СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационный проект

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Балейский филиал

государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине Информатика и ИКТ

 

Искусственный интеллект: миф и реальность

Тема проекта

 

 

 

 

 

Выполнила:

Торшина Ольга Александровна,

студентка I курса,

группы 113,

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

 

 

Руководитель:

Редрова Татьяна Валерьевна

 

Руководитель:

преподаватель информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балей - 2019

Паспорт

индивидуального информационного проекта

Актуальность

Сегодня стремительно развивается технический прогресс. Наука не стоит на месте и с каждым годом люди придумывают все более усовершенствованные технологии. Одним из новых направлений развития технического прогресса является искусственный интеллект.

Благодаря достижениям в области искусственного интеллекта создано большое количество научных разработок, которые существенно упрощают жизнь людей.

С применением данной системы можно обезопасить и облегчить человеческую жизнь, поэтому изучение и развитие искусственного интеллекта имеет важное значение для всего общества.

Цель

Расширить представление об искусственном интеллекте и его влиянии на развитие общества.

Задачи

  1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме исследования.
  2. Познакомиться с историей возникновения искусственного интеллекта, выявить область его применения.
  3. Сформулировать утверждения об искусственном интеллекте и определить: миф это или реальность.
  4. Подготовить видеоматериал в соответствии с темой проекта.

Методы

Изучение и анализ специальной литературы и видеоматериала, синтез полученных знаний, классификация, обобщение, моделирование.

Готовый продукт, его описание

Подготовлен реферат, созданы видеоролик «Искусственный интеллект: миф или реальность» и презентация для защиты проекта.

Список использованных источников

  1. 10 примеров искусственного интеллекта, которые мы используем в нашей повседневной жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://neuronus.com/overview/1259-10-primerov-iskusstvennogo-intellekta-kotorye-my-ispolzuem-v-nashej-povsednevnoj-zhizni.html (дата обращения 07.04.2019).
  2. Wikipedia. Искусственный интеллект [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_интеллект#cite_note-macarti-2 (дата обращения 07.04.2019).
  3. Информационно-познавательный портал «Mentamore». Области применения искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mentamore.com/covremennye-texnologii/oblasti-primeneniya-iskusstvennogo-intellekta.html (дата обращения 05.04.2019).
  4. Искусственный интеллект: миф и реальность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.securitylab.ru/blog/company/PandaSecurityRus/342623.php (дата обращения 08.04.2019).
  5. История возникновения искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neuronus.com/history/4-istoriya-vozniknoveniya-ikustvennogo-intellekta.html (дата обращения 11.04.2019).
  6. История искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_интеллект#cite_note-macarti-2  (дата обращения 11.04.2019).
  7. Смирнов Д.С., Сумец М.А. Нужен ли нам искусственный интеллект // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033039</a>  (дата обращения:  08.04.2019).
  8. Создание искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gashevsn.narod.ru/Intell.htm (дата обращения 11.04.2019).
  9. Технологии важных успехов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fhi-news.ru%2Ftechnology%2F10-vazhnyx-no-pugayushhix-uspexov-v-razvitii-iskusstvennogo-intellekta.html&d=1 (дата обращения 11.04.2019).
  10. Фейгин О. О. Искусственный интеллект // Информатика. Всё для учителя! 2014.  №3[38]. с.42.
  11. Фейгин О. О. Механический мозг // Информатика. Всё для учителя! 2014.  №1[37]. с.43.
  12. Фейгин О. О. Электронное будущее // Информатика. Всё для учителя! 2014.  №1[44]. с.39.
  13. Ясницкий Л. Н. Искусственный интеллект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avidreaders.ru/book/iskusstvennyy-intellekt-metodicheskoe-posobie.html (дата обращения 07.04.2019).

Выводы

В ходе проделанной работы, изучения материала, мы можем с уверенностью сказать, что искусственный интеллект существует и находит применение в самых разных областях. Несмотря на это, на сегодняшний день он не является до конца изученным. Мы можем говорить о его развитии во всех сферах жизни человека, дальнейшем совершенствовании, но не можем дать точный прогноз, каким же он будет через несколько десятков лет. Сегодня мы говорим об искусственном интеллекте, опираясь на  доказательства и нам известные факты, но следует отметить, что наука не стоит на месте, и процесс развития искусственного интеллекта никогда не остановится.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА.. 8

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА.. 12

3. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА.. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Начало XXI в. ознаменовалось прорывным развитием цифровых технологий. Наш современный мир уже невозможно представить без информационных технологий, которые изменили и облегчили различные сферы, открыли новые рыночные возможности. ИТ-индустрия существенно преобразует условия труда и жизни человека. И немалая заслуга в этом одного из самых перспективных направлений развития ИТ-индустрии - искусственного интеллекта.

Определение искусственного интеллекта существует в различных вариациях и с различными дополнениями: свойство интеллектуальных систем выполнять сложные задачи; совокупность методов и инструментов решения различных сложных прикладных задач, использующих принципы и подходы, аналогичные размышляющему над их решением человеку или процессам, протекающим в живой или неживой природе; наука и технология создания интеллектуальных машин, интеллектуальных компьютерных программ [3]. Указанные определения отражают понятие искусственного интеллекта, в котором, с одной стороны, это – наука о создании человекоподобных машин, а с другой – свойство вычислительной техники. И уже очевидно, что понятие «искусственный интеллект» вышло за границы первоначального определения. В силу этого в настоящее время искусственный интеллект представляет собой объемное научное понятие, вбирающее в себя ряд современных технологий и расширяющее возможности компьютерных наук.

Данная технология охватывает самые разнообразные виды деятельности людей. Искусственный интеллект может значительно облегчать повседневную жизнь человека, заменять их на рабочем месте или решать сложные задачи. Но кроме этого, искусственный интеллект может представлять опасность для жизни общества – это могут быть различные кибервойны, где на кон может встать даже человеческая жизнь. Машина, созданная человеком, может выйти из-под контроля и в любой момент принести вред здоровью человека. Но, несмотря на это, человечеству, при данных темпах развития технологий и увеличения объёмов информации, необходим помощник, и не просто помощник, а разумный союзник, товарищ и друг, в роли которого должен выступить искусственный интеллект. Он должен быть способен выполнять не только тяжёлую физическую работу, но также и умственную.

Искусственный интеллект, в теле высокотехнологичного робота, наделённый человеком высокоморальными принципами, лучше любого из людей позаботится о пожилых людях или о маленьких детях. Проявит максимум внимания и заботы, при этом исключается так называемый человеческий фактор или, грубо говоря, халатность работника социальной службы.

Сегодня направление искусственного интеллекта превращается в одну из самых передовых отраслей инновационной экономики. Она полна интересными и трудноразрешимыми проблемами, решение которых приведет к очередному взрывному росту технологий, открытию новых рынков, росту благосостояния общества.

Однако многие учёные скептически относятся к этому вопросу, т.к. существует множество проблем, которые пока не удаётся решить научным путём. Несмотря на это, задача создания искусственного интеллекта не стала  менее актуальной, т.к. в настоящее время создаются всё более и более усовершенствованные программы, максимально напоминающие по своему действию мыслительные процессы человека.

Проблема исследования: может ли искусственный интеллект заменить человека?

Объект исследования: искусственный интеллект.

Предмет исследования: мифы и реальность искусственного интеллекта.

Цель исследования: расширить представление об искусственном интеллекте и его влиянии на развитие общества.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме исследования.
  2. Познакомится с историей возникновения искусственного интеллекта, выявить область его применения.
  3. Сформулировать утверждения об искусственном интеллекте и определить: миф это или реальность.
  4. Подготовить видеоматериал в соответствии с темой проекта.

