СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложение. Члены предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория по главным и второстепенным членам предложения. Практика по разработкам из интеренета.

Просмотр содержимого документа
«Предложение. Члены предложения.»

Предложение. Члены предложения.

Каждое слово в предложении имеет своё значение. Главными членами предложении – подлежащие и сказуемое. Ещё называют грамматической основой. Подлежащие отвечает на вопросы Кто? Что? Подлежащие может быть, как именем существительным, и местоимением. Сказуемое отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал? Что будет делать? и т.п. Сказуемое всегда глагол.

Главные члены предложения

Подлежащие

Сказуемое

Имя Существительное

Местоимение

Глагол

Вопросы:

Кто? Что?

Вопросы

Что делает?

Что сделал?

Что будет делать?



Мама утром испекла блины.

Мама – подлежащие

Испекла – сказуемое


Кроме главных членов предложения, есть и второстепенные. Определение отвечает на вопрос Какой? Определение – имя прилагательное. Обозначает признак предмета.

Дополнение обозначает на какой предмет или явление направлено действие. Отвечает на вопросы: Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём? Дополнение – имя существительное или местоимение.

Обстоятельство обозначает место действия, время, причину. Отвечает на вопросы: Когда? Где? Почему? Как? Зачем? Обстоятельство- имя существительное с предлогом.

Второстепенные члены предложения.

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Имя прилагательное

Имя существительное

Имя существительное с предлогом

Какой?

Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём?

Когда? Где? Почему? Как? Зачем?


Мама утром испекла вкусные блины.

Утром- обстоятельство

Вкусные-определение

Блины-дополнение.



Упражнения для повторения.


Задание 1. В каждом предложении подчеркни главные члены.

1.Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель.3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб.5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика.7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина.   10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.



Задание 2. Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания, графически их объясните. Выделите в предложениях грамматические основы,

Кто бы мог подумать что Григорий и этого задания не выполнит. С самого утра он ходил туда-сюда придумывал разные отговорки со скучным лицом принимался за дело. Сейчас бы улететь за тридевять земель подальше отсюда! – размышлял ленивец. – Пускай вон Сашка трудится! К полудню дело так и не двинулось с места и нам пришлось помогать Гришке чтобы не отстать от остальных бригад. (Н. Носов.)

*В каких предложениях, по вашему мнению, чётко выражена оценка говорящим высказывания с точки зрения реальности и возможности совершения действия.

Задание 3. Дополните предложения второстепенными членами. Спишите.  Подчеркните подлежащее и сказуемое. Задайте вопросы ко всем словам.

1. Вырос город. 2. Девочка шьёт. 3. Осина дрожит. 4. Поспели ягоды. 5. Жужжат пчёлы. 6. Бегут ручьи. 7. Звенит звонок.

Слова для справок: новый; платье для куклы; тонкая, на ветру; в лесу, земляники; на лугу, трудолюбивые; прозрачные; последний.


Задание 4. Спишите. Задайте вопросы к выделенным словам.

У каждого дела

Запах особый

В булочной пахнет

Тестом и сдобой

Мимо столярной

Идёшь мастерской

Стружкою пахнет

И свежей доской.

(Дж. Родари)


Задание 5. Подчеркните второстепенные члены предложения.

1. Весной цветёт душистая сирень.

2. Дикие животные живут в лесах и полях.

3. В пруду быстро плавают зеркальные карпы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!