Урок 1.
|
Современный русский литературный язык. Языковые изменения конца ХХ века.
|
Цели:
Дата:____________
|
- дать понятие литературного языка, его основных подсистем – территориальных диалектов, городского просторечия и социальных жаргонов;
- развивать умения и навыки в определении случаев нарушения норм языка;
- воспитывать необходимость соблюдать чистоту речи, подчиняя ее языковым нормам литературного языка.
|
Ожидаемые результаты:
|
учащиеся знают о литературном языке как высшей форме национального языка, о соотношении литературного языка и диалектах; распознают и соблюдают нормы литературного языка и требования к речи в устных и письменных высказываниях; различают нормативное и ненормативное использование языковых средств; обнаруживают и исправляют стилистические и грамматические ошибки в устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка.
|
Оборудование:
|
учебные тексты, РМ для практической работы, учебник.
|
Ход урока:
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
- Организационный момент. Введение в тему урока.
|
Диктует слова:
великий, богатый, красивый, певучий, разнообразный, необходимый, неповторимый, важный, таинственный.
– Подберите к ним ключевое слово
– Составьте словосочетания с ключевым словом «язык» и сформулируйте на их основе тему урока.
|
Подбирают ключевое слово. Составляет словосочетания со словом «язык». Прогнозируют тему урока.
|
- Осмысление.
- Работа с учебником, составление конспекта.
|
- Изменения в языке в конце ХХ в.
Язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение языка в жизни общества огромно.
В периоды социальной и исторической стабильности процессы языкового развития протекают размеренно. Во времена же исторических и социальных потрясений эти процессы ускоряются. Так на рубеже ХХ – ХХI вв. в русском языке произошли динамичные и интенсивные изменения.
Задание (ОГН): прочитайте учебник (с. 5-6) и определите, какие изменения произошли в русском языке в конце ХХ в.; запишите тезисы статьи.
(ЕМН)* - можно предложить статью в качестве РМ
|
Работают с учебной статьей, составляют конспект в тетради.
Конспект в тетради:
Изменения в русском литературном языке.
1. появление большого количества заимствованных слов в связи с расширением связей между странами в сфере экономической, политической и культурной жизни;
2. возвращение слов из пассивного лексического запаса (губернатор, кадет, лицей, гимназия)\\ уход в пассивный запас лексики эпохи социализма (соцсоревнование, пионерская дружина, сеть партийной учебы, переходящее красное знамя и т.д.);
3. обогащение словарного запаса за счет словообразования (новые слова образуются из имеющихся уже в языке слов при помощи суффиксов и приставок: деполитизация, разбалансирование, раскультурирование);
4. появление множества аббревиатур и их производных (ОМОН, омоновец, омоновский);
5. переосмысление некоторых слов (слово «супер» – «нахождение наверху, над чем-нибудь» - например, суперобложка - приобрело в конце ХХ в. новое значение - «превосходящий других, самый лучший»: суперприз, суперпопулярный, супермаркет);
6. изменения стилистической окраски слов (жаргонные слова, утратив экспрессию сниженности, получили широкое распространение в языке СМИ, публичных выступлениях политических деятелей: тусовка, беспредел, разборка т др.)
Все изменения, происходящие в словарном составе языка, фиксируются словарями. Один их них – «Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения». Санкт-Петербург, 1998.
|
- Редактирование.
|
- Современный русский литературный язык, нормы.
Современный русский литературный язык предстает как высшая форма общенародного языка, исторически сложившаяся и воспринимаемая говорящими на русском языке как важнейший компонент национальной культуры. Это язык писателей и поэтов, внесших свой вклад в развитие русского литературного языка, это язык прессы, радио, телевидения.
Понятие литературного языка тесно связано с понятием нормативного употребления – подчинения языковых единиц современным нормам. Под нормами подразумеваются правила произношения и написания слов, закономерности их изменения и соединения в предложении.
Норма – это наиболее распространенный и закрепившийся в практике языковой вариант, который зафиксирован в справочниках, словарях, учебниках. Будучи в известной мере устойчивой, стабильной, норма как категория историческая может быть подвержена некоторым изменениям, что вытекает из природы языка как явления, постоянно находящегося в развитии.
