СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация _Головные уборы. История_

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация _Головные уборы. История_»

история   Как носили головные уборы на Руси?..  И какие они были?  Об этом - в данной теме урока.

история

Как носили головные уборы на Руси?..

И какие они были?

Об этом - в данной теме урока.

   «По Сеньке шапка,  по Фоме колпак».     Знакома ли вам эта поговорка?

«По Сеньке шапка, по Фоме колпак».

Знакома ли вам эта поговорка?

  В старину мужчины в основном носили шапки. Причём по шапке можно было определить к какому сословию относится человек: чем знатнее род, тем выше шапка.  Отсюда появилась поговорка:  «По Сеньке шапка,  по Фоме колпак».   Самые высокие шапки  были у бояр. 3

В старину мужчины в основном носили шапки. Причём по шапке можно было определить к какому сословию относится человек: чем знатнее род, тем выше шапка.

Отсюда появилась поговорка:

«По Сеньке шапка,

по Фоме колпак».

Самые высокие шапки

были у бояр.

3

Женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность. 4

Женскому головному убору уделялось особое внимание.

По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.

4

 Девичий головной убор отличался от головного убора замужней  женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу. Замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины - покрывающие волосы, у девушек - оставляющие их открытыми.    Непокрытые волосы у девушек считались  показателем «чистоты»

Девичий головной убор отличался

от головного убора замужней

женщины, так же как и прическа.

Девушка могла носить волосы

распущенными или заплетать их

в одну косу.

Замужние крестьянки плели две косы и

укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины - покрывающие волосы, у девушек - оставляющие их открытыми. Непокрытые волосы у девушек считались показателем «чистоты»

 Девичьи головные уборы:  повязки, венцы, перевязи, коруны    У каждой девушки и женщины было  несколько головных уборов:  на каждый случай свой.  Их хранили в специальных  отделениях сундуков вместе с  украшениями и передавались по  наследству от матери к дочери и  являлась непременной частью  приданого зажиточной невесты.   Повязки носили невестившиеся девушки. Это была «девья красота», с которой невеста прощалась на девичнике. 6

Девичьи головные уборы:

повязки, венцы, перевязи, коруны

У каждой девушки и женщины было

несколько головных уборов:

на каждый случай свой.

Их хранили в специальных

отделениях сундуков вместе с

украшениями и передавались по

наследству от матери к дочери и

являлась непременной частью

приданого зажиточной невесты.

Повязки носили невестившиеся девушки.

Это была «девья красота», с которой невеста прощалась на девичнике.

6

 Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хотя бы прядь волос. Домовой легко мог утащить неосторожную женщину на чердак за непокрытые волосы. А разгневанное божество могло наслать на неё болезнь или неурожай. Отсюда пошло выражение:  «опростоволоситься» 7

Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хотя бы прядь волос. Домовой легко мог утащить неосторожную женщину на чердак за непокрытые волосы. А разгневанное божество могло наслать на неё болезнь или неурожай. Отсюда пошло выражение: «опростоволоситься»

7

В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия: «кика» произошло от слова «кичка» - утка; «кокошник» от слова «кокоть» - петух» «сорока»  - от названия птицы. кокошник сорока кика
  • В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия: «кика» произошло от слова «кичка» - утка; «кокошник» от слова «кокоть» - петух» «сорока» - от названия птицы.

кокошник

сорока

кика

  Женщины носили  кокошники   полумесяцем, вышитые на  бархатной или шелковой основе.  Первый раз кокошник  надевали в день свадьбы,  затем носили его по большим  праздникам до рождения первого ребенка.  После этого женщины носили  волосники    и платки .

Женщины носили  кокошники

полумесяцем, вышитые на

бархатной или шелковой основе.

Первый раз кокошник

надевали в день свадьбы,

затем носили его по большим

праздникам до рождения первого ребенка.

После этого женщины носили

волосники

и платки .

Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато:  стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды.    Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом .

Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато:

стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом .

 Кичка  отличалась разнообразием  и фантазийностью решения.  Только по форме различают кички:  рогатые, копытообразные,  лопатообразные,  котелкообразные,  в виде обруча,  овала, полуовала и т.п.

Кичка отличалась разнообразием

и фантазийностью решения.

Только по форме различают кички:

рогатые, копытообразные,

лопатообразные,

котелкообразные,

в виде обруча,

овала, полуовала и т.п.

Сорока Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка  головной убор — «сорока» с платком сверху.   12

Сорока

Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка

головной убор — «сорока»

с платком сверху.

12

 Платки сначала повязывали поверх головного убора,  а позже стали надевать самостоятельно.   Носили так же платки и шали, которые изготавливались из различных тканей и имели разные названия:  бумажные,  кисейные  шелковые,  кашемировые,  персидские,  французские,  ковровые,  аглицкие и др. .  Платки, шали 13

  • Платки сначала повязывали поверх головного убора,

а позже стали надевать самостоятельно.

  • Носили так же платки и шали, которые изготавливались из различных тканей и имели разные названия:

бумажные,

кисейные

шелковые,

кашемировые,

персидские,

французские,

ковровые,

аглицкие и др. .

Платки, шали

13

В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных костюмов. 14

В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных костюмов.

14

Сохранился обычай женщинам  и девушкам покрывать голову при посещении храма А также во время паломничества и крестного хода 15

Сохранился обычай женщинам и девушкам покрывать голову при посещении храма

А также во время паломничества и крестного хода

15

1 2 Расшифруй   словограмму : к а ч и к     4 3 л п а к о к         а п к а ш  к с о р а о  л 5 ь а ш   6 к н о р у а  о л о в с и н к  а к з п в о  я 7  8

1

2

Расшифруй словограмму :

к

а

ч

и

к

4

3

л

п

а

к

о

к

а

п

к

а

ш

к

с

о

р

а

о

л

5

ь

а

ш

6

к

н

о

р

у

а

о

л

о

в

с

и

н

к

а

к

з

п

в

о

я

7

8

 « По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий.  Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека,  его головной убор, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и так далее.  Но и в наши дни эта поговорка не утратила своей актуальности …

« По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий.

Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, его головной убор, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и так далее. Но и в наши дни эта поговорка не утратила своей актуальности …

Используемая литература: 1 . Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”, 1993  2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985  3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988  4. Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989 5. Журнал «Школа и производство» №1/90 18

Используемая литература:

1 . Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”, 1993

2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988

4. Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989

5. Журнал «Школа и производство» №1/90

18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!