СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный русский литературный язык. Языковые изменения конца ХХ века.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 1.

Современный русский литературный язык. Языковые изменения конца ХХ века.

Цели:

 

Дата:____________

  1. дать понятие литературного языка, его основных подсистем – территориальных диалектов, городского просторечия и социальных жаргонов;
  2. развивать умения и навыки в определении случаев нарушения норм языка;
  3. воспитывать необходимость соблюдать чистоту речи, подчиняя ее языковым нормам литературного языка.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают о литературном языке как высшей форме национального языка, о соотношении литературного языка и диалектах; распознают и соблюдают нормы литературного языка и требования к речи в устных и письменных высказываниях; различают нормативное и ненормативное использование языковых средств; обнаруживают и исправляют стилистические и грамматические ошибки в устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка.

Оборудование:

учебные тексты, РМ для практической работы, учебник.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Введение в тему урока.

Диктует слова:

великий, богатый, красивый, певучий, разнообразный, необходимый, неповторимый, важный, таинственный.

– Подберите к ним ключевое слово

– Составьте словосочетания с ключевым словом «язык» и сформулируйте на их основе тему урока.

Подбирают ключевое слово. Составляет словосочетания со словом «язык». Прогнозируют тему урока.

 

  1. Осмысление.
  1. Работа с учебником, составление конспекта.
  1. Изменения в языке в конце ХХ в.

Язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение языка в жизни общества огромно.

В периоды социальной и исторической стабильности процессы языкового развития протекают размеренно. Во времена же исторических и социальных потрясений эти процессы ускоряются. Так на рубеже ХХ – ХХI вв. в русском языке произошли динамичные и интенсивные изменения.

Задание (ОГН): прочитайте учебник (с. 5-6) и определите, какие изменения произошли в русском языке в конце ХХ в.; запишите тезисы статьи.

(ЕМН)* - можно предложить статью в качестве РМ

Работают с учебной статьей, составляют конспект в тетради.

Конспект в тетради:

Изменения в русском литературном языке.

1. появление большого количества заимствованных слов в связи с расширением связей между странами в сфере экономической, политической и культурной жизни;

2. возвращение слов из пассивного лексического запаса (губернатор, кадет, лицей, гимназия)\\ уход в пассивный запас лексики эпохи социализма (соцсоревнование, пионерская дружина, сеть партийной учебы, переходящее красное знамя и т.д.);

3. обогащение словарного запаса за счет словообразования (новые слова образуются из имеющихся уже в языке слов при помощи суффиксов и приставок: деполитизация, разбалансирование, раскультурирование);

4. появление множества аббревиатур и их производных (ОМОН, омоновец, омоновский);

5. переосмысление некоторых слов (слово «супер» – «нахождение наверху, над чем-нибудь» - например, суперобложка - приобрело в конце ХХ в. новое значение - «превосходящий других, самый лучший»: суперприз, суперпопулярный, супермаркет);

6. изменения стилистической окраски слов (жаргонные слова, утратив экспрессию сниженности, получили широкое распространение в языке СМИ, публичных выступлениях политических деятелей: тусовка, беспредел, разборка т др.)

Все изменения, происходящие в словарном составе языка, фиксируются словарями. Один их них – «Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения». Санкт-Петербург, 1998.

  1. Редактирование.
  1. Современный русский литературный язык, нормы.

Современный русский литературный язык предстает как высшая форма общенародного языка, исторически сложившаяся и воспринимаемая говорящими на русском языке как важнейший компонент национальной культуры. Это язык писателей и поэтов, внесших свой вклад в развитие русского литературного языка, это язык прессы, радио, телевидения.

Понятие литературного языка тесно связано с понятием нормативного употребления – подчинения языковых единиц современным нормам. Под нормами подразумеваются правила произношения и написания слов, закономерности их изменения и соединения в предложении.

Норма – это наиболее распространенный и закрепившийся в практике языковой вариант, который зафиксирован в справочниках, словарях, учебниках. Будучи в известной мере устойчивой, стабильной, норма как категория историческая может быть подвержена некоторым изменениям, что вытекает из природы языка как явления, постоянно находящегося в развитии.

