СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Литературный язык и его нормы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

-повышение речевой культуры учащихся через углубления представлений о литературном языке и его нормах;

-осмысление важности соблюдения норм (орфоэпических, грамматических, морфологических) устной и письменной речи;

-повышение интереса к учебному предмету «Русский язык», моделирование ситуации испытаний ЕГЭ вместе с учащимися и создание ситуации успеха в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

урок содержит работу с ЦОР: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2014/10/7.html - ссылка на таблицу «Синтаксические нормы»; http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/09/13/podgotovka-k-ege-sintaksicheskie-normy - ссылка на презентацию о синтаксических нормах для самостоятельной работы учащихся; оhttp://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test401.xml - пройти тест в режиме онлайн.

Просмотр содержимого документа
«приложение 1 синтаксические нормы»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

.

1. Ошибки в предложениях с однородными членами

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба

В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи

Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий

По улице шли солдаты, мужчины и женщины


По улице шли солдаты


Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий

Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами


Демонстранты шли с плакатами


Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов

Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, а

также учащиеся девятых классов

Хорошо отвечали на экзамене как

одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых

классов

Пропуск предлога


Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах

Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном

зависимом слове

Во время войны народ надеялся и верил в победу

Во время войны народ надеялся (на кого? на что?)

на победу и верил ( в кого? во что?) в неё

Нарушение однородности понятий

Мы любим футбол и стрелять

Мы любим футбол и стрельбу

Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии)


2.Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Разрыв причастного оборота с

определяемым словом

Приготовленные оладьи мамой были

необыкновенно вкусны

Оладьи, приготовленные мамой, были

необыкновенно вкусны.

Приготовленные мамой оладьи были

необыкновенно вкусны

Нарушение согласования причастия с

определяемым словом

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем

Замена страдательных причастий

действительными

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений

Нарушение однородности

синтаксических элементов

предложения

Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов

Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот

Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас

Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас


3.Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность

восприятия

Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с

трудом взбирались по горной тропе

Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе

Нарушение грамматической формы

союзного слова в придаточной части

Весной вернулись в село юноши, которыми

служили в армии

Весной вернулись в село юноши, которые

служили в армии


4.Ошибки в употреблении предлогов

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки


Благодаря доктора больной поправился.

Поезд прибыл согласно расписания.

Вопреки прогноза погода была прекрасной.

Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки

(чему?) прогнозУ погода была прекрасной

Предлоги благодаря, согласно, вопреки (кому? чему?) управляют Д.п.

Ошибки в употреблении предлога «по»

По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Скучать (по ком?) по Вас, по нас. Скучать (по кому?) по нему

Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством (кого? чего?) управляют Р.п.

Предлоги подобно, наперекор (кому? чему?) управляют Д.п.

Уплатить, заплатить ( за что?) за проезд; оплатить (что?) проезд

уверенность (в чём?) в победе; вера (во что?) в победу



5.Имена собственные в предложении

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».



Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.



6.Неоправданная инверсия

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Неоправданная инверсия

Глаза его прикрывали стёкла очков

Стёкла очков прикрывали его глаза


7. Прямой порядок слов:

1) подлежащее предшествует сказуемому (Дождь идёт)

2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь)

3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба)

4) дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья)

5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт)































Готовимся к ЕГЭ. Синтаксические нормы №1 для 10 класса


Автор: Кукоба Светлана Николаевна


Начало формы

1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

1) Все, кто читал рассказы и повести К. Паустовского, убедился в живом интересе писателя к слову, к его образной основе.


2) Согласно данных древнерусских летописей суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.


3) Манилов говорил, что за Павла Ивановича Чичикова я готов ручаться, как за самого себя.


4) Каждый день я поливал и любовался этими необычными цветами.


5) В опере «Русалочке» используются элементы народной музыки.


2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

1) Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.


2) Читая текст, возникает острое чувство сопереживания.


3) Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.


4) Те из отдыхающих, кто не любит горные лыжи, может взять напрокат обычные.


5) В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.


3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

1) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.


2) По письмам и мемуарам, написанными современниками А. С. Пушкина, историкам литературы с точностью до деталей удалось восстановить день дуэли.


3) Те, кто внимательно прочитает заглавие статьи, может определить и тему, и основную мысль текста.


4) В театре готовились к премьере спектакля «Ревизора».


5) Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды. 


4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

1) Все, кто учился в нашей школе, знает Инну Петровну Дронову.


2) Молодёжь любит и интересуется музыкой.


3) М. Зощенко писал, что в моих рассказах нет ни капли выдумки, всё — голая правда.


4) Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.


5) Заимствовав греческую систему письма, у римлян было несколько вариантов алфавита.


5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

1) Геофизики завершили и познакомили со своим исследованием научную общественность.


2) В большинстве районов, оказавшиеся в зоне засухи, успешно использовали оросительную систему.


3) Вопреки предсказаний метеорологов, дожди прекратились и установилась солнечная, сухая осень.


4) Познакомившись со статьёй учёного, многое становится ясным.


5) Те, кто интересуются авиамоделированием, посещают кружок в доме детского творчества.


Ваше имя: 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!