СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. 9 класс. Особенности развития древнерусской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. 9 класс. Особенности развития древнерусской литературы

Просмотр содержимого презентации
«Особенности развития древнерусской литературы»

Особенности развития древнерусской литературы.  Уроки литературы в 9классе. Иванова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Особенности развития древнерусской литературы. Уроки литературы в 9классе.

Иванова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Урок 1.  Время зарождения древнерусской литературы – X-XI века. Этот молитвенник 14 века изготовлен на пергаменте (материале из кожи животных). Переписчик написал его на древне-русском языке особым почерком «уставом» и украсил рисунками и миниатюрами. Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Урок 1. Время зарождения древнерусской литературы – X-XI века.

  • Этот молитвенник 14 века изготовлен на пергаменте (материале из кожи животных). Переписчик написал его на древне-русском языке особым почерком «уставом» и украсил рисунками и миниатюрами.

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

В те незапамятные времена первенствовало на Руси слово. Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

В те незапамятные времена первенствовало на Руси слово.

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Жанры древнерусской литературы: Летопись ( повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», т.е. в хронологическом порядке) Повесть (повествует о важных исторических событиях) Житие (даётся описание духовных подвигов и добрых дел святых) Слово (образец торжественного красноречия) Поучение (проникновенная беседа о духовных ценностях) Хождение (рассказ о далёких путешествиях) Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Жанры древнерусской литературы:

  • Летопись

( повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», т.е. в хронологическом порядке)

  • Повесть

(повествует о важных исторических событиях)

  • Житие

(даётся описание духовных подвигов и добрых дел святых)

  • Слово

(образец торжественного красноречия)

  • Поучение

(проникновенная беседа о духовных ценностях)

  • Хождение

(рассказ о далёких путешествиях)

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Подлинно русский жанр литературы – летопись . «Повесть временных лет» (около 1113) – это собрание (свод) разных летописей. Составил её монах Киево-Печёрского монастыря Нестор. Монах Нестор – древний летописец. Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Подлинно русский жанр литературы – летопись .

«Повесть временных лет» (около 1113) – это собрание (свод) разных летописей. Составил её монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.

Монах Нестор – древний летописец.

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Произведения Древней Руси, изученные ранее. «Повесть временных лет»  (монах Нестор) «Поучение Владимира Мономаха» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Житие Сергия Радонежского»  (Епифаний Премудрый) «Житие протопопа Аввакума, им самим писанное» Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Произведения Древней Руси, изученные ранее.

  • «Повесть временных лет»

(монах Нестор)

  • «Поучение Владимира Мономаха»
  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
  • «Житие Сергия Радонежского»

(Епифаний Премудрый)

  • «Житие протопопа Аввакума, им самим писанное»

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Древний летописец начинал рассказ с библейских времён – с сотворения мира. Современность, считали монахи, - это итог прошлого, а от настоящего зависит будущее, его спасение или гибель. По мысли летописца, со всемирным потопом перекликается совет русичей 1097 года, когда было решено: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю…» Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Древний летописец начинал рассказ с библейских времён – с сотворения мира.

Современность, считали монахи, - это итог прошлого, а от настоящего зависит будущее, его спасение или гибель.

По мысли летописца, со всемирным потопом перекликается совет русичей 1097 года, когда было решено: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю…»

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Основные периоды развития древнерусской литературы. XI –XIII в.-  литература домонгольского нашествия (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.).  Цель: призвать русских князей к объединению. XIV – XVII в. – литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.) Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Основные периоды развития древнерусской литературы.

  • XI –XIII в.- литература домонгольского нашествия (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.).

Цель: призвать русских князей к объединению.

  • XIV – XVII в. – литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.)

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Особенности древнерусской литературы. Литературное творчество в основном коллективное, хотя известны некоторые имена: монах Нестор, митрополит Илларион, Владимир Мономах . Описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; бытовая тематика появляется лишь в поздний период.  Простой, незамысловатый сюжет, нет вымышленных сюжетов  (описание исторических событий, действуют исторические личности)  Книги писались на пергамене, бумагу стали использовать только в XV веке.  Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Особенности древнерусской литературы.

