СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безработица, её причины и последствия. Урок-презентация по обществознанию, 8 класс. ФГОС-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- презентация "Безработица, её причины и последствия" представлен для учителей, учащихся, родителей, реализующих УМК Л.Н. Боголюбова по обществознанию 8 класс на основе ФГОС-2.

Просмотр содержимого документа
«Безработица, её причины и последствия. Урок-презентация по обществознанию, 8 класс. ФГОС-2»

Обществознание, 8 класс Урок № 31 Безработица, её причины и последствия  Д.З.: § 27, ?? (с.332), задания (с.332-333), «Вспомним» к § 28 © А.И. Колмаков

Обществознание, 8 класс

Урок № 31

Безработица,

её причины

и последствия

Д.З.: § 27, ?? (с.332), задания (с.332-333), «Вспомним» к § 28

© А.И. Колмаков

Задачи урока: Познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влиянием на занятость работников в условиях конкуренции. Способствовать формированию у учащихся умения описывать причины безработицы, определять её экономические и социальные последствия, объяснять, роль государства в обеспечении занятости. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: построение жизненных планов во временной перспективе; самооценивание; поиск и выделение необходимой информации; ориентация в социальных ролях, участие в коллективном обсуждении проблемы.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влиянием на занятость работников в условиях конкуренции.
  • Способствовать формированию у учащихся умения описывать причины безработицы, определять её экономические и социальные последствия, объяснять, роль государства в обеспечении занятости.
  • Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: построение жизненных планов во временной перспективе; самооценивание; поиск и выделение необходимой информации; ориентация в социальных ролях, участие в коллективном обсуждении проблемы.

Знать и уметь (УУД) Характеризовать  безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать  экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять  роль государства в обеспечении занятости. Оценивать  собственные возможности на рынке труда

Знать и уметь (УУД)

  • Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики.
  • Называть и описывать причины безработицы.
  • Различать экономические и социальные последствия безработицы.
  • Объяснять роль государства в обеспечении занятости.
  • Оценивать собственные возможности на рынке труда
Понятия, термины безработица; экономическая свобода; безработный; уровень безработицы; причины и последствия безработицы; занятость населения; государственная поддержка занятости; самозанятость

Понятия, термины

  • безработица;
  • экономическая свобода;
  • безработный;
  • уровень безработицы;
  • причины и последствия безработицы;
  • занятость населения;
  • государственная поддержка занятости;
  • самозанятость
Проверка знаний учащихся 1.Почему цены в рыночной экономике постоянно растут? 2. Какое влияние оказывает инфляция на доходы граждан? 3. Чем реальный доход отличается от номинального? 4. Зачем семья создаёт сбережения? 5. Каковы формы сбережений граждан? 6. Почему семьи пользуются потребительским кредитом?

Проверка знаний учащихся

1.Почему цены в рыночной экономике постоянно растут?

2. Какое влияние оказывает инфляция на доходы граждан?

3. Чем реальный доход отличается от номинального?

4. Зачем семья создаёт сбережения?

5. Каковы формы сбережений граждан?

6. Почему семьи пользуются потребительским кредитом?

Изучение нового материала Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда

Изучение нового материала

  • Занятость и безработица.
  • Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы.
  • Роль государства в обеспечении занятости.
  • Какие профессии востребованы на рынке труда
Вспомним. Подумаем. ВСПОМНИМ.  В чём заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Каковы экономические цели и функции государства? Чем объясняется неравенство доходов? Какие возможны экономические меры социальной поддержки населения? Что такое предпринимательская  деятельность? ПОДУМАЕМ. Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее — умственный или физический? Может  ли подросток совмещать учёбу и работу? От чего зависит размер заработной платы? Как не оказаться безработным?

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. В чём заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Каковы экономические цели и функции государства? Чем объясняется неравенство доходов? Какие возможны экономические меры социальной поддержки населения? Что такое предпринимательская деятельность?
  • ПОДУМАЕМ. Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее — умственный или физический? Может ли подросток совмещать учёбу и работу? От чего зависит размер заработной платы? Как не оказаться безработным?

Занятость и безработица В статье 37 Конституции РФ указано: « 1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен ». Трудовой кодекс РФ (ст. 2) признает право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.  Экономическая свобода  производителей (в частности, свобода принятия: решения о найме и использовании работников) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник обладает свободой выбора наиболее выгодного варианта приложения своего труда) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

Занятость и безработица

В статье 37 Конституции РФ указано: « 1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен ». Трудовой кодекс РФ (ст. 2) признает право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. 

Экономическая свобода  производителей (в частности, свобода принятия: решения о найме и использовании работников) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник обладает свободой выбора наиболее выгодного варианта приложения своего труда) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу.

Безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

Занятость и безработица Резерв рабочей силы Рабочая сила – всё экономически активное население страны, включая безработных Свободная конкуренция РЫНОК ТРУДА Уровень занятости Трудовые ресурсы – всё экономически активное население страны, включая безработных Цена рабочей силы спрос на труд предложение труда Количественные и качественные изменения на современном рынке труда появляются новые профессии; изменяется качество подготовки кадров; актуальна система непрерывного образования, переобучения персонала; растёт информатизация труда, компьютеризация рабочих мест; глобализация рынка труда. - значительно снизилась доля работников физического труда; растёт доля инженеров, служащих, интеллигенции, сферы услуг;  сглаживается разница между работниками умственного и физического труда

Занятость и безработица

Резерв рабочей

силы

Рабочая сила – всё экономически активное население страны, включая безработных

Свободная

конкуренция

РЫНОК ТРУДА

Уровень занятости

Трудовые ресурсы – всё экономически активное население страны, включая безработных

Цена рабочей силы

спрос на труд

предложение труда

Количественные и качественные изменения на современном рынке труда

  • появляются новые профессии; изменяется качество подготовки кадров; актуальна система непрерывного образования, переобучения персонала;
  • растёт информатизация труда, компьютеризация рабочих мест;
  • глобализация рынка труда.

- значительно снизилась доля работников физического труда;

  • растёт доля инженеров, служащих, интеллигенции, сферы услуг;
  • сглаживается разница между работниками умственного и физического труда

Занятость и безработица

Безработица  — положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие). 

Среди трудоспособных граждан (лица 16 лет и старше, желающие работать) выделяют занятых и безработных.

Занятость - деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящей, как правило, доход. К занятым относятся граждане, работающие в качестве наемных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (например, предприниматели, фермеры), избранные или назначение на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений.

Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учете в службе занятости. Признанному безработным выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе). 

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах: уровень безработицы = число безработных/ трудоспособное население Х 100%.

Причины безработицы Изменение потребительского спроса на товары и услуги; Применение новых технологий , свертывание старых производств, совершенствование рабочих мест; Спрос на одни профессии уменьшается , на другие, включая новые, увеличивается; Квалификация и опыт не соответствуют технической перестройке производства; Безработные бывают те, кто впервые ищет работу . Например, выпускник колледжа или вуза; Причины смены работы бывают разные: поиск лучших условий труда и его оплаты, потеря интереса к профессии, увольнение, переезд на другое место жительства и т. П.; Спад производства , сокращение производства и потребления, с сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест; Изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики в связи с сезонным характером деятельности

Причины безработицы

  • Изменение потребительского спроса на товары и услуги;
  • Применение новых технологий , свертывание старых производств, совершенствование рабочих мест;
  • Спрос на одни профессии уменьшается , на другие, включая новые, увеличивается;
  • Квалификация и опыт не соответствуют технической перестройке производства;
  • Безработные бывают те, кто впервые ищет работу . Например, выпускник колледжа или вуза;
  • Причины смены работы бывают разные: поиск лучших условий труда и его оплаты, потеря интереса к профессии, увольнение, переезд на другое место жительства и т. П.;
  • Спад производства , сокращение производства и потребления, с сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест;
  • Изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики в связи с сезонным характером деятельности

Экономические и социальные последствия безработицы

  • расходы Государственного фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным,
  • потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата),
  • потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога)

Основная экономическая цена безработицы - несозданный продукт, что влечет снижение общего объема производимых в стране экономических благ

Для общества и отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы . Человек лишается важного источника дохода — заработной платы, а нередко теряет и квалификацию. В результате снижения доходов из-за безработицы происходит падение благосостояния граждан. Размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги. 

Безработица — серьезное испытание для самого безработного. Он теряет, как правило, чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние.

некоторая часть молодежи может выбрать для удовлетворения своих потребностей образ жизни, не связанный с трудовыми усилиями, и пополнить преступную среду

Роль государства в обеспечении занятости

Закон «0 занятости населения в Российской Федерации»

  • создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров),
  • предоставление информации о потребностях фирм в работниках,
  • содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодежные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства).
  • Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ.

Федеральная государственная служба занятости населения

главная задача — создать условия для реализации личностью своей инициативы и творческих способностей. В частности, задача службы занятости — снять препятствия, мешающие людям сохранить пли приобрести рабочее место: отсутствие информации о профессиях и рабочих местах, нехватка квалификации, ограниченная трудоспособность, семенные обстоятельства и т. д. В целях создания условий для самозанятости в нашей стране принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, которая помогает открыть и сделать успешным собственное дело, обеспечив себя и свою семью средствами для существования.