Методы исследования: Изучение и анализ специальной литературы и видеоматериала, синтез полученных знаний, классификация, обобщение, моделирование.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

История искусственного интеллекта начинается задолго до нашей эры. Аристотель был первым, кто попытался определить законы «правильного мышления» или процессы неопровержимых рассуждений. Попытки создания механических счетных устройств в средние века сильно впечатляли современников. Наиболее известна машина Паскалина, построенная в 1642 г. Блезом Паскалем. Паскаль писал, что «арифметическая машина производит эффект, который кажется более близким к мышлению по сравнению с любыми действиями животных». Возможности же практической реализации искусственного интеллекта появились с момента создания электронных вычислительных машин. В это время развернулась философская дискуссия на тему «Может ли машина мыслить?». Итогом этой дискуссии стал тест, предложенный Аланом Тьюрингом в 50-е гг. ХХ века. Тест заключается в следующем: Имеются два телетайпа (в то время других терминальных устройств не было, сейчас бы предложили ICQ). Один из телетайпов подключен к машине, другой — к аппарату, за которым сидит человек. Несколько экспертов поочередно ведут диалог на каждом из телетайпов. Если большинство экспертов не смогут в течение пяти минут распознать в одном из собеседников машину, то тест Тьюринга считается пройденным успешно. Тест Тьюринга сыграл определенную роль в развитии искусственного интеллекта, в том числе и критика самого теста. Робототехника стала индустрией после того, как перестала копировать анатомию человека[6].

Джон Маккарти в 1956 году на конференции в Дартмутском университете процитировал определение искусственного интеллекта, не связанного напрямую с пониманием интеллекта у человека. Согласно Маккарти, исследователи искусственного интеллекта вольны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем.

Поясняя своё определение, Джон Маккарти указывает: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире».

Даются следующие определения искусственного интеллекта [6]:

Научное направление, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными.

Свойство интеллектуальных систем выполнять функции (творческие), которые традиционно считаются прерогативой человека. При этом интеллектуальная система — это техническая или программная система, способная решать задачи, традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока — базу знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс, позволяющий вести общение с ЭВМ без специальных программ для ввода данных.

Направление в информатике и информационных технологиях, задачей которого является воссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств разумных рассуждений и действий.

Согласно определению Андреаса Каплана и Майкла Хенлейна, искусственный интеллект — это «способность системы правильно интерпретировать внешние данные, извлекать уроки из таких данных и использовать полученные знания для достижения конкретных целей и задач при помощи гибкой адаптации».

Одно из частных определений интеллекта, общее для человека и «машины», можно сформулировать так: «Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи[5]».

Развитие же искусственного интеллекта, как научного направления стало возможным только после создания электронных вычислительных машин. Это произошло в 40-х годах XX века. В это же время Н. Винер создал свои основополагающие работы по новой науке — кибернетике.

В 1954 году в МГУ под руководством профессора А. А. Ляпунова начал свою работу семинар «Автоматы и мышление». В этом семинаре принимали участие крупнейшие физиологи, лингвисты, психологи, математики. Принято считать, что именно в это время родился искусственный интеллект в России.

Условно можно выделить 7 этапов развития искусственного интеллекта, каждый из которых связывается с определённым уровнем развития искусственного интеллекта и парадигмой, реализуемой в конкретной системе[8].

Парадигма – это новая идея математического описания работы систем искусственного интеллекта.

Этап 1 (50-е годы) - нейрон и нейронные сети.

Он связан с появлением первых машин последовательного действия, с очень небольшими, по сегодняшним меркам, ресурсными возможностями по памяти, быстродействию и классам решаемых задач. Это были задачи сугубо вычислительного характера, для которых были известны схемы решений и которые можно описать на некотором формальном языке. К этому же классу относятся и задачи на адаптацию.

Этап 2 (60-е годы) – поиск рациональной обработки информации.

В «интеллект» машины добавились механизмы поиска, сортировки, простейшие операции по обобщению информации, не зависящие от смысла обрабатываемых данных. Это стало новой точкой отсчета в развитии и понимании задач автоматизации деятельности человека.

Этап 3 (70-е годы) - представление знаний.

Учеными была осознана важность знаний (по объему и содержанию) для разработки интересных алгоритмов решения задач. При этом имелись в виду знания, с которыми математика не умела работать, т.е. опытные знания, не носящие строгого формального характера и описываемые обычно в декларативной форме. Это знания специалистов в различных областях деятельности, врачей, химиков, исследователей и т.п. Такие знания получили название экспертных знаний, и соответственно системы, работающие на основе экспертных знаний, стали называться системами-консультантами или экспертными системами

Этап 4 (80-е годы) - обучающие машины.

Четвертый этап развития искусственного интеллекта стал прорывным. С появлением экспертных систем в мире начался принципиально новый этап развития интеллектуальных технологий – эра интеллектуальных систем - консультантов, которые предлагали варианты решений, обосновывали их, способны были к обучению и к развитию, общались с человеком на привычном для него, хотя и ограниченном, естественном языке.

Этап 5 (90-е годы) - автоматизированные обрабатывающие центры.

Усложнение систем связи и решаемых задач потребовало качественно нового уровня «интеллектуальности» обеспечивающих программных систем, таких систем, как защита от несанкционированного доступа, информационная безопасность ресурсов, защита от нападений, смысловой анализ и поиск информации в сетях и т.п. И новой парадигмой создания перспективных систем защиты всех видов стали интеллектуальные системы. Именно они позволяют создавать гибкие среды, в рамках которых обеспечивается решение всех необходимых задач.

Этап 6 (2000-е годы) – робототехника.

Область применения роботов достаточно широка и простирается от автономных газонокосилок и пылесосов до современных образцов военной и космической техники. Модели оборудованы навигационной системой и всевозможными периферийными датчиками.

Этап 7 (2008 год) – развитие системы (сингулярность) Технологическая сингулярность — предполагаемый некоторыми исследователями короткий период чрезвычайно быстрого технологического прогресса, или точка во времени, с которой машины начинают совершенствовать сами себя, без помощи кого-либо.

Создание искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграция человека с вычислительными машинами, либо значительное скачкообразное увеличение возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий. По некоторым прогнозам, технологическая сингулярность может наступить уже около 2030 года. Сторонники теории технологической сингулярности считают, что если возникнет принципиально отличный от человеческого разума (пост человек), дальнейшую судьбу цивилизации невозможно предсказать, опираясь на человеческое (социальное) поведение.

В 2019 году может ожидаться:

  1. Искусственный интеллект усовершенствуют так, что высокоинтеллектуальные машины смогут вести борьбу за обучение, разбираться в юридических делах, вести деловые переговоры.
  2. Искусственный интеллект массово внедрят в школьное оборудование – оно станет основой обучения.
  3. Виртуальные помощники станут более умными и от простейших действий перейдут к более сложным — смогут поддерживать телефонный разговор с человеком, записывать нас в парикмахерскую на нужное время без напоминаний или предупреждать о необходимости посетить врача.
  4. Будет развиваться индустрия самоуправляемых машин.

Но, несмотря на такое масштабное развитие Искусственного интеллекта, он не является до конца изученным. Данная область будет развиваться всегда. Уже сейчас интеллектуальные роботы проявили свои способности в самых разных областях. Например, машины лучше человека сдают экзамены, распознают и понимают речь, лучше запоминают и имеют огромный словарный запас. В то же время у искусственного интеллекта нашлись и новые ограничения: оказалось, что высокоинтеллектуальные андроиды не могут заниматься коллективной работой, помогать друг другу.

 

 

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Сегодня за счет достижений в области искусственного интеллекта создано большое количество научных разработок, которые существенно упрощают жизнь людей. Распознавание речи или отсканированного текста, решение вычислительно сложных задач за короткое время и многое другое - все это стало доступно благодаря развитию искусственного интеллекта. Цифровой разум перестал быть чем-то фантастическим и неизвестным. Появляется всё больше сфер, в которых осуществляется применение искусственного интеллекта. Промышленность, транспорт, добыча полезных ископаемых, банковские сервисы и электронная коммерция – это лишь малая часть направлений, в которых уже эффективно используется искусственный интеллект [3].

