Примеры применения правил
(ситуации из нашей жизни)
Карточка 1 Хулиганство в подъезде
З а д а н и е
- Какие правила нарушены?
- Как бы вы построили беседу?
Возвращаясь вечером домой, мы увидели, что кабель телеантенны обрезан. Мама сразу предположила, что это дело рук соседа, который постоянно тусуется на нашей площадке и вечно что-нибудь вытворяет. Мама пошла к нему домой. Произошёл следующий разговор:
Моя мать: Где ваш сын? Он оборвал нашу антенну.
Его мать: Он не мог этого сделать, весь день был дома.
Моя мать: Вы просто хотите выгородить его!
Его мать: А вы хотите его оболгать!
Они сильно поругались. С тех пор наши семьи не разговаривают.
Карточка 2 Ребёнок в луже
З а д а н и е
Почему родители в этом случае неубедительны?
Маленький мальчик хочет походить по луже. Его мать прикрикнула, чтоб он в неё не лез. Но ребёнок всё равно направляется туда, где глубже. Мать объясняет ему, что он промочит ноги, простудится, заболеет и даже может умереть от этого. Но мальчик продолжает идти в центр лужи.
Наконец мать, выйдя из себя, хватает своё чадо, вытаскивает из лужи и отшлёпывает. Ребёнок, естественно, ревёт…
Карточка 3 Оценка за четверть
З а д а н и е
Какие правила были нарушены?
Конец четверти. У коли «решается» оценка по математике: «3» или «4».
Коля : Татьяна Васильевна, поставьте мне «4». Вы же сами знаете, что на четвёрку я предмет знаю.
Татьяна Васильевна: Я не могу поставить «4», в журнале две текущие двойки.
Коля : Это же по поведению.
Татьяна Васильевна : Что написано пером – не вырубишь топором. Знаешь такую поговорку?
Коля : Да что мне поговорки! Учитель должен непредвзято оценивать только знания!
Татьяна Васильевна : Ты меня ещё и учить вздумал?
Разозлённая учительница ставит «3» за четверть.
Карточка 4 Курение в начальной школе
З а д а н и е
Почему учителя оказались неубедительными?
В школе мальчики 3 класса решили покурить. Для этого они постарались выбрать наиболее укромное место за зданием школы. Сидят, курят…
За этим делом и застала их учительница. Она, решив, что кричать и ругать бесполезно, рассказала им о вреде курения.
Мальчики согласно кивали головами и дали слово, что больше такого не будет. Однако на следующий день их «застукали» за тем же занятием. Об этом было доложено директору, который дал указание учителям провести урок о вреде курения, что и было сделано во всех классах начальной школы.
Но вот беда: мальчикам 1-го класса, у которых и мыслей не было о курении, после прослушанной лекции захотелось попробовать покурить. Чтобы осуществить свою затею, они попросили ребят постарше помочь им купить сигареты и спички.
За полпачки сигарет в обмен на эту услугу те согласились. Сделка была совершена, и вот первоклассники уже курят. Но и они тоже были застигнуты врасплох.
Карточка 5 Новая причёска
З а д а н и е
Почему отец оказался неубедительным?
Сын пришёл домой с новой причёской. Увидев её, отец сказал:
- Опять подстригся как дурачок!
- Но мне так нравится, папа.
- Я тебе объясняю: с такой причёской ты похож на дурачка, - более сердито сказал отец.
- А все мои друзья говорят, что она мне идёт. И девчонкам понравилась!
- Какое мне дело, что говорят твои друзья, ты лучше послушай, что тебе говорит твой отец!
Спор ещё некоторое время продолжался, пока, наконец, сын не заявил, что это его голова и он будет стричь её так, как считает нужным. И ушёл, громко хлопнув дверью.
ТЕСТ «Умеете ли вы влиять на других?»
Есть ли у вас способность влиять на окружающих? А может быть, вы хотите развить эту черту характера? Для начала ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
Вопросы:
- Способны ли вы представить себя в роли актёра или политического деятеля?
- Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
- Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
- Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
- Могли ли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своём деле выдающегося успеха?
- Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
- Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?
- Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?
Оценка ответов
1
Да
Нет
2
1
3
0
2
4
5
3
5
0
4
6
5
0
7
0
6
7
8
5
0
8
0
20-30 баллов
Вы – человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять модели их поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный.
В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их с тем, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой стиль отношений, по вашему мнению, не следует щадить.
Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной.
20 баллов и меньше
Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда.
Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход её должен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели и часто оказываясь неправильно понятым.
Спасибо за работу!