  • Литературное творчество в основном коллективное, хотя известны некоторые имена: монах Нестор, митрополит Илларион, Владимир Мономах .
  • Описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; бытовая тематика появляется лишь в поздний период.
  • Простой, незамысловатый сюжет, нет вымышленных сюжетов (описание исторических событий, действуют исторические личности)
  • Книги писались на пергамене, бумагу стали использовать только в XV веке.

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла. Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет семьсот лет. Знать фольклор, древнерусскую литературу - значит сохранять память народную.  Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла.

Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет семьсот лет.

Знать фольклор, древнерусскую литературу - значит сохранять память народную.

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Урок 2.  «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. В 1097 году внуки Ярослава Мудрого собрались в городе Любеч, стоявшем на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. По подъемному мосту в город въехали Святополк II, Владимир II, Давид Игоревич, их двоюродный брат Васильке Ростиславович, Олег и Давыд Святославовичи. На съезде в Любече были произнесены речи о том, «почто губим Рускую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно». Ярославовичи решили, что каждый должен держать свой удел. Но они не смогли сдержать своих обещаний и вступили в междоусобные войны. С. Иванов. «Съезд князей». Нач. 20 в. Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Урок 2. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

В 1097 году внуки Ярослава Мудрого собрались в городе Любеч, стоявшем на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. По подъемному мосту в город въехали Святополк II, Владимир II, Давид Игоревич, их двоюродный брат Васильке Ростиславович, Олег и Давыд Святославовичи. На съезде в Любече были произнесены речи о том, «почто губим Рускую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно». Ярославовичи решили, что каждый должен держать свой удел. Но они не смогли сдержать своих обещаний и вступили в междоусобные войны.

С. Иванов. «Съезд князей». Нач. 20 в.

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

В 11 веке в южно-русских степях появился новый кочевой народ — половцы. Десятки русских поселков были сожжены, тысячи простых людей угнаны в рабство. Но русским князьям удалось дать отпор половецкому вторжению. Успешно с ними боролся киевский князь Владимир Мономах.  В историю, однако, вошел неудачный поход князя Игоря Святославовича против половцев (1185). Именно о нем написано выдающееся произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 13 веке половцы были разгромлены монголо-татарами. Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

В 11 веке в южно-русских степях появился новый кочевой народ — половцы. Десятки русских поселков были сожжены, тысячи простых людей угнаны в рабство. Но русским князьям удалось дать отпор половецкому вторжению. Успешно с ними боролся киевский князь Владимир Мономах.

В историю, однако, вошел неудачный поход князя Игоря Святославовича против половцев (1185). Именно о нем написано выдающееся произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 13 веке половцы были разгромлены монголо-татарами.

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

На этой картине  В. М. Васнецова изображен бой древнерусских воинов и кочевников. В отличие от русских богатырей всадники кочевников (половцев и печенегов) не носили тяжелых лат, поэтому они могли быстрее передвигаться. Их любимой тактикой были стремительные набеги и такие же внезапные отступления в степь. Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

На этой картине

В. М. Васнецова изображен бой древнерусских воинов и кочевников. В отличие от русских богатырей всадники кочевников (половцев и печенегов) не носили тяжелых лат, поэтому они могли быстрее передвигаться. Их любимой тактикой были стремительные набеги и такие же внезапные отступления в степь.

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Неудачный поход князя Игоря против половцев описан в «Слове о полку Игореве». В степи войка князя Игоря увидели солнечное затмение — зловещее знамение того, что их ждет поражение. «Но взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило: Середь бела-дня ночная тень Ополченья русские покрыла. И, не зная, что сулит судьбина, Князь промолвил: — Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей, Чем от рук поганых полонену! Сядем, братья, на лихих коней, Да посмотрим синего мы Дону!» Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Неудачный поход князя Игоря против половцев описан в «Слове о полку Игореве». В степи войка князя Игоря увидели солнечное затмение — зловещее знамение того, что их ждет поражение.

«Но взглянув на солнце в этот день,

Подивился Игорь на светило:

Середь бела-дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.

И, не зная, что сулит судьбина,

Князь промолвил: — Братья и дружина!

Лучше быть убиту от мечей,

Чем от рук поганых полонену!

Сядем, братья, на лихих коней,

Да посмотрим синего мы Дону!»

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами». Художник изображает горе Русской земли, плач девы-Обиды и предчувствие грядущих несчастий. Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами». Художник изображает горе Русской земли, плач девы-Обиды и предчувствие грядущих несчастий.

