СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "История развития Этики: Этика Нового и Новейшего времени"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "История развития Этики: Этика Нового и Новейшего времени" (с описанием)

Просмотр содержимого документа
«№ 4 (2) описание)»

Развитие этического знания

в Новое время (середина XVII-XIX в.)

Новым временем была названа эпоха, в период которой западная цивилизация стала постепенно приобретать современные очертания. Это касалось всех процессов – политических, экономических, социальных, духовных, культурных и нравственных.

Большой вклад в изучение морали, развитие этики в данный временной период внесли Т. Гоббс (1588–679), Б. Спиноза (1632–1677), Д. Локк (1632–1704), И. Кант (1724-1804), Г. Гегель (1770-1831), К. Маркс (1818-1883) и др.

  • • Главной задачей мыслителей Нового времени было вернуть мораль с небес на землю. Они стремились осмыслить мораль и как объективный закон, порожденный Богом, и как субъективно-личностный феномен. Идея суверенности морального субъекта становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступил человеческий разум.

  • • Исследователи полагали, что мораль нуждается в серьезном научном анализе. Однако, для того чтобы его осуществить, этика должна заимствовать методы естественных наук – физики и геометрии. В противном случае, по мнению мыслителей, она останется предметом обыденного сознания.

В Новое время произошло разделение философов на два направления в понимании моральной природы человека.

Представители первого (Т. Гоббс) полагали, что человеческая природа является изначально испорченной, эгоистичной. Гоббс считал, что сгладить эгоистичные порывы людей, являющиеся врожденными, может государство, которое с помощью закона должно заставить членов общества жить на договорных началах.

Представители другого направления (Т. Мор, Ж-.Ж. Руссо, К. Гельвеций) считали природу человека доброй. Знаменитый французский просветитель, писатель и философ Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) выдвинул идею о том, что цивилизация, основанная на неограниченном господстве частной собственности, приведет к социальному и нравственному регрессу, к утрате людьми свободы и счастья, так как противоречит доброй природе человека. В качестве выхода Руссо предлагает на основе общественного договора создать гражданское общество, в котором поступки человека приобретут нравственный характер. Важнейшими моральными качествами общественного человека мыслитель считал трудолюбие, простоту быта и нравов, честность и прямодушие, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов общественных.

Главная заслуга мыслителей Нового времени состояла в том, что этические учения стали предметом серьезных общественных и научных дискуссий, в центре которых был поиск личных и общественных нравственных идеалов.1

Наиболее развернутую и типичную для этой эпохи концепцию морали создал Т. Гоббс. По его мнению, не мораль нуждается в объяснении, а мир рассматривается с точки зрения моральной оценки. Природа создала людей одинаковыми и в умственном и в физическом отношении. Равенство способностей порождает равенство надежд на достижение целей.

Поэтому, поскольку разные люди стремятся к обладанию одними и теми же вещами, между ними возникает недоверие, жажда славы, которые заставляют людей во имя наживы, безопасности и соображений чести нападать друг на друга. Гоббс считал, что естественное состояние - это война всех против всех, игра эгоистических наклонностей. Эгоизмом пронизана вся жизнь, отправляясь в путь, мы вооружаемся, отправляясь спать, мы запираем двери, даже в своем доме запираем ящики.

Из этого состояния человек выходит только тогда, когда он бывает покорен другими, более сильными и более коварными или же, когда группа людей, видя опасность взаимной борьбы, заключает соглашение между собой и основывает общество. Поэтому суть нравственного закона, по Гоббсу - "в случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы, какую он бы допустил бы у других людей по отношению к себе".

Гоббс прямо ссылается на, так называемое, золотое правило нравственности: «Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе». Полагая при этом, что только «общественный договор» будет способствовать становлению нравственности и законности в человеческом обществе.

Иначе, чем Гоббс, подходит к пониманию морали Спиноза, хотя он также отрицает ее внеприродное происхождение. Бог, по мнению Спинозы, есть сама природа, причина всех вещей, который действует только по законам своей природы. В природе вещей нет ничего случайного, а все заранее определено божественной природой к существованию и к действию известным образом.

