Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе по теме "Демография"»
XIX муниципальные ученические чтения
Исследовательская работа
Демографический портрет МБОУ ООШ №2 г. Ковдор 2019 г
Демографический портрет школы
Автор:
Костенкова
Анастасия Ивановна,
ученица 8 «Б» класса
МБОУ ООШ № 2
- Руководитель: Кашкарова Тамара Ивановна, учитель географии МБОУ ООШ № 2
Актуальность темы
- Актуальность темы связана с тем, что я третий год занимаюсь по индивидуальному образовательному маршруту по географии, участвую в различных олимпиадах и конкурсах и я выбрала географию для сдачи экзамена в 9 классе. Готовясь к экзаменам, я заметила, что очень часто в заданиях встречаются вопросы, касающиеся населения. Поэтому я решила детально изучить тему, связанную с разными характеристиками населения.
- После изучения литературных источников и материалов сети - Интернет, я решила провести исследование по этой теме и создать демографический портрет своей школы.
Цель исследования
Изучение аспектов демографии и структуры населения, определение места школы в масштабе страны, создание демографического портрета школы.
Задачи исследования
- Изучить информацию о науке демографии, определить предмет ее изучения, познакомиться с составом населения.
- Определить какое население преобладает по возрасту, полу, языку, национальному и религиозному составу.
- Выяснить какое население преобладает: коренное или пришлое. Исследовать причины миграций.
- Проанализировать соотношение всех видов структуры населения в школе, сравнить их с общероссийскими показателями и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования
- Демографический состав школы не отличается большим разнообразием народов, религий и языковых семей, родного языка.
- По возрасту преобладает дети, по полу – женское население, коренное население по численности больше, чем приезжие, имеются мигранты, причины миграций в основном экономические.
Объект исследования
Обучающиеся и взрослые
(учителя и технический персонал)
МБОУ ООШ №2
Предмет исследования – структура населения по разным признакам
Место исследования – МБОУ ООШ № 2
Сроки проведения: зима 2019 года
Используемые методы
- Изучение электронных журналов, анкетирование, сбор материала, интервью, сравнение, обобщение, анализ информации, графические методы, статистический, математический.
Практическая значимость
- Работа может быть интересна для учащихся школ с целью изучения демографии и состава населения, так как этот материал изучается на уроках географии в 9 классе, необходим для сдачи экзамена по географии и для подготовки к олимпиадам.
Научная новизна
- Подобное исследование обучающимися школ города ранее не проводилось.
- Мною проведено данное исследование и получены результаты о структуре населения школы, сделано сравнение с общероссийскими показателями, сформулированы выводы.
Характеристика места исследования
- МБОУ ООШ № 2 открыта 1.09.1970 года.
- Рассчитана на 550 ученических мест. Количество учебных кабинетов - 30. Школа оснащена необходимым оборудованием и компьютерной техникой, необходимой для осуществления полноценного образовательного процесса. В школе реализуются образовательные программы основного общего и начального общего образования.
- Школа № 2 – постоянный участник многих проектов.
- Объектом исследования стали ученический и педагогический коллектив, и обслуживающий персонал. Количество обучающихся - 572, педагогов – 35, обслуживающего персонала – 20 человек. Перечисленные коллективы изучались по разным источникам и критериям.
Основная часть
- Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» – народ и «графу» - пишу, что означает «народоописание».
- Предметом изучения науки является
- 1. Численность населения
- 2. Состав населения по возрасту и полу
- 3. Плотность населения
- 4. Географическое распределение
- 5. Миграции населения
- 6. Рождаемость смертность естественный прирост
- 7. Разводимость и брачность.
Основные показатели статистики населения Возрастная структура населения — распределение населения по возрастным группам: (0— 14 лет, 15—55 (60) лет, 60 лет и старше), выраженное в процентах..
Половая структура населения — распределение населения по полу: мужчины и женщины.
Рождаемость – это показатель, характеризующий частоту рождений на 1000 жителей за год.
Смертность – это показатель, характеризующий частоту смертей на 1000 жителей за год. Естественный прирост – разность между рождаемостью и смертностью.
Брачность и разводимость – Это показатель разводов и браков на 1000 жителей за год
Миграция населения
Миграция (механическое движение) — перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства. Эмиграция — добровольное или вынужденное переселение со своей территории на другую на постоянное или временное проживание. Иммиграция — въезд (вселение) на постоянное или временное проживание граждан на другую территорию.
