СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку на тему: "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное".

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет сделать урок по теме: "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему: "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное".»

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное   ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ И ИСКУССТВА ЧЕРНЯВСКАЯ Г. Б. САРАНСК 2018

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ И ИСКУССТВА ЧЕРНЯВСКАЯ Г. Б.

САРАНСК 2018

Почему наука должна быть тесно связана с искусством?

Почему наука должна быть тесно связана с искусством?

Немецкий  поэт XIX  в.  И.-В.  Гёте  писал,  что  культуре в  равной   мере  нужны  наука  и  искусство.  Для  того,  чтобы  наука приносила  людям  пользу  и  радость,  а  не  вред  и  горе,  она должна  быть  тесно  связана  с  искусством .       И. В. Гете

Немецкий  поэт XIX  в.

И.-В.  Гёте  писал, 

что  культуре в  равной 

мере  нужны  наука  и 

искусство.  Для  того, 

чтобы  наука приносила 

людям  пользу  и  радость,  а  не  вред  и  горе,  она должна  быть  тесно 

связана  с  искусством

И. В. Гете

И ученые, и художники воссоздают мир во имя главной цели – постижения истины, красоты и добра.

И ученые, и художники воссоздают мир во имя главной цели – постижения истины, красоты и добра.

Людей  науки  и  искусства  объединяют  мысль  и  творчество  как  историческая  память  человека.  О. Роден. Поэт и муза

Людей  науки  и  искусства  объединяют  мысль  и  творчество  как  историческая  память  человека. 

О. Роден. Поэт и муза

Какие задачи решает наука?    Какие задачи стоят перед искусством?

Какие задачи решает наука?   Какие задачи стоят перед искусством?

  Однако, наука и искусство решают разные задачи Наука изучает объективные законы мироздания Искусство изучает отношение человека к миру, к людям, к самому себе

Однако, наука и искусство решают разные задачи

Наука изучает объективные законы мироздания

Искусство изучает отношение человека к миру, к людям,

к самому себе

Какие функции у науки наука?  

Какие функции у науки наука?  

Функции науки:   1. познавательная;  2. практически-деятельностная;  3. культурная;  4. культурно-мировоззренческая;  5. социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).

Функции науки:

1. познавательная; 2. практически-деятельностная; 3. культурная; 4. культурно-мировоззренческая; 5. социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).

Какие функции у науки искусства?  

Какие функции у науки искусства?  

Функции искусства:  1. Преобразующая функция (искусство как деятельность)  2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).  3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).  4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира).  5. Коммуникативная функция (искусство как общение).  6. Информационная функция (искусство как сообщение).  7. Воспитательная функция (искусство как катарсис).  Искусство формирует строй чувств и мыслей людей.  8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику.  9. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций).  10. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение).

Функции искусства:

1. Преобразующая функция (искусство как деятельность) 2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). 3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 5. Коммуникативная функция (искусство как общение). 6. Информационная функция (искусство как сообщение). 7. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. 8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. 9. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). 10. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение).

Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

Саркофаг муз. II в. н.э

Саркофаг муз. II в. н.э

Аполлон и музы (Парнас) Никола Пуссен

Аполлон и музы (Парнас) Никола Пуссен

Клио прошлых времен дела вещает потомству,  Мельпомена трагический вопль исторгает печали,  Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,  Сладкую песню поёт с тростниковою флейтой Эвтерпа ,  Терпсихора кифарой влечёт, бурей чувства владея,  С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,  Песни времён героических в книге хранит Каллиопа ,  Звезды небес изучает Урания , неба вращенье,  Жестами всё выражая, Полигимния славит героев.             Авсоний    О. Роден. Поэт и муза

Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поёт с тростниковою флейтой Эвтерпа , Терпсихора кифарой влечёт, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времён героических в книге хранит Каллиопа , Звезды небес изучает Урания , неба вращенье, Жестами всё выражая, Полигимния славит героев. Авсоний

О. Роден. Поэт и муза

Каллиопа (др.-греч. Καλλιόπη — «красноречивая») в древнегреческой мифологии — муза эпической поэзии, науки и философии

Каллиопа (др.-греч. Καλλιόπη — «красноречивая») в древнегреческой мифологии — муза эпической поэзии, науки и философии

Эвтерпа или Евтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая»)— в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с авлосом или сирингой в руках.

Эвтерпа или Евтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая»)— в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с авлосом или сирингой в руках.

Мельпомена  (др.-греч. Μελπομένη) — в древнегреческой мифологии  муза трагедии

Мельпомена

(др.-греч. Μελπομένη)

в древнегреческой мифологии

муза трагедии

Талия, Фалия (др.-греч. Θαλία, Θαλεία от θάλλω «цвету», «разрастаюсь») — в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии,

Талия, Фалия (др.-греч. Θαλία, Θαλεία от θάλλω «цвету», «разрастаюсь») — в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии,

Эрато́ (др.-греч. Ἐρατώ) — муза любовной поэзии

Эрато́ (др.-греч.

