СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование ЦОР в системе современного урока музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                           Погодаева Наталья Анатольевна

                                                                                            учитель  предмета музыка и пение

                                                                                            высшей квалификационной категории

 МОУ «Новоилимская СОШ им. Н.И. Черных»

 

«Использование ЦОР в системе современного урока музыки,

как условие повышения качества образования»

 

 

Качество образования определяется как уровень достижения поставленных целей, как соответствие неким стандартам. При этом понятие «качество» можно рассматривать в узком и широком смысле. Качество в узком смысле  – это качество результатов. Качество в широком смысле – это не только качество результата, но и качество процесса и условий, в которых он происходит. Условия образовательного процесса – это учебный кабинет. Содержание и обеспеченность кабинета музыки в коррекционной школе имеет особое значение, т.к. основной принцип обучения – принцип наглядности и практической направленности. Мой кабинет, оснащен комплектами компьютерной техники (6 рабочих мест), современными ТСО (интерактивная доска, мультимедиа комплекс, музыкальный центр, DVD – проигрыватель, синтезатор, телевизор). Это позволяет мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.

Качество образовательного процесса во многом зависит от профессионализма учителя, владения и использования современных эффективных образовательных технологий. Современный урок невозможен без использования ИКТ.

Учебным планом нашей школы предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для решения задач развития и коррекции личности учащегося с ОВЗ. Именно, ИКТ позволяют увеличить интенсивность урока, его насыщенность.

Информация, представленная на мультимедиа дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

С компьютерными технологиями в образовательный процесс вводятся учебные материалы нового поколения, которые в свою очередь делятся на типы. А именно:

  • ЦОР – цифровые образовательные ресурсы, расширяющие учебники (УМК) (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы и т.д.)
  • ИИСС – информационные источники сложной структуры (это учебные модули, мультимедийные справочники, инструменты учебной деятельности)
  • ИУМК – инновационные учебно-методические комплексы (это синтез бумажной составляющей, цифровой составляющей и сетевой составляющей)           Всем известно, что цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), значительно расширяют границы даже самых современных учебников, поэтому большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации Power Point. На уроках музыки я широко использую возможности офисных программ. Разрабатываю презентации для уроков, электронные тесты с фиксированной и нефиксированной оценкой. Включая в урок различные электронные матрицы тестов в итоге,  можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний. Электронные презентации дают мне возможность при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. На практике я убедилась,  что уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.   Что такое презентация? “Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедиа презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, активизация процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю как комплекс средств обучения, в который входят: Видеоряд: фрагменты из опер, балетов. Опер, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры. Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь(вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др. Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля  за успешным развитием музыкальной культуры школьника. Пополняя базу кабинета Музыки,  я разрабатываю презентации к урокам по темам и классам. За последние 3 года мной разработано более 15 качественных презентаций, включающие зрительный ряд, видеоряд, текстовую информацию, а так же критерии оценок тестовых заданий, которые были включены в урок. Темы презентаций разнообразны. От «Музыки моего народа» до «Современных стилей популярной музыки». Учащиеся старших классов нашей школы самостоятельно пытаются создавать презентации к урокам. Так, в презентации «Оркестр народных инструментов»,  учащиеся собрали информацию о названиях групп  музыкальных инструментов, а также их месторасположения в оркестре. В результате, у учащихся, в процессе работы развивались коммуникативные  умения, приобретались новые знания, формировались  умения публичной защиты, связанные с обработкой информации. Как известно в программе PowerPoint можно создавать не только презентации, но и тесты для проверки знаний учащихся. Я, в свою очередь пользуюсь следующими матрицами, которые удобны в обработке и доступны детям. Для того чтобы избежать утомления учащихся и провоцирования зрительного напряжения  во время урока необходимо опираться на нормы СаН ПиН, в которых четко оговорено максимальное время использования ПК в рамках урока для всех классов. Неоценимую роль в построении качественного урока играют информационные источники сложной структуры (ИИСС), к которым относятся образовательные компьютерные мультимедиа программы, например такие, как:
  • «Современная мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия для детей»
  • «Современная мультимедиа-энциклопедия Популярной музыки КиМ» (которая включает в себя около 600 аудиофрагментов,23 видеофрагментов, интерактивную таблицу лауреатов «Гремми», каталог официальных фан - клубов, каталог музыкальных альбомов, толковый словарь и более 3000 энциклопедических статей)
  • «Школа развития личности КиМ практический курс: «Учимся понимать музыку»
  • «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным»
  • «Энциклопедия классической музыки»
  • «Интерактивная музыкальная игра «Волшебная флейта» (которая включает в себя игры на развитие музыкальных способностей и слуха ребенка, викторины, энциклопедию музыкальных инструментов, музыку из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта», а так же краткую биографию композитора)
  • «Интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик» с подобным содержанием
  • Обучающе - развивающая игра «П.И.Чайковский. Музыка и живопись для детей»
  • Обучающе - развивающая игра «М.П.Мусоргский. Музыка и живопись для детей»   Анализируя все вышеперечисленные средства для создания качественного современного урока музыки, я могу выделить следующие преимущества использования ИКТ: 1. Индивидуализация обучения. 2. Интенсификация самостоятельной работы учащихся. 3. Рост объема выполненных на уроке заданий. 4. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь правильно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. 5. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. 6. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика 7. Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе. Качество результатов показывает уровень успеваемости и обученности, а так же диагностика развития познавательного интереса по М.М.Безруких. Но качество результатов может определяться также эффективностью (даже просто возможностью) участия школьников с ОВЗ в творческих конкурсах и фестивалях наравне с  детьми из общеобразовательных школ.   Литература
  1. Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 4 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0404.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
  2. Селевко Г.К. «Информационно-коммуникационные технологии: цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, развивающие компьютерные игры, офисные программы».

