Тема: Правописание предлогов и приставок.
Цель: 1.Научить уч-ся распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
2.Продолжить работу над развитием речевой деятельности, познавательной активности уч-ся.
3.Воспитывать интерес к предмету, аккуратность написания.
Ход урока.
I.Орг.момент.
- Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
- Садитесь, ребята. Вчера вечером мне принесли конверт с приглашением нас в гости, но на этом конверте нет ни адреса, и нет данных кто нас приглашает в гости. В конверте даны задания:
1.Составить портрет того, кто нас приглашает в гости.
- Также у вас на столах лежат конверты, мы их открывать будем по мере поступления заданий.
2. С помощью загадки вы должны отгадать по какому маршруту нам следует идти.
- Готовы? Не страшно? Идем в гости? Слушайте загадку и определяйте через что нам идти.
- Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес.) Слайд 1.
Тишина в лесу стоит
Молодой снежок блестит
Хорошо гулять гурьбой
В день морозный голубой.
- А чтобы мы не заблудились с нами пойдет проводник. Кто это, узнаете отгадав загадку:
Красный нос, в руках метелка
Проживает рядом с елкой
К холодам давно привык
Наш веселый (снеговик) Слайд 2
- Правильно.
II.Минутка чистописания. Слайд 3.
- Вот мы с вами готовы идти в зимний лес. Чтобы ручки не замерзли немного поработаем и заодно начнем составлять портрет нашего таинственного незнакомца. Какую букву нам предстоит написать узнаете отгадав загадку. Слайд 3.
- Правильно. Иди к доске бери деталь и приклеивай. (дет.1 – нижн.полукруг)
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Прописываем (Слайд 4)
- Составьте предложение со словом снегирь. (На ветке сидит снегирь.)
- Запишем это предложение.
- Девочки посчитайте ск-ко звуков в слове снегирь, мальчики – ск-ко букв в этом слове. (6 зв. 7 б.) (мальчик и девочка идут приклеивают дет. 2 – глаза.) Почему в этом слове букв больше, чем звуков? (ь зн.- буква, звука не дает).
III.Мотивация к учебной деятельности.
- Зашли мы в лес. Посмотрите, нас встречает белочка. Она просит у нас помощи, поможем ей?
Слайд 5 (в, по, …..)
- Как вы думаете, что записано?
- Так что же это приставки или предлоги? Почему у вас и у белки возникло затруднение? (есть такие приставки и есть такие предлоги, произносятся и пишутся одинаково)
- Как вы думаете, какую учебную задачу нам предстоит решить сегодня во время путешествия? (научиться различать приставки и предлоги, правильно писать их со словом). (дет.3 – верхн.полукруг)
Тема нашего урока (слайд 6).
IV.Актуализация знаний.
1.- Помогли белочке, идем дальше, но посмотрите на нашем пути встретились горы. Может обратно вернемся домой? Для того, чтобы преодолеть снежные вершины нам надо выполнить задание. (Слайд 7)
- Прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить эти слова?
1.на словарные и не словарные.
2.на глаголы и существительные.
3.на слова с приставками и предлогами.
- Еще раз внимательно посмотрите на слова и назовите слова с приставками.
- Что такое приставка и для чего она служит? (приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов). (дет 4 – узкая полоска).
- Как пишется приставка со словами? (слитно).(дет.5 – ват.диск)
- Как найти приставку в слове? (подобрать однокоренные слова без приставки или с другими приставками). (дет.6 в.д.)
- Молодцы! Прочитайте слова с предлогом.
- Что такое предлог и для чего он служит? (предлог – самостоятельная часть речи и служит для связи слов в предложении). (дет.7 – в.д.)
- Как пишется предлог со словами? (раздельно)
- Кто знает, что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (надо м\у предлогом и словом поставить вопрос или слово например по (какой большой дороге, по (маленькой дороге). (дет.8 – в.д)
- Посмотрите внимательно на словосочетания, какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками. (безуд.гласные.)
- Как проверить безударную гласную?
- Во втором столбике тоже пропущены буквы, а эти слова как называются? (словарные). А здесь как проверить? (надо запомнить)
2. - Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните предлоги и выделите приставки.
3. Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадками друг с другом и проверьте работу. Слайд 8. (дет.9 – в.д)
V.Физ.минутка для глаз.
ХУДОЖНИКИ
Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперёд Это мчится самолёт… Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули! | Выполняется сидя за партами дети “рисуют” глазами круг, не поворачивая головы “рисуют” окно “рисуют” бревно опустить глаза вниз, поднять глаза вверх крепко зажмурить глаза (3-5 сек.) поморгать глазами 3-5 сек. смотреть прямо перед собой поморгать глазами 3-5 сек. |
VI. Первичное закрепление.
- Пора нам идти дальше. Кто-то спрятался под кустом. Кто же это? Узнаете отгадав загадку. (Слайд 10) Возьмите конверт под № 1, откройте его и прочитайте задание.
