СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник фонетики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Праздник фонетики»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Праздник фонетики»



Цель: углубить и закрепить знания по фонетике, развивать фонематический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отрабатывать правильное литературное произношение, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и о звуке; аудиозапись различных звуков; карточки слов.


Ход праздника.

  1. Вступление.


Ученик. Мы приветствуем гостей!

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных и веселых.

Третий класс, третий класс пригласил на праздник вас!


2 СЛАЙД. Сегодня мы проводим внеклассное занятие и посвящаем его русскому языку. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят многие народы.

Учитель: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». (К. Г. Паустовский)


2.Отгадайте загадку. (Чтение стихотворения С. Ефремова «Звук»).

Он бывает тихим, громким,

А ещё глухим

Может быстро проскочить,

А захочет — будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане сохраниться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался ..(звук).

С. Ефремов.



(Звучит фонограмма)

3 СЛАЙД. Прослушайте внимательно запись, назовите услышанные звуки:


4 СЛАЙД. а) льётся вода из крана;

5 СЛАЙД. б) звенит колокольчик;

6 СЛАЙД. в) тикают часы;

7 СЛАЙД. г) птичьи голоса;

8 СЛАЙД. д) музыкальный отрывок из произведения П. Чайковского «Времена года»;


Вы уже знаете, что каждое слово состоит из звуков. Звуки мы слышим и произносим.

- Чтобы узнать, какой раздел науки изучает звуковую сторону языка, предлагаю разгадать кроссворд.


9 СЛАЙД – 17 СЛАЙД. «Фонетический кроссворд»

 

 

 

 

 

 

 

 1

 с

у

Ф

ф

и

к

с


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

с

л

о

в

о

 

 

 

 

 

 

 

 

3

п

р

е

д

л

о

ж

е

Н

и

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

т

Е

к

с

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

ч

и

с

т

о

п

и

с

а

н

и

е

 

 

 

 

 

6

а

л

ф

а

в

И

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

о

ц

е

н

К

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



8

с

л

о

в

А

 р

 ь

 

 

 

 

 

 

 


  1. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

  2. Из чего состоит предложение?

  3. Что выражает законченную мысль?

  4. Что бывает описанием, рассуждением, повествованием?

  5. Чтобы красиво и аккуратно, чисто и грамотно писать в начальной школе есть специальная минутка на уроке.

  6. Он состоит из букв в русском языке.

  7. Ученик получает за ответы в школе на уроках.

  8. Книга, содержащая перечень слов, расположенных по алфавиту. 

Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд.
А изучает их, заметь-ка
Раздел грамматики – «Фонетика».

И в честь нее сегодня мы проводим этот праздник.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовано от греческого phone (фон), что означает «звук».

18 СЛАЙД. «Слово — одежда всех фактов, а звук — одежда слова».

Фонетика знакомит со звуками речи, ударением, интонацией, учит произносить звуки речи, читать текст, делить его на фразы, слова и звуки.

— Ребята, а где мы можем увидеть звуки в своих волшебных платьях? (В алфавите).

Учитель:

— На какие две группы делятся звуки?

— (Гласные и согласные).


Угадайте, о каких звуках так сказано.

Чтоб меньше было случаев неясных, 
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных, 
Чтобы не путать звонких и глухих.

Глухие звуки – это непоседы, 
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить!




19 СЛАЙД. Сценка «Кто важнее?»

Ведущий.

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные:

Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные:

Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится.

Гласные:

А вот и получится! Например, м.

Согласные:

Разве только одно м, а больше ничего?

Гласные:

И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные:

Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одного слова не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что — нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные: (поют и смущённо умолкают)

[..о..е..и..а]

Согласные:

Вот видите! А если мы скажем [ф..н..т..к}, так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные:

Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте без нас произнести такие слова: окно, ёлка, если.

Согласные:

(мычат в ответ что- то неразборчивое и тоже умолкают).

Ведущий.

А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?


Ведущий.

Решили они заключить мир. Снова стали рядом и четко сказали.


Согласные и гласные: Будем всегда вместе!


20 СЛАЙД. Исполняется песня «Буковки»


Праздник, праздник 
Празднуем семьей, 
Праздник, праздник 
Фонетики дорогой! 
Буковки! Буковки! – 
Весело кричат 
Десять мамочек 
Одиннадцать ребят. 
Припев: 
Звуки согласные, гласные – 
Столько лет, 
столько лет вместе! 
Звуки согласные, гласные – 
Дружно поют эту песню. 
Звуки согласные, гласные – 
Столько лет, 
столько лет вместе! 
Звуки согласные, гласные 
Мы изучали все вместе! 


21 СЛАЙД. «Фонетический составитель»

Учащиеся делятся на команды. Игрокам сообщает учитель, что буквы рассыпались и если ребята помогут их собрать, то получатся слова, которые они могут выбрать в качестве названия для своей команды. Чья команда отгадает быстрее всех получает - 3 балла, вторые - 2 балла, и последние - 1 балл.