Просмотр содержимого документа
«"Использование ЦОР в системе современного урока музыки"»

Погодаева Наталья Анатольевна

учитель предмета музыка и пение

высшей квалификационной категории

МОУ «Новоилимская СОШ им. Н.И. Черных»


«Использование ЦОР в системе современного урока музыки,

как условие повышения качества образования»



Качество образования определяется как уровень достижения поставленных целей, как соответствие неким стандартам. При этом понятие «качество» можно рассматривать в узком и широком смысле. Качество в узком смысле  – это качество результатов.
Качество в широком смысле – это не только качество результата, но и качество процесса и условий, в которых он происходит.
Условия образовательного процесса – это учебный кабинет. Содержание и обеспеченность кабинета музыки в коррекционной школе имеет особое значение, т.к. основной принцип обучения – принцип наглядности и практической направленности. Мой кабинет, оснащен комплектами компьютерной техники (6 рабочих мест), современными ТСО (интерактивная доска, мультимедиа комплекс, музыкальный центр, DVD – проигрыватель, синтезатор, телевизор). Это позволяет мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.

Качество образовательного процесса во многом зависит от профессионализма учителя, владения и использования современных эффективных образовательных технологий. Современный урок невозможен без использования ИКТ.

Учебным планом нашей школы предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для решения задач развития и коррекции личности учащегося с ОВЗ. Именно, ИКТ позволяют увеличить интенсивность урока, его насыщенность.

Информация, представленная на мультимедиа дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

С компьютерными технологиями в образовательный процесс вводятся учебные материалы нового поколения, которые в свою очередь делятся на типы. А именно:

  • ЦОР – цифровые образовательные ресурсы, расширяющие учебники (УМК)

(это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы и т.д.)