Подробно рассмотрим некоторые из сфер:

  1. Например, в медицине – искусственный интеллект помогает диагностировать и определять риски развития опасных заболеваний, способен обрабатывать большое количество данных, сопоставлять и анализировать информацию. Это машины, которые могут на высоком уровне проводить сложные операции [1].
  2. Искусственный интеллект в промышленности и сельском хозяйстве позволяет делать работу все более и более автоматизированной (автоматизированная техника):
    • закупки расходных материалов до контроля выпускаемой продукции и ее отгрузки будут осуществляться с помощью искусственного интеллекта;
    • искусственный интеллект используется для контроля за состоянием растений, уровнем влажности, наличием в почве необходимых питательных веществ и в принципе для надлежащего ухода за посадками;
    • умные помощники способны определять заболевания растений или напавших на них вредителей по фотографиям, а также точечно доставлять необходимые препараты [3].
  3. Дорожное движение и искусственный интеллект. Компьютер анализирует данные со светофоров, собирает информацию о плотности движения, авариях, погодных условиях и иных причинах, которые могут повлиять на трафик. В итоге интеллектуальная система в режиме реального времени следит за дорогами, строит прогнозы, как будет развиваться ситуация, и в соответствии с этим переключает светофоры [1].
  4. Искусственный интеллект в быту – это знаменитая сегодня система «умный дом» (раздвинуть занавески, чтобы в спальню проник солнечный свет, разбудить вас с помощью радио и включить кофеварку, чтобы на завтрак вас уже ждал ароматный кофе, а когда вы уйдете на работу, он активирует сигнализацию), автоматические переводчики(перевод различных алгоритмов), делая его удобным для понимания человека; распознавание изображений (считывание информации с датчиков или сканирование картинки), игровые программы (самообучение), машинное творчество (создание искусственным интеллектом своих картин, музыки, книг, дипломов и диссертаций)[1].
  5. Социальная сфера и искусственный интеллект  – это может быть обслуживающий персонал в кафе, замена трудовых кадров на рабочих местах, помощники для инвалидов и стариков, создания интернет-платформы, на которой представители социально-ориентированного бизнеса могли бы получать консультации от компетентных специалистов – роботов, ботов, они вежливы, терпеливы и грамотны, развлекательная сфера (с помощью искусственного интеллекта пользователь может выбрать на своем телевизоре и планшете любой сериал или фильм, также, исходя из историй поиска человека предлагает какие – либо фильмы), виртуальные личные помощники[1].
  6. Искусственный интеллект и Интернет знаменитый «Яндекс.Переводчик», благодаря нейронной сети, переводит тексты с учётом контекста. Он рассматривает исходник полностью, а не по частям, поэтому точнее подбирает синонимы и составляет предложения. «Алиса» — голосовой помощник, который самостоятельно обучается и подстраивается под человека. «Алиса» учитывает свои прошлые ответы и тем самым приобретает опыт. Разработчики утверждают, что она понимает 89-95% человеческой речи. Для людей считается нормой 96-98%. «Алиса» может рассказать историю, поиграть в игры и просто поболтать с пользователем. Алгоритм «Королёв» улучшает поисковую выдачу за счёт анализа семантики страниц и учёта поведения пользователей. Интеллектуальная система «Когнитивный геолог» применяется компанией «Газпром нефть». Её функции включают прогноз запасов, оценку рисков и планирование стратегии разработки. ABBYY [лингвистика и интеллектуальная обработка данных] (распознавание оформления страниц, проверка логической иерархии, понимание текста на разных языках, обработка звонков, бесед в чате). Банковское обслуживание – распознавание лиц клиентов; онлайн – объявления[3].
  7. Искусственный интеллект в экономике  проявляется в оценке стоимости квартир, отелей, выгодных условий для бизнеса, анализа объявлений с ЦИАН, «Авито» и шести десятков других платформ по продаже недвижимости; подбор персонала - В 2017 году «Ростелеком» начал набирать персонал на работу с помощью искусственного интеллекта. Система анализирует анкеты соискателей на конкретные должности с нескольких профильных ресурсов, а также оценивает страницы в социальных сетях. Цель искусственного интеллекта – найти таких кандидатов, которые смогут проработать на конкретной позиции не меньше 6 месяцев. Машиностроение – Tesla искусственный интеллект используется для управления машины без помощи водителя[3].
  8. Искусственный интеллект и развитие космоса прогнозирование магнитных бурь и защита от астероидов, открытие экзо планет (с помощью новейшего телескопа «Кеплер»), проведение репортажей прямо из открытого космоса, помощь летательным аппаратам совершать безопасные посадки(автопилоты, самообучение летательных аппаратов), определение климата на планетах и пригодность к жизни, отслеживание радиации, замена товарища в космосе – бот может пообщаться с человеком, скрашивая его стресс и одиночество, проведение спасательных работ (современный человекоподобный робот «Федор»)[3].

Таким образом, мы видим, что искусственный интеллект развивается во всех сферах нашей жизни. Появляются новые технологии, методы общения людей друг с другом, возможности в освоении космоса и многое другое.

3. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Утверждение №1. В настоящее время существует искусственный интеллект с разумом, сравнимым с человеческим[12].

Реальность: У нас уже есть компьютеры, которые сравнялись или превысили человеческие возможности в шахматах, торговле на бирже и разговорах. Компьютеры и алгоритмы, которые ими руководят, могут становиться только лучше. Это лишь вопрос времени, когда они превзойдут человека в любой задаче.

С точки зрения Хьюберта Дрейфуса, профессора филологии в Калифорнийском университете в Беркли, истинный разум невозможно отделить от его человеческой основы, заключенной в человеческом организме. «Цифровой компьютер - не человек,- говорит Дрейфус.- У компьютера нет ни тела, ни эмоций, ни потребностей. Он лишен социальной ориентации, которая приобретается жизнью в обществе, а именно она делает поведение разумным. Поэтому я считаю, что цифровые компьютеры, запрограммированные фактами и правилами из нашей человеческой жизни, действительно не могут стать разумными».

Таким образом, утверждение «В настоящее время существует искусственный интеллект с разумом, сравнимым с человеческим» является мифом.

Утверждение №2. Искусственный интеллект будет иметь сознание[11].

Реальность: Большинство специалистов представляют, что машинный разум будет обладать сознанием и думать так, как думают люди. Более того, критики вроде основателя Microsoft Пола Аллена верят, что мы пока не можем достигнуть общего искусственного интеллекта, который мог бы решать сложные специфические задачи,  потому что нам не хватает научной теории сознания. Специалист по когнитивной робототехнике Имперского колледжа Лондона Мюррей Шанахан утверждает, что разум и сознание можно совместить в машине, но она не станет совершенством с человеческим разумом. То, что машина проходит всевозможные интеллектуальные тесты, в котором она неотличима от человека, не означает наличие у нее сознания, это лишь определенный набор команд, который машина может выполнять, действуя по соответствующей программе. Передовой искусственный интеллект может казаться осознанным, но его самосознание будет не большим, чем у камня или калькулятора, ибо человеческое сознание безгранично и уникально, и создать что-то похожее искусственным путем, а тем более, внедрить это в машину, просто невозможно. Таким образом, данное утверждение является мифом.

Утверждение №3. Нам не стоит бояться искусственного интеллекта[4].

Реальность: В январе основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что нам не стоит бояться искусственного интеллекта, ведь он делает невероятное количество хороших вещей для мира. Но некоторые страхи по поводу искусственного интеллекта существуют:

Первый страх: можно целенаправленно создать враждебный искусственный интеллект и боевые системы на его основе. Например, миниатюрные летающие устройства, которые могут объединяться в рои и перемещаться на большие расстояния, коллективно выполняя какие-то опасные действия. В таком случае необходимо договариваться на межгосударственном уровне о запрете и масштабных исследованиях боевых систем на основе искусственного интеллекта.