Задача этики, по мнению Спинозы, состоит не в том, чтобы осмеивать человеческие недостатки, а в том, чтобы их изучать. Спиноза строил свою нравственность на эвдемонистическом начале, т.е. на искании человеком счастья. Человек, как и все другие существа, стремится к наибольшему счастью, и из этого стремления его разум выводит нравственные правила жизни, но при этом человек не является свободным, так как он не может делать то, что необходимо вытекает из его природы.2



Основные этические направления

в Новейшее время (XX в.)

1) Научно-рационалистическое направление представлено учениями позитивизма и прагматизма. 

Представители позитивизма – Б. Рассел (1872–1970), С. Тулмин (1922–2009) – полагают, что этика – это не наука, а всего лишь проявления эмоций людей. Более того, они считают, что этика не является источником технического прогресса, поэтому ее надо вывести за рамки научного анализа.

Популяризатор идей прагматизма У. Джеймс (1842– 1919) сформулировал два фундаментальных принципа: добро не является абстрактной категорией, оно всегда отвечает какой-либо потребности; каждая моральная ситуация уникальна и неповторима, следовательно, не существует "абсолютных" истин, всякий раз требуется новое решение. Он также продолжил разработку "прагматического правила", которое провозглашает критерием истинности той или иной нравственной нормы ее работоспособность, конечный результат, ее практические последствия.

Один из разработчиков этики прагматизма Дж. Дьюи (1859–1952) отмечал, что человек постоянно решает конкретные задачи по достижению целей, для чего подбирает адекватные средства и правильный тип действия. Они и будут являться моральными. Прагматизм, связавший моральные понятия с интересами, потребностями, успешностью поведения, придал им ситуативный характер. При этом мораль рассматривается как источник внутреннего недовольства, интерпретируется как средство достижения душевного комфорта и удовлетворения жизнью.

Когда идеи прагматизма проникают в область политики и экономики, то это можно понять, так как там все подчинено достижению конкретной цели, но когда они начинают "прорастать" на бытовом уровне, то человеку с нашей ментальностью это трудно переварить.



2) Иррационалистическое направление.

В первой группе иррационалистических этических учений значительное место отводится психоаналитической этике. Ее основатель 3. Фрейд (1856–1939) утверждал, что в структуре моральной личности основное место занимает бессознательное – Оно, которое сводится к совокупности сексуальных импульсов и определяет рациональные компоненты личности – Я. Третий уровень личностной структуры – Сверх-Я – представляет собой совокупность принятых в обществе культурных стереотипов, моральных, религиозных и других запретов, подавляющих и ограничивающих свободное выражение бессознательного. Под их влиянием человек вынужден преобразовывать сексуальную энергию в санкционированные обществом виды деятельности – искусство, науку, творчество, спорт, производство и т.д. В противном случае субъект приобретает невротическое расстройство психики и нуждается во врачебной психотерапевтической помощи.

Положения еще одного иррационалистического течения в этике, экзистенциализма, были сформулированы

С. Кьеркегором (1813–1855), М. Хайдеггером (1889– 1976), К. Ясперсом (1883-1969), А. Камю (1913-1960), Ж.-П. Сартром (1905-1980).

Так, Сартр предпринял по пытку обосновать "новую этику", "конкретную мораль", которая стала бы заниматься не общечеловеческими нравственными проблемами, а проблемами индивидуального существования (экзистенции) отдельных субъектов морали, исследованием тех нравственных трудностей, которые их волнуют в процессе собственной жизни.

В своих литературных произведениях мыслители-экзистенциалисты описывали состояние экзистенциальной "тревоги", "озабоченности" фатально одинокого человека, "заброшенного" в этот абсурдный мир. В поисках морального выбора человек предоставлен сам себе. Семья, религия, сословная принадлежность – все то, что раньше тем или иным образом регламентировало его поведение, утрачивает свое значение. Поэтому, для того чтобы избежать духовного и морального кризиса, нет необходимости опираться на традиционные нравственные ценности.

