СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Части речи в русском языке. 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Части речи в русском языке. 6 класс»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАСС

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

6 КЛАСС

 Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.  Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.  Когда мы гуляем по лесу, то слышим и видим, как живут звери и птицы.  Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка. Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка. Докажите, что это текст.   2. Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Давайте озаглавим текст.  3. Найдём в тексте основную мысль. Что такое основная мысль текста?   Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой, предложения связаны по смыслу - Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста. Лесная тропинка Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста. Какое предложение в этом тексте является основной мыслью?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Когда мы гуляем по лесу, то слышим и видим, как живут звери и птицы.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

  • Докажите, что это текст.

  2. Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Давайте озаглавим текст.

3. Найдём в тексте основную мысль. Что такое основная мысль текста?  

Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой, предложения связаны по смыслу

- Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Лесная тропинка

Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.

Какое предложение в этом тексте является основной мыслью?

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте орфограммы Сне г , к а саются, поз д ней, одевае тс я, заг о раются, пр и брежных,  п о б е лели, пуш и стые, здра в ствуй, разн оц ветные.  Сне.., к..саются, поз..ней, одевает..ся, заг..раются, пр..брежных,  п..б..лели, пуш..стые, здра..ствуй, (разно)цветные.

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте орфограммы

Сне г , к а саются, поз д ней, одевае тс я, заг о раются, пр и брежных, п о б е лели, пуш и стые, здра в ствуй, разн оц ветные.

Сне.., к..саются, поз..ней, одевает..ся, заг..раются, пр..брежных, п..б..лели, пуш..стые, здра..ствуй, (разно)цветные.

ВЫПОЛНИТЕ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ что? что? чьё? чьи? Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело… Повествовательное Невосклицательное Сложное Бессоюзное 2 основы: 1 основа - пов., нев., прост., 2/сост., распр., неосл.  2 основа - пов., нев., прост., 2/сост., распр., неосл.

ВЫПОЛНИТЕ

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

что?

что?

чьё?

чьи?

Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело…

  • Повествовательное
  • Невосклицательное
  • Сложное
  • Бессоюзное
  • 2 основы: 1 основа - пов., нев., прост., 2/сост., распр., неосл.

2 основа - пов., нев., прост., 2/сост., распр., неосл.

НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ ПОНЯТИЕ В РЯДУ 1. Глагол, наречие, дополнение. дополнение 2. Местоимение, определение, наречие. 3. Имя прилагательное, имя существительное, сказуемое. определение сказуемое Почему именно эти слова посчитали лишними? Какие ещё ЧР мы знаем? Давайте определим тему урока. Запишем тему в тетрадь.

НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ ПОНЯТИЕ В РЯДУ

1. Глагол, наречие, дополнение.

дополнение

2. Местоимение, определение, наречие.

3. Имя прилагательное, имя существительное, сказуемое.

определение

сказуемое

Почему именно эти слова посчитали лишними?

Какие ещё ЧР мы знаем?

Давайте определим тему урока. Запишем тему в тетрадь.

Части речи

Части речи

КАК МОРФОЛОГИЯ ПОРЯДОК НАВЕЛА  Было это давным-давно. В словах настоящая неразбериха – никакого порядка!  Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём – ка мы на помощь Морфологию!»

КАК МОРФОЛОГИЯ ПОРЯДОК НАВЕЛА

Было это давным-давно. В словах настоящая неразбериха – никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём – ка мы на помощь Морфологию!»

Имя существительное - Кто из вас обозначает предмет?- спросила Морфология у слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. Становитесь под знамя «Имя существительное!» - приказала Морфология.

Имя

существительное

- Кто из вас обозначает предмет?- спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

  • Быть всеми членами предложения, но в первую очередь

подлежащим и дополнением.

  • Становитесь под знамя «Имя существительное!» -

приказала Морфология.

А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя «Глагол!» - ответила Морфология. Глагол
  • А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя «Глагол!» - ответила Морфология.

Глагол

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их з начения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами. КАКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ ВЫ ЗНАЕТЕ?

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от

их

з начения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими

знамёнами.

КАКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ВЫ ЗНАЕТЕ?

