СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация использование информационных технологий на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация использование информационных технологий на уроках музыки»

Использование инновационных технологий на уроках музыки в начальной школе

Использование инновационных технологий на уроках музыки в начальной школе

« Нельзя человека научить на всю жизнь,  его надо научить учиться всю жизнь!»   Константин Дмитриевич Ушинский

« Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»

Константин Дмитриевич Ушинский

« Цель , которая ставится перед школой сегодня – подготовить выпускника, владеющего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему применять их и уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни».

« Цель , которая ставится перед школой сегодня – подготовить выпускника, владеющего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему применять их и уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни».

Задачами музыкального образования и воспитания в современной школе являются: формирование музыкальной культуры учащихся; развитие музыкальных способностей учащихся, вокальных данных; развитие эмоциональной сферы учащихся; формирование у детей стремления слушать национальную музыку своего народа; развитие интереса и любви к пению; приобщение ребят к современной музыке ; обучение детей пользоваться ИКТ, справочной и музыковедческой литературой .

Задачами музыкального образования и воспитания в современной школе являются:

  • формирование музыкальной культуры учащихся;
  • развитие музыкальных способностей учащихся, вокальных данных;
  • развитие эмоциональной сферы учащихся;
  • формирование у детей стремления слушать национальную музыку своего народа;
  • развитие интереса и любви к пению;
  • приобщение ребят к современной музыке ;
  • обучение детей пользоваться ИКТ, справочной и музыковедческой литературой .
 В образовании ведется поиск новых инновационных технологий, которые помогут развивать у обучающихся такие мыслительные приемы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности.  Достичь реальных положительных результатов можно, только если дети будут проявлять интерес к предмету, активность в его изучении.

В образовании ведется поиск новых инновационных технологий, которые помогут развивать у обучающихся такие мыслительные приемы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности.

Достичь реальных положительных результатов можно, только если дети будут проявлять интерес к предмету, активность в его изучении.

Как же сделать урок современным? изменить методику преподавания, включить в урок различные творческие, учебно-игровые и развивающие задания, использовать ИКТ; изменить формы организации занятий, шире применять групповые методы, новые приемы обучения; организовывать совместную музыкальную и творческую деятельность.

Как же сделать урок современным?

  • изменить методику преподавания, включить в урок различные творческие, учебно-игровые и развивающие задания, использовать ИКТ;
  • изменить формы организации занятий, шире применять групповые методы, новые приемы обучения;
  • организовывать совместную музыкальную и творческую деятельность.
Всем известно, что урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Необходимо вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать.

Всем известно, что урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Необходимо вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать.

Инновационные технологий в преподавании музыки: Технология развития процессов восприятия; Технология развития ассоциативно-образного мышления; Информационно – коммуникационные технологии;  Проектные; Здоровье-сберегающие;  Игровые.

Инновационные технологий в преподавании музыки:

  • Технология развития процессов восприятия;
  • Технология развития ассоциативно-образного мышления;
  • Информационно – коммуникационные технологии;
  • Проектные;
  • Здоровье-сберегающие;
  • Игровые.

Технология развития процессов восприятия объединяет все виды музыкальной деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, интонирование и музыкально-ритмические движения, импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные). Например «Мелодия – душа музыки». Послушайте одну из самых красивых мелодий М.П. Мусоргского Звучит «Рассвет на Москве реке» Как звучала мелодия? (распевно, спокойно, песенно, широко) На что похожа: танец, песня или марш? (на песню) Какую картину нарисовала музыка? (картина природы, рассвета тихого и спокойного) Какие чувства в ней переданы? (чувства восхищения и любви к природе) Какому народу близка мелодия? Почему? (русскому, потому что мелодия широкая, распевная) Правильно. Мелодия песенная. Ведь именно песенность – главная черта русской музыки! А М.П.Мусоргский – это русский композитор. Как бы вы назвали это произведение? (предположения ребят) Фрагмент, который звучал, называется «Рассвет на Москве – реке», в котором композитор выразил свою любовь к природе, к Родине.
  • Технология развития процессов восприятия

объединяет все виды музыкальной деятельности учащихся:

  • слушание музыки и размышления о ней,
  • певческое развитие школьников,
  • интонирование и музыкально-ритмические движения,
  • импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).

Например «Мелодия – душа музыки».

Послушайте одну из самых красивых мелодий М.П. Мусоргского

Звучит «Рассвет на Москве реке»

  • Как звучала мелодия? (распевно, спокойно, песенно, широко)
  • На что похожа: танец, песня или марш? (на песню)
  • Какую картину нарисовала музыка? (картина природы, рассвета тихого и спокойного)
  • Какие чувства в ней переданы? (чувства восхищения и любви к природе)
  • Какому народу близка мелодия? Почему? (русскому, потому что мелодия широкая, распевная)

Правильно. Мелодия песенная. Ведь именно песенность – главная черта русской музыки! А М.П.Мусоргский – это русский композитор.

  • Как бы вы назвали это произведение? (предположения ребят)

Фрагмент, который звучал, называется «Рассвет на Москве – реке», в котором композитор выразил свою любовь к природе, к Родине.

