СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для внеурочного занятия «Мы сами создаем свою Родину»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну.  

Просмотр содержимого документа
«Презентация для внеурочного занятия «Мы сами создаем свою Родину»»

        «Мы сами создаем свою Родину»

«Мы сами создаем свою Родину»

Задание. Сравнить определения слова «патриотизм» в разных словарях и выявить в них общее.

1. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.

Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

2. Энциклопедический словарь

Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, patris – родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства).

3. Культурология. Словарь-справочник.

Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, её истории, культурным традициям, её народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определённых фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых.

4. Этнографический словарь

Патриотизм – (от греч. patris - родина, отечество) – сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей.

Патриотизм – путь возвышения личности от ограниченной любви к самому себе и любви к ближним, до любви к любому человеку как таковому и тем самым – к человечеству в целом. Пренебрежение же своим народом и отечеством означает равнодушие, безразличное отношение и ко всему человечеству, узко эгоистическое отношение к другим людям фактически лишь как к средству удовлетворения своих целей и интересов. В конечном счёте именно к этому и сводится подлинная сущность космополитизма как противоположности патриотизма. Космополитизм выступает не чем иным, как прикрытой лицемерной формой выражения симпатии и готовности служения не стране проживания, а какой-либо другой стране и другому народу.

Патриотизмпуть возвышения личности от ограниченной любви к самому себе и любви к ближним, до любви к любому человеку как таковому и тем самым – к человечеству в целом. Пренебрежение же своим народом и отечеством означает равнодушие, безразличное отношение и ко всему человечеству, узко эгоистическое отношение к другим людям фактически лишь как к средству удовлетворения своих целей и интересов. В конечном счёте именно к этому и сводится подлинная сущность космополитизма как противоположности патриотизма. Космополитизм выступает не чем иным, как прикрытой лицемерной формой выражения симпатии и готовности служения не стране проживания, а какой-либо другой стране и другому народу.

Невская битва  сражение, произошедшее 15 июля 1240 года у впадения реки Ижора в реку Неву, между новгородским и шведским войсками. Битва стала одним из этапов русско-шведского противостояния из-за сфер влияния в Восточной Прибалтике в XII—XIV веках[4] Одержав победу над шведами, русские войска остановили их продвижение на Ладогу и Новгород и тем самым предупредили опасность скоординированных действий Швеции и Ордена в ближайшем будущем.  Однако из-за страха перед тем, что после победы роль Александра в ведении дел может возрасти, новгородские бояре стали строить князю всевозможные козни. Александр Невский уехал к отцу, но уже через год новгородские жители снова пригласили князя для продолжения войны с Ливонским орденом, подошедшим к Пскову.

Невская битва

сражение, произошедшее 15 июля 1240 года у впадения реки Ижора в реку Неву, между новгородским и шведским войсками. Битва стала одним из этапов русско-шведского противостояния из-за сфер влияния в Восточной Прибалтике в XII—XIV веках[4]

Одержав победу над шведами, русские войска остановили их продвижение на Ладогу и Новгород и тем самым предупредили опасность скоординированных действий Швеции и Ордена в ближайшем будущем.

Однако из-за страха перед тем, что после победы роль Александра в ведении дел может возрасти, новгородские бояре стали строить князю всевозможные козни. Александр Невский уехал к отцу, но уже через год новгородские жители снова пригласили князя для продолжения войны с Ливонским орденом, подошедшим к Пскову.

Ледовое побоище – это одна из самых известных битв в истории России. Сражение состоялось в начале апреля 1242 года на Чудском озере, с одной стороны в нем принимали участие войска Новгородской Республики, которые возглавлял Александр Невский, с другой стороны ему противостояли войска германцев-крестоносцев, в основном представители Ливонского Ордена. Если бы Невский проиграл эту битву, история России могла пойти совсем другим путем, но князь Новгорода смог одержать победу.

