СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Однородные члены предложения ”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

        

 

Тема: “Однородные члены предложения ”

 

 

Цели:

- вспомнить понятие “однородные члены предложения”

- развивать умение распознавать однородные члены предложения

- закрепить умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения

- формировать навыки орфографической зоркости

- прививать интерес к русскому языку

 

Оборудование: экран, проектор, презентация к уроку, учебник русского языка Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина 

 

 

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Встали, подравнялись, поприветствовали гостей. Начинаем урок русского языка.

 

2. Психологический настрой детей на урок:

 

- Каким вы хотите увидеть наш урок?

 

Ученик: Интересным, познавательным, плодотворным, необычным.

 

-Ну, что ж  в добрый путь. Пусть урок нам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным - учись думать, мыслить. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.

- Сегодня у нас необычный урок. Урок пройдет в виде телевизионной передачи. Я рада приветствовать вас в студии «Родника». В эфире специальный выпуск передачи “Пусть говорят” и я ее ведущая Кириленко Римма Борисовна.

Тема нашей передачи “Однородные члены предложения”. Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать связана со знаками препинания при однородных членах предложения и насколько важно употреблять в своей речи данные члены предложения.

- Нужны ли вообще современному человеку знания об однородных членах предложения? Кто-то считает, что не нужны. А кто-то уверен в том, что пользоваться однородными членами предложения является ключевым фактором в успешной профессиональной деятельности делового человека. Существует общественное мнение о том, что в нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями не прибегать к употреблению однородных  членов предложения.

 - Итак, внимание на экран.

 

3. Организация наблюдения над материалом. Работа с предложениями.

 

Гром перекатывается.

Гром грохочет.

Гром встряхивает землю.

 

- Какие это предложения? Чем сходны данные предложения?

Ученик: Это простые предложения. В этих предложениях одно подлежащее гром.

- Что вы можете сказать о данном отрывке?

Ученик: Отрывок некрасивый. В нем часто повторяется слово гром.

- Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего?

Ученик: Составить одно предложение.

 

  

Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.

 

 

 

- Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о получившемся предложении? Что особенного в предложении?

Ученик: Это предложение с однородными членами предложения.

- Докажите.  Почему вы так считаете?

 

Ученик: В предложении несколько сказуемых: перекатывается, грохочет, встряхивает.

- Что поясняют сказуемые? На какой вопрос отвечают? Какой частью речи выражены?

Ученик: Сказуемые поясняют подлежащее гром, отвечают на вопрос что делает?, выражены частью речи глагол.

 

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?  Давайте попробуем сформулировать признаки  однородных членов предложения.

Ученик:  признаки:

  1. Отвечают  на один и тот же вопрос
  2. Являются одним членом предложения
  3. Относятся к одному и тому же члену предложения
  4. Обычно выражены одной и той же частью речи
  5. Произносятся с  интонацией перечисления

 

- Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в любом коллективе. И для слов, и для людей главное - уметь строить отношения.

 

4. Формирование и  отработка умений  находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания.

 

- Наша передача продолжается. Сейчас мы с вами будем обсуждать громкую историю, о которой не можем умолчать - историю о знаках препинания при однородных членах предложения. Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится? Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами, если в предложении нет союзов и в том случае, когда есть  союзы. Давайте попробуем найти решение данной проблеме.

- Внимание на экран

 

1.Растворились в темноте рощи сады поля.

2.Волны пенились и бились с шумом о набережную.

3.По склонам гор видны и  сосны и ели и  клёны .

4.Зимой солнце светит ярко а не греет.

5.Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.

 

 

 

-Молодцы, ребята! Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения? 

Ученик:  выводы:

 

 

Правила постановки знаков препинания при однородных членах:

 

 

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно!      О , О

 

 

 

 

Если же вдруг появился союз,

то запятая, тогда лишний груз!       О и О

 

 

 

Если союз к нам пришел не один,

Ставь   запятую ты перед вторым!        и О , и О

 

 

 

А перед союзами “а” и “но”

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую –

Ставь скорей запятую…            

                                                            О, а О

                                                            О, но О

 

 

5. Динамическая пауза: “Дотянись до звезды”

 

- А сейчас мы прервемся на короткую рекламную паузу.

 

Игра «Дотянись до звезды» расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.

 

 -  Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать. (15с)

- Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.

Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. (10с)

- Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.

Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.

 

 

 

6. Наблюдения над употреблением однородных членов предложения в речи:

 

- После короткой рекламной паузы мы опять в студии. Продолжаем нашу беседу про однородные члены предложения.