1. О каком разделе грамматики идет речь в сказке? О морфологии 2. Что изучает раздел «морфология»? Части речи 3. Что позволило Морфологии навести порядок в своём королевстве? Какие критерии? Общее грамматическое значение

1. О каком разделе грамматики идет речь в сказке?

О морфологии

2. Что изучает раздел «морфология»?

Части речи

3. Что позволило Морфологии навести порядок в своём королевстве? Какие критерии?

Общее грамматическое значение

МОРФОЛОГИЯ – КОМАНДИР ПО ВСЕМ ЧАСТЯМ РЕЧИ. КОРОЛЕВСТВО ГРАММАТИКИ  У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна строгая, любящая порядок Морфология. Грамматика Язык

МОРФОЛОГИЯ – КОМАНДИР ПО ВСЕМ ЧАСТЯМ РЕЧИ.

КОРОЛЕВСТВО

ГРАММАТИКИ

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна строгая, любящая порядок Морфология.

Грамматика

Язык

Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут: Междометие Существительное Наречие Прилагательное Предлог Числительное Союз Местоимение Частица Глагол

Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут:

Междометие

Существительное

Наречие

Прилагательное

Предлог

Числительное

Союз

Местоимение

Частица

Глагол

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Сколько частей речи в русском языке? Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Сколько частей речи в русском языке?

Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

Все части речи делятся на самостоятельные и служебные. А также есть отдельная группа слов – это междометия и звукоподражательные слова). Междометия служат для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их. Междометия выражают удивление, восторг, боль и другие чувства. Звукоподражательные слова -это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Все части речи делятся на самостоятельные и служебные. А также есть отдельная группа слов – это междометия и звукоподражательные слова).

Междометия служат для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их. Междометия выражают удивление, восторг, боль и другие чувства. Звукоподражательные слова -это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Самостоятельные части речи Служебные части речи —  существительное, —  прилагательное, —  предлог, —  числительное, —  союз, —  местоимение, —  частица. —  глагол, —  наречие. —  междометие — звукоподражательные слова

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

—  существительное,

—  прилагательное,

—  предлог,

—  числительное,

—  союз,

—  местоимение,

—  частица.

—  глагол,

—  наречие.

—  междометие

— звукоподражательные слова

Общее грамматическое значение  — это значение, объединяющее все слова одной части речи. Каждая самостоятельная часть речи характеризуется:   единством общего грамматического значения  (имена существительные выражают значение предмета, имена прилагательные — значение признака, глаголы — значение действия);   общими морфологическими признаками  (например, у имени существительного это род, число, падеж, одушевлённость, склонение; у имени прилагательного это род, число, падеж);   одинаковой синтаксической ролью  (например, имя существительное в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением).

Общее грамматическое значение  — это значение, объединяющее все слова одной части речи.

Каждая самостоятельная часть речи характеризуется:

  •   единством общего грамматического значения  (имена существительные выражают значение предмета, имена прилагательные — значение признака, глаголы — значение действия);
  •   общими морфологическими признаками  (например, у имени существительного это род, число, падеж, одушевлённость, склонение; у имени прилагательного это род, число, падеж);
  •   одинаковой синтаксической ролью  (например, имя существительное в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением).
РАЗЛИЧИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. Порядок рассуждения Самостоятельные части речи Можно ли задать вопрос к слову служебной//самостоятельной части речи? Служебные части речи Являются ли членами предложения слова самостоятельных// служебных частей речи? Обладают ли лексическим значением слова служебных// самостоятельных частей речи?

РАЗЛИЧИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

Порядок рассуждения

Самостоятельные части речи

Можно ли задать вопрос к слову служебной//самостоятельной части речи?

Служебные части речи

Являются ли членами предложения слова самостоятельных// служебных частей речи?

Обладают ли лексическим значением слова служебных// самостоятельных частей речи?

РАЗЛИЧИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. Порядок рассуждения Самостоятельные части речи Можно ли задать вопрос к слову служебной//самостоятельной части речи? Служебные части речи Можно задать вопрос Являются ли членами предложения слова самостоятельных// служебных частей речи? Нельзя задать вопрос Являются членами предложения Обладают ли лексическим значением слова служебных// самостоятельных частей речи? Не являются членами предложения Имеют лексическое значение Не имеют лексического значения

РАЗЛИЧИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

Порядок рассуждения

Самостоятельные части речи

Можно ли задать вопрос к слову служебной//самостоятельной части речи?

