Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная лингвистика».
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Настоящая авторская образовательная рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» в 7 классе разработана на основе учебного плана МБОУ СОШ №1 59 п. Белозёрный на 2016-2017 учебный год.
Данная программа внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» в форме клуба является закономерным продолжением уроков русского языка и литературы. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочный курс “Занимательная лингвистика” в форме клуба, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с шестиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной лингвистике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа лингвистического клуба позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения лингвистики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной лингвистике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Особое внимание на занятиях “Занимательной лингвистики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у пятиклассников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения “Занимательной лингвистики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Цель и задачи программы
Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробудитьу обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
расширить знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
воспитывать любви к родному языку.
Развивающие:
развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
развивать мотивацию к изучению русского языка;
развивать творческие способности;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умения пользоваться справочной литературой;
развивать коммуникативные способности обучающихся.
Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Формы проведения занятий
лекции, беседы;
экскурсии в библиотеку, в картинную галерею;
игры-конкурсы; КВН;
театральные постановки, разыгрывание ситуаций;
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
поисково-исследовательская деятельность.
Виды деятельности
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
художественное и театральное творчество;
краеведческая деятельность.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.
Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю в субботу. Местом проведения занятий - учебный кабинет русского языка и литературы. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов. Настоящая авторская образовательная рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» в 7 классе разработана на основе учебного плана МБОУ СОШ №59 п. Белозерный на 2016-2017 учебный год. В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 59 п. Белозерный на 2016-2017 учебный год данная программа рассчитана на 33 часа.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
осознать свое место в мире;
оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
анализировать и обобщать на основе фактов;
устанавливать причинные явления и их следствия;
представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
выполнять проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
взаимодействовать со сверстниками;
совершенствовать собственную речь.
Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Содержание курса
1. Язык и речь – чудо из чудес (2 часа)
Происхождение языка. Язык и речь. Изменяется ли язык с течением времени. Язык – важнейшее средство общения. Этимология как раздел языкознания.
2. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография – родные сестры (13 часов).
Предмет изучения фонетики. Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Фонетический разбор слова. Звукопись. Предмет изучения орфоэпии. Предмет изучения графики. Алфавит. Происхождение письменности. «Кириллица» и «Глаголица». Орфография. Орфограмма. Орфограммы корня. Орфограммы суффикса. Правописание окончаний.
3. Как устроено слово. Как образуются слова в русском языке. Словообразование
(2 часа).
Понятие о морфеме. Классификация морфем. Словообразование знаменательных частей речи. Морфологические и неморфологические способы образования слов.
4. Королевство Морфологии (11 часов).
Что такое морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол Батюшка. Причастие и деепричастие. Наречие. Предлоги. Союзы. Частицы.
5. Казнить нельзя - помиловать, или в Царстве Синтаксиса и Пунктуации (6 часов).
Синтаксические единицы. Словосочетание. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений. Знаки препинания в предложениях с обращениями, однородными членами. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в сложных предложениях.
6.Грамматика – царица наук. Подведение итогов (1час).
Разделы языкознания. Грамматика – царица наук.
5 Казнить нельзя - помиловать, или в Царстве Синтаксиса и Пунктуации.
Синтаксические единицы. Словосочетание. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений. Знаки препинания в предложениях с обращениями, однородными членами. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в сложных предложениях.
6.Грамматика – царица наук. Подведение итогов.
Разделы языкознания. Лингвистика – царица наук.
Перечень оборудования кабинета для проведения занятий по внеурочной деятельности
Печатные пособия по русскому языку и литературе;
Мультимедийное оборудование (проектор, компьютеры с набором обучающих программ и тренажёров);
Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;
Научно-популярные книги о языке для внеклассного чтения;
Научно-методическая литература;
Учебные пособия по русскому языку;
Словари школьного типа и справочная литература;
Сборник дидактических материалов по русскому языку;
Изобразительный и иллюстративный материал (портреты писателей, репродукции картин, иллюстрации для развития речи);
Раздаточный материал;
Видеофильмы по русскому языку;
Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий»)
Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики;
Интерактивные уроки по основным разделам лингвистики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст]: / Р. И. Альбеткова. - М.: Дрофа, 2007.
Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст]: / В. В. Волина. - М.: Знание, 1995.
Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст]: / В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.
Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст]: / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО: АРГО, 1996.
Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст]: / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст]: / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака, И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст]: / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст]: / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст]: / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст]: / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст]: / П. М. Баев. — М.: Русский язык, 1996.
5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках [Текст]: / Н. М. Бетенькова. — М.: Новая школа, 1996.
6. Бетенькова, Н.М. Орфография в рифмовках [Текст]: / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
7. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст]: / В. М. Бурмако. — М.: Просвещение, 1991.
8. Волина, В.В. Веселая грамматика [Текст]: / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
9. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации [Текст]: / Г. Г. Граник и др. — М.:Просвещение, 1996.
10. . Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст]: / Г. Г. Граник и др. — М.: Просвещение, 1991.
11. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой [Текст]: / Л. Т. Григорян. — М.: Просвещение,1974.
12. Занимательная фонетика на уроке и после [Текст]: / Сост. Окулова Г. Е. — М.: Оса: Росстани - на - Каме, 1994.
13. Занимательный материал по русскому языку [Текст]: / Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.
14. Зарецкий, А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка [Текст]: / А. И. Зарецкий. — М.:Учпедгиз, 1961.
15. Иванова, В.А.,Пошиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке [Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.
16. Мережинская, Е.Х. Занимательная грамматика [Текст]: / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.
17. Нуртазина, Р.Б. Занимательная грамматика [Текст]: / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата, 1973.
18. Орг. А. О. Олимпиады по русскому языку [Текст]: / А. О. Орг. — М.: Просвещение, 1994.
Постникова, И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика - это интересно [Текст]: / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.— М.,1992.
Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М: РИО “Самовар”, 1996.
Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М: РИО “Самовар”, 1996.
8