Виды миграций
- Миграция подразделяется на: • внутреннюю — перемещение из одного пункта в другой, внутри одной страны; • внешнюю — перемещение, связанное с пересечением государственных границ между странами. Главные причины миграций — социально-экономические, политические, военные и природно-климатические. В последние входят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения).
- Основными источниками сведений о механической миграции служат материалы учета паспортных отделов милиции.
Другие составы населения
- Религиозный состав - деление население на группы по вероисповеданию.
- Этнический состав – деление населения на народы.
- Языковый состав – деление населения на языковые семьи и группы.
- Знание демографических процессов, протекающих в стране, напрямую влияет на правильность принимаемых правительством решений в области экономики, политики.
Демографический анализ
Сбор информации возможен четырьмя способами:
- Переписи населения.
- Текущий учёт естественного движения населения.
- Текущие регистры населения (списки, картотеки).
- Выборочные и специальные обследования.
Методика исследования
- Для своего исследования я выбрала методы: анкетирование, интервью, работа с электронными журналами, списками, анализ разных источников информации, обобщение, синтез, моделирование, статистический метод.
- Наибольшую часть исследования составила работа с электронными журналами, обработка анкет и анализ статистических данных.
- Для исследования я взяла такие показатели, как половой, возрастной, этнический, языковый, религиозный состав и механическое движение. Именно эти показатели стали объектом моего исследования, потому что их можно исследовать в любом учреждении, не прибегая к помощи государственных служб и их легко проследить по списочному составу или в ходе анкетирования участников.
- Работая с электронными журналами, я определила половой и возрастной состав обучающихся и представила результаты в виде таблиц и диаграмм.
- Миграции, национальный, языковый, религиозный состав участников образовательного процесса изучила через вопросы анкеты. Анкетирование проводилось среди взрослых участников и обучающихся 5-9 классов, в нем приняло участие более 300 человек. Данные анкетирования представлены в гистограммах .
Численность населения
Возрастной состав школы
Дети
572 чел
Взрослые
29
Пожилые
26
Коренное население
206 чел
(33%)
Внутренняя миграция
406 чел
(96,4%)
Приезжие
421 чел
(67%)
Внешняя
Миграция
15 чел
3,6%
Выводы
- В результате проведенного исследования сформировался определенный демографический портрет. Вот его обобщенная характеристика:
- Численность МБОУ ООШ №2 составляет 627 человек, из них 572 обучающихся, 55 взрослых.
- Возрастной состав характеризуется преобладанием доли детей и пожилых, взрослые составляют меньший процент, соотношение соответственно ( 91,2%; 4,6%; 4,1%).
- В половом составе преобладает женское население (53%).
- Религиозный состав не отличается разнообразием, основная часть участников проповедуют христианство (православие). Но, доля атеистов тоже не мала.
- Этнический состав представлен 12 народами, среди которых преобладают русские (94,5%), другие народы составляют незначительный процент.
- По языковому составу преобладают представители индоевропейской семьи (95,6%), на втором месте алтайская семья – 2,2%, наименьшую часть представляют народы уральской семьи - 0,4%. Родным языком у представителей в основном является русский язык.
- Механическое движение характеризуется преобладанием приезжих (67%), коренные жители составляют меньший процент (33%). Миграции в основном внутренние (96,4%). Причины миграций преимущественно экономические.
- О демографии имеют представление из числа опрошенных 164 человека, 136 человек не знают такой науки и предмета ее изучения.
Заключение
- В ходе проведенного исследования я узнала, что такое демография, каков предмет ее изучения, какие основные показатели подвергаются анализу, какой бывает структура населения.
- Поставленная мной гипотеза подтвердилась частично, что-то было верным, что-то ошибочным. Подтвердилось, что демографический состав школы не отличается большим разнообразием народов, религий и языковых семей, родного языка. Верным оказалось предположение о том, что в школе гендерное соотношение, такое же, как и в целом по стране, по возрасту преобладают дети, поскольку обучающихся в школе больше, чем взрослых.
- Мое предположение о преобладании коренного населения оказалось ошибочным, больше все- таки приезжих. Причины миграций разные, но преобладают экономические причины. Правильной оказалась и моя уверенность в том, что многие участники анкетирования не знают о демографии, о предмете ее изучения, интересно, что среди таковых немало взрослых.
- В дальнейшем я продолжу работать над данной темой, так как мне это необходимо для сдачи экзамена по географии.
- Со своей работой я предполагаю выступить на классных часах в 8 и 9 классах нашей школы.
Спасибо за внимание!