Второй страх связан с эволюцией искусственного интеллекта. Уже сейчас одни нейросети создают другие, Google уже провел первый подобный успешный эксперимент. При таком развитии могут появиться целые эволюционные ветви искусственного интеллекта. И даже если изначальная цель была вполне мирной и полезной для человека, то побочные эффекты могут оказаться совершенно непредсказуемыми. Представьте себе эффективную нейросеть, с вычислениями, распределенными по многим компьютерам, чья задача сортировать изображения собачек и кошек. И вдруг она обнаруживает, что человек выключил один из компьютеров кластера и это ухудшило показатели классификации — система теоретически может принять «эффективное» решение и, в конце концов, в погоне за улучшениями теоретически система может получить доступ к атомной электростанции или дамбе около города. Многие из них могут не подчинятся протоколам безопасности, выходя из-под контроля они могут причинить вред даже тому, кто его создал. Но это возможно в том случае, если программа не доработана и недостаточно протестирована или при разработке допущена ошибка. Таким образом, данное утверждение является мифом, если человек не допускает ошибки в создании программного кода для машин с искусственным интеллектом.

Утверждение №4. Искусственный интеллект нас уничтожит [4].

Реальность: Некоторые футурологи убеждены, что искусственный интеллект рано или поздно сотрет человечество с лица земли. Профессор Оксфордского университета Ник Бостром в своей книге «Сверхразум» рассматривает несколько сценариев конца света. В одном из них искусственный интеллект покрывает всю поверхность планеты плитами солнечных батарей, ядерными реакторами, гигантскими серверными корпусами, башнями охлаждения и другими конструкциями. На модифицированной таким образом Земле не останется места ни для человечества, ни для биосферы. Бостром сравнивает людей, которые работают над созданием искусственного интеллекта, с детьми, играющими с бомбой.

Ряд мыслителей настроены более позитивно, и у них имеются аргументы, которые ставят под сомнение мрачные прогнозы Бострома. Оптимисты уверены, что вероятность апокалипсиса из «Сверхразума» сводится к нулю техническими ограничениями и простой логикой. Так, писатель-фантаст Рамез Наам в статье для журнала «H+» утверждает, что даже самому мощному искусственному интеллекту потребуется огромное количество времени и ресурсов, чтобы создать средства для уничтожения человечества. Сверхразуму каким-то образом придется интегрироваться в экономическую деятельность, чтобы добиться своих целей. Например, для создания новых микропроцессоров искусственному интеллекту понадобится не только их разработать, но и получить доступ к производственным цехам, где чипы можно будет изготовить. Наам не видит, каким образом сверхразум сможет решить эти проблемы.

Но существует и другая категория аргументов в защиту искусственного интеллекта — доводы этико-философского характера. В соответствии с ними, пока машина не наделена чувствами, она не может хотеть чего бы то ни было, в том числе конфликта с человечеством или его уничтожения. Таким образом, данное утверждение является мифом.

Утверждение №5. Искусственный суперинтеллект будет дружелюбным [4].

Реальность: Философ Иммануил Кант верил, что разум сильно расходится с моральностью. Если это верно, то мы можем ожидать, что интеллектуальный взрыв приведет к взрыву моральности. Затем мы можем ожидать, что появившиеся интеллектуальные системы будут суперморальны также, как и суперинтеллектуальны, что позволит нам ожидать от них доброжелательности. Но идея того, что развитый искусственный интеллект будет просветленным и добрым, по своей сути, не очень правдоподобна. Есть риск использования искусственного интеллекта в военных целях. Если искусственный интеллект будет уникально одаренным, то и уровень их моральности будет расти вместе с разумом. На данном этапе развития искусственного интеллекта мы можем наблюдать пока лишь его работу на нас. Всяческие его услуги и помощь делают робота незаменимым, но вопрос о том, какое воздействие он будет ок

Просмотр содержимого документа
«Информационный проект»

Балейский филиал

государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж»















ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине Информатика и ИКТ


Искусственный интеллект: миф и реальность

Тема проекта






Выполнила:

Торшина Ольга Александровна,

студентка I курса,

группы 113,

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах



Руководитель:

Редрова Татьяна Валерьевна


Руководитель:

преподаватель информатики


















Балей - 2019

Паспорт

индивидуального информационного проекта

Актуальность

Сегодня стремительно развивается технический прогресс. Наука не стоит на месте и с каждым годом люди придумывают все более усовершенствованные технологии. Одним из новых направлений развития технического прогресса является искусственный интеллект.

Благодаря достижениям в области искусственного интеллекта создано большое количество научных разработок, которые существенно упрощают жизнь людей.

С применением данной системы можно обезопасить и облегчить человеческую жизнь, поэтому изучение и развитие искусственного интеллекта имеет важное значение для всего общества.

Цель

Расширить представление об искусственном интеллекте и его влиянии на развитие общества.

Задачи

  1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме исследования.

  2. Познакомиться с историей возникновения искусственного интеллекта, выявить область его применения.

  3. Сформулировать утверждения об искусственном интеллекте и определить: миф это или реальность.

  4. Подготовить видеоматериал в соответствии с темой проекта.

Методы

Изучение и анализ специальной литературы и видеоматериала, синтез полученных знаний, классификация, обобщение, моделирование.

Готовый продукт, его описание

Подготовлен реферат, созданы видеоролик «Искусственный интеллект: миф или реальность» и презентация для защиты проекта.

Список использованных источников

  1. 10 примеров искусственного интеллекта, которые мы используем в нашей повседневной жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neuronus.com/overview/1259-10-primerov-iskusstvennogo-intellekta-kotorye-my-ispolzuem-v-nashej-povsednevnoj-zhizni.html (дата обращения 07.04.2019).

  2. Wikipedia. Искусственный интеллект [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_интеллект#cite_note-macarti-2 (дата обращения 07.04.2019).

  3. Информационно-познавательный портал «Mentamore». Области применения искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mentamore.com/covremennye-texnologii/oblasti-primeneniya-iskusstvennogo-intellekta.html (дата обращения 05.04.2019).

  4. Искусственный интеллект: миф и реальность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.securitylab.ru/blog/company/PandaSecurityRus/342623.php (дата обращения 08.04.2019).

  5. История возникновения искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neuronus.com/history/4-istoriya-vozniknoveniya-ikustvennogo-intellekta.html (дата обращения 11.04.2019).

  6. История искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_интеллект#cite_note-macarti-2 (дата обращения 11.04.2019).

  7. Смирнов Д.С., Сумец М.А. Нужен ли нам искусственный интеллект // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033039 (дата обращения: 08.04.2019).

  8. Создание искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gashevsn.narod.ru/Intell.htm (дата обращения 11.04.2019).

  9. Технологии важных успехов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fhi-news.ru%2Ftechnology%2F10-vazhnyx-no-pugayushhix-uspexov-v-razvitii-iskusstvennogo-intellekta.html&d=1 (дата обращения 11.04.2019).

  10. Фейгин О. О. Искусственный интеллект // Информатика. Всё для учителя! 2014. №3[38]. с.42.

  11. Фейгин О. О. Механический мозг // Информатика. Всё для учителя! 2014. №1[37]. с.43.

  12. Фейгин О. О. Электронное будущее // Информатика. Всё для учителя! 2014. №1[44]. с.39.

  13. Ясницкий Л. Н. Искусственный интеллект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avidreaders.ru/book/iskusstvennyy-intellekt-metodicheskoe-posobie.html (дата обращения 07.04.2019).

Выводы

В ходе проделанной работы, изучения материала, мы можем с уверенностью сказать, что искусственный интеллект существует и находит применение в самых разных областях. Несмотря на это, на сегодняшний день он не является до конца изученным. Мы можем говорить о его развитии во всех сферах жизни человека, дальнейшем совершенствовании, но не можем дать точный прогноз, каким же он будет через несколько десятков лет. Сегодня мы говорим об искусственном интеллекте, опираясь на доказательства и нам известные факты, но следует отметить, что наука не стоит на месте, и процесс развития искусственного интеллекта никогда не остановится.





СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 8

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 12

3. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

ПРИЛОЖЕНИЕ А 26























ВВЕДЕНИЕ

Начало XXI в. ознаменовалось прорывным развитием цифровых технологий. Наш современный мир уже невозможно представить без информационных технологий, которые изменили и облегчили различные сферы, открыли новые рыночные возможности. ИТ-индустрия существенно преобразует условия труда и жизни человека. И немалая заслуга в этом одного из самых перспективных направлений развития ИТ-индустрии - искусственного интеллекта.

Определение искусственного интеллекта существует в различных вариациях и с различными дополнениями: свойство интеллектуальных систем выполнять сложные задачи; совокупность методов и инструментов решения различных сложных прикладных задач, использующих принципы и подходы, аналогичные размышляющему над их решением человеку или процессам, протекающим в живой или неживой природе; наука и технология создания интеллектуальных машин, интеллектуальных компьютерных программ [3]. Указанные определения отражают понятие искусственного интеллекта, в котором, с одной стороны, это – наука о создании человекоподобных машин, а с другой – свойство вычислительной техники. И уже очевидно, что понятие «искусственный интеллект» вышло за границы первоначального определения. В силу этого в настоящее время искусственный интеллект представляет собой объемное научное понятие, вбирающее в себя ряд современных технологий и расширяющее возможности компьютерных наук.

Данная технология охватывает самые разнообразные виды деятельности людей. Искусственный интеллект может значительно облегчать повседневную жизнь человека, заменять их на рабочем месте или решать сложные задачи. Но кроме этого, искусственный интеллект может представлять опасность для жизни общества – это могут быть различные кибервойны, где на кон может встать даже человеческая жизнь. Машина, созданная человеком, может выйти из-под контроля и в любой момент принести вред здоровью человека. Но, несмотря на это, человечеству, при данных темпах развития технологий и увеличения объёмов информации, необходим помощник, и не просто помощник, а разумный союзник, товарищ и друг, в роли которого должен выступить искусственный интеллект. Он должен быть способен выполнять не только тяжёлую физическую работу, но также и умственную.

Искусственный интеллект, в теле высокотехнологичного робота, наделённый человеком высокоморальными принципами, лучше любого из людей позаботится о пожилых людях или о маленьких детях. Проявит максимум внимания и заботы, при этом исключается так называемый человеческий фактор или, грубо говоря, халатность работника социальной службы.

Сегодня направление искусственного интеллекта превращается в одну из самых передовых отраслей инновационной экономики. Она полна интересными и трудноразрешимыми проблемами, решение которых приведет к очередному взрывному росту технологий, открытию новых рынков, росту благосостояния общества.

Однако многие учёные скептически относятся к этому вопросу, т.к. существует множество проблем, которые пока не удаётся решить научным путём. Несмотря на это, задача создания искусственного интеллекта не стала менее актуальной, т.к. в настоящее время создаются всё более и более усовершенствованные программы, максимально напоминающие по своему действию мыслительные процессы человека.

Проблема исследования: может ли искусственный интеллект заменить человека?

Объект исследования: искусственный интеллект.

Предмет исследования: мифы и реальность искусственного интеллекта.

Цель исследования: расширить представление об искусственном интеллекте и его влиянии на развитие общества.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме исследования.

  2. Познакомится с историей возникновения искусственного интеллекта, выявить область его применения.

  3. Сформулировать утверждения об искусственном интеллекте и определить: миф это или реальность.

  4. Подготовить видеоматериал в соответствии с темой проекта.

Методы исследования: Изучение и анализ специальной литературы и видеоматериала, синтез полученных знаний, классификация, обобщение, моделирование.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

История искусственного интеллекта начинается задолго до нашей эры. Аристотель был первым, кто попытался определить законы «правильного мышления» или процессы неопровержимых рассуждений. Попытки создания механических счетных устройств в средние века сильно впечатляли современников. Наиболее известна машина Паскалина, построенная в 1642 г. Блезом Паскалем. Паскаль писал, что «арифметическая машина производит эффект, который кажется более близким к мышлению по сравнению с любыми действиями животных». Возможности же практической реализации искусственного интеллекта появились с момента создания электронных вычислительных машин. В это время развернулась философская дискуссия на тему «Может ли машина мыслить?». Итогом этой дискуссии стал тест, предложенный Аланом Тьюрингом в 50-е гг. ХХ века. Тест заключается в следующем: Имеются два телетайпа (в то время других терминальных устройств не было, сейчас бы предложили ICQ). Один из телетайпов подключен к машине, другой — к аппарату, за которым сидит человек. Несколько экспертов поочередно ведут диалог на каждом из телетайпов. Если большинство экспертов не смогут в течение пяти минут распознать в одном из собеседников машину, то тест Тьюринга считается пройденным успешно. Тест Тьюринга сыграл определенную роль в развитии искусственного интеллекта, в том числе и критика самого теста. Робототехника стала индустрией после того, как перестала копировать анатомию человека[6].

Джон Маккарти в 1956 году на конференции в Дартмутском университете процитировал определение искусственного интеллекта, не связанного напрямую с пониманием интеллекта у человека. Согласно Маккарти, исследователи искусственного интеллекта вольны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем.

Поясняя своё определение, Джон Маккарти указывает: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире».

Даются следующие определения искусственного интеллекта [6]:

Научное направление, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными.

Свойство интеллектуальных систем выполнять функции (творческие), которые традиционно считаются прерогативой человека. При этом интеллектуальная система — это техническая или программная система, способная решать задачи, традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока — базу знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс, позволяющий вести общение с ЭВМ без специальных программ для ввода данных.

Направление в информатике и информационных технологиях, задачей которого является воссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств разумных рассуждений и действий.

Согласно определению Андреаса Каплана и Майкла Хенлейна, искусственный интеллект — это «способность системы правильно интерпретировать внешние данные, извлекать уроки из таких данных и использовать полученные знания для достижения конкретных целей и задач при помощи гибкой адаптации».

Одно из частных определений интеллекта, общее для человека и «машины», можно сформулировать так: «Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи[5]».

Развитие же искусственного интеллекта, как научного направления стало возможным только после создания электронных вычислительных машин. Это произошло в 40-х годах XX века. В это же время Н. Винер создал свои основополагающие работы по новой науке — кибернетике.

В 1954 году в МГУ под руководством профессора А. А. Ляпунова начал свою работу семинар «Автоматы и мышление». В этом семинаре принимали участие крупнейшие физиологи, лингвисты, психологи, математики. Принято считать, что именно в это время родился искусственный интеллект в России.

Условно можно выделить 7 этапов развития искусственного интеллекта, каждый из которых связывается с определённым уровнем развития искусственного интеллекта и парадигмой, реализуемой в конкретной системе[8].

Парадигма – это новая идея математического описания работы систем искусственного интеллекта.

Этап 1 (50-е годы) - нейрон и нейронные сети.

Он связан с появлением первых машин последовательного действия, с очень небольшими, по сегодняшним меркам, ресурсными возможностями по памяти, быстродействию и классам решаемых задач. Это были задачи сугубо вычислительного характера, для которых были известны схемы решений и которые можно описать на некотором формальном языке. К этому же классу относятся и задачи на адаптацию.

Этап 2 (60-е годы) – поиск рациональной обработки информации.

В «интеллект» машины добавились механизмы поиска, сортировки, простейшие операции по обобщению информации, не зависящие от смысла обрабатываемых данных. Это стало новой точкой отсчета в развитии и понимании задач автоматизации деятельности человека.

Этап 3 (70-е годы) - представление знаний.

Учеными была осознана важность знаний (по объему и содержанию) для разработки интересных алгоритмов решения задач. При этом имелись в виду знания, с которыми математика не умела работать, т.е. опытные знания, не носящие строгого формального характера и описываемые обычно в декларативной форме. Это знания специалистов в различных областях деятельности, врачей, химиков, исследователей и т.п. Такие знания получили название экспертных знаний, и соответственно системы, работающие на основе экспертных знаний, стали называться системами-консультантами или экспертными системами

Этап 4 (80-е годы) - обучающие машины.