  • ИИСС – информационные источники сложной структуры

(это учебные модули, мультимедийные справочники, инструменты учебной деятельности)

  • ИУМК – инновационные учебно-методические комплексы

(это синтез бумажной составляющей, цифровой составляющей и сетевой составляющей)

Всем известно, что цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), значительно расширяют границы даже самых современных учебников, поэтому большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации Power Point. На уроках музыки я широко использую возможности офисных программ. Разрабатываю презентации для уроков, электронные тесты с фиксированной и нефиксированной оценкой. Включая в урок различные электронные матрицы тестов в итоге, можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний. Электронные презентации дают мне возможность при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. На практике я убедилась, что уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Что такое презентация?

“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедиа презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, активизация процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю как комплекс средств обучения, в который входят:

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов. Опер, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.

Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.

Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь(вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешным развитием музыкальной культуры школьника.

Пополняя базу кабинета Музыки, я разрабатываю презентации к урокам по темам и классам. За последние 3 года мной разработано более 15 качественных презентаций, включающие зрительный ряд, видеоряд, текстовую информацию, а так же критерии оценок тестовых заданий, которые были включены в урок. Темы презентаций разнообразны. От «Музыки моего народа» до «Современных стилей популярной музыки».

Учащиеся старших классов нашей школы самостоятельно пытаются создавать презентации к урокам. Так, в презентации «Оркестр народных инструментов», учащиеся собрали информацию о названиях групп музыкальных инструментов, а также их месторасположения в оркестре. В результате, у учащихся, в процессе работы развивались коммуникативные умения, приобретались новые знания, формировались умения публичной защиты, связанные с обработкой информации.

Как известно в программе PowerPoint можно создавать не только презентации, но и тесты для проверки знаний учащихся. Я, в свою очередь пользуюсь следующими матрицами, которые удобны в обработке и доступны детям.

Для того чтобы избежать утомления учащихся и провоцирования зрительного напряжения во время урока необходимо опираться на нормы СаН ПиН, в которых четко оговорено максимальное время использования ПК в рамках урока для всех классов.

Неоценимую роль в построении качественного урока играют информационные источники сложной структуры (ИИСС), к которым относятся образовательные компьютерные мультимедиа программы, например такие, как:

  • «Современная мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия для детей»

  • «Современная мультимедиа-энциклопедия Популярной музыки КиМ» (которая включает в себя около 600 аудиофрагментов,23 видеофрагментов, интерактивную таблицу лауреатов «Гремми», каталог официальных фан - клубов, каталог музыкальных альбомов, толковый словарь и более 3000 энциклопедических статей)

  • «Школа развития личности КиМ практический курс: «Учимся понимать музыку»

  • «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным»

  • «Энциклопедия классической музыки»

  • «Интерактивная музыкальная игра «Волшебная флейта» (которая включает в себя игры на развитие музыкальных способностей и слуха ребенка, викторины, энциклопедию музыкальных инструментов, музыку из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта», а так же краткую биографию композитора)

  • «Интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик» с подобным содержанием

  • Обучающе - развивающая игра «П.И.Чайковский. Музыка и живопись для детей»

  • Обучающе - развивающая игра «М.П.Мусоргский. Музыка и живопись для детей»


Анализируя все вышеперечисленные средства для создания качественного современного урока музыки, я могу выделить следующие преимущества использования ИКТ:

1. Индивидуализация обучения.

2. Интенсификация самостоятельной работы учащихся.

3. Рост объема выполненных на уроке заданий.

4. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь правильно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

5. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

6. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

7. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

Качество результатов показывает уровень успеваемости и обученности, а так же диагностика развития познавательного интереса по М.М.Безруких.

Но качество результатов может определяться также эффективностью (даже просто возможностью) участия школьников с ОВЗ в творческих конкурсах и фестивалях наравне с детьми из общеобразовательных школ.


Литература

  1. Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 4 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0404.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

  2. Селевко Г.К. «Информационно-коммуникационные технологии: цифровые образовательные

ресурсы, информационные источники сложной структуры, развивающие компьютерные игры, офисные программы».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!