланов, пролетал со свистом выводок уток. (5) Изредка появлялась вдали осторожная белая цапля — красавица южных озер. (6) На воде можно было увидеть неуклюжего, грузного пеликана, стройных лебедей. (7) В тростниках над водой скрипучей песнью заливались скрытые в них крошечные камышовки, серебристыми голосами звенели стайки усатых синиц. (Зверев М.)
Проверьте 1-3 2-4 3-1 4-4 5-1 6-5

Проверьте

  • 1-3
  • 2-4
  • 3-1
  • 4-4
  • 5-1
  • 6-5
Лингвистический эксперимент  это проверка условий функционирования того или иного языкового элемента для выяснения его характерных особенностей, пределов возможного употребления, оптимальных вариантов использования. 

Лингвистический эксперимент

это проверка условий функционирования того или иного языкового элемента для выяснения его характерных особенностей, пределов возможного употребления, оптимальных вариантов использования. 

Алгоритм работы Прочитайте текст и выполните задания.   (1)Днём Татьяна Петровна, румя(н/н)ная, шумная, с потемневшими от волнения глазами, привела из города старика()настройщика, обрусевшего чеха, занимавш…гося починкой примусов, керосинок, кукол, гармоник и настройкой роялей. (2)Фамилия у настройщика была очень смешная: Невидаль. (3)Чех, настроив рояль, сказал, что рояль старый, но очень хороший. (4)Татьяна Петровна и без него это знала.                                                                                                            (К. Паустовский.)   1. Найдите обособленные члены предложения, укажите, какими членами предложения они являются  и чем выражены.   2. Уберите обособленные структуры из текста. Запишите полученный вариант в тетради   3. Сравните, в чём состоит различие исходного и изменённого вариантов.   4. Сделайте вывод об изобразительно-выразительных возможностях обособленных членов предложения.(вывод запишите в тетради)  

Алгоритм работы

  • Прочитайте текст и выполните задания.
  •  
  • (1)Днём Татьяна Петровна, румя(н/н)ная, шумная, с потемневшими от волнения глазами, привела из города старика()настройщика, обрусевшего чеха, занимавш…гося починкой примусов, керосинок, кукол, гармоник и настройкой роялей. (2)Фамилия у настройщика была очень смешная: Невидаль. (3)Чех, настроив рояль, сказал, что рояль старый, но очень хороший. (4)Татьяна Петровна и без него это знала.
  •                                                                                                            (К. Паустовский.)
  •  
  • 1. Найдите обособленные члены предложения, укажите, какими членами предложения они являются  и чем выражены.
  •  
  • 2. Уберите обособленные структуры из текста. Запишите полученный вариант в тетради
  • 3. Сравните, в чём состоит различие исходного и изменённого вариантов.
  •  
  • 4. Сделайте вывод об изобразительно-выразительных возможностях обособленных членов предложения.(вывод запишите в тетради)
  •  
Лингвистический эксперимент Исходный текст Изменённый текст (1)Днём Татьяна Петровна, румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами, привела из города старика-настройщика, обрусевшего чеха, занимавшегося починкой примусов, керосинок, кукол, гармоник и настройкой роялей. (2)Фамилия у настройщика была очень смешная: Невидаль. (3)Чех, настроив рояль, сказал, что рояль старый, но очень хороший. (4)Татьяна Петровна и без него это знала.                                                                                                            (К. Паустовский.)   (1)Днём Татьяна Петровна привела из города старика-настройщика. (2)Фамилия у настройщика была очень смешная: Невидаль. (3)Чех сказал, что рояль старый, но очень хороший. (4)Татьяна Петровна и без него это знала.                                                                                                       

Лингвистический эксперимент

Исходный текст

Изменённый текст

  • (1)Днём Татьяна Петровна, румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами, привела из города старика-настройщика, обрусевшего чеха, занимавшегося починкой примусов, керосинок, кукол, гармоник и настройкой роялей. (2)Фамилия у настройщика была очень смешная: Невидаль. (3)Чех, настроив рояль, сказал, что рояль старый, но очень хороший. (4)Татьяна Петровна и без него это знала.
  •                                                                                                            (К. Паустовский.)
  •  
  • (1)Днём Татьяна Петровна привела из города старика-настройщика. (2)Фамилия у настройщика была очень смешная: Невидаль. (3)Чех сказал, что рояль старый, но очень хороший. (4)Татьяна Петровна и без него это знала.
  •                                                                                                     
  •  
Вывод 1. В исходном тексте при помощи обособленных определений  дается  лаконичная выразительная характеристика лица румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами (предложение №_1) 2. Использование деепричастного оборота позволяет конкретизировать действия лица, уточнить значение глагола-сказуемого сказал настроив рояль предложение №__3_ 3.   Выделение члeнoв предлoжeния позволяет передать тонкие оттенки смысла, подчеркнуть нужные детали, сообщить необходимые дополнительные сведения, конкретизировать значение других членов предложения  

Вывод

  • 1. В исходном тексте при помощи обособленных определений  дается  лаконичная выразительная характеристика лица румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами (предложение №_1)
  • 2. Использование деепричастного оборота позволяет конкретизировать действия лица, уточнить значение глагола-сказуемого сказал настроив рояль предложение №__3_
  • 3.   Выделение члeнoв предлoжeния позволяет передать тонкие оттенки смысла, подчеркнуть нужные детали, сообщить необходимые дополнительные сведения, конкретизировать значение других членов предложения
  •  
Проверьте 2 вариант 1-56 2-34 3-45 4-1 5-3 6-3 7-3 1 вариант 1-3 2-3 3-45 4-3 5-1 6-34 7-56

Проверьте

2 вариант

1-56

2-34

3-45

4-1

5-3

6-3

7-3

1 вариант

1-3

2-3

3-45

4-3

5-1

6-34

7-56

Проверьте 2 вариант Толкнув дощатую калитку, (1) мы с пыльной, разъезженной улицы перешли в тихий, (2) прохладный садик, (3) заросший понизу буйной травой. (Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено, обособленным определением, обособленным обстоятельством).   1 вариант Дородных отвернулся, (1) страдальчески прищурился, (2) ещё раз всмотрелся в солнце, (3) встающее из-за червонного горизонта, (4) и, (5) уже (не)приглушая голоса, (6) отдал приказ форсировать реку. (Воробьев Е.) (Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными сказуемыми, обособленным обстоятельством, обособленным определением).

Проверьте

  • 2 вариант
  • Толкнув дощатую калитку, (1) мы с пыльной, разъезженной улицы перешли в тихий, (2) прохладный садик, (3) заросший понизу буйной травой.
  • (Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено, обособленным определением, обособленным обстоятельством).
  •  
  • 1 вариант
  • Дородных отвернулся, (1) страдальчески прищурился, (2) ещё раз всмотрелся в солнце, (3) встающее из-за червонного горизонта, (4) и, (5) уже (не)приглушая голоса, (6) отдал приказ форсировать реку. (Воробьев Е.) (Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными сказуемыми, обособленным обстоятельством, обособленным определением).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!