СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«История поселения, быт и традиции бухарцев на территории ОмскогоПрииртышья»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования Омской области

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Большереченский сельскохозяйственный техникум»

 

Областная научно-практическая конференция

«Многоликое Прииртышье»

 

Исследовательская работа

Тема: «История поселения, быт и традиции бухарцев

на территории ОмскогоПрииртышья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы № 26

Еремина Зарина

Руководитель: мастер производственного обучения Маслова Ирина Алексеевна

 

 

 

 

 

 

Р.п. Большеречье, 2020 год

 

Аннотация

 

 

к  исследовательской работе научно-практической конференции «Многоликое  Прииртышье».

 

 

Тема: «История поселения, быт и традиции бухарцев

на территории Омского Прииртышья »

  

  Цель исследования

 – -узнать, кто такие бухарцы

- изучить историю появления бухарцев на территории Омской области и Большереченского района;

- ознакомиться с культурой и бытом бухарцев (на примере образования и развития населенного пункта).

-определить степень взаимодействия бухарцев с многонациональным населением Омского Прииртышья;

- определить изменения и различия в традициях народности в целом и малой этнической группы, обособленной от исторической родины;

 

Объект исследования – 

Задачи:

  1.  Проанализировать литературные источники по истории появления бухарцев на территории Омского Прииртышья.
  2. Описать особенности этнического самосознания бухарцев на территории Омского Прииртышья.
  3. Раскрыть особенности традиционного быта и культуры.

Описать обрядовые традиции сибирских бухарцев

Работа состоит из 2 глав.

В 1 главе «История возникновения женского костюма » описана история возникновения костюма и его изменения на протяжении  четырех веков

       Во 2 главе «Характеристика женского казачьего костюма Омского Прииртышья, аксессуары»   студентка БСХТ группа №36 Пономарева Юля рассказывает о современном костюме казачки 21 века, его применение во время мероприятий проведенных как на районном уровне, так и на областном. Рассказывает  о применение аксессуаров к костюму казачки.

В заключении сделан вывод.

 Исследовательская работа  раскрывает перед нами богатства сегодняшней жизни

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

3

 

Введение

3

 

Актуальность данной темы

3

 

Обоснование выбора темы исследования

4

 

Назначение работы

4

 

Цели исследовательской работы

4

 

Задачи

5

 

Предмет исследования

5

 

Методы исследования

5

 

Основные используемые термины и понятия

5

 

Кто такие бухарцы. Появление первых бухарцев в Сибири. Их расселение.

6

 

Уленкульский куст (село Уленкуль, Большереченский район Омская область)

9

 

Быт и культура сибирских бухарцев

10

 

Одежда бухарцев

11

 

Традиционная пища сибирских бухарцев

13

 

Обычаи и обрядовые традиции сибирских бухарцев

15

 

Этническое самосознание.

18

 

Заключение

20

 

Литература

20

 

 

Приложение – мультимедийная презентация на 15 слайдах

 

 

 

 

 

 

 

 

Сибирские бухарцы, кто они?

«Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю».

Антуан Сент – Экзюпери.

 

Введение

Омская область – регион высокой культуры межнационального общения, крепких, проверенных временем традиций взаимопонимания и уважения между народами. Так уж сложилось исторически, что Прииртышье имеет два начала: славянское и тюркское. В этом ключ к пониманию прошлого и настоящего. Уникальность нашего региона, как впрочем и других регионов Сибирского Федерального округа – в прекрасной атмосфере диалога между различными национальностями и религиозными конфессиями.

Омская область, обладая многообразием национального состава населения, более 120 национальностей, является динамично развивающимся регионом, по уровню межэтнической напряжённости занимающая одно из самых последних мест в стране: русские (85,8%), казахи (4,1%), украинцы (2,7%), немцы (2,6%), татары (2,2%), армяне (0,4%), белорусы, латыши, евреи, поляки, башкиры, финны, эстонцы, азербайджанцы, киргизы, чуваши и другие (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года).

Передаваемые из поколения в поколение традиции мира и взаимоуважения послужили благодатной основой для формирования мощного экономического и культурного потенциала региона. В Омском Прииртышье рассматриваются вопросы о сохранении и развитии национальных языков народов, проживающих в регионе, а не о решении межконфессиональных или межнациональных конфликтов. В этом плане можно говорить об особых механизмах, своего рода «рецептах» толерантности, омской модели решения вопросов этнокультурного развития.