Служебные части речи

Можно задать вопрос

Являются ли членами предложения слова самостоятельных// служебных частей речи?

Нельзя задать вопрос

Являются членами предложения

Обладают ли лексическим значением слова служебных// самостоятельных частей речи?

Не являются членами предложения

Имеют лексическое значение

Не имеют лексического значения

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТИ РЕЧИ Чтобы установить принадлежность слова к той или иной части речи, надо определить: 1) его общее грамматическое значение; 2) изменяется ли слово. Если изменяется, то как, то есть выявить его грамматические признаки; 3) синтаксическую роль в предложении. Определите, к какой части речи относится каждое слово. Как вы это определили? Весна, журчать, появиться, яркий, луч, он, светить, ручей, мой, ботинки, подснежник, этот, мокрый, таять. МОЙ – глагол (пов. накл.); мой - местоимение

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТИ РЕЧИ

Чтобы установить принадлежность слова к той или иной части речи, надо определить:

1) его общее грамматическое значение;

2) изменяется ли слово. Если изменяется, то как, то есть выявить его грамматические признаки;

3) синтаксическую роль в предложении.

Определите, к какой части речи относится каждое слово.

Как вы это определили?

Весна, журчать, появиться, яркий, луч, он, светить, ручей, мой, ботинки, подснежник, этот, мокрый, таять.

МОЙ – глагол (пов. накл.); мой - местоимение

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. (….) зима! (….) осенью выпадает первый (….) . Он преображает все кругом. (….) снежинки осторожно (….) земли, и она (….) в ослепительный наряд. (….) дорожки и крыши домов. (….) , блестят (….) искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых (….) зарослей. Слова для справок: снег, касаются, поздней, одевается, загораются, прибрежных, побелели, , пушистые, здравствуй, разноцветные.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

(….) зима!

(….) осенью выпадает первый (….) . Он преображает все кругом. (….) снежинки осторожно (….) земли, и она (….) в ослепительный наряд. (….) дорожки и крыши домов. (….) , блестят (….) искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых (….) зарослей.

Слова для справок: снег, касаются, поздней, одевается,

загораются, прибрежных, побелели, , пушистые, здравствуй, разноцветные.

 Поздней осенью выпадает первый снег . Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются , блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных  зарослей.

Поздней осенью выпадает первый снег . Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются , блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных

зарослей.

Объясните написание пропущенные букв в словах и определите часть речи этих слов.  Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда прод..рёшься через спутанные л..сные зар..сли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почу(?)ствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый, поверхнос(?)ный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зел..ни и воды. Но и в воде отражается всё та же спл..шная зелень.

Объясните написание пропущенные букв в словах и определите часть речи этих слов.

Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда прод..рёшься через спутанные л..сные зар..сли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почу(?)ствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый, поверхнос(?)ный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зел..ни и воды. Но и в воде отражается всё та же спл..шная зелень.

- чередование Е/И; нет а прод Е рёшься / - безударная гласная - лес л Е сные - чередование О/А; правописания корней -раст-, -ращ-, -рос- зар О сли - непроизносимый согласный звук [в] в корне,  написание надо запомнить почу В ствуешь поверхнос Т ный - непроизносимый согласный звук [т] в корне, проверить - ПОВЕРХНОС Т Ь зел Е ни - зелёный, безударная гласная в корне слова - проверить можно наречием

- чередование Е/И; нет а

прод Е рёшься

/

- безударная гласная - лес

л Е сные

- чередование О/А;

правописания корней

-раст-, -ращ-, -рос-

зар О сли

- непроизносимый согласный звук [в] в корне,

написание надо запомнить

почу В ствуешь

поверхнос Т ный

- непроизносимый согласный звук [т] в корне, проверить - ПОВЕРХНОС Т Ь

зел Е ни

- зелёный, безударная гласная в корне слова

- проверить можно наречием " сплошь "

спл О шная


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!