СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Право на труд в эпоху глобальных перемен»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Право на труд в эпоху глобальных перемен»»


Зачем мы это делаем?

Здравствуйте, ребята! Вы держите в руках рабочую тетрадь-навигатор по географии, она поможет вам правильно двигаться по маршруту СОМа «Право на труд в эпоху глобальных перемен»!

По итогу занятия у вас получится 2 готовых продукта: заполненная тетрадь-навигатор и видеоролик. За каждый из них каждый участник вашей команды получит оценку, соответствующую требованиям.

Когда появилось разделение труда? Разделение труда возникло в глубокой древности. Первые его формы и до сегодняшнего дня встречаются у племен, изолированно проживающих во влажных экваториальных лесах Амазонии, бассейна реки Конго, Индокитая. Это половозрастное разделение труда: между мужчинами и женщинами, а также между членами племени разных возрастов. Из-за различий в природных условиях возникло разделение труда между общинами, занимавшимися различными видами хозяйственной деятельности: охотой и собирательством, земледелием, животноводством.

Территориальное (или географическое) разделение труда связано со специализацией территорий на выпуске видов продукции, производство которых наиболее выгодно при данных природных условиях и уровне социально-экономического развития. Исторически первое межрайонное территориальное разделение труда появилось, когда люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Обмен продукцией дал толчок формированию взаимозависимого экономического пространства и институтов государства с целью его защиты.

Международное разделение труда (МРТ) возникло в результате длительного процесса специализации стран на производстве наиболее выгодной продукции, т.е. продукции, издержки на производство которой минимальны по сравнению с международными.

Очевидно, что между странами выгодно наладить международное разделение труда. О том, насколько глубоко может быть международное разделение труда, можно судить на следующем примере:

Житель США, покупая у американской компании «Дженерал Моторс» произведенный ею автомобиль «Понтиак», на самом деле совершает международную сделку. Он платит за эту машину 10 тыс. долл., которые распределяются следующим образом:

3000 долл. идут Южной Корее, рабочие которой осуществляли простые и трудоемкие сборочные опе­рации;

1850 долл. идут Японии за купленные у нее моторы, ведущие мосты, электронные устройства;

700 долл. получает Германия за конструирование этой машины;

450 долл. перечисляются фирмам Тайваня, Синга­пура и Гонконга за изготовление мелких деталей;

250 долл. уходят на счета английских фирм за орга­низацию рекламы и сбыта автомобилей;

50 долл. стоят услуги фирм Ирландии и Барбадоса, занимавшихся обработкой данных.

Итого — примерно 6 тыс. долл. достается гражданам других стран.

На долю граждан США — управляющих и акцио­неров «Дженерал моторс», адвокатов и банкиров, об­служивающих фирму, других участников производства этого «американского автомобиля» — приходится лишь около 4 тыс. долл.

При этом каждая страна может специализироваться на том, что у нее лучше получается, и отдавать это в обмен на то, чего у нее не хватает. Так складывается международная, или внешняя торговля.

Многие страны обязаны внешней торговле своим процветанием. История показывает, что наибольший доход на душу населения всегда имели торговые державы.

С начала XVII в. это были Нидерланды, затем Великобритания, с 90-х гг.XIX в. – США. В период после Второй мировой войны бурный рост внешней торговли способствовал «экономическому чуду» в Японии и Германии.

Сумма тех товаров и услуг, которые страна вывозит за границу, называется ее экспортом, а тех, что она ввозит из-за рубежа, – импортом.

Разность между экспортом и импортом называется сальдо внешней торговли. Если страна вывозит больше, чем ввозит, то у нее положительное, или активное, сальдо внешней торговли. Если же, наоборот, импорт больше экспорта, то сальдо называется отрицательным, или пассивным.

Пройдя все этапы СОМа «Право на труд в эпоху глобальных перемен», вы снимите видеосюжет, подытоживающий всю собранную информацию и сделанные открытия и также ответите на ключевой вопрос сома: Какой работник востребован в цифровую эру? 

Успехов, ребята!

Ресурс для размещения итогового продукта и для поиска информации:

Группа в ВК «Артек География»



Подготовительная часть «План действий. Траектория решения»

В этом разделе навигатора вам предлагается разделить обязанности между собой, спланировать свою деятельность, таким образом, чтобы за 2,5 часа СОМа успеть создать конечный продукт. Вы сами определяете свои «роли» в создании проекта, расписываете план действий и обязанности каждого из участников, возможно, оценить работу каждого.

Заполните таблицу 1:

Таблица 1

Лагерь __________________ Отряд ________

Оценка (ставит учитель)

Фамилия, имя участника группы

Класс

1




2




3




4




5




6





Совет! Ответы на вопросы пишите непосредственно в тетради; тексты, графики, схемы и пр. можете составлять на отдельных листочках и вклеивать в тетрадь.


(табл.1)

Роль

Обязанности

Само

оценка

1





2





3





4





5





6

































Предметная часть

Предметная часть состоит из 4 этапов:

  1. «Международное разделение труда»

  2. «Геополитика в мире»

  3. «Визитная карточка» региона»

  4. «Геополитическая ситуация в мире» (творческий проект)

Проанализировав информацию, полученную на каждой из частей, вы найдете ответ на проблемный вопрос нашего занятия!


  1. «Международное разделение труда»

Международное разделение труда (МРТ) – это специализация отдельных стран на производстве тех или иных товаров и услуг, которыми они обмениваются. 