Актуальностьданной темы определяется тем, что актуализация этнических проблем в современном мире выступает как ответ на процессы глобализации, как проявление неоднородности цивилизаций. Чем сильнее «вызовы» глобализации, тем с большей настойчивостью народности стремятся сохранить свою культуру, язык, религию и традиции. Проблема идентификации и самоидентификации особенно актуальна для такой полиэтнической страны как Россия.

     Лично для меня эта тема имеет особое значение, ведь фамилия семьи моих родителей – Речаповы.  И я с самого детства знаю, что предки моей семьи – бухарцы. Изучение этой тематики позволит мне лучше узнать, кто же такие бухарцы, каковы их обычаи и культура.

Обоснование выбора темы исследования.

     Исследование истории, быта, культуры, пищи и обычаев этнических групп Омской области как способ воспитания толерантности – составной  часть традиционной духовной культуры, по отношению к другим людям имеет ключевое значение.

Многонациональность Омской области обуславливается множеством факторов – это и географическое положение, и исторический процесс, и естественная миграция отдельных этнических групп и исследовательская работа на данную тему позволит проследить историю возникновения, быт, культуру, межэтническое взаимодействие и имеющуюся проблематику ассимиляции бухарцев на протяжении всего периода на территории Омского Прииртышься.

Назначение работы

Исследование на данную тему может быть полезно тем студентам, которые увлекаются историей и краеведением, а также всем тем, кому интересно наблюдать за историей заселения Омского Прииртышья, обычаями представителей других национальностей и культур. Работа может быть использована как база для подготовки к проведению дальнейшего исследования по сохранению традиций и национальной культуры бухарцев путем интервьюирования  этнических бухарцев Омского Прииртышья (например жителей села УленкульБольшереченского района), а также для ознакомления студентов с национальным составом Омской области с целью воспитания толерантности и культуры межэтнического взаимодействия  у подростков.

Цели исследовательской работы:

- узнать, кто такие бухарцы

- изучить историю появления бухарцев на территории Омской области и Большереченского района;

- ознакомиться с культурой и бытом бухарцев (на примере образования и развития населенного пункта).

-определитьстепеньвзаимодействия бухарцев с многонациональным населением Омского Прииртышья;

- определить изменения и различия в традициях народности в целом и малой этнической группы, обособленной от исторической родины;

Задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по истории появления бухарцев на территории Омского Прииртышья.
  2. Описать особенности этнического самосознаниябухарцев на территории Омского Прииртышья.
  3. Раскрыть особенности традиционного быта и культуры.
  4. Описать обрядовые традиции сибирских бухарцев.

Предметом исследования является материальная, культурная и общественная жизнь сибирских бухарцев

Методы исследования:

- библиографический

- анализ документальных источников

- интервьюирование старших родственников

Основные используемые термины и понятия.

Бухарцы – это обобщающее название узбеков, таджиков, уйгуров и некоторых других народов, переселившихся из Средней Азии (из Бухарского ханства, которое существовало с 1500 по 1785 годы.Потом оно стало эмиратом и довольно скоро попало в вассальную зависимость от России, а потом вошло в состав СССР)

Сибирские бухарцы – один из значительных этнических компонентов Западной Сибири, называли себя бухарлык (бухарцы), сартами, а часть тарских и тюменских бухарцев – узбеками. Принимая во внимание особенности расселения бухарцев, в основном группировавшихся вокруг крупных городов, так как  их основной деятельностью являлась торговля, этнографы  выделяют 4 территориальные группы бухарцев: тюменская, тобольская, тарская и томская.

Кто такие бухарцы. Появление первых бухарцев в Сибири. Их расселение.

Западная Сибирь - перекресток торговых, политических, культурных интересов Севера и Юга, Запада и Востока. Одними из носителей этого диалога цивилизаций и культур стали выходцы из Средней Азии - бухарцы. Последний раз в переписи населения они упоминались в 1926 г. Последующие переписи (1959, 1979, 1989, 2001, 2010 гг.) бухарцев уже не фиксируют.

