СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Основные типы звуков в русском языке». Народные традиции, обычаи, праздники.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

систематизировать знания учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова;

повторить основные правила произношения гласных и согласных звуков.

совершенствовать умения находить в слове основные звуковые процессы, производить фонетический разбор слова;

 оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка;

воспитывать в детях чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Основные типы звуков в русском языке». Народные традиции, обычаи, праздники.»

Тема урока: «Основные типы звуков в русском языке». Народные традиции, обычаи, праздники.

Цель урока:

систематизировать знания учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова;

повторить основные правила произношения гласных и согласных звуков.

совершенствовать умения находить в слове основные звуковые процессы, производить фонетический разбор слова;

оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка;

воспитывать в детях чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.


Оборудование к уроку: интерактивная доска,

Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

 

Ход урока :

І.Оргмомент.

Преподаватель: Дорогие ребятиа! Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости. Я хочу пожелать Вам хорошего настроения и удачи. Что бы вы пожелали друг другу?

ІІ. Проверка домашнего задания.

Работа с текстом. Определите стиль текста.

Есть очень интересное рассуждение ученого-лингвиста А. А. Леонтьева о категории рода в русском языке. Он утверждает, что в русском языке нет никакого рода. А во всех учебниках говорится, что он есть.

Женщин мы обозначаем при помощи женского, а мужчин — при помощи мужского рода: он (Иван Иванович), она (Марья Антоновна). Девочка читала, мальчик спал.

Но есть «оно». Среднее — нечто неодушевлённое.

Почему-то по-русски нож — мужского рода, вилка — женского, ну а блюдце — среднего. Чем ножик более «мужествен», чем вилка?

То ли дело английский язык! Там нельзя сказать про ножик (knife) — he «он», а про ложку (spoon) — she «она», нужно говорить только it «оно». He — это только «он — мужчина», а she — «она — женщина». И чтобы сказать кошка, англичанин прибавляет к слову cat «она»: shecat.

Таким образом, говоря словами Н. В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». Действительно, всегда интересно открывать новые, страницы.


 ІІІ. Этап актуализаций знаний.

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

…Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…

Бестужев- Марлинский.

Преподаватель: Дорогие ребята, прочитайте эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Это слова Бестужева- Марлинского. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Какому разделу лингвистики он будет посвящен?

( Учащиеся, опираясь на эпиграф к уроку и на данное к уроку домашнее задание, формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь).

Проблемный вопрос: Нужно ли изучать фонетику и орфоэпию?


Задание опережающего характера:

1 группа- ученическмй уровень опираясь на материалы учебника «Русский язык» составить вопросы для фонетической разминки.

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи

Фонетика

Предмет изучения фонетики

Звуки речи

В чем различие звука и буквы?

Буква обозначает звуки на письме

На какие две группы делятся все звуки речи?

Гласные и согласные.

Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я?

[й’э], [й’о], [й’у], [й’а]

Когда буквы е, ё, ю, я дают два звука?

Когда буквы е, ё, ю, я дают один звук? Приведите примеры.

В начале слова; после разделительных ъ, ь; в конце слова; после гласных букв. Яма — [й’а]ма; юла — [й’у]ла; вьюга — в[й’у]га; съезд — с[й’э]зд; армия — арми[й’а]; знаем — зна[й’э]м.

Назовите характеристики согласных звуков.

Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.

Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости.


[б-п], [б’-п’], [г-к], [г’-к’], [в-ф], [в’-ф’], [д-т], [д’-т’], [з-с], [з’-с’], [ж-ш]

Какие звонкие и глухие звуки являются непарными?


Звонкие - [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й’]

Глухие - ([ц], [ч’], [х])

Какие звуки всегда твёрдые?

[ж], [ш], [ц]

Назовите непарные звуки по признаку мягкости.

[ч’], [й’], [щ’]

Какие звуки называют шипящими?



[ш] [щ’] [ч’]

Сколько звуков в русском языке?

?



2 группа – алгоритмический уровень подготовить фонетические задачи по изучаемой теме.


Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствия для общения. Неверное ударение в слове, неправильное произношения режет слух, поэтому необходимо владеть нормами правильного произношения. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.


Задача 1. Вставьте пропущенные буквы в словах, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных. Что такое транскрипция?

Сформулируйте правило. Обоснуйте свой ответ по схеме: Дано – решение – вывод.

Бо[...] , празднуе[...], исповедова[..., до[...] и [...] , ску[...]о, коне[...]о, наро[..]о, чт [...] обы, [...] о , не [..]о, мя[...’] , (л [..] сок, в[....] сна, пл[...] сать.


Задача 2. Спишите слова, поставьте в них ударения. Ответье на следующие вопросы: В чём особенности русского ударения? С выделенными словами составьте предложения.

Афе́ра (не афёра!), аэропо́рты, обеспе́чение, звони́шь хозя́ева, пуло́вер, коне[шн]о, ту́фля, авто́бус, догово́р, катало́г, простыня́, сре́дство, язык.


Язык народа — цвет всей его духовной жизни.

Язык каждого народа создан самим народом.

Язык – отражение национальной культуры обшества.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Культура. Язык, традиции, обычаи.

Ребята, сегодня мы поговорим об обычаях и традициях казахского, русского, британского народа, закрепляя свои знания по теме «Основные типы звуков в русском языке». Народные традиции, обычаи, праздники.