Задание:
- назовите известные вам языковые нормы (ОГН);
- прочитайте статью учебника (с.14-15) и укажите, какие виды норм различаются в русском языке (ЕМН)
Редактирование:
- упражнение КР (с.10- ОГН)
- упражнение №16 (с.15 – ЕМН)
|
Вспоминают с опорой на учебник основные языковые нормы, приводят примеры
Обнаруживают и исправляют стилистические и грамматические ошибки в письменной речи в соответствии с нормами литературного языка.
|
- Речевые задачи. Дискуссия.
|
- О чистоте языка.
- Прочитайте отрывок из статьи Н. Ивановой «Энрико и Доменико», опубликованной в одной из газет. Сравните речь студентов-иностранцев, один из которых изучал русский язык по академическим грамматикам, а другой — в студенческой среде. Как и почему изменился язык Энрико после первой реплики? «Переведите» текст на литературный русский язык.
Энрико смело протянул руку Доменико и на чистом русском языке сказал:
— Добрый день! Давай познакомимся. Меня зовут Энрико. Разрешите приветствовать вас от своего имени. Не ожидал вас увидеть. Какая приятная встреча! Как вы поживаете?
— Привет?! — полувопросительно произнёс Доменико.— Ты что, зациклился? Утром в общаге лукавались…
— Понял. Я тоже по-русски секу. Пообщаемся, будь спок!
— Брось заливать, меня не колышет.
— Спикаешь, что шарик берёшь.
— Маней не хватает.
— Жистяка серая, из общаги в читалку, из читалки в общагу…
— У тебя тоже фейс круглый и трузера обалденные.
— Корешки у меня здесь есть. Только общаемся редко. Делов по горло.
— Ну, покедова! Пора делать ноги.
Для справки. Зациклиться — сойти с ума (образно). Лукаваться — видеться. Сечь — понимать что-либо, разбираться в чём-либо. Будь спок — не волнуйся. Не колышет — не волнует. Спикать — говорить, разговаривать с кем-либо, о чём-либо. Шарик берёшь — легко. Мани — деньги. Жистяка — жизнь. Фейс — лицо. Трузера — брюки. Кореш — друг, приятель.
- Какую проблему современного русского языка вы можете назвать на основе прочитанного текста?
Наряду с литературным языком существуют слова, стилистически сниженные по отношению к литературной норме: территориальные диалекты, социальные жаргоны, профессионализмы.
территориальные диалекты
|
социальные жаргоны
|
профессионализмы
|
Народные элементы речи, принадлежащие местным говорам.
|
Слова и выражения, характерные для групп лиц, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения.
|
Это слова и выражения, употребляемые в устной речи группой лиц, объединенных по роду своей деятельности. Они являются своего рода неофициальными синонимами специальных терминов.
|
Служат средством характеристики речи персонажа и для создания местного колорита.
|
Средство непринужденного неофициального общения людей определенного круга.
|
В языке художественной литературы используются как выразительные средства для характеристики речи персонажа.
|
ОГН – упражнение № 9
ЕМН – упражнение № 17
|
ОГН – упражнение № 14 (свертывание текста), Контроль знаний – II, с.15
ЕМН – упражнение № 18,19
|
ОГН – упражнение № 11-13
ЕМН – упражнение № 20
|
* Можно взять часть упражнений или сделать из них выборку и предложить ребятам в качестве речевых задач.
Дискуссия.
- Как следует относиться к употреблению в устной речи слов, стилистически сниженных по отношению к литературной норме?
Вывод: использование данных пластов лексики приводит к засорению русского языка и говорит о низком уровне культуры человека.
|
Читают текст. Осуществляют перевод на нормативный русский зык. Определяют проблему текста.
Работа в группах.
- Дать определение понятию
- Определить роль в языке.
- Выполнить предложенные упражнения
Презентация работы.
Взаимооценивание «Две звезды – одно желание»
Участвуют в дискуссии.
|
- Рефлексия
|
Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»
- Назовите основные формы существования национального русского языка.
- Дайте определение литературного языка.
- Почему литературный язык называют нормированным языком?
- Дайте определение понятия норма литературного языка.
- Какие три функции выполняет русский литературный язык в настоящее время?
|
|
Домашнее задание:
|
- ЕМН - & 2, практикум по орфографии (с.19)
- ОГН - & 1,2; подготовка к ЕНТ – упражнение 1,3,5,9
Творческое задание (по желанию учащихся): подготовить устное высказывание «Насколько моя речь соответствует требованиям речевой культуры».
|
|