Между тем потомкам бухарцев есть чем и кем гордиться: привезенной из хаджа в Мекку святыней — волосом пророка Мухаммеда; кожевенными и ковровыми промыслами; первыми за Уралом учебными заведениями и книгами; первой в Сибири национальной библиотекой и первой каменной мечетью; династией купцов и меценатов Кармышаковых-Сайдуковых; первым имамом соборной мечети в Токио А. Ибрагимовым; Героем Советского Союза Р. Аширбековым; академиком-тюркологом Ф. Валеевым и другими.

     Сибирские бухарцы – один из значительных этнических компонентов Западной Сибири, оказавший влияние на культуру местного тюркоязычного населения. «Бухарцы» – это обобщающее название узбеков, таджиков, уйгуров и некоторых других народов, переселившихся из Средней Азии (из Бухарского ханства, которое существовало с 1500 по 1785 годы.Потом оно стало эмиратом и довольно скоро попало в вассальную зависимость от России, а потом вошло в состав СССР) в районы Западной Сибири в XVI–XVIII вв.,и отличавшиеся от местного тюркского населения не столько языком, особым антропологическим типом, а прежде всего ментальностью — как способом мышления, образом мыслей и коллективными представлениями данной группы людей. Сословный состав тоже был пестрым: купцы, крестьяне, священнослужители, ремесленники и наемные рабочие, предприниматели. На этом основании можно утверждать, что бухарцы — это устойчивая (на протяжении относительно длительного времени) этносоциокультурная общность людей с присущими только им культурно-психологическими признаками и сознанием.

     Сибирские бухарцы называли себя бухарлык (бухарцы), сартами, а часть тарских и тюменских бухарцев – узбеками. Принимая во внимание особенности расселения бухарцев, в основном группировавшихся вокруг крупных городов, так как  их основной деятельностью являлась торговля, этнографы  выделяют 4 территориальные группы бухарцев: тюменская, тобольская, тарская и томская, считая ко второй четверти XIX в. группы были  в определенной степени изолированны друг от друга.

Формирование этнических группы бухарцев на территории Омского Прииртышьяначинается на рубеже XVI–XVII вв. При определении времени переселения бухарцев уместно воспроизвести цитату из работы Г. Ф. Миллера: «Приезд с Кучумом и Ахмет-Гиреем многих бухарцев (1570-е гг. – С. К.), как надо думать, положил начало поселению в Сибири этого народа. Но от этих первых пришельцев осталось очень мало потомков. Большинство бухарцев, живущих в городах Тобольске, Таре, Тюмени и Томске, рассказывают, что их предки перебрались в Сибирь много позднее, только в русское время. И только в одной сеитской семье, которая живет недалеко от Тобольска в Сабанаковых и Тадзымовых, сохранилось предание, что они ведут свой род от времен Кучума». В настоящее время известно уже о нескольких бухарских родах, ведущих свое начало в Сибири «от времен Кучума» но все же большинство выходцев из Средней Азии действительно стали селиться в Сибири уже после освоения ее русскими.

Увеличению численности бухарцев и дальнейшему их групповому объединению способствовала грамота царя Михаила Федоровича 1645 г., согласно которой выехавших в Тобольск бухарцев «не приписывали в тягло», а кроме того, им разрешалось торговать «по всем русским городам». По этому к суду их могли привлечь только за уголовные и долговые дела.  К 1672 г., согласно архивных данных, в Тарском уезде было уже 53 двора бухарцев.  На протяжении XVIII – первой трети XIX вв. численное увеличение бухарцев происходит в основном за счет миграций, чему способствовала подписанная 15 марта 1701 г. Петром I грамота, подтверждавшая привилегии бухарцев: «в Тобольске и других городах жить и кормиться пашенными купленными и закладными землями и сенными покосами и за произвольный их выезд с посадскими людьми тягла не платить и никакими службами их не утеснять, чтобы к выезду в подданство впредь другим показать охоту». Так, известно о переселении в Тару 41 человека из Бухарии в 1709 г., также в это же время возможно переселение  шейха Аваз-Бакы, явившегося основателем семейнородственных групп Шиховых, Речаповых и Айтыкиных, большинство представителей которых сейчас проживает в татарских поселениях Большереченского района Омской области.