Какие профессии востребованы на рынке труда

Какие профессии востребованы

на рынке труда

Какие профессии востребованы на рынке труда

Какие профессии востребованы

на рынке труда

Профессии востребованные в Алтайском крае Среди рабочих: квалифицированные работники сферы обрабатывающих производств (аппаратчик, токарь, слесарь, фрезеровщик, оператор станков с программным управлением, станочник широкого профиля, швея, прядильщик); пищевой промышленности (изготовитель пищевых полуфабрикатов, формовщик теста, жиловщик мяса, наладчик оборудования в производстве пищевой продукции); строительной сферы (монтажник, электромонтер, машинист крана, бетонщик, машинист экскаватора, монтажник систем вентиляции); сферы общественного питания и обслуживания (официант, бармен, пекарь, горничная); аграрного сектора (оператор машинного доения, животновод, птицевод, боец скота). Среди служащих: медицинские и педагогические, агроном, инженер, программист, техник, технолог, товаровед, торговый агент, администратор, электромеханик, мастер участка, дизайнер, специалист по маркетингу

Профессии востребованные в Алтайском крае

Среди рабочих: квалифицированные работники сферы обрабатывающих производств (аппаратчик, токарь, слесарь, фрезеровщик, оператор станков с программным управлением, станочник широкого профиля, швея, прядильщик); пищевой промышленности (изготовитель пищевых полуфабрикатов, формовщик теста, жиловщик мяса, наладчик оборудования в производстве пищевой продукции); строительной сферы (монтажник, электромонтер, машинист крана, бетонщик, машинист экскаватора, монтажник систем вентиляции); сферы общественного питания и обслуживания (официант, бармен, пекарь, горничная); аграрного сектора (оператор машинного доения, животновод, птицевод, боец скота).

Среди служащих: медицинские и педагогические, агроном, инженер, программист, техник, технолог, товаровед, торговый агент, администратор, электромеханик, мастер участка, дизайнер, специалист по маркетингу

Закрепим Положение граждан с точки зрения их занятости в хозяйственной жизни страны Категории населения занятость а) программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности; б) студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза; в) рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости; г)  женщина, ушедшая с работы в отпуск по уходу за родившимся ребёнком; д) мать, имеющая ребёнка-инвалида и работающая в режиме неполного рабочего дня; е) учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности трудоспособные, занятые и безработные граждане

Закрепим

Положение граждан с точки зрения их занятости в хозяйственной жизни страны

Категории населения

занятость

а) программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности;

б) студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза;

в) рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости;

г) женщина, ушедшая с работы в отпуск по уходу за родившимся ребёнком;

д) мать, имеющая ребёнка-инвалида и работающая в режиме неполного рабочего дня;

е) учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности

трудоспособные, занятые и безработные граждане

Закрепим Положение граждан с точки зрения их занятости в хозяйственной жизни страны Категории населения занятость а) программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности; Безработный , ибо он не занят, но активно ищет работу б) студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза; в) рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости; Выбывший из состава рабочей силы Занятый , в составе рабочей силы г)  женщина, ушедшая с работы в отпуск по уходу за родившимся ребёнком; В составе рабочей силы, занятая д) мать, имеющая ребёнка-инвалида и работающая в режиме неполного рабочего дня; Занятая , в составе рабочей силы е) учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности Безработный , ибо он не занят, но активно ищет работу трудоспособные, занятые и безработные граждане

Закрепим

Положение граждан с точки зрения их занятости в хозяйственной жизни страны

Категории населения

занятость

а) программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности;

Безработный , ибо он не занят, но активно ищет работу

б) студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза;

в) рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости;

Выбывший из состава рабочей силы

Занятый , в составе рабочей силы

г) женщина, ушедшая с работы в отпуск по уходу за родившимся ребёнком;

В составе рабочей силы, занятая

д) мать, имеющая ребёнка-инвалида и работающая в режиме неполного рабочего дня;

Занятая , в составе рабочей силы

е) учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности

Безработный , ибо он не занят, но активно ищет работу

трудоспособные, занятые и безработные граждане

Закрепим 1) Школьники учатся и еще не могут работать, пенсионеры уже не могут работать, есть люди, которые просто не хотят работать. Кого можно отнести к категории безработных? Отличаются ли безработные от неработающих? Поясните свой ответ. 2) Восемнадцатилетний юноша остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте оставшемуся без работы, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо для получения статуса безработного и пособия на время поиска работы? Предложите свой план действий.

Закрепим

1) Школьники учатся и еще не могут работать, пенсионеры уже не могут работать, есть люди, которые просто не хотят работать. Кого можно отнести к категории безработных? Отличаются ли безработные от неработающих? Поясните свой ответ.

2) Восемнадцатилетний юноша остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте оставшемуся без работы, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо для получения статуса безработного и пособия на время поиска работы? Предложите свой план действий.

Проверь себя 1.Почему безработица сопутствует рыночной экономике? 2. Кто относится к категориям занятых и безработных? 3. Как определить уровень безработицы в стране? 4. Чем вызвана безработица? 5. Каковы экономические и социальные последствия безработицы? 6. Как государство обеспечивает занятость?

Проверь себя

1.Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

2. Кто относится к категориям занятых и безработных?

3. Как определить уровень безработицы в стране?

4. Чем вызвана безработица?

5. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

6. Как государство обеспечивает занятость?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература

  • Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!