Задание:

  • назовите известные вам языковые нормы (ОГН);
  • прочитайте статью учебника (с.14-15) и укажите, какие виды норм различаются в русском языке (ЕМН)

Редактирование:

  • упражнение КР (с.10- ОГН)
  • упражнение №16 (с.15 – ЕМН)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают с опорой на учебник основные языковые нормы, приводят примеры

 

Обнаруживают и исправляют стилистические и грамматические ошибки в письменной речи в соответствии с нормами литературного языка.

  1. Речевые задачи. Дискуссия.
  1. О чистоте языка.

- Прочитайте отрывок из статьи Н. Ивановой «Энрико и Доменико», опубликованной в одной из газет. Сравните речь студентов-иностранцев, один из которых изучал русский язык по академическим грамматикам, а другой — в студенческой среде. Как и почему изменился язык Энрико после первой реплики? «Переведите» текст на литературный русский язык.

Энрико смело протянул руку Доменико и на чистом русском языке сказал:

— Добрый день! Давай познакомимся. Меня зовут Энрико. Разрешите приветствовать вас от своего имени. Не ожидал вас увидеть. Какая приятная встреча! Как вы поживаете?

— Привет?! — полувопросительно произнёс Доменико.— Ты что, зациклился? Утром в общаге лукавались…

— Понял. Я тоже по-русски секу. Пообщаемся, будь спок!

— Брось заливать, меня не колышет.

— Спикаешь, что шарик берёшь.

— Маней не хватает.

— Жистяка серая, из общаги в читалку, из читалки в общагу…

— У тебя тоже фейс круглый и трузера обалденные.

— Корешки у меня здесь есть. Только общаемся редко. Делов по горло.

— Ну, покедова! Пора делать ноги.

Для справки. Зациклиться — сойти с ума (образно). Лукаваться — видеться. Сечь — понимать что-либо, разбираться в чём-либо. Будь спок — не волнуйся. Не колышет — не волнует. Спикать — говорить, разговаривать с кем-либо, о чём-либо. Шарик берёшь — легко. Мани — деньги. Жистяка — жизнь. Фейс — лицо. Трузера — брюки. Кореш — друг, приятель.

 

- Какую проблему современного русского языка вы можете назвать на основе прочитанного текста?

 

Наряду с литературным языком существуют слова, стилистически сниженные по отношению к литературной норме: территориальные диалекты, социальные жаргоны, профессионализмы.

территориальные диалекты

социальные жаргоны

профессионализмы

Народные элементы речи, принадлежащие местным говорам.

Слова и выражения, характерные для групп лиц, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения.

Это слова и выражения, употребляемые в устной речи группой лиц, объединенных по роду своей деятельности. Они являются своего рода неофициальными синонимами специальных терминов.

Служат средством характеристики речи персонажа и для создания местного колорита.

Средство непринужденного неофициального общения людей определенного круга.

В языке художественной литературы используются как выразительные средства для характеристики речи персонажа.

ОГН – упражнение № 9

ЕМН – упражнение № 17

ОГН – упражнение № 14 (свертывание текста), Контроль знаний – II, с.15

ЕМН – упражнение № 18,19

ОГН – упражнение № 11-13

ЕМН – упражнение № 20

Можно взять часть упражнений или сделать из них выборку и предложить ребятам в качестве речевых задач.

Дискуссия.

- Как следует относиться к употреблению в устной речи слов, стилистически сниженных по отношению к литературной норме?

Вывод: использование данных пластов лексики приводит к засорению русского языка и говорит о низком уровне культуры человека.

 

Читают текст. Осуществляют перевод на нормативный русский зык. Определяют проблему текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

  1. Дать определение понятию
  2. Определить роль в языке.
  3. Выполнить предложенные упражнения

 

Презентация работы.

Взаимооценивание «Две звезды – одно желание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в дискуссии.

 

  1. Рефлексия

Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»

  • ŠŠ Назовите основные формы существования национального русского языка.
  • ŠŠ Дайте определение литературного языка.
  • ŠŠ Почему литературный язык называют нормированным языком?
  • ŠŠ Дайте определение понятия норма литературного языка.
  • ŠŠ Какие три функции выполняет русский литературный язык в настоящее время?
 

Домашнее задание:

  • ЕМН - & 2, практикум по орфографии (с.19)
  • ОГН - & 1,2; подготовка к ЕНТ – упражнение 1,3,5,9

Творческое задание (по желанию учащихся): подготовить устное высказывание «Насколько моя речь соответствует требованиям речевой культуры».