К позиции экзистенциализма близко еще одно иррационалистическое этическое учение – персонализм. 

Его наиболее известными представителями являются французские философы Э. Мунье (1905–1950), Ж. Лакруа (1900–1986), П. Рикер (1913–2005). Фундаментальным понятием персоналистской этики является личность, основным качеством которой является свобода выбора. Она делает человека существом уникальным и непредсказуемым, в отличие от неживой природы и других биологических видов, позволяет творчески разрешать нетипичные моральные ситуации и принимать свободные и непредсказуемые решения.

Религиозное направление представлено неотомизмом и неопротестантизмом. 

Учение неотомизма появилось в лоне католицизма и получило статус официальной этикофилософской доктрины Ватикана. Его наиболее известные представители – Ж. Маритен (1882–1973), Э. Жильсон (1884-1978), К. Ранер (1904-1984), В. Гертых (р. 1951) и сам Иоанн Павел II (К. Войтыла) (1920–2005), бывший Римский папа, – ставят перед собой задачу переосмыслить с учетом новейших тенденций наследие средневекового схоласта Ф. Аквинского. Основная идея неотомистов состоит в объединении религиозно-мистического подхода с научно-рационалистическим мировоззрением в решении нравственных проблем современности.

Этика неопротестантизма аналогично неотомизму возникла в русле протестантского вероисповедания и активно развивается в Швейцарии и США. Ее выразители – К. Барт (1886–1968), П. Тиллих (1886–1965), З. Брунер (1889– 1966), Р. Нибур (1892–1971), проанализировав современные моральные тенденции, утверждали, что мистический страх, фатальная озабоченность нравственного субъекта коренятся в отчуждении от Бога, а выход из этого видели в индивидуальной вере, подражании Иисусу Христу как жизненной модели, уповании на Божественный промысел, недоступный рационалистическому научному пониманию.

В целом, анализируя современные зарубежные этические направления, можно сделать вывод о том, что по сравнению с этикой прошлого, ориентированной на "общественный интерес", в современной этике усиливается внимание к индивидуалистическому, личностному началу человека и одновременно снижается уровень гражданственности членов общества.

Было бы несправедливым не отметить вклад отечественной мысли в развитие этического знания, изучение нравственных проблем общества и личности, поиск путей нравственного совершенствования человечества. 3

--------------------------------------------------------

Исторически существовала и до сих пор продолжает свое существование традиция разрешения различных государственных, национальных, межличностных проблем с позиций силы. Поэтому … Среди теорий морали 20 века следует обратить особое внимание на этику ненасилия, которая находит все большее количество приверженцев во всем мире.

Этика ненасилия - это совершенно иной подход к разрешению конфликтов, исключающий насилие. Идеи ненасилия сформулированы еще в Библии, в Новом Завете, рекомендующем, если, "кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую". В данном случае отразился некий идеал, в соответствии с которым непротивление злу рассматривается как проявление нравственного совершенства, нравственного превосходства над чужим грехом. Неумножение зла расценивается как проявление добра. Соответствующие библейские заповеди с большим трудом утверждались в сознании человека и до сих пор многим кажутся невыполнимыми.

Значительное развитие этика ненасилия получила в работах выдающегося русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого (1828-1910), считавшего, что признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, злости, властолюбия.

По его мнению, большинство людей христианского мира чувствуют бедственность своего положения и употребляют для избавления себя то средство, которое по своему миросозерцанию считают действительным. Средство это - насилие одних людей над другими. Одни люди, считающие для себя выгодным существующий государственный порядок, насилием государственной деятельности стараются удержать этот порядок, другие тем же насилием революционной деятельности стараются разрушить существующее устройство и установить на место его другое, лучшее.

Л. Толстой находит ошибку политических учений в том, что они считают возможным посредством насилия соединить людей так, чтобы они все, не противясь, подчинились одному и тому же устройству жизни.