После падения Джунгарии усилился приток бухарцев, которые в свое время вели торговлю на территории Джунгарии. Сибирские бухарцы по-прежнему являлись основной торговой прослойкой населения, занимавшейся среднеазиатской торговлей. Увеличение численности бухарцев привело к необходимости подтверждения их привилегий, и Екатериной II выпускается «Высочайший рескрипт» 1769-го августа 20-го, которым подтверждаются и закрепляются их привилегии. Окончательному оформлению сибирских бухарцев как этносословной группы способствовал «высочайший рескрипт 1787 года декабря 9-го числа», о котором известно из прошения бухарцев 1810 г. генерал-губернатору Сибири И. Б. Пестелю по поводу оставления предоставленных им ранее привилегиях: «Тобольские бухарцы и ташкенцы по данным нам прошением изъясняя пожалованные роду их от предков наших и от нас самих грамоты, на основании коих оставя они свое отечество, основали всегдашнее обитание в Империи нашей, просят о неподчинении их городовым магистратам по торговле и промыслам, об увольнении их от службы и податей мещанских; о позволении им составить измежду себя словесные суды для решения дел на их природном языке; и об оставлении их на прежних им пожалованных грамотах. Снисходя на такое их прошение и желая способствовать как умножению сих жителей тамошнего края одноплеменными им выходцами из-за границы, так и распространению торговли их с прилеглыми к той стороне разными народами, повелеваем оставить их на том самом основании, на каком они были до открытия тамо наместничества по новому образу устроения, позволяя им сверх того в Тобольске и других городах, где вы признаете за лучшее и удобнейшее, составить из их обществ словесные суды, покуда с умножением числа их могут и пожелают они сами иметь собственную ратушу сообразно правилам в учреждениях наших о управлении губерний изображенным»

В результате в конце 1870-х гг. была сформирована Бухарская волость в Тарском округе. Особенности расселения бухарцев разных территориальных групп объясняют тот факт, что по переписи 1926 г. почти все бухарцы отмечены именно в Тарском округе – 11 517 (из них – 497 чел. в г. Таре). Значительная численность бухарцев в Тарском округе по переписи 1926 г. объясняется также тем, что Бухарская волость здесь просуществовала до 1926 г., когда и была расформирована.  В окрестностях Тары бухарцы проживали в 13 населенных пунктах, из которых бухарскими были Себеляково, Речапово, Уленкуль, Каракуль, Аубаткан, Кумуслы и др. Часть тарских бухарцев в 1908 г. эмигрировала в Турцию: из аулов Аубаткан, Еланлы, Каракуль, Уленкуль, Царналы (Черналы), Утлыкуль и других Бухарской волости Тарского округа Тобольской губернии,  бухарцы в количестве 371 человек уехали и поселились «на выделенной им турецким правительством земле» в селе Бюгределик в вилайете Конья.

Уленкульский куст (селоУленкуль, Большереченский район Омская область)

Основание Улекульского куста связывают с переселением Аввас-Бакы с сыновьями Алим-шайхом, Ишки-шайхом, Баба-шайхом и Файзи-шайхом в Сибирь. Уленкульский краевед М.Х. Шихова в своих работах называет две версии о времени этого события.

Согласно первой, которой придерживается большинство населения, Уленкульский куст основан в 1651 г., по второй – в 1580-х гг. во время правления хана Кучума. Зафиксированное М.Х. Шиховой со слов своего деда родословие семьи начинается с прибытия Аввас-Бакы в Сибирь в 1572 г.  М.Х. Шихова сообщила также версии о причинах возникновения села:

1) Аввас-Бакы со своими четырьмя сыновьями был послан сюда для распространения ислама;

2) Аввас-Бакы с семьей жил в Искере – становище Кучума, «бежали от кого-то, может быть Ермака».

В пользу второй версии, говорит тот факт, что поселение было основано среди дремучих лесов в стороне от дорог.

Таким образом, именно с приездом Аввас-Бакысвязывается основание Уленкульского куста (с. Уленкуль (а также соседних деревень – Яланкуль,Аубаткан, Черналы, Чеплярово, Казатово, Речапова  (другое название Шейхлар или Ышиклар, последнее упоминание у юртах Речаповских относится к 1923-1923 гг.) и др., – заселенных бухарцами).В 1912 году населенные пункты выведены из состава Уленкульского куста Бухарской волости в самостоятельные населенные пункты.