 

Просмотр содержимого документа
«Современный русский литературный язык. Языковые изменения конца ХХ века.»

11 класс

Урок 1.

Современный русский литературный язык. Языковые изменения конца ХХ века.

Цели:


Дата:____________

  1. дать понятие литературного языка, его основных подсистем – территориальных диалектов, городского просторечия и социальных жаргонов;

  2. развивать умения и навыки в определении случаев нарушения норм языка;

  3. воспитывать необходимость соблюдать чистоту речи, подчиняя ее языковым нормам литературного языка.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают о литературном языке как высшей форме национального языка, о соотношении литературного языка и диалектах; распознают и соблюдают нормы литературного языка и требования к речи в устных и письменных высказываниях; различают нормативное и ненормативное использование языковых средств; обнаруживают и исправляют стилистические и грамматические ошибки в устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка.

Оборудование:

учебные тексты, РМ для практической работы, учебник.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Введение в тему урока.

Диктует слова:

великий, богатый, красивый, певучий, разнообразный, необходимый, неповторимый, важный, таинственный.

– Подберите к ним ключевое слово

– Составьте словосочетания с ключевым словом «язык» и сформулируйте на их основе тему урока.

Подбирают ключевое слово. Составляет словосочетания со словом «язык». Прогнозируют тему урока.


  1. Осмысление.

  1. Работа с учебником, составление конспекта.


  1. Изменения в языке в конце ХХ в.

Язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение языка в жизни общества огромно.

В периоды социальной и исторической стабильности процессы языкового развития протекают размеренно. Во времена же исторических и социальных потрясений эти процессы ускоряются. Так на рубеже ХХ – ХХI вв. в русском языке произошли динамичные и интенсивные изменения.

Задание (ОГН): прочитайте учебник (с. 5-6) и определите, какие изменения произошли в русском языке в конце ХХ в.; запишите тезисы статьи.

(ЕМН)* - можно предложить статью в качестве РМ


Работают с учебной статьей, составляют конспект в тетради.

Конспект в тетради:

Изменения в русском литературном языке.

1. появление большого количества заимствованных слов в связи с расширением связей между странами в сфере экономической, политической и культурной жизни;

2. возвращение слов из пассивного лексического запаса (губернатор, кадет, лицей, гимназия)\\ уход в пассивный запас лексики эпохи социализма (соцсоревнование, пионерская дружина, сеть партийной учебы, переходящее красное знамя и т.д.);

3. обогащение словарного запаса за счет словообразования (новые слова образуются из имеющихся уже в языке слов при помощи суффиксов и приставок: деполитизация, разбалансирование, раскультурирование);

4. появление множества аббревиатур и их производных (ОМОН, омоновец, омоновский);

5. переосмысление некоторых слов (слово «супер» – «нахождение наверху, над чем-нибудь» - например, суперобложка - приобрело в конце ХХ в. новое значение - «превосходящий других, самый лучший»: суперприз, суперпопулярный, супермаркет);

6. изменения стилистической окраски слов (жаргонные слова, утратив экспрессию сниженности, получили широкое распространение в языке СМИ, публичных выступлениях политических деятелей: тусовка, беспредел, разборка т др.)

Все изменения, происходящие в словарном составе языка, фиксируются словарями. Один их них – «Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения». Санкт-Петербург, 1998.

  1. Редактирование.

  1. Современный русский литературный язык, нормы.

Современный русский литературный язык предстает как высшая форма общенародного языка, исторически сложившаяся и воспринимаемая говорящими на русском языке как важнейший компонент национальной культуры. Это язык писателей и поэтов, внесших свой вклад в развитие русского литературного языка, это язык прессы, радио, телевидения.

Понятие литературного языка тесно связано с понятием нормативного употребления – подчинения языковых единиц современным нормам. Под нормами подразумеваются правила произношения и написания слов, закономерности их изменения и соединения в предложении.

Норма – это наиболее распространенный и закрепившийся в практике языковой вариант, который зафиксирован в справочниках, словарях, учебниках. Будучи в известной мере устойчивой, стабильной, норма как категория историческая может быть подвержена некоторым изменениям, что вытекает из природы языка как явления, постоянно находящегося в развитии.