2. Технология развития ассоциативно-образного мышления школьников На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс.  Поэтому на уроках музыки так же систематически и целенаправленно ведется работа над развитием читательской грамотности обучающихся.

2. Технология развития ассоциативно-образного мышления школьников

На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс.

Поэтому на уроках музыки так же систематически и целенаправленно ведется работа над развитием читательской грамотности обучающихся.

Например: «Музыка осени». А что делает А.С.Пушкин в своём стихотворении про осень: грустит или восхищается? Попробуйте определить! Читаю строки: «Унылая пора (читаю грустно)…Очей очарованье (читаю с восхищением)! Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно) Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса». (ответы разные: и грустит, и восхищается красотой осенней природы…) Правильно! А сейчас мы послушаем музыку осени . Как композиторы рисовали осень? Какие чувства переданы в их осенних произведениях? Мы послушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов. (ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…) А какой инструмент нарисовал такую грустную осень? (ответы – скрипка)   Мы с вами послушали стихи про осень, музыку. А сейчас давайте посмотрим на картины художников . Какое настроение передал в ней художник? (грустное, тоскливое, печальное) Какие краски он выбрал для создания хмурой картины? (тусклые, мрачные)

Например: «Музыка осени».

  • А что делает А.С.Пушкин в своём стихотворении про осень: грустит или

восхищается? Попробуйте определить!

Читаю строки:

«Унылая пора (читаю грустно)…Очей очарованье (читаю с восхищением)!

Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса».

(ответы разные: и грустит, и восхищается красотой осенней природы…)

Правильно!

А сейчас мы послушаем музыку осени .

  • Как композиторы рисовали осень?
  • Какие чувства переданы в их осенних произведениях?

Мы послушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов.

(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)

  • А какой инструмент нарисовал такую грустную осень? (ответы – скрипка)

  Мы с вами послушали стихи про осень, музыку.

А сейчас давайте посмотрим на картины художников .

Какое настроение передал в ней художник? (грустное, тоскливое, печальное)

  • Какие краски он выбрал для создания хмурой картины? (тусклые, мрачные)
3. Использование ИКТ Используя ИКТ – технологии при подготовке домашнего задания, ребята сами создают презентации, находят необходимые определения, знакомятся с биографиями композиторов и исполнителей, создают и пополняют мультимедийную библиотеку, проекты.

3. Использование ИКТ

Используя ИКТ – технологии при подготовке домашнего задания, ребята сами создают презентации, находят необходимые определения, знакомятся с биографиями композиторов и исполнителей, создают и пополняют мультимедийную библиотеку, проекты.

4. Здоровье-сберегающие технологии Применение на уроках дыхательной гимнастики, восстанавливает дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов. Музыкально – танцевальные паузы снимают эмоциональное напряжение. -

4. Здоровье-сберегающие технологии

Применение на уроках дыхательной гимнастики, восстанавливает дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов.

Музыкально – танцевальные паузы снимают эмоциональное напряжение.

-

5. Игровые технологии. Игра является самым древним приемом обучения. урок – соревнование (вместо тестирования), урок – путешествие (когда нужно с учащимися перенестись на века назад, или оказаться в каком либо городе или стране, или посетить театр, выставку картин и т.д.), урок – игра (или элемент обычного урока, когда в процессе занятия происходит игра) « Ритмическое эхо», «Громко - тихо», «Музыкальное лото», «Конкурс дирижеров», «Ожившие картины»,  «Оркестр».

5. Игровые технологии.

Игра является самым древним приемом обучения.

  • урок – соревнование (вместо тестирования),
  • урок – путешествие (когда нужно с учащимися перенестись на века назад, или оказаться в каком либо городе или стране, или посетить театр, выставку картин и т.д.),
  • урок – игра (или элемент обычного урока, когда в процессе занятия происходит игра)

« Ритмическое эхо», «Громко - тихо», «Музыкальное лото», «Конкурс дирижеров», «Ожившие картины»,

«Оркестр».

1.Приём «Цепочка»   можно использовать в начале урока, как разминку. Ученики класса стоят у своих мест. Учитель просит по цепочке каждого ученика (можно ряд, колонну) назвать по одному музыкальному инструменту (композиторов, музыкальные жанры, и т.д), тот, кто назвал верно – садится.

1.Приём «Цепочка»   можно использовать в начале урока, как разминку.

Ученики класса стоят у своих мест. Учитель просит по цепочке каждого ученика (можно ряд, колонну) назвать по одному музыкальному инструменту (композиторов, музыкальные жанры, и т.д), тот, кто назвал верно – садится.

2. Прием «Необъявленная тема» Ученики сами определяют тему урока, учитель лишь помогает и наводит на мысли. Данный приём позволяет создать мотивацию для изучения темы урока, используется для привлечения интереса учащихся к изучению новой темы, в которой есть непонятные термины. Тема : ? Загадка Инструменты в руки взяли, Дружно громко заиграли, Нам играть не надоест, Что создали мы?