- Как вы думаете, к каким однородным членам предложения мы чаще всего прибегаем в устной речи? С чем это связано: это личная особенность каждого или это особенность устной речи? В каких областях литературы употребляются однородные  члены предложения? Меняется ли цель использования однородных членов предложения?

 

-  Ведь многие считают, что однородные члены предложения не усиливают выразительность речи и вредят  нашему общению. Другие, наоборот, утверждают, что  наша речь становится более яркой, давайте разберем области употребления однородных членов предложения в речи.

 

 

- Внимание на экран 

 

- Прочитайте отрывок. Что вы можете сказать об этом отрывке? Что за жанр? Что вы можете сказать об этом отрывке с точки зрения темы нашей передачи? Часто ли сказка использует однородные члены предложения?

 

Ученик:  Это сказка. В предложениях можно увидеть однородные члены предложения.

 

1.Нагнал Кощей Ивана-Царевича, соскочил наземь и замахнулся на него острой саблей. Погостили Иван-Царевич и Марья Моревна у ворона, орла и сокола, попировали и поехали в свое царство.

 

-  Прочитайте отрывок . Знакомы ли вам эти строчки? Из какого произведения этот отрывок? Что  использует автор  в этих строчках? Зачем автор к ним прибегает?

 

2.- Каштанка!  Каштанка!

         Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла по стене. Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и, наконец, попала на галерку.

 

Ученик:  Отрывок из рассказа А.Чехова “Каштанка”. Автор в написании использует однородные члены предложения, прибегает к выразительности текста.

 

- Ознакомьтесь  с данными строчками. О чем они вам говорят? Где их можно встретить? Возможно ли в словарях обойтись без однородных членов предложения?

 

3.Роптать - высказать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо.

Ракетка - спортивный снаряд в виде овальной - деревянной, фанерной или с натянутой  сеткой - лопатки для отбивания мяча или волана при игре в теннис, бадминтон

Салат - холодное блюдо из нарезанных сырых или вареных овощей, зелени, яиц, мяса, рыбы, заправленное каким-либо соусом

 

Ученик:  объяснения слов из толкового словаря. Толковые словари остро нуждаются в однородных членах.

 

- Прочитайте выдержку из учебника. Как эта выдержка может быть связана с темой нашей передачи?  Какова цель употребления однородных членов?

 

4.Семя состоит из кожуры и зародыша. В зародыше различают корешок, стебелек, почечку с листочками. (научная литература)

 

Ученик: В этих строчках  есть однородные члены.  Однородные члены предложения расширяют, углубляют смысл текста и делают его более объемным.

 

- Прочитайте следующие строчки. Как связаны эти строчки с темой нашей передачи? С какой целью используются однородные члены?

 

4. Травяной сбор составляют цветки липы, ромашки, череды, зверобоя душицы. Применяется при ангине, бронхите, простудных заболеваниях. (инструкция  к лекарствам)

 

Ученик: В этих предложениях также есть однородные члены предложения.  Используются описать лекарственный препарат.

 

- Так какой же вывод можно сделать, где  употребляются однородные члены предложения?

 

Ученик: вывод:  Однородные члены предложения могут употребляться в художественной литературе, научной литературе, в толковых словарях, в рецептах, инструкциях….

- Правильно, можно сидеть дома и слушать радио, смотреть телевизор или листать газеты и журналы. Однородные члены хлынут со всех сторон, рекламируя товары, или когда мы общаемся  между собой, а значит, роль однородных членов в нашей жизни очень велика.

 

 

- А сейчас мне хотелось бы убедиться в вашем профессионализме по усвоению данной темы. А работать вы будете  в группах.

- Внимание на экран:  (работа в группах)

 

Осень.

Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Разноцветные  листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели.

 

Золотой дождь.

Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру. Листья понеслись по земле. Листья шуршат. Листья скребутся. Листья лопочут. Шумит золотой дождь. 

 

 

- Что вы можете сказать об этих коротких описаниях?

 

Ученик: Тексты некрасивые, в них используется частое повторение слов.

- Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.

 

 Осень.

Наступила осень. Осенью дни короткие и пасмурные. Разноцветные  листья летят над поляной, кружатся. С наступлением осени поля и луга  опустели.

 

Золотой дождь.

Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру и понеслись по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Шумит золотой дождь. 

 

- Что у вас получилось? Для чего нужны однородные члены предложения в речи?

Ученик: вывод:  Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины.

 

- Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой.

- На этом наша передача подошла к концу. Я прощаюсь с вами, до новых встреч.  

 

7. Итог урока:

 

- Какая тема обсуждалась на уроке?

Ученик: однородные члены предложения.

- Что нового и интересного узнали?