Ледовое побоище состоялось 5 апреля 1242 года. Немецкие войска, владеющие методикой нападения «свиней», то есть строгим и дисциплинированным строем, главный удар направили в центр врага. Однако Александр сначала атаковал армию врага с помощью лучников, а затем приказал нанести удар по флангам крестоносцев. В результате немцы были вытеснены вперед, на лед Чудского озера. Зима в это время была долгая и холодная, поэтому на момент апреля лед (весьма хрубкий) на водоеме сохранялся. После того, как немцы поняли, что отступают на лед, было уже поздно: лед начал трескаться под давлением тяжелых немецких доспехов. Именно поэтому историки назвали сражение «ледовым побоищем». В результате часть воинов утонула, другая часть была убита в бою, но большей части все же удалось спастись бегством. После этого, войска Александра окончательно выгнали крестоносцев с территории Псковского княжества.

Куликовская битва   Кулико́вская битва (Мамаево или Донское побоище) — крупное сражение между объединённым русским войском во главе с Великим князем Владимирским и князем московским Дмитрием Ивановичем и войском правителя части Золотой Орды Мамая[], состоявшееся 8 сентября 1380 года в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле (юго-восток Тульской области). Решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига, которое в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

Куликовская битва

Кулико́вская битва (Мамаево или Донское побоище) — крупное сражение между объединённым русским войском во главе с Великим князем Владимирским и князем московским Дмитрием Ивановичем и войском правителя части Золотой Орды Мамая[], состоявшееся 8 сентября 1380 года в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле (юго-восток Тульской области). Решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига, которое в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

Задание . Работа с текстом по группам.

1. Прочитайте отрывок из статьи Н.М. Карамзина. Приведите

примеры ситуаций, которые иллюстрируют идеи автора о патриотизме и

патриотах.

С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку.

Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества! Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство, и жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев.

2. Прочитайте фрагмент из интервью Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (1970 г.). Чем, на взгляд Жукова, наша страна вправе гордиться? Используя исторические знания, конкретизируйте эти проявления величия Родины. Вопрос (В. Песков): Георгий Константинович, вопрос невоенного характера. Какие из человеческих чувств, по-вашему, сильнее всего пробудила в людях война? Жуков: ни одно из человеческих чувств на войне не затухало. Особо я сказал бы об очень обострившемся во время войны чувстве любви к Отечеству. Это чувство, естественное для каждого человека, глубокими корнями уходит в историю наших народов. И вполне понятно, в суровый час мы вспомнили всё, чем Родина наша законно может гордиться. Вспомнили имена великих людей России, великие деяния и ратные подвиги прошлого.

2. Прочитайте фрагмент из интервью Маршала Советского

Союза Г.К. Жукова (1970 г.). Чем, на взгляд Жукова, наша страна вправе

гордиться? Используя исторические знания, конкретизируйте эти проявления

величия Родины.

Вопрос (В. Песков): Георгий Константинович, вопрос невоенного характера. Какие из человеческих чувств, по-вашему, сильнее всего пробудила в людях война?

Жуков: ни одно из человеческих чувств на войне не затухало. Особо я сказал бы об очень обострившемся во время войны чувстве любви к Отечеству. Это чувство, естественное для каждого человека, глубокими корнями уходит в историю наших народов. И вполне понятно, в суровый час мы вспомнили всё, чем Родина наша законно может гордиться. Вспомнили имена великих людей России, великие деяния и ратные подвиги прошлого.

3. Прочитайте фрагмент рассказа А. Толстого «Русский

характер». Можно ли считать героя рассказа патриотом? Обоснуйте свой

вывод.

Русский характер! — для небольшого рассказа название слишком многозначительное. Что поделаешь, — мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере. Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, — который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни. Как он бил немцев — я рассказывать не стану, хотя он и носит золотую звездочку и половина груди в орденах. Человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области. Но среди других заметен сильным и соразмерным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, — бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнется от душевной приязни. На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.

В чем вы видите преемственность понимания патриотизма у  людей разных поколений? Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени  способствует формированию патриотических настроений и чувств?   Замечательный русский философ Василий Розанов сказал: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для неё делать». Настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами,  помните, что мы сами создаём свою Родину! Так что – всё в ваших руках!

В чем вы видите преемственность понимания патриотизма у людей разных поколений?

Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени способствует формированию патриотических настроений и чувств?

Замечательный русский философ Василий Розанов сказал: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для неё делать». Настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами, помните, что мы сами создаём свою Родину! Так что – всё в ваших руках!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!