Работа с текстом.

Текст №1. Задание: Прочитайте текст, переведите выделенный отрывок текста на английский язык.

У каждой нации и в каждой стране есть свои обычаи и традиции.В Великобритании традиции играют более важную роль в жизни людей, чем в других странах. Англичане гордятся своими традициями и тщательно сберегают их. Праздники особенно богаты старыми традициями. Рождество - большой английский национальный праздник. Люди приглашают своих друзей к себе домой, чтобы проводить Старый год и встретить Новый год. Когда часы начинают бить двенадцать , глава семьи идет ко входной двери и открывает ее широко и держит ее до последнего удара. Затем он закрывает дверь. Он выпустил Старый год и впустил Новый год.

Еще одна английская традиция - сырная гонка. Это мероприятие проводится ежегодно в последний понедельник мая ровно в полдень на холме Купера в Глостаре., все участники буквально гонятся за головкой сыра, которую спускают с очень крутого холма. В этой погоне за сыром принимают участие люди со всего мира.

Масленица в Англии празднуется в марте. Масленица в Англии продолжается всего лишь один день-последний вторник перед Великим постом.Называется этот день «Покаянным вторником» из-за церковной традиции исповедоваться перед началом поста.В Англии в этот день принято устраивать множество развлечений и шутливых соревнований. В этот день проходят разнообразные соревнования, кулачные битвы. Самым известным мужским состязанием является футбол. Масленица в Англии не обходится без блинов. Рецепты приготовления блинов в Англии такие же, как и в России. Однако наполнять их начинками не принято.  Но кульминацией всего шутливого действа является традиционный «Блинный забег».   В соревнованиях  участвуют и женщины. Так в этот день проходят ежегодные состязания в беге женщин с блинами. Женщины мчатся с горячей сковородой и блином на ней. Каждая из участниц держит в руках сковородку с блином , который надо подбрасывать на бегу и пытаться не уронить на землю Первый кто прибегает  к стоящему у церкви звонарю, считается победителем гонок. 


Текст №2.Задание: Прочитайте текст. Прескажите. Составьте вопросы к тексту. Расставьте ударение в выделенных словах. Произведите фонетический разбор согласных в слове: Чудная

 Наурыз в Казахстане справляют 22 марта. В этот чудный день происходит обновление природы: бурно растет трава, набухают почки на деревьях, проходят первые дожди. В этот день принято приводить в порядок свое жилье, отдать долги, прощать все ссоры и обиды. Празднование Наурыза начинается со встречи рассвета. Люди берут грабли, лопаты и идут к роднику для его чистки. Затем под наблюдением старших отправляются на посадку деревьев. По традиции при посадке деревьев нужно приговаривать «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо. В этот день готовится очень много еды, являющейся символом изобилия. Дастархан накрывается в каждом доме. У казахов особое значение имеет цифра 7. Напроимер, наурыз-коже, изготовляемый на 7 ингредиентов. Это мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик.По мифологическим представлениям казахов Наурыз- это день, когда на земле устанавливается добро.

Текст №3. Задание: Прочитайте, перескажите. Сделайте фонетический разбор слова: солнце.

Масленица — древнейший народный праздник проводов зимы и встречи весны.

Для всего русского населения семь масленичных дней были самым веселым и любимым временем в году. Народ ласково называл этот праздник "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "пеpепелочка", "объедуха".
Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях , распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

Основным угощением и символом Масленицы являются блины. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с четверга по воскресенье.  Круглый румяный блин очень похож на летнее солнце. Ели блины со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными начинками с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как "честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица

Понедельник — устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело.


Вторник — в этот день начинаются веселые игры.

Среда  — "лакомка". На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.
Четверг — чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" — то есть по часовой стрелке вокруг деревни.

Пятница — " зять едет "к теще на блины".
Суббота  —  в этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.
Воскресенье — это заключительный, "прощеный день", когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу.
В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело. Этим и завершается праздник Масленицы.


Работа с пословицами. Задание: Продолжи пословицы о Масленице.

1.Не житье-бытье,а Масленица

2.Масленица семь дней гуляет.

3.Без блина не масляна

4.Масленица без блинов,именины без пирогов не бывают.

Работа с поговорками. Задание:

1. Как много стран,так много обычаев. So many countries so many customs

2. У традиции седая борода. Tradition wears a snowy beard.

3. Обычай сильнее закона. Custom rules the law.

4. всякую привычку есть отвычка. Break the legs of an evil customНа


Творческая работа. Составьте небольшой текст на тему: Нужно ли изучать фонетику и орфоэпию? Докажите свою точку зрения, опираясь на мнения ученых и писателей.


Преподаватель : Ребята, вы подобрали очень яркие примеры, отвечая на проблемный вопрос. Действительно, чтобы овладеть орфоэпией, то есть правильным литературным произношением, надо уметь слышать и анализировать звучащее слово. Именно звучащая речь является основной формой существования языка. Даже когда мы читаем про себя, слова воспринимаются нами в их звуковом составе.

Время нашего урока истекло. Благодарю всех за работу. Очень надеюсь, что урок был вам не только в удовольствие, но и на пользу.

 Домашнее задание.

Написать рекламный текст, призывающий изучать фонетику и бережно относиться к языку (не менее 150 слов).

 

 























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!