- Что надо уметь  при изучении данной темы?

Ученик: находить в тексте  однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи.

- Понравился ли вам урок?

(оценивание ответов детей, раздача жетонов)

 

- Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы!

8. Домашнее задание.   Задания с учебника, придумать рекламу про однородные члены предложения. 

Просмотр содержимого документа
«“Однородные члены предложения ”»


Тема: “Однородные члены предложения ”



Цели:

- вспомнить понятие “однородные члены предложения”

- развивать умение распознавать однородные члены предложения

- закрепить умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения

- формировать навыки орфографической зоркости

- прививать интерес к русскому языку


Оборудование: экран, проектор, презентация к уроку, учебник русского языка Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина




Ход урока:


1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Встали, подравнялись, поприветствовали гостей. Начинаем урок русского языка.


2. Психологический настрой детей на урок:


- Каким вы хотите увидеть наш урок?


Ученик: Интересным, познавательным, плодотворным, необычным.


-Ну, что ж в добрый путь. Пусть урок нам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным - учись думать, мыслить. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.

- Сегодня у нас необычный урок. Урок пройдет в виде телевизионной передачи. Я рада приветствовать вас в студии «Родника». В эфире специальный выпуск передачи “Пусть говорят” и я ее ведущая Кириленко Римма Борисовна.

Тема нашей передачи “Однородные члены предложения”. Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать связана со знаками препинания при однородных членах предложения и насколько важно употреблять в своей речи данные члены предложения.

- Нужны ли вообще современному человеку знания об однородных членах предложения? Кто-то считает, что не нужны. А кто-то уверен в том, что пользоваться однородными членами предложения является ключевым фактором в успешной профессиональной деятельности делового человека. Существует общественное мнение о том, что в нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями не прибегать к употреблению однородных членов предложения.

- Итак, внимание на экран.


3. Организация наблюдения над материалом. Работа с предложениями.


Гром перекатывается.

Гром грохочет.

Гром встряхивает землю.


- Какие это предложения? Чем сходны данные предложения?

Ученик: Это простые предложения. В этих предложениях одно подлежащее гром.

- Что вы можете сказать о данном отрывке?

Ученик: Отрывок некрасивый. В нем часто повторяется слово гром.

- Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего?

Ученик: Составить одно предложение.


Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.




- Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о получившемся предложении? Что особенного в предложении?

Ученик: Это предложение с однородными членами предложения.

- Докажите. Почему вы так считаете?


Ученик: В предложении несколько сказуемых: перекатывается, грохочет, встряхивает.

- Что поясняют сказуемые? На какой вопрос отвечают? Какой частью речи выражены?

Ученик: Сказуемые поясняют подлежащее гром, отвечают на вопрос что делает?, выражены частью речи глагол.


- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Давайте попробуем сформулировать признаки однородных членов предложения.

Ученик: признаки:

  1. Отвечают на один и тот же вопрос

  2. Являются одним членом предложения

  3. Относятся к одному и тому же члену предложения

  4. Обычно выражены одной и той же частью речи

  5. Произносятся с интонацией перечисления


- Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в любом коллективе. И для слов, и для людей главное - уметь строить отношения.


4. Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания.


- Наша передача продолжается. Сейчас мы с вами будем обсуждать громкую историю, о которой не можем умолчать - историю о знаках препинания при однородных членах предложения. Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится? Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами, если в предложении нет союзов и в том случае, когда есть союзы. Давайте попробуем найти решение данной проблеме.

- Внимание на экран


  1. Растворились в темноте рощи сады поля.

  2. Волны пенились и бились с шумом о набережную.

  3. По склонам гор видны и сосны и ели и клёны .

  4. Зимой солнце светит ярко а не греет.

  5. Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.




-Молодцы, ребята! Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения?

Ученик: выводы:



Правила постановки знаков препинания при однородных членах:



Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно! О , О





Если же вдруг появился союз,

то запятая, тогда лишний груз! О и О




Если союз к нам пришел не один,

Ставь запятую ты перед вторым! и О , и О




А перед союзами “а” и “но”

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую –

Ставь скорей запятую…

О, а О

О, но О



5. Динамическая пауза: “Дотянись до звезды”


- А сейчас мы прервемся на короткую рекламную паузу.


Игра «Дотянись до звезды» расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.


- Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать. (15с)

- Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.

Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. (10с)

- Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.

Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.




6. Наблюдения над употреблением однородных членов предложения в речи:


- После короткой рекламной паузы мы опять в студии. Продолжаем нашу беседу про однородные члены предложения.