Ἐρατώ) — муза любовной поэзии

Полиги́мния (др.-греч. Πολυύμνια) или Поли́мния (Πολύμνια) — в греческой мифологии муза торжественных гимнов, а также сельского хозяйства и пантомимы

Полиги́мния (др.-греч. Πολυύμνια) или Поли́мния (Πολύμνια) — в греческой мифологии муза торжественных гимнов, а также сельского хозяйства и пантомимы

Терпсихора  (др.-греч. Τερψιχόρα) — муза танца

Терпсихора

(др.-греч. Τερψιχόρα) — муза танца

Кли́о (др.-греч. Κλειώ) — муза истории в древнегреческой мифологии

Кли́о (др.-греч.

Κλειώ) — муза истории

в древнегреческой мифологии

Урания (муза) (др.-греч. Οὐρανία), лат. Ūrania, Ūraniē) — муза астрономии

Урания (муза) (др.-греч. Οὐρανία), лат. Ūrania, Ūraniē) — муза астрономии

Как вы думаете, искусство, наука и ремесла того времени существовали сами по себе или не были отделены от друг друга? 

Как вы думаете, искусство, наука и ремесла того времени существовали сами по себе или не были отделены от друг друга? 

  Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противоставлялись друг другу. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед. ( Египет)

  Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противоставлялись друг другу.

Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед. ( Египет)

В  эпоху  Возрождения  впервые  утвердилось понимание  искусства,  близкое  к  современному. Искусство  объединяло   все  виды  художественного творчества,  тем  самым  отделяя его  от  других  видов  человеческой  деятельности.  Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. 

В  эпоху  Возрождения  впервые  утвердилось понимание 

искусства,  близкое  к  современному. Искусство  объединяло

  все  виды  художественного творчества,  тем  самым 

отделяя его  от  других  видов  человеческой  деятельности. 

Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. 

К то такой Леонардо да Винчи?

К то такой Леонардо да Винчи?

Леонардо да  Винчи   (1452—1519) Многогранная  личность  Леонардо да  Винчи -  основоположника  художественной  культуры Высокого  Возрождения  —  вот  уже пять  столетий   восхищает  человечество .

Леонардо да  Винчи  (1452—1519)

Многогранная  личность 

Леонардо да  Винчи -  основоположника  художественной  культуры Высокого  Возрождения  —  вот  уже пять  столетий 

восхищает  человечество .

Леонардо да  Винчи Этот  итальянский  художник   (живописец,  скульптор,  архитектор) был еще  и  писателем,  ученым  и инженером,  изобретателем  и  анатомом . Парашют

Леонардо да  Винчи

Этот  итальянский  художник

  (живописец,  скульптор, 

архитектор) был еще  и  писателем, 

ученым  и инженером, 

изобретателем  и  анатомом .

Парашют

Леонардо да  Винчи-изобретатель Его   гениальные  догадки  как    ученого, инженера,  Конструктор намного опередили  современную   ему  эпоху. Водолазный костюм Танк Многоствольное орудие

Леонардо да  Винчи-изобретатель

Его   гениальные  догадки  как 

  ученого, инженера, 

Конструктор намного опередили  современную 

ему  эпоху.

Водолазный костюм

Танк

Многоствольное орудие

Он  научно  обосновал  принципы  воздушной  перспективы,  высказал  научные  предположения  об  особенностях зрения  человека.   «Тосканский пейзаж». 1473

Он  научно  обосновал  принципы  воздушной 

перспективы,  высказал  научные  предположения  об  особенностях зрения  человека.  

«Тосканский пейзаж». 1473

Леонардо да  Винчи – живописец. Живопись  он  рассматривал  как  универсальный  язык, способный  воплотить  все  многообразные  проявления  разумного  начала в  природе.

Леонардо да  Винчи – живописец.

Живопись  он  рассматривал  как  универсальный  язык, способный  воплотить  все  многообразные  проявления 

разумного  начала в  природе.

На  примерах  деятельности Леонардо  да  Винчи  можно  понять, насколько  неразрывно  научное  и   художественное  творчество.    Натюрморт с атрибутами науки. 1731 - Картины Ж.-Б. Шардена.

На  примерах  деятельности Леонардо  да  Винчи 

можно  понять, насколько  неразрывно  научное  и 

художественное  творчество. 

Натюрморт с атрибутами науки. 1731 - Картины Ж.-Б. Шардена.

Рисунок  «Витрувианский  человек» символизирует  внутреннюю  симметрию,  божественную  пропорцию  человеческого  тела.  Две  наложенные  одна на  другую   фигуры  вписаны  в  круг  и квадрат. Этот  рисунок  определил  канонические  пропорции  изображения человека  для  европейского  искусства последующего  времени.  В  XX  в.  На основе  этого  рисунка  была  составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения  современной  архитектуры.