Быт и культура сибирских бухарцев

В пер­вые го­ды рус­ско­го ос­во­ения Си­би­ри бу­хар­цы бы­ли не­об­хо­ди­мы рус­ско­му об­ще­ству, бла­го­да­ря им сох­ра­ня­лись тра­ди­ции и пре­ем­ствен­ность тор­го­во-эко­но­ми­чес­кой жиз­ни ре­ги­она. С кон­ца XVI в. бу­хар­ские куп­цы на­ла­ди­ли тор­гов­лю меж­ду рус­ски­ми го­ро­да­ми в Си­би­ри и Ки­та­ем. Вво­зи­ли они в Си­бирь ки­тайские тка­ни, а так­же пред­ме­ты до­маш­не­го оби­хо­да, по­су­ду, чай, та­бак, ра­бов, вы­во­зи­ли из Си­би­ри в ос­нов­ном пуш­ни­ну.

Бу­хар­цы выс­ту­пи­ли важ­нейшим свя­зу­ющим зве­ном тор­го­во-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия Си­би­ри с ее до­рус­ским пе­ри­одом. Бу­хар­ские тор­гов­цы снаб­жа­ли в пер­вую оче­редь ко­рен­ное на­се­ле­ние За­пад­ной Си­би­ри, а кро­ме то­го, пла­ти­ли на­ло­ги не­об­хо­ди­мы­ми для рус­ских то­ва­ра­ми.

В XVIII в. бухарское население Сибири стало смешиваться с местными татарами, в первую очередь с городским населением. Будучи мусульманами по религии и тюрками по языку, бухарцы нередко и проживали совместно с татарами.

Бухарцы жили в хорошо построенных деревянных домах, имеющих большие окна и двери, а комнаты были украшены красивой резной утварью и дорогими коврами. В комнатах бухарцев печей русского типа не было, но имелись трубы над небольшими плитами для изготовления пищи, для чего употреблялась широкая сковорода, похожая на котел. Это свидетельство относится к жилищам зажиточных бухарцев. Внутреннее устройство жилищ бухарцев, судя по всему, не претерпело существенных изменений и в XVIII в. Дома бухарцев «деревянные как русские, но только внутри оных имеют отличку». В них не пользовались русской печкой, а вместо нее имели «чувалы»; «и к тому прикладена печка, в коей вкладен чугунный котел, в котором варят для себя пищу, а от той печки труба проведена в тот чувал. Когда же огонь в печках под котлами бывает, то в чувале не бывает».

В домах не было столов и «лавок», а существовали невысокие возвышения, на которых постилались ковры, «и на них они сидят и ходят по ним в одних ичигах». Что касается других подсобных помещений, пристроенных к домам, как-то амбары и другие, то они строились «по обряду русскому».  С течением времени под влиянием русских во внутреннем устройстве жилищ бухарцев произошли некоторые изменения, еропеизация жилища.

Одежда бухарцев описана в архивах так: живут они чисто и опрятно, одеваются в красивые одежды, с длинными и широкими халатами, которые они на груди совсем запахивают и с одной стороны подмышкой завязывают поясом; эти одежды обычно хорошо сделаны из китайки и китайских материй, из шелка или других, набиты ватой и выстрочены, на головах, которые они гладко выбривают, носят они маленькие шапочки, насаженные на затылке, как ермолки; на этих ермолках густо и богато шелками, серебром и золотом вышиты и вытканы различные узоры; они никогда не снимают эти шапочки, как дома, так даже и тогда, когда они стоят перед воеводой; помимо них носят они обычно шапки заостренные кверху и сплошь, шов около шва, вдоль и поперек расшитые бумажными нитками».

Одежда бухарских мужчин состояла из чапана, туна, белбаг, тюбетейки и т. п. Они полностью сохраняли все виды одежды своего отечества.

