СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку Грамматические нормы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку Грамматические нормы»

Грамматические нормы современного русского литературного языка К уроку родного (русского) языка 9 класс Учитель: Тарыгина О.В.

Грамматические нормы современного русского литературного языка

К уроку родного (русского) языка

9 класс

Учитель: Тарыгина О.В.

Объявление в магазине: «Зайдя в магазин, дверь должна быть закрыта». Цитата из школьного сочинения «Туча уже сыпала дождиком, нависшая над высокими вершинами тополей»

Объявление в магазине:

«Зайдя в магазин, дверь должна быть закрыта».

Цитата из школьного сочинения

«Туча уже сыпала дождиком, нависшая над высокими вершинами тополей»

Тема урока  Грамматические нормы современного русского литературного языка.

Тема урока

Грамматические нормы современного русского литературного языка.

ПРАВИЛО  Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже  Затем слово предоставили молодым авторам, (авторам каким?) читающим свои стихи

ПРАВИЛО

  • Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже

Затем слово предоставили молодым авторам, (авторам каким?) читающим свои стихи

ПРАВИЛО  Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот   Туристы, гулявшие по площади, собрались возле фонтана.

ПРАВИЛО

  • Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот

Туристы, гулявшие по площади, собрались возле фонтана.

ПРАВИЛО  Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.  В чём причина ошибки?  (употребление причастного оборота после слова, которое не является определяемым для него)  Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг. Причастный оборот должен быть согласован с тем именем существительным,  которое является для него определяемым словом.

ПРАВИЛО

Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.

В чём причина ошибки?

(употребление причастного оборота после слова, которое не является определяемым для него)

Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

  • Причастный оборот должен быть согласован с тем именем существительным, которое является для него определяемым словом.
В предложении с деепричастным оборотом основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняются одним и тем же лицом

В предложении с деепричастным оборотом основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняются одним и тем же лицом

Предложения с деепричастным оборотом «Деепричастия устраняют однообразие в действиях одного и того же лица ».  (А.Н. Гвоздев) Александр Николаевич Гвоздев

Предложения с деепричастным оборотом

  • «Деепричастия устраняют однообразие в действиях одного и того же лица ».

(А.Н. Гвоздев)

Александр Николаевич Гвоздев

ПРАВИЛО Грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием  ! Изучая историю, есть возможность гордиться её прошлым. Изучая историю, мы имеем возможность гордиться её прошлым.

ПРАВИЛО

  • Грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием

! Изучая историю, есть возможность гордиться её прошлым.

Изучая историю, мы имеем возможность гордиться её прошлым.

Алгоритм 1) Выделить грамматическую основу предложения. 2) Определить, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием. 3) Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.

Алгоритм

  • 1) Выделить грамматическую основу предложения.
  • 2) Определить, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.
  • 3) Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.
ПРАВИЛО Употребление деепричастного оборота возможно в БЕЗЛИЧНОМ предложении, сказуемое в котором выражено НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА   ! Работая над сочинением, мне пришлось перечитать много критической литературы   Работая над сочинением, я перечитал много критической литературы.

ПРАВИЛО

  • Употребление деепричастного оборота возможно в БЕЗЛИЧНОМ предложении, сказуемое в котором выражено НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА

! Работая над сочинением, мне пришлось перечитать много критической литературы

Работая над сочинением, я перечитал много критической литературы.

Предложения с косвенной речью Ваня грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.  Какая ошибка здесь допущена? Недопустимо смешивать в одном предложении  прямую и косвенную речь

Предложения с косвенной речью

  • Ваня грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.

Какая ошибка здесь допущена?

  • Недопустимо смешивать в одном предложении

прямую и косвенную речь

ПРАВИЛО  Междометия, обращения, восклицательные частицы  в косвенной речи опускаются  « Яна, отойди от собаки», – сказала мама.  Мама сказала,  чтобы  Яна отошла от собаки.

ПРАВИЛО

  • Междометия, обращения, восклицательные частицы

в косвенной речи опускаются

« Яна, отойди от собаки», – сказала мама.

Мама сказала,  чтобы  Яна отошла от собаки.

САМОПРОВЕРКА  3. Я думал о том, сколько времени утекло со дня нашей разлуки , о том, что она , вероятно, забыла всё, что было тогда между нами. 4. Мой новый приятель неуверенно заметил, что теперь мы можем ехать. 5. Дагни спросила дядюшку Нильса, не ее ли он звал. 6. Татьяна Ильинична вполголоса заметила, что Митя был сегодня у них. 7. Она говорила о том, насколько приятно их море, такое приятное , что и не поверишь, будто на свете есть всякие ненависти и страсти. 8. Нежданов шикнул и сказал, что кто-то ходит по коридору.

САМОПРОВЕРКА

3. Я думал о том, сколько времени утекло со дня нашей разлуки , о том, что она , вероятно, забыла всё, что было тогда между нами. 4. Мой новый приятель неуверенно заметил, что теперь мы можем ехать. 5. Дагни спросила дядюшку Нильса, не ее ли он звал. 6. Татьяна Ильинична вполголоса заметила, что Митя был сегодня у них. 7. Она говорила о том, насколько приятно их море, такое приятное , что и не поверишь, будто на свете есть всякие ненависти и страсти. 8. Нежданов шикнул и сказал, что кто-то ходит по коридору.

Ценностно-рефлексивный Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. Александр Сергеевич Пушкин

Ценностно-рефлексивный

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

Александр Сергеевич Пушкин

 «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей». Лев Владимирович Щерба

«…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».

Лев Владимирович Щерба

 «Vitae, non scholae discinmus». («Для жизни, не для школы учимся»)

«Vitae, non scholae discinmus».

(«Для жизни, не для школы учимся»)

Домашнее задание  Обратимся к рубрике «Моя Россия» на стр. 74.  Прочитайте выразительно текст.  Определите тему и основную мысль текста.  Напишите для рубрики «Мой Ярославский край» текст, состоящий из 8-10 предложений, на тему «Достопримечательность Ростова Великого», используйте предложения с причастным, деепричастным оборотами и косвенной речью

Домашнее задание

  • Обратимся к рубрике «Моя Россия» на стр. 74.
  • Прочитайте выразительно текст.
  • Определите тему и основную мысль текста.
  • Напишите для рубрики «Мой Ярославский край» текст, состоящий из 8-10 предложений, на тему «Достопримечательность Ростова Великого», используйте предложения с причастным, деепричастным оборотами и косвенной речью


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!