Четвертый этап развития искусственного интеллекта стал прорывным. С появлением экспертных систем в мире начался принципиально новый этап развития интеллектуальных технологий – эра интеллектуальных систем - консультантов, которые предлагали варианты решений, обосновывали их, способны были к обучению и к развитию, общались с человеком на привычном для него, хотя и ограниченном, естественном языке.

Этап 5 (90-е годы) - автоматизированные обрабатывающие центры.

Усложнение систем связи и решаемых задач потребовало качественно нового уровня «интеллектуальности» обеспечивающих программных систем, таких систем, как защита от несанкционированного доступа, информационная безопасность ресурсов, защита от нападений, смысловой анализ и поиск информации в сетях и т.п. И новой парадигмой создания перспективных систем защиты всех видов стали интеллектуальные системы. Именно они позволяют создавать гибкие среды, в рамках которых обеспечивается решение всех необходимых задач.

Этап 6 (2000-е годы) – робототехника.

Область применения роботов достаточно широка и простирается от автономных газонокосилок и пылесосов до современных образцов военной и космической техники. Модели оборудованы навигационной системой и всевозможными периферийными датчиками.

Этап 7 (2008 год) – развитие системы (сингулярность) Технологическая сингулярность — предполагаемый некоторыми исследователями короткий период чрезвычайно быстрого технологического прогресса, или точка во времени, с которой машины начинают совершенствовать сами себя, без помощи кого-либо.

Создание искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграция человека с вычислительными машинами, либо значительное скачкообразное увеличение возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий. По некоторым прогнозам, технологическая сингулярность может наступить уже около 2030 года. Сторонники теории технологической сингулярности считают, что если возникнет принципиально отличный от человеческого разума (пост человек), дальнейшую судьбу цивилизации невозможно предсказать, опираясь на человеческое (социальное) поведение.

В 2019 году может ожидаться:

  1. Искусственный интеллект усовершенствуют так, что высокоинтеллектуальные машины смогут вести борьбу за обучение, разбираться в юридических делах, вести деловые переговоры.

  2. Искусственный интеллект массово внедрят в школьное оборудование – оно станет основой обучения.

  3. Виртуальные помощники станут более умными и от простейших действий перейдут к более сложным — смогут поддерживать телефонный разговор с человеком, записывать нас в парикмахерскую на нужное время без напоминаний или предупреждать о необходимости посетить врача.

  4. Будет развиваться индустрия самоуправляемых машин.

Но, несмотря на такое масштабное развитие Искусственного интеллекта, он не является до конца изученным. Данная область будет развиваться всегда. Уже сейчас интеллектуальные роботы проявили свои способности в самых разных областях. Например, машины лучше человека сдают экзамены, распознают и понимают речь, лучше запоминают и имеют огромный словарный запас. В то же время у искусственного интеллекта нашлись и новые ограничения: оказалось, что высокоинтеллектуальные андроиды не могут заниматься коллективной работой, помогать друг другу.




2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Сегодня за счет достижений в области искусственного интеллекта создано большое количество научных разработок, которые существенно упрощают жизнь людей. Распознавание речи или отсканированного текста, решение вычислительно сложных задач за короткое время и многое другое - все это стало доступно благодаря развитию искусственного интеллекта. Цифровой разум перестал быть чем-то фантастическим и неизвестным. Появляется всё больше сфер, в которых осуществляется применение искусственного интеллекта. Промышленность, транспорт, добыча полезных ископаемых, банковские сервисы и электронная коммерция – это лишь малая часть направлений, в которых уже эффективно используется искусственный интеллект [3].

Подробно рассмотрим некоторые из сфер:

  1. Например, в медицине – искусственный интеллект помогает диагностировать и определять риски развития опасных заболеваний, способен обрабатывать большое количество данных, сопоставлять и анализировать информацию. Это машины, которые могут на высоком уровне проводить сложные операции [1].

  2. Искусственный интеллект в промышленности и сельском хозяйстве позволяет делать работу все более и более автоматизированной (автоматизированная техника):

    • закупки расходных материалов до контроля выпускаемой продукции и ее отгрузки будут осуществляться с помощью искусственного интеллекта;

    • искусственный интеллект используется для контроля за состоянием растений, уровнем влажности, наличием в почве необходимых питательных веществ и в принципе для надлежащего ухода за посадками;

    • умные помощники способны определять заболевания растений или напавших на них вредителей по фотографиям, а также точечно доставлять необходимые препараты [3].

  3. Дорожное движение и искусственный интеллект. Компьютер анализирует данные со светофоров, собирает информацию о плотности движения, авариях, погодных условиях и иных причинах, которые могут повлиять на трафик. В итоге интеллектуальная система в режиме реального времени следит за дорогами, строит прогнозы, как будет развиваться ситуация, и в соответствии с этим переключает светофоры [1].

  4. Искусственный интеллект в быту – это знаменитая сегодня система «умный дом» (раздвинуть занавески, чтобы в спальню проник солнечный свет, разбудить вас с помощью радио и включить кофеварку, чтобы на завтрак вас уже ждал ароматный кофе, а когда вы уйдете на работу, он активирует сигнализацию), автоматические переводчики(перевод различных алгоритмов), делая его удобным для понимания человека; распознавание изображений (считывание информации с датчиков или сканирование картинки), игровые программы (самообучение), машинное творчество (создание искусственным интеллектом своих картин, музыки, книг, дипломов и диссертаций)[1].

  5. Социальная сфера и искусственный интеллектэто может быть обслуживающий персонал в кафе, замена трудовых кадров на рабочих местах, помощники для инвалидов и стариков, создания интернет-платформы, на которой представители социально-ориентированного бизнеса могли бы получать консультации от компетентных специалистов – роботов, ботов, они вежливы, терпеливы и грамотны, развлекательная сфера (с помощью искусственного интеллекта пользователь может выбрать на своем телевизоре и планшете любой сериал или фильм, также, исходя из историй поиска человека предлагает какие – либо фильмы), виртуальные личные помощники[1].

  6. Искусственный интеллект и Интернет знаменитый «Яндекс.Переводчик», благодаря нейронной сети, переводит тексты с учётом контекста. Он рассматривает исходник полностью, а не по частям, поэтому точнее подбирает синонимы и составляет предложения. «Алиса» — голосовой помощник, который самостоятельно обучается и подстраивается под человека. «Алиса» учитывает свои прошлые ответы и тем самым приобретает опыт. Разработчики утверждают, что она понимает 89-95% человеческой речи. Для людей считается нормой 96-98%. «Алиса» может рассказать историю, поиграть в игры и просто поболтать с пользователем. Алгоритм «Королёв» улучшает поисковую выдачу за счёт анализа семантики страниц и учёта поведения пользователей. Интеллектуальная система «Когнитивный геолог» применяется компанией «Газпром нефть». Её функции включают прогноз запасов, оценку рисков и планирование стратегии разработки. ABBYY [лингвистика и интеллектуальная обработка данных] (распознавание оформления страниц, проверка логической иерархии, понимание текста на разных языках, обработка звонков, бесед в чате). Банковское обслуживание – распознавание лиц клиентов; онлайн – объявления[3].

  7. Искусственный интеллект в экономике проявляется в оценке стоимости квартир, отелей, выгодных условий для бизнеса, анализа объявлений с ЦИАН, «Авито» и шести десятков других платформ по продаже недвижимости; подбор персонала - В 2017 году «Ростелеком» начал набирать персонал на работу с помощью искусственного интеллекта. Система анализирует анкеты соискателей на конкретные должности с нескольких профильных ресурсов, а также оценивает страницы в социальных сетях. Цель искусственного интеллекта – найти таких кандидатов, которые смогут проработать на конкретной позиции не меньше 6 месяцев. Машиностроение – Tesla искусственный интеллект используется для управления машины без помощи водителя[3].

