Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Праздник фонетики»
Цель: углубить и закрепить знания по фонетике, развивать фонематический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отрабатывать правильное литературное произношение, воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и о звуке; аудиозапись различных звуков; карточки слов.
Ход праздника.
Вступление.
Ученик. Мы приветствуем гостей!
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных и веселых.
Третий класс, третий класс пригласил на праздник вас!
2 СЛАЙД. Сегодня мы проводим внеклассное занятие и посвящаем его русскому языку. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят многие народы.
Учитель: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». (К. Г. Паустовский)
2.Отгадайте загадку. (Чтение стихотворения С. Ефремова «Звук»).
Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим
Может быстро проскочить,
А захочет — будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане сохраниться.
Если где услышим стук,
Значит, к нам добрался ..(звук).
С. Ефремов.
(Звучит фонограмма)
— 3 СЛАЙД. Прослушайте внимательно запись, назовите услышанные звуки:
4 СЛАЙД. а) льётся вода из крана;
5 СЛАЙД. б) звенит колокольчик;
6 СЛАЙД. в) тикают часы;
7 СЛАЙД. г) птичьи голоса;
8 СЛАЙД. д) музыкальный отрывок из произведения П. Чайковского «Времена года»;
Вы уже знаете, что каждое слово состоит из звуков. Звуки мы слышим и произносим.
- Чтобы узнать, какой раздел науки изучает звуковую сторону языка, предлагаю разгадать кроссворд.
9 СЛАЙД – 17 СЛАЙД. «Фонетический кроссворд»
| | | | | | | 1 | с | у | Ф | ф | и | к | с | | | | | |
| | | | | | | 2 | с | л | о | в | о | | | | | | | |
| 3 | п | р | е | д | л | о | ж | е | Н | и | Е | | | | | | | |
| | | | | | | | 4 | т | Е | к | с | т | | | | | | |
| | | | | | 5 | ч | и | с | т | о | п | и | с | а | н | и | е | |
| | | | 6 | а | л | ф | а | в | И | Т | | | | | | | | |
| | | | | 7 | о | ц | е | н | К | а | | | | | | | | |
| | | | | 8 | с | л | о | в | А | р | ь | | | | | | | |
Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Из чего состоит предложение?
Что выражает законченную мысль?
Что бывает описанием, рассуждением, повествованием?
Чтобы красиво и аккуратно, чисто и грамотно писать в начальной школе есть специальная минутка на уроке.
Он состоит из букв в русском языке.
Ученик получает за ответы в школе на уроках.
Книга, содержащая перечень слов, расположенных по алфавиту.
Когда с тобой мы слово пишем,
Его в уме мы как бы слышим.
Когда же люди говорят,
То произносят звуков ряд.
А изучает их, заметь-ка
Раздел грамматики – «Фонетика».
И в честь нее сегодня мы проводим этот праздник.
Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовано от греческого phone (фон), что означает «звук».
18 СЛАЙД. «Слово — одежда всех фактов, а звук — одежда слова».
Фонетика знакомит со звуками речи, ударением, интонацией, учит произносить звуки речи, читать текст, делить его на фразы, слова и звуки.
— Ребята, а где мы можем увидеть звуки в своих волшебных платьях? (В алфавите).
Учитель:
— На какие две группы делятся звуки?
— (Гласные и согласные).
Угадайте, о каких звуках так сказано.
Чтоб меньше было случаев неясных, И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить! |
|
19 СЛАЙД. Сценка «Кто важнее?»
Ведущий.
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?
Гласные:
Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!
Согласные:
Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится.
Гласные:
А вот и получится! Например, м.
Согласные:
Разве только одно м, а больше ничего?
Гласные:
И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
Согласные:
Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одного слова не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что — нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.
Гласные: (поют и смущённо умолкают)
[..о..е..и..а]
Согласные:
Вот видите! А если мы скажем [ф..н..т..к}, так всякий догадается, что это фонетика.
Гласные:
Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте без нас произнести такие слова: окно, ёлка, если.
Согласные:
(мычат в ответ что- то неразборчивое и тоже умолкают).
Ведущий.
А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?
Ведущий.
Решили они заключить мир. Снова стали рядом и четко сказали.
Согласные и гласные: Будем всегда вместе!
20 СЛАЙД. Исполняется песня «Буковки»
Праздник, праздник
Празднуем семьей,
Праздник, праздник
Фонетики дорогой!
Буковки! Буковки! –
Весело кричат
Десять мамочек
Одиннадцать ребят.
Припев:
Звуки согласные, гласные –
Столько лет,
столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные –
Дружно поют эту песню.
Звуки согласные, гласные –
Столько лет,
столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные
Мы изучали все вместе!
21 СЛАЙД. «Фонетический составитель»
Учащиеся делятся на команды. Игрокам сообщает учитель, что буквы рассыпались и если ребята помогут их собрать, то получатся слова, которые они могут выбрать в качестве названия для своей команды. Чья команда отгадает быстрее всех получает - 3 балла, вторые - 2 балла, и последние - 1 балл.
