СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для выступления перед учителями начальной школы. Из опыта работы по формированию функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Антоновская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан"

Формирование функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности

Глухова Надежда Владимировна,

учитель начальных классов

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как : - понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; - потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях; - способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать; -совокупность умений.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как :

- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;

- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;

-совокупность умений.

 Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: -использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений; -приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

-использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;

-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Математическая грамотность

Математическая грамотность

Читательская грамотность Естественно-научная грамотность

Читательская грамотность

Естественно-научная грамотность

Блок «Сказки» 1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли? 2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? Выкопали клад

Блок «Сказки»

1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли?

2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы?

Выкопали клад

3. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? Антилопа 4. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? Курочка Ряба

3. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта?

Антилопа

4. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца?

Курочка Ряба

5. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? Муха-Цокотуха 6. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? Сказка о рыбаке и рыбке

5. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам?

Муха-Цокотуха

6. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта?

Сказка о рыбаке и рыбке

Блок «Деньги»

Блок «Деньги»

Задание №1 Каждое государство имеет свои деньги: в Америке – доллары , во Франции и Германии – это евро , а у нас в России – это рубли . И вот для вас задание Найдите среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены: российские рубли-1 команда доллары-2 команда евро-3 команда

Задание №1

Каждое государство имеет свои деньги: в Америке – доллары , во Франции и Германии – это евро , а у нас в России – это рубли . И вот для вас задание

Найдите среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены:

российские рубли-1 команда

доллары-2 команда

евро-3 команда

Задание №2 1) Когда мы в магазине, покупаем товар, что мы должны сделать ? Заплатить 2) Чем мы платим за товар? Деньгами 3) Деньги бывают не только металлические, но и бумажные. Как их называют? Купюры

Задание №2

1) Когда мы в магазине, покупаем товар, что мы должны сделать ?

Заплатить

2) Чем мы платим за товар?

Деньгами

3) Деньги бывают не только металлические, но и бумажные. Как их называют?

Купюры

Блок «Загадки» 1) В кошелек мы их кладем, С ними в магазин идем Деньги 2) Маленькая, кругленькая, Из кармана в карман скачет, Весь мир обскачет, Ни к чему сама не годна, А всем нужна Монета 3) Коль трудился круглый год Будет кругленьким Доход 4) И врачу, и акробату Выдают за труд … Зарплату

Блок «Загадки»

1) В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем

Деньги

2) Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет, Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна

Монета

3) Коль трудился круглый год

Будет кругленьким

Доход

4) И врачу, и акробату

Выдают за труд …

Зарплату

Блок «Покупки» Распределите слова в два столбика и добавьте еще по два слова в каждый столбик. Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

Блок «Покупки»

Распределите слова в два столбика и добавьте еще по два слова в каждый столбик.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

Можно купить Нельзя купить Дом  Счастье  Конфеты    Мама   Книга   Солнце Цветы    Здоровье   Кофта   Воздух Молоко    Планета   Самолет   Смех   Стол   Мечта   Велосипед                      

Можно купить

Нельзя купить

Дом 

Счастье 

Конфеты 

  Мама

  Книга

  Солнце

Цветы 

  Здоровье

  Кофта

  Воздух

Молоко 

  Планета

  Самолет

  Смех

  Стол

  Мечта

  Велосипед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок «Опрокинутые слова» Нужно восстановить типичный порядок слов  УМАСМ - СУММА.  АЕМОСЛАГЕ - СЛАГАЕМОЕ  ЧИТАВЫЕМОЕ - ВЫЧИТАЕМОЕ  КРАТВАД - КВАДРАТ  УГОТЬРЕЛНИК - ТРЕУГОЛЬНИК  РЕЗОТОК - ОТРЕЗОК

Блок «Опрокинутые слова»

Нужно восстановить типичный порядок слов

  • УМАСМ - СУММА.
  • АЕМОСЛАГЕ - СЛАГАЕМОЕ
  • ЧИТАВЫЕМОЕ - ВЫЧИТАЕМОЕ
  • КРАТВАД - КВАДРАТ
  • УГОТЬРЕЛНИК - ТРЕУГОЛЬНИК
  • РЕЗОТОК - ОТРЕЗОК

Блок «Диаграммы» На диаграмме показан рост четырёх девочек в сантиметрах На диаграмме показаны результаты проверочной работы, проведенной в 4 классе. По вертикальной оси указано число учеников   Имена девочек на диаграмме не указаны. Известно, что Алиса – самая высокая, Галина – самая маленькая, а Дарина выше Насти. Какой рост у Дарины? 1) На сколько сантиметров Алиса выше, чем Галина? 2) На сколько сантиметров ниже Дарина, чем Галина? а) Сколько человек получили оценку «5»? б) Сколько учеников писало работу? в) Сколько учеников не справилось с работой?

Блок «Диаграммы»

На диаграмме показан рост четырёх девочек в сантиметрах

На диаграмме показаны результаты проверочной работы, проведенной в 4 классе. По вертикальной оси указано число учеников

Имена девочек на диаграмме не указаны. Известно, что Алиса – самая высокая, Галина – самая маленькая, а Дарина выше Насти. Какой рост у Дарины?

1) На сколько сантиметров Алиса выше, чем Галина?

2) На сколько сантиметров ниже Дарина, чем Галина?

а) Сколько человек получили оценку «5»?

б) Сколько учеников писало работу?

в) Сколько учеников не справилось с работой?