  8. Искусственный интеллект и развитие космоса прогнозирование магнитных бурь и защита от астероидов, открытие экзо планет (с помощью новейшего телескопа «Кеплер»), проведение репортажей прямо из открытого космоса, помощь летательным аппаратам совершать безопасные посадки(автопилоты, самообучение летательных аппаратов), определение климата на планетах и пригодность к жизни, отслеживание радиации, замена товарища в космосе – бот может пообщаться с человеком, скрашивая его стресс и одиночество, проведение спасательных работ (современный человекоподобный робот «Федор»)[3].

Таким образом, мы видим, что искусственный интеллект развивается во всех сферах нашей жизни. Появляются новые технологии, методы общения людей друг с другом, возможности в освоении космоса и многое другое.

3. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Утверждение №1. В настоящее время существует искусственный интеллект с разумом, сравнимым с человеческим[12].

Реальность: У нас уже есть компьютеры, которые сравнялись или превысили человеческие возможности в шахматах, торговле на бирже и разговорах. Компьютеры и алгоритмы, которые ими руководят, могут становиться только лучше. Это лишь вопрос времени, когда они превзойдут человека в любой задаче.

С точки зрения Хьюберта Дрейфуса, профессора филологии в Калифорнийском университете в Беркли, истинный разум невозможно отделить от его человеческой основы, заключенной в человеческом организме. «Цифровой компьютер - не человек,- говорит Дрейфус.- У компьютера нет ни тела, ни эмоций, ни потребностей. Он лишен социальной ориентации, которая приобретается жизнью в обществе, а именно она делает поведение разумным. Поэтому я считаю, что цифровые компьютеры, запрограммированные фактами и правилами из нашей человеческой жизни, действительно не могут стать разумными».

Таким образом, утверждение «В настоящее время существует искусственный интеллект с разумом, сравнимым с человеческим» является мифом.

Утверждение №2. Искусственный интеллект будет иметь сознание[11].

Реальность: Большинство специалистов представляют, что машинный разум будет обладать сознанием и думать так, как думают люди. Более того, критики вроде основателя Microsoft Пола Аллена верят, что мы пока не можем достигнуть общего искусственного интеллекта, который мог бы решать сложные специфические задачи, потому что нам не хватает научной теории сознания. Специалист по когнитивной робототехнике Имперского колледжа Лондона Мюррей Шанахан утверждает, что разум и сознание можно совместить в машине, но она не станет совершенством с человеческим разумом. То, что машина проходит всевозможные интеллектуальные тесты, в котором она неотличима от человека, не означает наличие у нее сознания, это лишь определенный набор команд, который машина может выполнять, действуя по соответствующей программе. Передовой искусственный интеллект может казаться осознанным, но его самосознание будет не большим, чем у камня или калькулятора, ибо человеческое сознание безгранично и уникально, и создать что-то похожее искусственным путем, а тем более, внедрить это в машину, просто невозможно. Таким образом, данное утверждение является мифом.

Утверждение №3. Нам не стоит бояться искусственного интеллекта[4].

Реальность: В январе основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что нам не стоит бояться искусственного интеллекта, ведь он делает невероятное количество хороших вещей для мира. Но некоторые страхи по поводу искусственного интеллекта существуют:

Первый страх: можно целенаправленно создать враждебный искусственный интеллект и боевые системы на его основе. Например, миниатюрные летающие устройства, которые могут объединяться в рои и перемещаться на большие расстояния, коллективно выполняя какие-то опасные действия. В таком случае необходимо договариваться на межгосударственном уровне о запрете и масштабных исследованиях боевых систем на основе искусственного интеллекта.

Второй страх связан с эволюцией искусственного интеллекта. Уже сейчас одни нейросети создают другие, Google уже провел первый подобный успешный эксперимент. При таком развитии могут появиться целые эволюционные ветви искусственного интеллекта. И даже если изначальная цель была вполне мирной и полезной для человека, то побочные эффекты могут оказаться совершенно непредсказуемыми. Представьте себе эффективную нейросеть, с вычислениями, распределенными по многим компьютерам, чья задача сортировать изображения собачек и кошек. И вдруг она обнаруживает, что человек выключил один из компьютеров кластера и это ухудшило показатели классификации — система теоретически может принять «эффективное» решение и, в конце концов, в погоне за улучшениями теоретически система может получить доступ к атомной электростанции или дамбе около города. Многие из них могут не подчинятся протоколам безопасности, выходя из-под контроля они могут причинить вред даже тому, кто его создал. Но это возможно в том случае, если программа не доработана и недостаточно протестирована или при разработке допущена ошибка. Таким образом, данное утверждение является мифом, если человек не допускает ошибки в создании программного кода для машин с искусственным интеллектом.

Утверждение №4. Искусственный интеллект нас уничтожит [4].

Реальность: Некоторые футурологи убеждены, что искусственный интеллект рано или поздно сотрет человечество с лица земли. Профессор Оксфордского университета Ник Бостром в своей книге «Сверхразум» рассматривает несколько сценариев конца света. В одном из них искусственный интеллект покрывает всю поверхность планеты плитами солнечных батарей, ядерными реакторами, гигантскими серверными корпусами, башнями охлаждения и другими конструкциями. На модифицированной таким образом Земле не останется места ни для человечества, ни для биосферы. Бостром сравнивает людей, которые работают над созданием искусственного интеллекта, с детьми, играющими с бомбой.

Ряд мыслителей настроены более позитивно, и у них имеются аргументы, которые ставят под сомнение мрачные прогнозы Бострома. Оптимисты уверены, что вероятность апокалипсиса из «Сверхразума» сводится к нулю техническими ограничениями и простой логикой. Так, писатель-фантаст Рамез Наам в статье для журнала «H+» утверждает, что даже самому мощному искусственному интеллекту потребуется огромное количество времени и ресурсов, чтобы создать средства для уничтожения человечества. Сверхразуму каким-то образом придется интегрироваться в экономическую деятельность, чтобы добиться своих целей. Например, для создания новых микропроцессоров искусственному интеллекту понадобится не только их разработать, но и получить доступ к производственным цехам, где чипы можно будет изготовить. Наам не видит, каким образом сверхразум сможет решить эти проблемы.

Но существует и другая категория аргументов в защиту искусственного интеллекта — доводы этико-философского характера. В соответствии с ними, пока машина не наделена чувствами, она не может хотеть чего бы то ни было, в том числе конфликта с человечеством или его уничтожения. Таким образом, данное утверждение является мифом.

Утверждение №5. Искусственный суперинтеллект будет дружелюбным [4].

Реальность: Философ Иммануил Кант верил, что разум сильно расходится с моральностью. Если это верно, то мы можем ожидать, что интеллектуальный взрыв приведет к взрыву моральности. Затем мы можем ожидать, что появившиеся интеллектуальные системы будут суперморальны также, как и суперинтеллектуальны, что позволит нам ожидать от них доброжелательности. Но идея того, что развитый искусственный интеллект будет просветленным и добрым, по своей сути, не очень правдоподобна. Есть риск использования искусственного интеллекта в военных целях. Если искусственный интеллект будет уникально одаренным, то и уровень их моральности будет расти вместе с разумом. На данном этапе развития искусственного интеллекта мы можем наблюдать пока лишь его работу на нас. Всяческие его услуги и помощь делают робота незаменимым, но вопрос о том, какое воздействие он будет оказывать через несколько десятков лет, пока остается закрытым. Таким образом, в настоящее время данное утверждение является реальностью.

Утверждение №6. Риски искусственного интеллекта и робототехники равнозначны [7].