«Всякое насилие состоит в том, что одни люди под угрозой страданий или смерти заставляют других людей делать то, чего не хотят насилуемые». Насилие не создает ничего, оно только разрушает. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни других, ни себя. Таким образом, насилие бессильно, бесплодно, разрушительно.4





Таким образом, мораль как объект этики представляет собой социальный феномен, который прошел определенные этапы исторического развития. Большой вклад в совершенствование этического знания внесли отечественные мыслители. Их главной целью был поиск такого нравственно-совершенного общества, при котором были бы максимально реализованы права, свободы и творческие начала человека.



1 https://studme.org/1213090529431/etika_i_estetika/razvitie_eticheskogo_znaniya_novoe_vremya_seredina_xvii-xixм

2 https://studopedia.ru/2_2977_istoriya-razvitiya-etiki.html

3 https://studme.org/1213090529431/etika_i_estetika/razvitie_eticheskogo_znaniya_novoe_vremya_seredina_xvii-xixм

4 https://studopedia.ru/2_2977_istoriya-razvitiya-etiki.html

Просмотр содержимого презентации
«№ 4 (2)»

ЭТИКА  нового и НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ:

ЭТИКА нового и НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ:

ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ (сер. XVII - XIX вв.) Новым временем была названа эпоха, в период которой западная цивилизация стала постепенно приобретать современные очертания. Большой вклад в изучение морали, развитие этики в данный временной период внесли

ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(сер. XVII - XIX вв.)

Новым временем была названа эпоха, в период которой западная цивилизация стала постепенно приобретать современные очертания.

Большой вклад в изучение морали, развитие этики в данный временной период внесли

  • Т. Гоббс (1588–679),
  • Б. Спиноза (1632–1677),
  • Д. Локк (1632–1704),
  • И. Кант (1724-1804),
  • Г. Гегель (1770-1831),
  • К. Маркс (1818-1883)
  • и др.
ТОМАС ГОББС  (1588-1679)

ТОМАС ГОББС (1588-1679)

  • английский ученый и мыслитель XVII века,
  • считается основателем политической философии
  • внес вклад в такие науки, как история, юриспруденция, теология, физика и геометрия.
  • Самой известной работой Гоббса стал трактат «Левиафан», признанный одним из ранних и влиятельных примеров теории общественного договора.
Бенедикт спиноза  (1632-1677)

Бенедикт спиноза (1632-1677)

  • великий нидерландец XVII века,
  • представитель метафизического философского направления,
  • смело поднимал вопросы о Боге, месте человека в мире и человеческом счастье.
Этика новейшего времени НОВЕ́ЙШЕЕ ВРЕ́МЯ  (но­вей­шая ис­то­рия, со­вре­мен­ная ис­то­рия), пе­ри­од все­мир­ной ис­то­рии, сле­дую­щий за  Но­вым вре­ме­нем . Су­ще­ст­ву­ют разл. мне­ния по во­про­су о ниж­ней хро­но­ло­гич. гра­ни­це Н. в. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли пред­ла­га­ют при­нять за на­ча­ло Н. в. ру­беж 19–20 вв. Дру­гие скло­ня­ют­ся к мне­нию, что от­счёт сле­ду­ет вес­ти от за­клю­чит. пе­рио­да 1-й ми­ро­вой вой­ны, по­сколь­ку со­бы­тия этих лет ( Ок­тя­брь­ская ре­во­лю­ция 1917  в Рос­сии,  Но­ябрь­ская ре­во­лю­ция 1918  в Гер­ма­нии, рас­пад Ос­ман­ской им­пе­рии, Ав­ст­ро-Венг­рии и др.) ока­за­ли зна­чит. влия­ние на даль­ней­ший ход все­мир­ной ис­то­рии. В рам­ках Н. в. вы­де­ля­ют 2 пе­рио­да: 1-й – с 1917/18 по 1945 (за­вер­ше­ние 2-й ми­ро­вой вой­ны) и 2-й – с 1945.