Блок «Сравнение многозначных чисел» 1. В таблице перечислены крупнейшие вулканы Камчатки и их высота. Назовите высоту каждого из вулканов. Какой вулкан самый высокий? Назовите вулканы в порядке уменьшения их высот. 2. В таблице указаны названия и длины крупнейших рек России. Какая из них имеет наибольшую длину и какая — наименьшую? Назовите реки в порядке увеличения их длин. 3. Рассмотрите таблицу. Назовите планеты Солнечной системы в порядке увеличения их диаметров. Какая из планет имеет наибольший диаметр и какая - наименьший диаметр

Блок «Сравнение многозначных чисел»

1. В таблице перечислены крупнейшие вулканы Камчатки и их высота. Назовите высоту каждого из вулканов. Какой вулкан самый высокий? Назовите вулканы в порядке уменьшения их высот.

2. В таблице указаны названия и длины крупнейших рек России. Какая из них имеет наибольшую длину и какая — наименьшую? Назовите реки в порядке увеличения их длин.

3. Рассмотрите таблицу. Назовите планеты Солнечной системы в порядке увеличения их диаметров. Какая из планет имеет наибольший диаметр и какая - наименьший диаметр

Задачи на перебор вариантов У путешественников есть три лески – красная, жёлтая и зелёная – и два крючка – большой, маленький. Им нужно сделать удочку, состоящую из лески и крючка. Сколькими способами они могут это сделать? 6 вариантов

Задачи на перебор вариантов

У путешественников есть три лески – красная, жёлтая и зелёная – и два крючка – большой, маленький. Им нужно сделать удочку, состоящую из лески и крючка. Сколькими способами они могут это сделать?

6 вариантов

Симметрия

Симметрия

Банк заданий по математической грамотности

Банк заданий по математической грамотности

Икс-тест 1. Какая величина в математике обозначается буквой х? а) хитрая; б) секретная; в) неизвестная; г) любая. 2. Что такое уравнение? а) деление пирога на равные части; б) равенство с неизвестными; в) весы с гирьками; г) какая разница. 3. Решить уравнение - это значит... а) найти его в книге; б) найти его у соседа; в) найти его ветки; г) найти его корни.   4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных? а) русский; б) английский; в) латинский; г) Мумба-Юмба. 5. Буквой S в математике обозначают: а) стоп; б) слабо; в) скорость; г) площадь. 6. Сколько букв в латинском алфавите? а) 33;   б) 23; в) 26; г) 10

Икс-тест

1. Какая величина в математике обозначается буквой х?

а) хитрая;

б) секретная;

в) неизвестная;

г) любая.

2. Что такое уравнение?

а) деление пирога на равные части;

б) равенство с неизвестными;

в) весы с гирьками;

г) какая разница.

3. Решить уравнение - это значит...

а) найти его в книге;

б) найти его у соседа;

в) найти его ветки;

г) найти его корни.

 

4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных?

а) русский;

б) английский;

в) латинский;

г) Мумба-Юмба.

5. Буквой S в математике обозначают:

а) стоп;

б) слабо;

в) скорость;

г) площадь.

6. Сколько букв в латинском алфавите?

а) 33;  

б) 23;

в) 26;

г) 10

Икс-тест 1. Какая величина в математике обозначается буквой х? а) хитрая; б) секретная; в) неизвестная; г) любая. 2. Что такое уравнение? а) деление пирога на равные части; б) равенство с неизвестными; в) весы с гирьками; г) какая разница. 3. Решить уравнение - это значит... а) найти его в книге; б) найти его у соседа; в) найти его ветки; г) найти его корни.   4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных? а) русский; б) английский; в) латинский; г) Мумба-Юмба. 5. Буквой S в математике обозначают: а) стоп; б) слабо; в) скорость; г) площадь. 6. Сколько букв в латинском алфавите? а) 33;   б) 23; в) 26; г) 10

Икс-тест

1. Какая величина в математике обозначается буквой х?

а) хитрая;

б) секретная;

в) неизвестная;

г) любая.

2. Что такое уравнение?

а) деление пирога на равные части;

б) равенство с неизвестными;

в) весы с гирьками;

г) какая разница.

3. Решить уравнение - это значит...

а) найти его в книге;

б) найти его у соседа;

в) найти его ветки;

г) найти его корни.

 

4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных?

а) русский;

б) английский;

в) латинский;

г) Мумба-Юмба.

5. Буквой S в математике обозначают:

а) стоп;

б) слабо;

в) скорость;

г) площадь.

6. Сколько букв в латинском алфавите?

а) 33;  

б) 23;

в) 26;

г) 10

Задачи на смекалку  Сколько горошин может войти в один стакан?  Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?  Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? Можно ли зажечь обычную спичку под водой, чтобы она догорела до конца? Из какой посуды нельзя ничего поесть? Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле?

Задачи на смекалку

  • Сколько горошин может войти в один стакан? 
  • Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?
  • Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?
  • Можно ли зажечь обычную спичку под водой, чтобы она догорела до конца?
  • Из какой посуды нельзя ничего поесть?
  • Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле?

Задачи на смекалку  Сколько горошин может войти в один стакан?  (Ответ: нисколько, так как горошины не ходят) Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (Ответ: многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще - когда дверь откроется) Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? (Ответ: переходить улицу (это рисунок на зелёном сигнале светофора) Можно ли зажечь обычную спичку под водой, чтобы она догорела до конца? (Ответ: да, в подводной лодке) Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Ответ: из пустой) Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (Ответ: 6 тракторов)

Задачи на смекалку

  • Сколько горошин может войти в один стакан?  (Ответ: нисколько, так как горошины не ходят)
  • Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (Ответ: многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще - когда дверь откроется)
  • Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? (Ответ: переходить улицу (это рисунок на зелёном сигнале светофора)
  • Можно ли зажечь обычную спичку под водой, чтобы она догорела до конца? (Ответ: да, в подводной лодке)
  • Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Ответ: из пустой)
  • Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (Ответ: 6 тракторов)

Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ!

Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!