Вопросы:

  1. Каковы причины МРТ? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  2. Зависит ли оно от ресурсов, которыми обладают страны? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  3. А от природных условий? От размеров государств?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Трудовые ресурсы – это часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями.

Основная часть трудовых ресурсов – население в трудоспособном возрасте: женщины _________лет, мужчины _________ лет. Но не все люди в трудоспособном возрасте способны к труду, среди них есть инвалиды и пенсионеры-льготники. К трудовым ресурсам относится и население в нетрудоспособном возрасте – ____________________ и ______________.


Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложение со стороны трудоспособного населения.


 Как влияет спрос при низкой и при высокой оплате труда?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.





  1. «Трудовые ресурсы мира»


Задание 1. Распределите перечисленные страны мира по соответствующим группам:

Бангладеш, Индия, Россия, Эстония, Бразилия, США, Эфиопия, Китай, Австрия, ОАЭ, Руанда, Япония, Республика Корея, Кувейт, Саудовская Аравия, Австралия, Израиль, Украина.

Группы:

1.Страны большой «восьмерки» ____________________________________

2.Ключевые страны______________________________________________

3.Наименее развитые страны______________________________________

4.Нефтеэкспортеры______________________________________________

5.НИС_________________________________________________________

6.Экономически развитые страны__________________________________

7.Страны с переходной экономикой________________________________

8.Страны СНГ__________________________________________________

Задание 2. Выберите страны, не имеющие выхода к океану.

Боливия, Венгрия, Израиль, Монголия, Мали, Украина, Узбекистан, ФРГ, Швеция, Швейцария, Эстония, ЮАР, Гаити.

Задание 3.Подберите пары по принципу «страна – столица».

1.Австралия А. Алжир

2. Алжир Б. Бангкок

3. Украина В. Богота

4. Венесуэла Г. Дамаск

5. Кения Д. Канберра

6. Колумбия Е. Каракас

7.Норвегия Ж.Киев

8.Сирия З.Найроби

9.Тайланд И.Осло

10. Чехия К. Прага

Задание 4. Из приведенного ряда утверждений выпишите верные.

  1. В республиках законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.

  2. Верховная власть в монархиях передается по наследству.

  3. Республик в мире меньше, чем монархий.

  4. Ватикан относится к теократической монархии.

  5. В Японии, Великобритании и Саудовской Аравии абсолютная монархия.


Задание № 5 «Викторина в квадрате» Найди 8 стран Европы

А

Ц

У

Р

О

К

Л

В

Ы

У

Б

Р

И

С

П

А

Н

И

Я

К

Е

И

П

Р

Д

Ж

Ф

Т

Э

Р

Л

Б

О

Л

Г

А

Р

И

Я

А

Ь

Д

Л

Ж

Ц

Д

А

Ц

И

И

Г

Л

Ь

Д

Е

А

Н

А

О

Н

И

П

Ш

Й

В

Н

Ц

И

Н

А

Я

М

А

Ш

Я

И

И

Ц

И

У

И

Т

А

Л

И

Я

Я

М

А

Х


Задание №6«Столицы государств»

Установи соответствие между странами и столицами

1. страна

столица

2. страна

столица

3. страна

столица

4. страна

столица

Австрия


Испания


Франция


Германия


Португалия


Италия


Болгария


Греция


Украина


Беларусь


Таджикистан


Эстония


Узбекистан


Киргизия


Литва


Латвия


Испания


Чили


Молдова


Грузия


Финляндия


Бельгия


Албания


Египет


Дания


Ирландия


Конго


ЮАР


Монголия


Куба


Иран


Бразилиа


Канада


Судан


Таиланд


Мексика


Колумбия


Норвегия


Индия


США











  1. «Визитная карточка» региона»

Выбери любую страну, которая расположена в Европе и дайте ее полную характеристика по предложенному плану.

Название страны (Страна на выбор обучающегося)


ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ (ПГП) СТРАНЫ


1.Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а) уровень экономического развития соседних стран;

б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам;

в) Стратегическая оценка государственной границы.


2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции: а) возможность использования морского речного транспорта;

б) торговые отношения с соседними странами;

в) обеспеченность страны сырьем.


3. Отношение к "горячим точкам" планеты:

а) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах;

б) военно-стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом;

в) участие страны в международной разрядке, разоружении;


  1. Общая оценка политического положения страны.








  1. Создание итогового продукта «Геополитическая ситуация в мире»

Все предыдущие этапы были подготовкой к выходу на создание конечного продукта – новостного репортажа с ответом на главный вопрос нашего занятия!

(Ваша задача снять короткий новостной репортаж о «Геополитической ситуации в мире».)


Критерии новостного репортажа

Длительность

Не менее 1 минуты

Вовлеченность

В видеоролике необходимо задействовать не менее 6 человек от вашей команды

Содержательная составляющая

В видеоролике дается ответ на ключевой проблемный вопрос, и показывается, как различные блоки СОМа могли помочь в этом

Оригинальность

Приветствуются нестандартные ходы (например, можно сюжет сделать ролевым и т.д.)


Прежде чем приступить к съёмке ролика, напишите краткий план-сценарий и распределите обязанности и роли между участниками группы:












































Для нас сегодняшний СОМ… (эту страницу необходимо запомнить в конце занятия, проанализировав мнение всех участников вашей команды; авторство указывать здесь не нужно)

Напишите основные мысли, появившиеся у вас в процессе подготовки проекта (можно представить мнения нескольких ребят):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ваши предложения для этого занятия (Чего вам не хватило? Что бы вы добавили в СОМ?)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Что не понравилось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


А что понравилось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После СОМ мне захотелось…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!