- Как вы думаете, к каким однородным членам предложения мы чаще всего прибегаем в устной речи? С чем это связано: это личная особенность каждого или это особенность устной речи? В каких областях литературы употребляются однородные члены предложения? Меняется ли цель использования однородных членов предложения?


- Ведь многие считают, что однородные члены предложения не усиливают выразительность речи и вредят нашему общению. Другие, наоборот, утверждают, что наша речь становится более яркой, давайте разберем области употребления однородных членов предложения в речи.



- Внимание на экран


- Прочитайте отрывок. Что вы можете сказать об этом отрывке? Что за жанр? Что вы можете сказать об этом отрывке с точки зрения темы нашей передачи? Часто ли сказка использует однородные члены предложения?


Ученик: Это сказка. В предложениях можно увидеть однородные члены предложения.


  1. Нагнал Кощей Ивана-Царевича, соскочил наземь и замахнулся на него острой саблей. Погостили Иван-Царевич и Марья Моревна у ворона, орла и сокола, попировали и поехали в свое царство.


- Прочитайте отрывок . Знакомы ли вам эти строчки? Из какого произведения этот отрывок? Что использует автор в этих строчках? Зачем автор к ним прибегает?


  1. - Каштанка! Каштанка!

Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла по стене. Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и, наконец, попала на галерку.


Ученик: Отрывок из рассказа А.Чехова “Каштанка”. Автор в написании использует однородные члены предложения, прибегает к выразительности текста.


- Ознакомьтесь с данными строчками. О чем они вам говорят? Где их можно встретить? Возможно ли в словарях обойтись без однородных членов предложения?


  1. Роптать - высказать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо.

Ракетка - спортивный снаряд в виде овальной - деревянной, фанерной или с натянутой сеткой - лопатки для отбивания мяча или волана при игре в теннис, бадминтон

Салат - холодное блюдо из нарезанных сырых или вареных овощей, зелени, яиц, мяса, рыбы, заправленное каким-либо соусом


Ученик: объяснения слов из толкового словаря. Толковые словари остро нуждаются в однородных членах.


- Прочитайте выдержку из учебника. Как эта выдержка может быть связана с темой нашей передачи? Какова цель употребления однородных членов?

  1. Семя состоит из кожуры и зародыша. В зародыше различают корешок, стебелек, почечку с листочками. (научная литература)


Ученик: В этих строчках есть однородные члены. Однородные члены предложения расширяют, углубляют смысл текста и делают его более объемным.


- Прочитайте следующие строчки. Как связаны эти строчки с темой нашей передачи? С какой целью используются однородные члены?


4. Травяной сбор составляют цветки липы, ромашки, череды, зверобоя душицы. Применяется при ангине, бронхите, простудных заболеваниях. (инструкция к лекарствам)


Ученик: В этих предложениях также есть однородные члены предложения. Используются описать лекарственный препарат.


- Так какой же вывод можно сделать, где употребляются однородные члены предложения?


Ученик: вывод: Однородные члены предложения могут употребляться в художественной литературе, научной литературе, в толковых словарях, в рецептах, инструкциях….

- Правильно, можно сидеть дома и слушать радио, смотреть телевизор или листать газеты и журналы. Однородные члены хлынут со всех сторон, рекламируя товары, или когда мы общаемся между собой, а значит, роль однородных членов в нашей жизни очень велика.



- А сейчас мне хотелось бы убедиться в вашем профессионализме по усвоению данной темы. А работать вы будете в группах.

- Внимание на экран: (работа в группах)


Осень.

Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели.


Золотой дождь.

Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру. Листья понеслись по земле. Листья шуршат. Листья скребутся. Листья лопочут. Шумит золотой дождь.



- Что вы можете сказать об этих коротких описаниях?


Ученик: Тексты некрасивые, в них используется частое повторение слов.

- Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.


Осень.

Наступила осень. Осенью дни короткие и пасмурные. Разноцветные листья летят над поляной, кружатся. С наступлением осени поля и луга опустели.


Золотой дождь.

Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру и понеслись по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Шумит золотой дождь.


- Что у вас получилось? Для чего нужны однородные члены предложения в речи?

Ученик: вывод: Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины.


- Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой.

- На этом наша передача подошла к концу. Я прощаюсь с вами, до новых встреч.


7. Итог урока:


- Какая тема обсуждалась на уроке?

Ученик: однородные члены предложения.

- Что нового и интересного узнали?

- Что надо уметь при изучении данной темы?

Ученик: находить в тексте однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи.

- Понравился ли вам урок?

(оценивание ответов детей, раздача жетонов)


- Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы!

8. Домашнее задание. Задания с учебника, придумать рекламу про однородные члены предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!