2. Прием «Необъявленная тема»

Ученики сами определяют тему урока, учитель лишь помогает и наводит на мысли. Данный приём позволяет создать мотивацию для изучения темы урока, используется для привлечения интереса учащихся к изучению новой темы, в которой есть непонятные термины.

Тема : ?

Загадка

Инструменты в руки взяли,

Дружно громко заиграли,

Нам играть не надоест,

Что создали мы?

3 . «Ассоциативный ряд»  Тема : ___________________.  К теме урока  слова — ассоциации. балерина оркестр танец театр музыка

3 . «Ассоциативный ряд»

Тема : ___________________.

К теме урока  слова — ассоциации.

  • балерина
  • оркестр
  • танец
  • театр
  • музыка
4. «Похлопай — потопай» или «Да — нет» Учитель произносит утверждение — если ученики согласны с ним — хлопают, не согласны — топают. Например: Барабан — духовой музыкальный инструмент ? «Щелкунчик» П.И.Чайковского это балет? У балалайки три струны? На каком инструменте играл Крокодил Гена на флейте?

4. «Похлопай — потопай» или «Да — нет»

Учитель произносит утверждение — если ученики согласны с ним — хлопают, не согласны — топают.

Например:

Барабан — духовой музыкальный инструмент ?

«Щелкунчик» П.И.Чайковского это балет?

У балалайки три струны?

На каком инструменте играл Крокодил Гена на флейте?

5. «Покажи» Учитель или 2 ученика произносят названия музыкальных инструментов, дети из класса показывают как на них играют.

5. «Покажи»

Учитель или 2 ученика произносят названия музыкальных инструментов, дети из класса показывают как на них играют.

6.Караоке    Нельзя забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и ее ничем нельзя заменить .

6.Караоке

  Нельзя забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и ее ничем нельзя заменить .

7. «Музыкальные ребусы»

7. «Музыкальные ребусы»

3. Приём «Найди пару» Детям раздаются карточки: на одной написан вопрос, на другой — ответ. В течение определенного времени дети должны найти друг друга. Вопросы могут быть на знание пройденных жанров, композиторов и их произведений. Например: 1 карточка «Александр Невский», 2 карточка — С.С. Прокофьев; 3 -Ж.Бизе, 4 - «Кармен»,

3. Приём «Найди пару»

Детям раздаются карточки: на одной написан вопрос, на другой — ответ. В течение определенного времени дети должны найти друг друга.

Вопросы могут быть на знание пройденных жанров, композиторов и их произведений.

Например: 1 карточка «Александр Невский», 2 карточка — С.С. Прокофьев;

3 -Ж.Бизе, 4 - «Кармен»,

5. «Светофор» или «Смайлик» Для этого приёма дети самостоятельно дома изготавливают карточки, с одной стороны красного цвета с грустным лицом, а с другой — зелёного и весёлым лицом. Используются для определения лада музыки — мажор, минор.

5. «Светофор» или «Смайлик»

Для этого приёма дети самостоятельно дома изготавливают карточки, с одной стороны красного цвета с грустным лицом, а с другой — зелёного и весёлым лицом.

Используются для определения лада музыки — мажор, минор.

Развитие лада « Мажор, минор»

Развитие лада « Мажор, минор»

6. «Создай паспорт» При изучении какой либо темы, можно попросить детей создать паспорт. Это может быть паспорт композитора, жанра музыки или музыкального инструмента. Гудок — русский предок скрипки Имя –  скрипка Родина – Индия, северная Африка, страны Европы «Второе рождение» – XVI век Семейство – струнно-смычковые Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас Родственник в России – гудок Мастера-изготовители – Антонио Страдивари Место работы –  соло, ансамбль, симфонический оркестр .

6. «Создай паспорт»

При изучении какой либо темы, можно попросить детей создать паспорт. Это может быть паспорт композитора, жанра музыки или музыкального инструмента.

Гудок — русский предок скрипки

Имя –  скрипка

Родина – Индия, северная Африка, страны Европы

«Второе рождение» – XVI век

Семейство – струнно-смычковые

Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас

Родственник в России – гудок

Мастера-изготовители – Антонио Страдивари

Место работы –  соло, ансамбль, симфонический оркестр .

7. Прием «Составление кластера» Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.   народная танцевальная Компози- торская Песня  частушка лирическая

7. Прием «Составление кластера»

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.  

народная

танцевальная

Компози-

торская

Песня

частушка

лирическая

Советы учителям музыки: 1 . Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве помощников. 2. Систематически используйте творческие и информационные задания для пар, команд. 3. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный «фон»/среду, за счёт межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера. 4. Проводите в ходе урока несколько динамических пауз. 5. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске .

Советы учителям музыки:

1 . Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве помощников.

2. Систематически используйте творческие и информационные задания для пар, команд.

3. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный «фон»/среду, за счёт межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера.

4. Проводите в ходе урока несколько динамических пауз.

5. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.

Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске .

Принципы музыкального обучения – это средства и методы, на которые опирается педагог в процессе организации и подготовки учебного процесса на уроках (занятиях) музыки.

Принципы музыкального обучения – это средства и методы, на которые опирается педагог в процессе организации и подготовки учебного процесса на уроках (занятиях) музыки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!