И М О Г Р А Т Е (Грамотеи)
К И Т О З Н А (Знатоки)
У К И М Е И (Умейки)
22 СЛАЙД. Из собранных слов получилось название команд. Названия (оформленные в цвете заранее) вывешиваются на доску.
23 СЛАЙД. «Фонетический наборщик»
Из слова «ФОНЕТИКА» набрать и составить как можно больше слов (ФЕН, ФОН, КОТ, ТОК, НИТКА, КОНФЕТА, КИТ, КОФТА, ФАКТ, НОТА, АКТ, ФАНТИК, ТИК, КОФЕ, ТКАНИ, ОКНА и т. д.).
24 СЛАЙД. Фонетическая игра
Игра «Переселение зверей».
Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому, где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т.д.
Переселите животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот.
Игра «Переезд».
Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии которой звонкие согласные, на вторую – в название которой глухие согласные, на третью – в названии которых и звонкие и глухие согласные.
Расставьте мебель: стол, диван, кровать, стул, люстра, ковер, шкаф, зеркало, кресло, тумбочка.
Игра “Новоселье”.
Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог.
Выберем, что закупили звери: торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок, лимоны, груши, капуста, морковь.
25 СЛАЙД. «Фонетические примеры»
[ж] – голос = [?] ([ш])
[г] – голос = [?] ([к])
[д] – голос = [?] ([т]) | [п] + голос = [?] ([б])
[с’] + голос = [?] ([з’])
[п’] + голос = [?] ([в’]) |
26 СЛАЙД. Игра «Один звук, марш!»
1) Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть — го[] сть.
всласть – власть экран – кран
краска – каска полк — пол
склон — слон беда — еда
27 СЛАЙД. 2) Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза — гроза.
стол — столб шар — шарф
лапа — лапша рубка — трубка
укус — уксус клад- склад
28 СЛАЙД. 3) Сейчас вам следует в данных словах заменить один согласный звук. Вот так: корж — морж.
ногти — когти зубы — губы
галка — палка булка – будка
киска — миска орел — осёл
29 СЛАЙД. Музыкальная физминутка. (Песня «Игра»).
30 СЛАЙД. «Весёлые рифмы про ударение»
Сценка «Ударение»
(Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.)
— Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи».
Начинает пищать.
Вбегает мама:
— Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
— А я лекарство принял. А здесь написано. . .(читает).
— Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи.
— Ой, мамочка! Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
Учитель:
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить
Под удар!
Учитель:
— Усваивая звуковые «портреты» слов, нужно относиться к звучащему слову, как к некоему живому организму, в котором бьётся его сердце — ударение.
31 СЛАЙД. Фонетические головоломки
32 СЛАЙД. Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь в конфету. (Ирис — ирис).
33 СЛАЙД. Я — сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу — преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас — атлас).
34 СЛАЙД. Мы – для пильщика подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье, -
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. (Козлы— козлы).
35 СЛАЙД. «Веселые омографы»
Каждая команда получает предложение, в котором находит омографы, расставляет ударения и объясняет свой ответ.
- На дереве сорок сорок.
- Семена гвоздики похожи на гвоздики.
- Солнце село за село.
36-37 СЛАЙД. «Фонетические загадки»
Учитель: Продолжаем мы играть, чтобы многое узнать.
1.Твист или вальс?
Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? (В названии танца звуков меньше, чем букв).
2.Илья Муромец или Алёша Попович?
Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? (В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных).
3. Мама или бабушка?
Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? (В слове-отгадке есть звонкие и глухие согласные).
4. Пулька и Пончик?
Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв).
5. Кролик или Пятачок?
Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует?» (В имени - отгадке все согласные звуки глухие).
6. Пуфф или Буфф?
Так звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки. (В кличке собаки все согласные звуки глухие).
38 СЛАЙД. Игра «Думай! Думай! Думай!»
Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение,
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложения.
(Флюс – плюс)
С буквой «л» - в игре в футбол
Часто слышим слово ….
С «д» уж в слове смысл не тот –
Мерой стало – просто ….
(Гол – год)
Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о» -
Будет круглое число.
(Сурок – сорок)
Когда я – месяц, то, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь.
(Март – марш)
Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если «з» на «к» заменишь,
Смысл во мне совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем.
(Зуб – куб)
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе!
(Колос – голос)
Учитель:
Я думаю, Вы будете со мной согласны, что каждый образованный человек должен соблюдать нормы орфографии и орфоэпии, т. е. быть грамотным.
39 СЛАЙД. Гимн звукам родного языка (С. Я.Маршак)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные тебе даны для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
40 СЛАЙД. Заключительное слово учителя:
— Добрые, красивые и грамотно написанные слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.
Язык достался нам от многих поколений живших на Руси людей. И мы должны передать его следующим поколениям таким же чистым, живым, сверкающим и богатым, каким он достался нам!
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг» (Н. В. Гоголь).
13