история
Как носили головные уборы на Руси?..
И какие они были?
Об этом - в данной теме урока.
«По Сеньке шапка, по Фоме колпак».
Знакома ли вам эта поговорка?
В старину мужчины в основном носили шапки. Причём по шапке можно было определить к какому сословию относится человек: чем знатнее род, тем выше шапка.
Отсюда появилась поговорка:
«По Сеньке шапка,
по Фоме колпак».
Самые высокие шапки
были у бояр.
3
Женскому головному убору уделялось особое внимание.
По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
4
Девичий головной убор отличался
от головного убора замужней
женщины, так же как и прическа.
Девушка могла носить волосы
распущенными или заплетать их
в одну косу.
Замужние крестьянки плели две косы и
укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины - покрывающие волосы, у девушек - оставляющие их открытыми. Непокрытые волосы у девушек считались показателем «чистоты»
Девичьи головные уборы:
повязки, венцы, перевязи, коруны
У каждой девушки и женщины было
несколько головных уборов:
на каждый случай свой.
Их хранили в специальных
отделениях сундуков вместе с
украшениями и передавались по
наследству от матери к дочери и
являлась непременной частью
приданого зажиточной невесты.
Повязки носили невестившиеся девушки.
Это была «девья красота», с которой невеста прощалась на девичнике.
6
Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хотя бы прядь волос. Домовой легко мог утащить неосторожную женщину на чердак за непокрытые волосы. А разгневанное божество могло наслать на неё болезнь или неурожай. Отсюда пошло выражение: «опростоволоситься»
7
- В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия: «кика» произошло от слова «кичка» - утка; «кокошник» от слова «кокоть» - петух» «сорока» - от названия птицы.
кокошник
сорока
кика
Женщины носили кокошники
полумесяцем, вышитые на
бархатной или шелковой основе.
Первый раз кокошник
надевали в день свадьбы,
затем носили его по большим
праздникам до рождения первого ребенка.
После этого женщины носили
волосники
и платки .
Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато:
стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом .
Кичка отличалась разнообразием
и фантазийностью решения.
Только по форме различают кички:
рогатые, копытообразные,
лопатообразные,
котелкообразные,
в виде обруча,
овала, полуовала и т.п.
Сорока
Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка
головной убор — «сорока»
с платком сверху.
12
- Платки сначала повязывали поверх головного убора,
а позже стали надевать самостоятельно.
- Носили так же платки и шали, которые изготавливались из различных тканей и имели разные названия:
бумажные,
кисейные
шелковые,
кашемировые,
персидские,
французские,
ковровые,
аглицкие и др. .
Платки, шали
13
В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных костюмов.
14
Сохранился обычай женщинам и девушкам покрывать голову при посещении храма
А также во время паломничества и крестного хода
15
1
2
Расшифруй словограмму :
к
а
ч
и
к
4
3
л
п
а
к
о
к
а
п
к
а
ш
к
с
о
р
а
о
л
5
ь
а
ш
6
к
н
о
р
у
а
о
л
о
в
с
и
н
к
а
к
з
п
в
о
я
7
8
« По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий.
Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, его головной убор, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и так далее. Но и в наши дни эта поговорка не утратила своей актуальности …
Используемая литература:
1 . Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”, 1993
2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985
3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988
4. Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989
5. Журнал «Школа и производство» №1/90
18