Задание:

  • назовите известные вам языковые нормы (ОГН);

  • прочитайте статью учебника (с.14-15) и укажите, какие виды норм различаются в русском языке (ЕМН)

Редактирование:

  • упражнение КР (с.10- ОГН)

  • упражнение №16 (с.15 – ЕМН)




















Вспоминают с опорой на учебник основные языковые нормы, приводят примеры


Обнаруживают и исправляют стилистические и грамматические ошибки в письменной речи в соответствии с нормами литературного языка.

  1. Речевые задачи. Дискуссия.


  1. О чистоте языка.

- Прочитайте отрывок из статьи Н. Ивановой «Энрико и Доменико», опубликованной в одной из газет. Сравните речь студентов-иностранцев, один из которых изучал русский язык по академическим грамматикам, а другой — в студенческой среде. Как и почему изменился язык Энрико после первой реплики? «Переведите» текст на литературный русский язык.

Энрико смело протянул руку Доменико и на чистом русском языке сказал:

— Добрый день! Давай познакомимся. Меня зовут Энрико. Разрешите приветствовать вас от своего имени. Не ожидал вас увидеть. Какая приятная встреча! Как вы поживаете?

— Привет?! — полувопросительно произнёс Доменико.— Ты что, зациклился? Утром в общаге лукавались…

— Понял. Я тоже по-русски секу. Пообщаемся, будь спок!

— Брось заливать, меня не колышет.

— Спикаешь, что шарик берёшь.

— Маней не хватает.

— Жистяка серая, из общаги в читалку, из читалки в общагу…

— У тебя тоже фейс круглый и трузера обалденные.

— Корешки у меня здесь есть. Только общаемся редко. Делов по горло.

— Ну, покедова! Пора делать ноги.

Для справки. Зациклиться — сойти с ума (образно). Лукаваться — видеться. Сечь — понимать что-либо, разбираться в чём-либо. Будь спок — не волнуйся. Не колышет — не волнует. Спикать — говорить, разговаривать с кем-либо, о чём-либо. Шарик берёшь — легко. Мани — деньги. Жистяка — жизнь. Фейс — лицо. Трузера — брюки. Кореш — друг, приятель.


- Какую проблему современного русского языка вы можете назвать на основе прочитанного текста?


Наряду с литературным языком существуют слова, стилистически сниженные по отношению к литературной норме: территориальные диалекты, социальные жаргоны, профессионализмы.

территориальные диалекты

социальные жаргоны

профессионализмы

Народные элементы речи, принадлежащие местным говорам.

Слова и выражения, характерные для групп лиц, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения.

Это слова и выражения, употребляемые в устной речи группой лиц, объединенных по роду своей деятельности. Они являются своего рода неофициальными синонимами специальных терминов.

Служат средством характеристики речи персонажа и для создания местного колорита.

Средство непринужденного неофициального общения людей определенного круга.

В языке художественной литературы используются как выразительные средства для характеристики речи персонажа.

ОГН – упражнение № 9

ЕМН – упражнение № 17

ОГН – упражнение № 14 (свертывание текста), Контроль знаний – II, с.15

ЕМН – упражнение № 18,19

ОГН – упражнение № 11-13

ЕМН – упражнение № 20

Можно взять часть упражнений или сделать из них выборку и предложить ребятам в качестве речевых задач.

Дискуссия.

- Как следует относиться к употреблению в устной речи слов, стилистически сниженных по отношению к литературной норме?

Вывод: использование данных пластов лексики приводит к засорению русского языка и говорит о низком уровне культуры человека.



Читают текст. Осуществляют перевод на нормативный русский зык. Определяют проблему текста.


























Работа в группах.

  1. Дать определение понятию

  2. Определить роль в языке.

  3. Выполнить предложенные упражнения


Презентация работы.

Взаимооценивание «Две звезды – одно желание»























Участвуют в дискуссии.



  1. Рефлексия

Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»

  • ŠŠ Назовите основные формы существования национального русского языка.

  • ŠŠ Дайте определение литературного языка.

  • ŠŠ Почему литературный язык называют нормированным языком?

  • ŠŠ Дайте определение понятия норма литературного языка.

  • ŠŠ Какие три функции выполняет русский литературный язык в настоящее время?



Домашнее задание:


  • ЕМН - & 2, практикум по орфографии (с.19)

  • ОГН - & 1,2; подготовка к ЕНТ – упражнение 1,3,5,9

Творческое задание (по желанию учащихся): подготовить устное высказывание «Насколько моя речь соответствует требованиям речевой культуры».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!