?
Тема урока:
«Безработица,
ее причины
и последствия»
- Цель урока: познакомить учащихся с явлением безработицы, её причинами и последствиями.
- Задачи урока:
- Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. Познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.
- Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.
- Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.
План урока:
I. Безработица – спутник рыночной экономики. II. Причины безработицы. Виды и формы безработицы. III. Экономические и социальные последствия безработицы. IV. Роль государства в обеспечении занятости.
Проблема урока:
Безработица –
это добро или зло?
I. Безработица – спутник рыночной экономики
При командной экономике труд был обязанностью, а незанятость граждан была основанием привлечения их к юридической ответственности.
При рыночной экономике труд – свободное волеизъявление, где человек не всегда может найти приемлемую для себя работу
Командная экономика
Рыночная экономика
100% занятость
Безработица
К занятым относятся:
- граждане, работающие в качестве наёмных работников,
- лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (например, предприниматели, фермеры),
- избранные или назначенные на оплачиваемую должность,
- учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений.
- болеет, находится в отпуске, бастует, из-за стихийных бедствий.
- болеет,
- находится в отпуске,
- бастует,
- из-за стихийных бедствий.
При этом человек считается занятым, если он не работает по следующим причинам:
Безработными признаются
трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости.
Признанному безработным выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы
Безработица
это положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие).
Добровольно незанятые
- Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны).
Расчетная формула уровня безработицы
Задача
- Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 тыс. человек. Из них 24 тыс. дети до 16 лет, 30 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4 тыс. человек – безработные.
Решение
Безработные
______________ * 100%
рабочая сила
Безработные - 4 тыс.
Трудоспособные = 100 тыс.-24 тыс.-30 тыс.+4 тыс. = 50 тыс.
Уровень безработицы = 4 тыс./50 тыс. * 100% = 0,08 тыс.*100% = 8%
Ответ: 8%
2. Причины безработицы. Виды безработицы.
Причины безработицы:
Поиск и ожидание работы, отказ трудиться за меньшую плату
Рост численности трудоспособного населения
Сезонные изменения в уровне производства
Внедрение новых технологий, что приводит к сокращению излишней рабочей силы
Экономический спад производства
Циклическая
Структурная
Фрикционная
Виды безработицы
Сезонная
Фрикционная безработица
Связана с поиском и ожиданием
работы.
Имеет в основном добровольный и кратковременный характер.
К фрикционным безработным относят люди:
ожидающие
восстановления на работе
уволенные с работы
по приказу
администрации
нашедшие работу,
но еще
не приступившие к ней
Уволившиеся по
собственному желанию
Структурная
Связана
с внедрением новых технологий, автоматизацией производства, изменением рынка товаров и услуг.
Представлена работниками:
которые не в состоянии занять имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия необходимых навыков и умений для производства нового вида продукции, имеющего спрос на рынке.
Более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.
Циклическая
Связана с наступлением фазы общего экономического спада
в экономическом цикле. Имеет вынужденный характер.
представлена работниками:
уволенными в период, когда вся экономика страдает от экономического спада.
Сезонная
Связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды года.
Правила работы в группе:
• активного сотрудничества;
• терпимости к чужому мнению;
• во время предложения идей отказаться от комментариев;
• дать высказаться всем и всех выслушать;
• не манипулировать мнениями;
• все участники дискуссии равноправны, каждый может свободно выдвинуть свою идею;
• не оказывать давления на участников с целью объединить их мнения;
• представлять свою идею как письменно, так и устно.
27
Темы для докладов:
1 группа – «Экономические последствия безработицы»
2 группа – «Социальные последствия безработицы»
3 группа – «Роль государства в обеспечении занятости»
Проблема урока:
Безработица –
это добро или зло?
- Какая цель была поставлена на уроке?
- Насколько она была реализована?
- Что получилось?
- Что не получилось?
- Как работали в группе?
Вывод урока:
Безработица – явление неоднозначное. Хорошо это или плохо. У безработицы есть и позитивные, и негативные последствия. Думаю, чтобы не стать безработным, человек должен учиться и достойно работать.
Домашнее задание
к каждому виду безработицы.
• Написать эссе на тему «Как решить проблему безработицы?»