И М О Г Р А Т Е (Грамотеи)

К И Т О З Н А (Знатоки)

У К И М Е И (Умейки)

22 СЛАЙД. Из собранных слов получилось название команд. Названия (оформленные в цвете заранее) вывешиваются на доску.

23 СЛАЙД. «Фонетический наборщик»

Из слова «ФОНЕТИКА» набрать и составить как можно больше слов (ФЕН, ФОН, КОТ, ТОК, НИТКА, КОНФЕТА, КИТ, КОФТА, ФАКТ, НОТА, АКТ, ФАНТИК, ТИК, КОФЕ, ТКАНИ, ОКНА и т. д.).


24 СЛАЙД. Фонетическая игра

  1. Игра «Переселение зверей».


Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому, где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т.д.
Переселите животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот.


  1. Игра «Переезд».


Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии которой звонкие согласные, на вторую – в название которой глухие согласные, на третью – в названии которых и звонкие и глухие согласные.

Расставьте мебель: стол, диван, кровать, стул, люстра, ковер, шкаф, зеркало, кресло, тумбочка.


  1. Игра “Новоселье”.


Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог.

Выберем, что закупили звери: торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок, лимоны, груши, капуста, морковь.

25 СЛАЙД. «Фонетические примеры»

[ж] – голос = [?] ([ш])

[г] – голос = [?] ([к])

[д] – голос = [?] ([т])


[п] + голос = [?] ([б])

[с’] + голос = [?] ([з’])

[п’] + голос = [?] ([в’])


26 СЛАЙД. Игра «Один звук, марш!»


1) Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть — го[] сть.

всласть – власть экран – кран

краска – каска полк — пол

склон — слон беда — еда


27 СЛАЙД. 2) Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза — гроза.

стол — столб шар — шарф

лапа — лапша рубка — трубка

укус — уксус клад- склад


28 СЛАЙД. 3) Сейчас вам следует в данных словах заменить один согласный звук. Вот так: корж — морж.

ногти — когти зубы — губы

галка — палка булка – будка

киска — миска орел — осёл


29 СЛАЙД. Музыкальная физминутка. (Песня «Игра»).


30 СЛАЙД. «Весёлые рифмы про ударение»


Сценка «Ударение»

(Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.)

— Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи».

Начинает пищать.

Вбегает мама:

— Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

— А я лекарство принял. А здесь написано. . .(читает).

— Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи.

— Ой, мамочка! Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.


Учитель:

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить

Под удар!


Учитель:

— Усваивая звуковые «портреты» слов, нужно относиться к звучащему слову, как к некоему живому организму, в котором бьётся его сердце — ударение.


31 СЛАЙД. Фонетические головоломки


32 СЛАЙД. Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь в конфету. (Ирис — ирис).


33 СЛАЙД. Я — сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу — преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас — атлас).


34 СЛАЙД. Мы – для пильщика подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье, -
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. (Козлы— козлы).


35 СЛАЙД. «Веселые омографы»

Каждая команда получает предложение, в котором находит омографы, расставляет ударения и объясняет свой ответ.

- На дереве сорок сорок.

- Семена гвоздики похожи на гвоздики.

- Солнце село за село.


36-37 СЛАЙД. «Фонетические загадки»


Учитель: Продолжаем мы играть, чтобы многое узнать.


1.Твист или вальс?

Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? (В названии танца звуков меньше, чем букв).

2.Илья Муромец или Алёша Попович?

Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? (В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных).

3. Мама или бабушка?

Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? (В слове-отгадке есть звонкие и глухие согласные).

4. Пулька и Пончик?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв).

5. Кролик или Пятачок?

Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует?» (В имени - отгадке все согласные звуки глухие).

6. Пуфф или Буфф?

Так звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки. (В кличке собаки все согласные звуки глухие).

38 СЛАЙД. Игра «Думай! Думай! Думай!»



Я приношу с собою боль,

В лице большое искажение,

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложения.

(Флюс – плюс)



С буквой «л» - в игре в футбол

Часто слышим слово ….

С «д» уж в слове смысл не тот –

Мерой стало – просто ….

(Гол – год)



Он – грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о» -

Будет круглое число.

(Сурок – сорок)



Когда я – месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.

(Март – марш)



Я бываю золотой,

А природный – костяной.

Если «з» на «к» заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем.

(Зуб – куб)



С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на просторе!

(Колос – голос)



Учитель:

Я думаю, Вы будете со мной согласны, что каждый образованный человек должен соблюдать нормы орфографии и орфоэпии, т. е. быть грамотным.


39 СЛАЙД. Гимн звукам родного языка (С. Я.Маршак)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные тебе даны для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.


40 СЛАЙД. Заключительное слово учителя:

— Добрые, красивые и грамотно написанные слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.

Язык достался нам от многих поколений живших на Руси людей. И мы должны передать его следующим поколениям таким же чистым, живым, сверкающим и богатым, каким он достался нам!



«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг» (Н. В. Гоголь).

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!