«Бухарские женщины статны, с виду очень красивы лицом, они носят также длинные широкие одежды с длинными рукавами, полотняные штаны... На голове носят они остроконечные шапки высотою в две кворты, красиво вышитые бумажными нитками, серебром и золотом, а также обильно усеянные самыми большими и красивыми серебряными копейками и хорошими дукатами; бедные люди вместо дукатов носят мелкие монеты. Свои волосы, так же как и калмыцкие женщины, носят они, заплетая две большие косы, которые черны и длинны, свисают сзади и ничем не покрыты, концы же их опять подняты кверху, так что они висят криво, и обвешены и украшены многими серебряными украшениями и большими кусками специально для этого сделанного серебра, как на хорошей рукоятке. Вокруг шеи и на груди висят серебряные цепи, а также такие же куски серебра, о которых мы уже говорили».

Под влиянием бухарцев в семьях сибирских татар появляются вышивки гладью изречений из Корана — «шамаилы», тем более что сами бухарки были большими рукодельницами. Изготовленная ими одежда долгое время сохраняла среднеазиатские черты, а сами они вплоть до XVIII в. носили паранджу. Сибирские  татарки в этом отношении были более свободными в выборе стиля поведения и одежды, а затворничество женщин по среднеазиатски им незнакомо.

В XVIII в. богатые бухарцы носили летом платья хороших разноцветных сукон, а в зимнее время шубы из лисиц и других мехов. Головной убор украшался золотым и серебряным шитьем. Бедные же носили зипуны из сермяжного сукна и бараньи шубы. Женщины одевали «вместо русских сарафанов так называемые куртки, богатые имеют голые тафтяные и китайские также рубашки и штаны, на головах платки белые и шапки по большей части малиновые бархатные с позументом, шитые золотом и серебром, опушки бобровые, волосы плетут и на концах оных нащипывают кисти из шелков, нашитые корольки, старинные копейки, разных цветов бисер...».Со временем в их одежде наблюдались изменения, к 80-м годам XIX в. одежды бухарцев в основном заменились татарскими, мало имеющими общего с костюмом среднеазиатских бухарцев.

Традиционная пища сибирских бухарцев

У бухарцев тарской группы, проживающих в Уленкульском кусте готовились все известные в татарской кухне молочные продукты: сливки (методом собирания жира с поверхности молока), сметана (из сливок, сбивая в маслобойке), творог, котык (кисломолочный продукт, получаемый из предварительно нагретого, затем сквашенного молока), напиток айран (обычно готовили путем перемешивания котыка с водой).

Судя по имеющимся архивным материалам, в последней трети XX в. и в начале XXI в. у потомков бухарцев сохранилось много иранизмов. Для обозначения одного из основных видов продуктов питания XX в. – хлеба, наряду с общетюркским названием, икмак, использовали иранское слово – нан (Уленкуль, Черналы, Каракуль, а также Чеплярово, Тоскино, Атачка). Хлебную печь в с. Уленкуль некоторые жители называли нанмец (Уленкуль). Для сравнения добавим, что татары, проживающие на территории Колосовского района Омской обл., в д. Тоскино, белый хлеб называли акнан, а черный хлеб – кара нан. С хлебопечением и приготовлением пищи связан еще один термин – это тантыр / тандыр (д. Тоскино). Вообще, тандыр – это глиняная хлебная печь; с ней связана особая техника хлебопечения – на вертикальных стенках, распространенная в Средней Азии.

Среди пожилого населения сохранились воспоминания об изготовлении кислого творога красного цвета (ачегея или корта), который при необходимости можно было высушивать.

Мясо обычно употребляли в вареном виде и далее из бульона готовили заправочный суп (с лапшой и т.д.). Потомки сибирских бухарцев готовили сыровяленую колбасу из конины или говядины / баранины с гусятиной (казы), вареную колбасу из перекрученного мяса, ливера и крупы. Особенность приготовления колбасы казы была в том, что обычно использовалось два вида мяса (конина и говядина или баранина). Для сравнения у татар Муромцевского и Тевризского районов эта колбаса делалась только из конины.