Рисунок  «Витрувианский  человек» символизирует  внутреннюю  симметрию,  божественную  пропорцию  человеческого  тела.  Две  наложенные  одна на  другую   фигуры  вписаны  в  круг  и квадрат. Этот  рисунок  определил  канонические  пропорции  изображения человека  для  европейского  искусства последующего  времени.  В  XX  в.  На основе  этого  рисунка  была  составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения  современной 

архитектуры.

Портреты кисти Леонардо да Винчи – это образы свободных духом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый знаменитый портрет – «Джоконда» или «Мона Лиза». Он произвел ошеломляющее впечатление на современников художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять всякому, кто постичь, насколько искусство способно подражать природе…». В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния.

Портреты кисти Леонардо да Винчи – это образы свободных духом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый знаменитый портрет – «Джоконда» или «Мона Лиза». Он произвел ошеломляющее впечатление на современников художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять всякому, кто постичь, насколько искусство способно подражать природе…».

В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния.

Важным элементом  композиции  стал пейзаж  космического  масштаба,  тающий в  холодной  дымке.

Важным элементом 

композиции  стал пейзаж  космического 

масштаба,  тающий в 

холодной  дымке.

Взгляд  Моны  Лизы  исполнен мудрости  и  спокойствия.  Сам  Леонардо называл  глаза  распахнутыми  окнами, открывающими  душе  все  Красоты мира,  которые  заставляют  ее  смириться  с  заточением в  телесной  оболочке.  Картина да Винчи, как и музыка Моцарта, - загадка мира и внутренней жизни человека, неизмеримое богатство его души.

Взгляд  Моны  Лизы  исполнен мудрости  и  спокойствия.  Сам  Леонардо называл  глаза 

распахнутыми  окнами, открывающими  душе  все 

Красоты мира,  которые 

заставляют  ее  смириться  с 

заточением в  телесной 

оболочке. Картина да Винчи, как и музыка Моцарта, - загадка мира и внутренней жизни человека, неизмеримое богатство его души.

Любое  научное  знание  воспринимается  всеми  одинаково. Например,  закон  Архимеда,  теорема  Пифагора,  законы  всемирного  тяготения  существуют   как данность.  В  науке  каждое  новое  открытие может  перечеркнуть  сложившиеся  представления  о  тех  или  иных явлениях.  Пифагор А.Фетти. Архимед.

Любое  научное  знание  воспринимается  всеми 

одинаково. Например,  закон  Архимеда,  теорема 

Пифагора,  законы  всемирного  тяготения  существуют 

как данность.  В  науке  каждое  новое  открытие может  перечеркнуть  сложившиеся  представления  о 

тех  или  иных явлениях. 

Пифагор

А.Фетти. Архимед.

Открытие Магелланом Америки  стало  веским основанием  для опровержения представлений человечества о  том, что Земля плоская. .

Открытие Магелланом Америки  стало  веским основанием  для опровержения представлений человечества о  том, что Земля плоская. .

После открытия Коперника человечество  признало, что  Земля  и  другие  планеты  вращаются вокруг  Солнца   (гелиоцентрическая  система). Ян Матейко, 1872 Астроном Коперник. Разговор с Богом.

После открытия Коперника человечество 

признало, что  Земля  и  другие  планеты 

вращаются вокруг  Солнца 

(гелиоцентрическая  система).

Ян Матейко, 1872 Астроном Коперник. Разговор с Богом.

В  искусстве  каждое  новое  явление  не  отменяет  ценности старого.  Раскопки  археологов  открыли  миру  удивительное изящество  и  художественное   совершенство  изделий  мастеров  древности. 

В  искусстве  каждое  новое  явление  не  отменяет  ценности старого.  Раскопки  археологов  открыли  миру 

удивительное изящество  и  художественное 

совершенство  изделий  мастеров  древности. 

Главной  темой  искусства  во  все  времена  был  человек .   Но  его  изображение  в  дошедших  до  нас  художественных произведениях разных  эпох различно. И нас не  смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях  прошлого. Рисунки бушменов . Египет Скульптура палеолита

Главной  темой  искусства  во  все  времена  был  человек .

  Но  его  изображение  в  дошедших  до  нас  художественных произведениях разных  эпох различно. И нас не  смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях 

прошлого.

Рисунки бушменов .

Египет

Скульптура палеолита

Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представления о человеке.

Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени. И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке, также дают представления о человеке.

Домашнее задание 1. Леонардо да Винчи – ученый (реферат) 2. Леонардо да Винчи – итальянский художник (реферат)

Домашнее задание

1. Леонардо да Винчи – ученый (реферат)

2. Леонардо да Винчи – итальянский художник (реферат)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!