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Поход князя Игоря в оценке современников.   Ипатьевская и Лаврентьевская летописи. В Ипатьевской летописи  нет прямого осуждения князя, он даже вызывает сочувстчвие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что причинил много страданий Русской земле.  В Лаврентьевской летописи  – резкое осуждение Игоря, он изображён самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Поход князя Игоря в оценке современников. Ипатьевская и Лаврентьевская летописи.

В Ипатьевской летописи

нет прямого осуждения князя, он даже вызывает сочувстчвие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что причинил много страданий Русской земле.

В Лаврентьевской летописи

– резкое осуждение Игоря, он изображён самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Урок 3. Языковые особенности памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Проблема авторства. Каким изображает автор князя?  Как можно определить жанр произведения? Почему?  Какие фольклорные традиции использует автор «Слова…»? Храбрый Игорь, Игорь-князь «соколом полетел», «скакнул горностаем в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком» Синтетический жанр «слова» совмещает в рамках одного текста признаки нескольких жанров   Олицетворение сил природы, вера в народные приметы, образ Бояна Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Урок 3.

Языковые особенности памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Проблема авторства.

  • Каким изображает автор князя?
  • Как можно определить жанр произведения? Почему?
  • Какие фольклорные традиции использует автор «Слова…»?
  • Храбрый Игорь, Игорь-князь «соколом полетел», «скакнул горностаем в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком»
  • Синтетический жанр «слова» совмещает в рамках одного текста признаки нескольких жанров
  • Олицетворение сил природы, вера в народные приметы, образ Бояна

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Языковые особенности «Слова о полку Игореве». Художественно-выразительное средство (троп) Пример из текста. Постоянный эпитет Роль данного художественного средство в «Слове…» Буй Тур Всеволод, храбрые полки Игоря. Сравнение Игорь соколом полетел, Овлур волком побежал Характеризуют художественный образ метафора Сопоставление с фольклорными образами Олег мечом крамолу ковал Скрытое сопоставление Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Языковые особенности «Слова о полку Игореве».

Художественно-выразительное средство (троп)

Пример из текста.

Постоянный эпитет

Роль данного художественного средство в «Слове…»

Буй Тур Всеволод, храбрые полки Игоря.

Сравнение

Игорь соколом полетел, Овлур волком побежал

Характеризуют художественный образ

метафора

Сопоставление с фольклорными образами

Олег мечом крамолу ковал

Скрытое сопоставление

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

Олицетворение Обращение к природным стихиям Гипербола Ещё сильны языческие верования, вера в силы природы Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает… Фольклорные образы Характеристика художественного образа. Образ Бояна Дань традиции. Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год .

Олицетворение

Обращение к природным стихиям

Гипербола

Ещё сильны языческие верования, вера в силы природы

Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает…

Фольклорные образы

Характеристика художественного образа.

Образ Бояна

Дань традиции.

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год .

Проблема авторства «Слова…» Воин, участник похода Игоря. Монах-книжник (написал по словам участников похода) Сам А.И.Мусин-Пушкин. Князь Игорь (или его супруга Ярославна) Киевский боярин Пётр Бориславович. Ходынка – псевдоним, поэтическое имя, означающее «странник»(Эта версия основана на восстановлении историком Иваном Забелиным в конце 19 в. Отрывка из «Слова…»: «Сказали Боян и Ходынка, оба Святославовы песнетворцы…»). Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

Проблема авторства «Слова…»

  • Воин, участник похода Игоря.
  • Монах-книжник (написал по словам участников похода)
  • Сам А.И.Мусин-Пушкин.
  • Князь Игорь (или его супруга Ярославна)
  • Киевский боярин Пётр Бориславович.
  • Ходынка – псевдоним, поэтическое имя, означающее «странник»(Эта версия основана на восстановлении историком Иваном Забелиным в конце 19 в. Отрывка из «Слова…»: «Сказали Боян и Ходынка, оба Святославовы песнетворцы…»).

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.

«Наши предки любили свою Родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это 12 век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине 14 века…»  (В.Чивилихин «Память»  роман-эссе ) Иванова Светлана Петровна,  учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область. 2009 год.

«Наши предки любили свою Родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это 12 век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине 14 века…»

(В.Чивилихин «Память»

роман-эссе )

Иванова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ д. Волок, Боровичский район, Новгородская область.

2009 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!