Реальность: Это особенно частая ошибка, допускаемая СМИ и современными фильмами, демонстрирующих нам как опасна роботезированная техника и рядом с ней стоящий суперинтеллектуальный андроид. Если бы искусственный суперинтеллект действительно захотел бы уничтожить человечество, он бы не использовал высокоразвитых андроидов. Сам по себе, искусственный интеллект потенциально опасен не тем, что он может повлиять на развитие робототехники, а тем, как его появление повлияет на мир в принципе. В итоге, в какой-то степени самостоятельно действующий искусственный интеллект и какая-либо техника, соответственно, имеют различные риски. Это зависит еще и от правильной эксплуатации прибора и назначения андроида. Таким образом, данное утверждение является мифом.

Утверждение №7. Изображение искусственного интеллекта в научной фантастике – точное отображение будущего [9].

Реальность: Конечно, авторы и режиссеры использовали научную фантастику, чтобы делать прогнозы, снимать фильмы с нереальным сюжетом, где в главной роли выступает искусственный интеллект, но горизонт событий, который устанавливает реальный искусственный интеллект, это совсем другой уровень. Более того, нечеловеческая природа делает для нас невозможным знание, а значит и предсказание существования не биологического, или не живого в природе. Зачастую, в научной фантастике большинство продуктов искусственного интеллекта изображены похожими на нас. Большинство научно-фантастических произведений, чтобы рассказать убедительную историю, не должны быть научно точны. Конфликт обычно разворачивается между близкими по силе героями, где искусственный интеллект обладает сознанием, может мыслить и чувствовать, обороняться или рассуждать. На деле же, искусственный интеллект – это лишь созданная человеком некоторая программа с набором необходимых функций, и то, какой нам представляют данную программу в фильмах и произведениях – это лишь плод воображаемой фантазии автора. И даже современная фильмография не может в точности передать всю реальность и делать прогнозы на будущее в области развития искусственного интеллекта. Но мы не можем самостоятельно прогнозировать будущее, поэтому данное утверждение является мифом.

Утверждение №8. Это ужасно, что искусственный интеллект заберет всю нашу работу [4].

Реальность: Возможность искусственного интеллекта использовать то, что мы делаем, и его потенциал уничтожить человечество, две совсем разные вещи. Но, как уже сейчас нам показывает жизнь, искусственный интеллект и безработица стоят на одной линии. Хорошо думать об отдаленном будущем применения искусственного интеллекта, но только если оно не отвлекает нас от проблем, с которыми нам придется столкнуться в ближайшие десятилетия. Главная среди них – массовая автоматизация. Никто не ставит под сомнение, что искусственный интеллект заменит множество существующих профессий, от работника фабрики до высших эшелонов белых воротничков. Некоторые эксперты предсказывают, что половине всех рабочих мест США угрожает автоматизация в ближайшем будущем. Без работы останутся сотни тысяч людей. А все потому, что искусственный интеллект – это добросовестный помощник, выполняющий всю работу в разы быстрее человека. Но это не означает, что мы не сможем справиться с потрясением. Вообще, избавление от большей части нашей работы, как физической так и умственной, лишь утопия. В этом есть и свои преимущества. Например, беспилотные автомобили заменят водителей грузовиков, что сократит стоимость доставки и, как следствие, сделает многие продукты дешевле. По всей вероятности, искусственный интеллект будет создавать новые возможности производства блага, освободив людей для занятия другими вещами. Успехи в развитии искусственного интеллекта будут сопровождаться успехами в других областях, особенно в производстве. В будущем, нам станет легче, а не сложнее, удовлетворять наши основные потребности. Но это, как всегда, лишь одна из версий на будущее. Таким образом, данное утверждение является реальностью.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы, мы выяснили, что такое искусственный интеллект, обозначили сферы его применения и главное, определили, какие же существуют мифы или реальность в изучении данной области. Мы познакомились не только с историей возникновения искусственного интеллекта, но и нашли несколько определений этому обширному понятию.

Интересно, как появлялся и зарождался искусственный интеллект, какой путь был проделан для достижения его наивысшего уровня. Дошло до того, что сейчас, изучая и анализируя продукты искусственного интеллекта, мы сомневаемся в реальности происходящего. Как было сказано нами выше, появились предположения, гипотезы, для которых не всегда достаточно фактов, чтобы опровергнуть или подтвердить их. Мы не можем точно быть уверенным в том, что искусственный интеллект будет потенциально опасен для нас или будет неуправляем. Человек никогда не создаст что – либо себе во вред, только если не допустит ошибку в разработке программного кода.

Наиболее популярным в наше время воплощением искусственного интеллекта являются так называемые роботы-андроиды, которые даже внешне похожи на людей. Они выполняют самые различные функции, способны читать, слышать, говорить и использовать это при общении с человеком. Широкое применение искусственного интеллекта наблюдается в социальных сферах, медицине, становятся возможными многие сложные операции, которые человеку не всегда удавалось решить успешно. Роботы-андроиды, соответственно, искусственный интеллект, безусловно, очень полезное изобретение 21 века. Человек всегда старается создать для себя комфортную зону для своего существования. Стараясь всячески облегчить свою жизнь, он пробует всевозможные способы для того, чтобы этого достичь. Но, если при создании сверхинтеллектуальной машины человек допустит малейшую ошибку, то созданное им изобретение может пойти против него. Может разгореться настоящая роботезированная война против человека, которую, к сожалению, он уже не сможет предотвратить.

Как самостоятельное понятие искусственный интеллект существует, и этому есть много доказательств, но он все же остается не до конца изучен, процесс его развития никогда не прекратится и будет совершенствоваться еще больше. А то, какие утверждения об искусственном интеллекте приведены в работе, пока только предположения, но кое-что из этого всё же является реальностью. Что же касается его адаптации в среде обитания человека, его сосуществование с ним, это вполне реально. Искусственный интеллект в виде роботов или программного обеспеченья нашего ПК, или в других формах проявления проникнет в нашу жизнь и станет ее неотъемлемой частью. Этот процесс произойдет, это лишь вопрос времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. 10 примеров искусственного интеллекта, которые мы используем в нашей повседневной жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neuronus.com/overview/1259-10-primerov-iskusstvennogo-intellekta-kotorye-my-ispolzuem-v-nashej-povsednevnoj-zhizni.html (дата обращения 07.04.2019).

  2. Wikipedia. Искусственный интеллект [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_интеллект#cite_note-macarti-2 (дата обращения 07.04.2019).

  3. Информационно-познавательный портал «Mentamore». Области применения искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mentamore.com/covremennye-texnologii/oblasti-primeneniya-iskusstvennogo-intellekta.html (дата обращения 05.04.2019).

  4. Искусственный интеллект: миф и реальность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.securitylab.ru/blog/company/PandaSecurityRus/342623.php (дата обращения 08.04.2019).

  5. История возникновения искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neuronus.com/history/4-istoriya-vozniknoveniya-ikustvennogo-intellekta.html (дата обращения 11.04.2019).

  6. История искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_интеллект#cite_note-macarti-2 (дата обращения 11.04.2019).

  7. Смирнов Д.С., Сумец М.А. Нужен ли нам искусственный интеллект // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033039 (дата обращения: 08.04.2019).

  8. Создание искусственного интеллекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gashevsn.narod.ru/Intell.htm (дата обращения 11.04.2019).

  9. Технологии важных успехов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fhi-news.ru%2Ftechnology%2F10-vazhnyx-no-pugayushhix-uspexov-v-razvitii-iskusstvennogo-intellekta.html&d=1 (дата обращения 11.04.2019).

  10. Фейгин О. О. Искусственный интеллект // Информатика. Всё для учителя! 2014. №3[38]. с.42.

  11. Фейгин О. О. Механический мозг // Информатика. Всё для учителя! 2014. №1[37]. с.43.

  12. Фейгин О. О. Электронное будущее // Информатика. Всё для учителя! 2014. №1[44]. с.39.

  13. Ясницкий Л. Н. Искусственный интеллект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avidreaders.ru/book/iskusstvennyy-intellekt-metodicheskoe-posobie.html (дата обращения 07.04.2019).



ПРИЛОЖЕНИЕ А

Видеоролик «Искусственный интеллект: миф или реальность»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!