Этика новейшего времени

НОВЕ́ЙШЕЕ ВРЕ́МЯ  (но­вей­шая ис­то­рия, со­вре­мен­ная ис­то­рия), пе­ри­од все­мир­ной ис­то­рии, сле­дую­щий за  Но­вым вре­ме­нем .

  • Су­ще­ст­ву­ют разл. мне­ния по во­про­су о ниж­ней хро­но­ло­гич. гра­ни­це Н. в.
  • Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли пред­ла­га­ют при­нять за на­ча­ло Н. в. ру­беж 19–20 вв.
  • Дру­гие скло­ня­ют­ся к мне­нию, что от­счёт сле­ду­ет вес­ти от за­клю­чит. пе­рио­да 1-й ми­ро­вой вой­ны, по­сколь­ку со­бы­тия этих лет ( Ок­тя­брь­ская ре­во­лю­ция 1917  в Рос­сии,  Но­ябрь­ская ре­во­лю­ция 1918  в Гер­ма­нии, рас­пад Ос­ман­ской им­пе­рии, Ав­ст­ро-Венг­рии и др.) ока­за­ли зна­чит. влия­ние на даль­ней­ший ход все­мир­ной ис­то­рии.

В рам­ках Н. в. вы­де­ля­ют 2 пе­рио­да: 1-й – с 1917/18 по 1945 (за­вер­ше­ние 2-й ми­ро­вой вой­ны) и 2-й – с 1945.

Направление 1: Научно-рационалистическое НАПРАВЛЕНИЯ:  Б. Рассел (1872–1970), С. Тулмин (1922–2009) У. Джеймс (1842– 1919) Дж. Дьюи (1859–1952) ПОЗИТИВИЗМ

Направление 1: Научно-рационалистическое

НАПРАВЛЕНИЯ:

  • Б. Рассел (1872–1970),
  • С. Тулмин (1922–2009)
  • У. Джеймс (1842– 1919)
  • Дж. Дьюи (1859–1952)
  • ПОЗИТИВИЗМ

  • ПРАГМАТИЗМ
Направление 2: ИРрационалистическое НАПРАВЛЕНИЯ:  Психоаналитическая этика  ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Направление 2: ИРрационалистическое

НАПРАВЛЕНИЯ:

  • Психоаналитическая этика

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

  • ПЕРСОНАЛИЗМ
  • 3. Фрейд (1856–1939)
  • С. Кьеркегором (1813–1855),
  • М. Хайдеггером (1889– 1976),
  • К. Ясперсом (1883-1969),
  • А. Камю (1913-1960),
  • Ж.-П. Сартром (1905-1980).
  • Э. Мунье (1905–1950),
  • Ж. Лакруа (1900–1986),
  • П. Рикер (1913–2005)
Направление 3: РЕЛИГИОЗНое Ж. Маритен (1882–1973), Э. Жильсон (1884-1978), К. Ранер (1904-1984), В. Гертых (р. 1951) и сам Иоанн Павел II (К. Войтыла) (1920–2005), бывший Римский папа НАПРАВЛЕНИЕ:  НЕОТОМИЗМ

Направление 3: РЕЛИГИОЗНое

  • Ж. Маритен (1882–1973),
  • Э. Жильсон (1884-1978),
  • К. Ранер (1904-1984),
  • В. Гертых (р. 1951)
  • и сам Иоанн Павел II (К. Войтыла) (1920–2005), бывший Римский папа

НАПРАВЛЕНИЕ:

  • НЕОТОМИЗМ

Направление 3: РЕЛИГИОЗНое К. Барт (1886–1968), П. Тиллих (1886–1965), З. Брунер (1889– 1966), Р. Нибур (1892–1971) НАПРАВЛЕНИЕ:

Направление 3: РЕЛИГИОЗНое

  • К. Барт (1886–1968),
  • П. Тиллих (1886–1965),
  • З. Брунер (1889– 1966),
  • Р. Нибур (1892–1971)

НАПРАВЛЕНИЕ:

  • НЕОПРОТЕСТАНТИЗМ
« Этика ненасилия »

« Этика ненасилия »


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!