Задание: 1р. – выписать слова с приставками;
2р. – выписать слова с предлогами;
3р. – выписать 3 слова с приставкой, 3 слова с предлогом.
- Проверяем.
1 ряд – потянул, закричала, накатилась, долез, полетала, влетела. (дет. 11)
2 ряд – с востока, в лесу, на солнце, до вершины, по комнате, в клетку. (дет.12)
3 ряд – потянул, закричала, накатилась, с востока, в лесу, на солнце. (дет.13)
V. Дифференцированная работа в группах.
- Что-то совсем холодно стало. Посмотрите сама Снежная Королева пожаловала к нам в гости. Она принесла нам задание от таинственного гостя. Вам надо будет разделиться на группы:
Зеленый шар – 1 сложный уровень;
Синий шар – 2 средний уровень;
Желтый шар – 3 легкий уровень.
1 уровень: зеленый шар
-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
Лодка (от)плыла (от)берега.
Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
Солнце (за)шло (за)тучу.
Всадник (с)лез (с)коня.
(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
(До)лагеря мы(до)брались только ночью.
2 уровень. Синий шар.
Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены. На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.
3 уровень. Желтый шар:
-Вставьте предлоги и запишите предложения.
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.
( под, по, к ,из, за)
Проверка, по одному человеку от группы. (дет.)
VI.Музыкальная физ.минутка.
- Давайте согреемся .
VII.Работа в парах.
- Ну что же осталось совсем немного, и мы доберемся до таинственного гостя. Возьмите и откройте конверт № 2. Прочитайте задание. Выполните его на листочках. Можно советоваться друг с другом.
- Проверяем.
- Посмотрите какой дворец! Интересно кто там живет? К кому мы пришли в гости?
Открываем доску, кто же это? (Дед Мороз).
4. Сценка.
- Надо спешить нам. Вы ничего не слышите? (Слайд 9). Мне кажется к нам кто-то приближается.
Предлог: - О, привет, Приставка – тезка!
Приставка: - И тебе привет, Предлог!
Расскажи, зачем пожаловал,
Ты к ребятам на урок?
Предлог: - Знаешь, очень огорчает.
Что нас путают с тобой
Я – часть речи, понимаешь?
Словом – Я! Горжусь собой!
Приставка: - Я, конечно, не часть речи
А всего лишь слова часть,
Но со мной любое слово
Можешь точно ты назвать
Ты приходишь, или входишь,
Или речку переходишь.
Я, часть слова, посмотри!
Меня в помощники бери.
Я дружна со словом очень
Вместе пишут нас всегда.
Предлог: - А Предлог раздельно пишут,
И это права не беда!
Между словом и предлогом
Можем ставить мы вопрос:
На (какой) на снежной горке
Отморозил Коля нос! (дет.10)
- Чем же был огорчен предлог? (тем что его путают с приставкой)
А, вы теперь сможете отличить приставку от предлога? Ребята, сейчас зима и вы наслаждаетесь зимними забавами, будьте осторожны, не замерзайте и не отморозьте как Коля нос. А если все же отморозили, не трите варежкой или снегом, а бегите домой и приложите что-нибудь теплое.
VIII. Рефлексия.
Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Что затруднило в новой теме?
!
?
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
IX. Домашнее задание.
Открываем дневники и записываем дом.задание с. 132 упр.260
Если останется время.
3.Работа в группах. (у каждой группы одинаковые задания)
Решили лисы кролика (за)печь, _____________________________________________
А кролик из духовки прыг (за) печь. __________________________________________
Зависело б (от)мыла, _____________________________________________________
Веснушки я б (от)мыла.____________________________________________________
Сугробы снега вьюги (на)мели,______________________________________________
И грузовик, как баржа, (на)мели.____________________________________________
Я правило бубня (под)нос, ________________________________________________
в альбоме рисовал (под)нос._________________________________________________
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________________________________
Игра на внимание.
1. Слова с приставками - 1 хлопок.
2. Слова с предлогами - 2 хлопка.
(За)горой, ((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили.
Предлог: - О, привет, Приставка – тезка!
Приставка: - И тебе привет, Предлог!
Расскажи, зачем пожаловал,
Ты к ребятам на урок?
Предлог: - Знаешь, очень огорчает.
Что нас путают с тобой
Я – часть речи, понимаешь?
Словом – Я! Горжусь собой!
Приставка: - Я, конечно, не часть речи
А всего лишь слова часть,
Но со мной любое слово
Можешь точно ты назвать
Ты приходишь, или входишь,
Или речку переходишь.
Я, часть слова, посмотри!
Меня в помощники бери.
Я дружна со словом очень
Вместе пишут нас всегда.
Предлог: - А Предлог раздельно пишут,
И это права не беда!
Между словом и предлогом
Можем ставить мы вопрос:
На (какой) на снежной горке
Отморозил Коля нос! (дет.10)