М ОУ «Милославская школа»
Информационный проект
на тему
«Хлеб – всему голова»
Работу выполнили
учащиеся 3 «б» класса
Руководитель проекта: Новикова С. В.
.
п. Милославское, 2021 г.
Оглавление
Паспорт проекта 3-4
Актуальность проблемы 5
3. Основная часть:
3.1. Изучение сведений об истории появления хлеба
из литературных источников. 6
3.2. Наблюдение за учениками в столовой. 6
3.3. Проведение анкетирования среди детей. 6-7
3.4. Изучение этапов создания хлеба. 7
3.5. Изучение роли хлеба в годы Великой Отечественной войны. 7
3.6. Подбор произведений устного народного творчества
и литературных произведений о хлебе. 7
3.7 Создание информационной раскладушки. 7
4. Заключение 8
5. Список использованных источников 9
6. Приложение.
Паспорт проекта
Тема проекта: Хлеб – всему голова
Тип проекта: информационно – познавательный
Класс: учащиеся 3 «б» класса
Руководитель проекта: Новикова С. В.
Проблема: с раннего детства мы слышим поговорку «Хлеб – всему голова», но не можем объяснить, в чем его ценность как главного продукта на столе.
Цель: узнать, в чем ценность хлеба, как главного продукта на столе и в чем его значение для человека.
Задачи
1. Изучить историю появления хлеба.
2. Узнать, почему хлеб называют хлебом.
3. Проследить путь от зернышка до хлеба
4. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.
5. Подобрать стихи, пословицы, поговорки, считалки, чистоговорки, загадки о хлебе, интересные факты, рецепты из черствого хлеба.
6. Провести анкетирование.
Итоговый продукт
Наглядное пособие – информационная раскладушка
Сроки реализации
октябрь – январь 2020 – 2021 год
Этапы проектной работы:
Поисковый.
Определение темы проекта, её актуализация. Постановка целей и задач работы.
Поисковая работа по подбору материала по темам «История появления хлеба», «Путь от зернышка до хлеба», «Хлеб в годы войны», «Хлеб в творчестве». Составление плана работы.
Аналитический.
Сбор информации членами группы; анализ и обработка подобранной информации.
Практический.
Моделирование раскладушки, оформление собранного материала.
Презентационный.
Подготовка к защите проекта; защита проекта.
Материально-техническое обеспечение:
оборудование, необходимое для изготовления раскладушки; иллюстративный материал; информационный материал.
Методы исследования:
анализ,
опрос,
проблемно-поисковый,
наблюдение
анкетирование
технология сотрудничества
Во время поиска необходимой информации нашими помощниками были: справочная литература, воспоминания родителей, интернет.
Актуальность проблемы
Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" –
В поле, в доме, в державе!
Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб – наше богатство. Мы задумались, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Мы предполагаем, что, изучив историю появления хлеба и технологию приготовления хлеба, привлечем внимание своих сверстников к одной из главных ценностей нашей жизни, которая стала так обыденна - хлебу на нашем столе!
Основная часть
3.1 Изучение сведений об истории появления хлеба из литературных источников.
Хлеб мы едим каждый день на завтрак, обед, ужин и не можем обойтись без него ни дня.
Очень часто мы слышим слова - «Хлеб всему голова!» Почему так говорят? Многие из нас не задумывались: « Что такое хлеб? » У нас возникло несколько гипотез:
- Мы думаем, хлеб это не только те батоны, которые мы покупаем в магазине.
- Наверное - это и мука, из которой пекут хлеб.
- А может быть это и поле, засеянное пшеницей или рожью.
- А что, если это другие изделия, выпеченные из муки.
Чтобы разобраться со всеми нашими предположениями, нам пришлось потрудиться и изучить данный вопрос.
Из словаря Ожегова мы узнали, что означает слово «хлеб»
Из энциклопедии мы узнали историю появления и развития хлеба.
3.2 Наблюдение за учениками в столовой.
Давайте посмотрим со стороны, как мы обращаемся с хлебом в столовой: многие дети хлеб берут, но не все его доедают полностью, надкусывают и кладут обратно. Есть и такие ребята, которые съедают свой кусок хлеба и берут еще. Неуважительного отношения к хлебу не наблюдалось.
3.3 Проведение анкетирования.
При проведении анкетирования среди одноклассников получились следующие результаты:
Как часто вы едите хлеб? | Каждый день 13 | Редко 2 | | |
Какой хлеб вы больше любите? | Пшеничный 5 | Ржаной 4 | Пшенично-ржаной 2 | Всякий 4 |
Знаете ли вы, что к хлебу надо относиться бережно? | Да 15 | | | |
Часто ли вы недоедаете кусок хлеба? | Часто 5 | Редко 4 | Никогда 6 | |
Куда деваются в вашей семье несвежий и черствый хлеб? | Выбрасывают 3 | Скармливают домашним животным 7 | Сушат сухари 2 | В вашей семье не остается несвежего и черствого хлеба 3 |
3.4 Изучение этапов создания хлеба.
Следующим этапом в нашем проекте мы более подробно изучили, какой путь проходит хлеб от зернышка до стола. Оказалось, что со времени появления хлеба в рационе человека, его путь не изменился, он только стал более автоматизирован. На всех этапах создания хлеба трудится много людей различных профессий.
3.5 Изучение роли хлеба в годы Великой Отечественной войны.
С помощью интернет источников мы изучили, какую роль играл хлеб в годы Великой Отечественной войны и как к нему относились люди в то время. Так же в ходе этой работы мы узнали рецепты военного хлеба.
В январе, к годовщине освобождения Ленинграда от блокады, мы ознакомили с найденным материалом своих одноклассников.
3.6 Подбор произведений устного народного творчества и литературных произведений о хлебе.
В библиотеке мы отобрали пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, сказки и рассказы о хлебе – их оказалось немало. Составили список произведений и мини-книжечку с произведениями устного народного творчества.
3.7 Создание информационной раскладушки.
На заключительном этапе нашей работы, весь собранный материал мы оформили в виде информационной раскладушки.
Заключение.
На заключительном этапе проекта мы сделали следующие выводы:
Хлеб проделывает огромный путь, начиная с поля и заканчивая магазином. Люди многих профессий потрудились, чтобы у нас на столе всегда лежал свежий хлеб.
Во время войны хлеб был дороже золота, т.к. он мог спасти жизнь человека. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.
В литературе и устном народном творчестве хлебу посвящено достаточное количество произведений различных жанров.
Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Хлеб бесценен. И вспоминать об этом надо не только в трудную годину, а помнить - всегда!
Список использованных источников
http://nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677 Хлеб . История
http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба
http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны
http://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб
http://www.hlebushek.info/posl.php О хлебе
Самые знаменитые и интересные пословицы о хлебе
Словарь Ожегова.
А.И. Ковтуненко Л.Я. Подъяблонская Л. Хлеб на обеденном столе.
11