В населенных пунктах Большереченского района овес (соло) перерабатывали на муку и крупу. Для сравнения отметим, что овес для этих же целей еще использовали в Тарском районе в д. Речапово и Атачка. Зерно засыпали в большой котел, заливали водой, варили около часа. Сваренное зерно сушили на солнце или в печи (миц/мич) на железных листах (калай). Чтобы лучше очистить зерна от оболочки, их дробили в ступе (килә), потом просеивали через сито и перемалывали на ручной мельнице несколько раз, чтобы получилась мука, которая здесь называлась талкан (Уленкуль). Если получалась крупа, то ее называли сүк. Талкан смешивали с сырым молоком. Перед употреблением смесь некоторое время (до 30 мин) набухала.

Еще в последней трети XX в. бухарцы  Большереченского района из овсяной крупы готовили кашу сүк/сюк. Крупу варили в подсоленной воде, ее остатки сливали и добавляли молоко. Потом каша прела несколько часов и была готова к употреблению с маслом, молоком.

В жидкости бухарцев варили такие изделия из теста без начинки, как кусочки теста (чумара и умач), лапшу (онаш), как правило, их готовили в мясо-костном бульоне или в молоке. Кроме вышеперечисленных изделий, в воде варили пельмени – цуцбара/ чучбара или пелмән, относимые к группе изделий из теста с начинкой (мясной или рыбной) закрытого вида.

В конце XX в. у бухарцев населенных пунктов Большереченского района наиболее распространеными изделиями из теста с начинкой и без нее были бәлеш/палиш (пирог с начинкой из мяса и риса/картофеля закрытого типа), пәрәмиц/пәрәмич (полузакрытое изделие из теста с начинкой из измельченного мяса), самса/сумса (изделие закрытого типа), паурсақи (куски теста, обжаренные в жире или растительном масле).  В Уленкуле, Черналах начинку для самсы нередко готовили из ливера, состоящего из смеси мелко порезанных и пожаренных почек, печени (бавыр/паур), сердца (йөрек).

Самым распространенным напитком был чай (кирпичный, россыпью). Нередко его употребляли с молоком и душицей (елывыт). Кисломолочный напиток айран/әрән делали из воды и катыка в соотношении приблизительно 1:2. Как правило, этот напиток делали летом, потому что он хорошо утолял жажду.

Обрядовый сладкий напиток шәрбет/щербет локализуется среди жителей Уленкуля, Тус-Казани, Черналов, а также в соседних населенных пунктах – Чеплярово, Тоскино и др. Как и в Средней Азии, его подавали сразу после мусульманского обряда бракосочетания (никах).

Бухарцы отличались по сравнению с коренным населением, татарами, большей образованностью. Еще во времена правления Кучума они принимали участие в распространении ислама в Западной Сибири. Духовные сановники большей частью назначались здесь из числа бухарцев, которые помимо наблюдения за строгим выполнением всех религиозных обрядов, обучали как своих, так и татар грамоте (чтению Корана).

В XVII—XVIII вв. бухарцы получали высшее духовное образование в городах Средней Азии, в дальнейшем обучались в Казани, Уфе и в самой Сибири. Первоначальное образование бухарцы получали в своих домах или под руководством учителей (мулл). В течение 2—3 лет они учились читать и писать. Способные дети принимались в мактабы. В Бухарской волости число мактабов значительно увеличилось и общее количество учащихся в них составляло более 400 человек. Методика преподавания и вознаграждения учителей в основе своей не отличалась от порядков, существовавших в городах Средней Азии. Учителя за свою работу получали от учеников вознаграждение в виде масла, муки или денег. В отдельных же юртах учителя получали даровой паек с пашни или сенокоса, а в рыболовных — пай в улове неводом. В мактабах занимались только мужчины, девочки же получали первоначальное образование в домах своих учительниц. В больших юртах число девушек, занимавшихся учебой, не превышало 25—35 человек.

Обычаи и обрядовые традиции сибирских бухарцев

Бухарцы в течение длительного времени сохраняли вековые среднеазиатские обычаи и обряды.

Семейные и бытовые вопросы в бухарских волостях рассматривались на основе шариата. Вопросы заключения брака отдавались полностью на откуп мусульманского духовенства. Обычное право и мусульманские нормы в какой-то мере ставили женщину у сибирских бухарцев в неравное положение по сравнению с мужчиной. Например, бытовала норма, согласно которой свидетельство двух женщин приравнивалось к свидетельству одного мужчины. «Свидетельство женщин приемлются в основание в случаях осмотр


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!