«Преемственность в организации внеурочной деятельности между начальной и основной школой».
Матяш Елена Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Молчановская СОШ №1».
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений».
(В.А.Сухомлинский).
Сегодня школам предложен большой спектр программ организации внеурочных занятий, но практически все они в той или иной степени требуют адаптации, переработки с учетом специфики конкретного образовательного учреждения. В этом и заключается основная сложность. Необходимо продумать, каким образом будут продолжены программы внеурочной деятельности, начатые в начальной школе. Каким образом могут быть продолжены содержательные тематические линии, какие технологии и методики организации внеурочной деятельности могут быть использованы. Здесь также требуется творчество педагогов, их тесное взаимодействие и обмен опытом и творческими наработками.
Как известно, ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.
Принцип преемственности заключается в установлении стабильной связи между сторонами и этапами обучения и воспитания детей в ОУ. Он формирует условия для дальнейшего развития личности обучаемого. Под преемственностью понимается связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Преемственность рассматривается как принцип функционирования всех управляемых социальных систем, без которых невозможно прогрессивное развитие общества.
Фундаментальное значение преемственности заключается в том, что она обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим. Преемственность имеет объектный и всеобщий характер, проявляется во внеурочной деятельности и предполагает переход и передачу культурных ценностей и норм социального поведения из начальной школы в среднее звено.
Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.
Тематика занятий курса внеурочной деятельности «Объёмное конструирование» подобрана таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор. Темы программы базируются на общеобразовательных предметах: математика, окружающий мир, технология.
Учащиеся знакомятся с основными геометрическими телами, их параметрами, тренируют глазомер. Учатся видеть в сложных объектах более простые формы, знакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даёт возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Например, изучая тему «Правильные многогранники», дети знакомятся с тетраэдром, кубом, октаэдром, додекаэдром. На практике создают модель додекаэдра-глобуса. Строя модель Эйфелевой башни вместе с детьми рассуждаем о том, что она напоминает пирамиду, похожа на тетраэдр.
Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях.
В качестве отчёта о своей работе мы с детьми часто устраиваем выставки своих работ, тем самым знакомя окружающих с изумительным миром объёмного конструирования
Внеурочная деятельность, как и деятельность учащихся в рамках уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения, т.е. использовать полученные результаты в реальной сегодняшней жизни.
Литература:
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя- М.Просвещение, 2011г.
В. С. Демиховский “О преемственности начальной и средней школы”. Ж. Завуч № 5 1999 г.
Н. В. Рагозинская “Преемственность между начальным и основным общим образованием”. Ж. Завуч № 4 2000 г.
Г. А. Баева, И. Н. Сбитнева, А. А. Колмогорова “Подготовка и проведение педагогического консилиума по проблемам преемственности”. Ж. Завуч № 1 2006 г
Заикина Е. И. Состояние преемственности и взаимодействие учителей начальных классов и учителей-предметников// Учительский журнал on-line. - http://teacherjournal.com.ua/index.php):
3.Каблашова О. В. Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО// Социальная сеть работников образования. - nsportal.ru.
3