СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правила написания личного письма».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Правила написания личного письма". Формирование первичных навыков написания личного письма. Эпистолярный стиль в современных условиях общения.

Просмотр содержимого документа
««Правила написания личного письма».»

МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка



Конкурсная работа «Лучший урок письма – 2015».





Методическую разработку урока в 4 классе (КРО)

выполнила учитель начальных классов

Литвинова Валентина Вениаминовна.

Т: 8 950 8579 351

Ростовская область,

Сальский район,

МБОУ СОШ № 86.























2015 г.

Паспорт урока.

Тема урока: «Правила написания личного письма».

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладение умением писать письма личного характера.

Дидактическая задача: формирование УУД в условиях решения учебных задач

(Познавательная деятельность, речевая, работа с источникам информации, организационная деятельность).

Организационные формы обучения: фронтальная, группова, индивидуальная.

Виды работ, способствующие формированию УУД на уроке: установление связи между учебной деятельностью, её мотивом и результатом; планирование деятельности, прогнозирование, коррекция действий, саморегуляция. Оценка.ИКТ-компетентность.



Сведения об учителе и обучающихся.

Литвинова Валентина Вениаминовна.

Образование: высшее. ТГПИ.

Стаж работы: 41 год в школе №86

Класс: 4 «Б» (КРО), многонациональный.

В класс 12 человек: 5 девочек, 7 мальчиков.



Презентация к уроку выполнена для интерактивной доски в программе

«Notebok».

















Тема урока: «Правила написания личного письма».

Цель урока:

  1. Учить детей овладевать навыками эпистолярного жанра, раскрыть стилистическое своеобразие личного письма;

  2. Развивать умение самостоятельно выстраивать логическую схему писем, развивать письменную речь и творческие способности детей;

  3. Формировать УУД в условиях решения практических задач (личностные, коммуникативные, познавательные навыки).

Учебные задачи

1.Развитие письменной речи учащихся.  2. Соблюдение стилевого единства письма.  3.Умение выделять смысловые части письма. 
Воспитательные задачи:  1. Воспитывать интерес к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. 

2. Воспитывать любовь к родному языку. 


Оборудование урока: компьютерная презентация для интерактивной доски, тетради по русскому языку, фронтовые письма-треугольники из школьного музея , письма военнослужащих, бывших выпускников нашей школы и листы бумаги для написания письма, конверты, памятки для обучающихся ( на парте )

Пропедевтическая работа: экскурсия на почту и беседа с оператором, встреча с почтальоном, самостоятельная работа учащихся в библиотеке (подборка стихов, загадок, пословиц о почте, о письмах).



















Ход урока.

( Титульный слайд-1 детям не демонстрируется)

  1. Организация класса. Фиксация на цели урока. Определение темы.

Вступительное слово учителя.

(Слайд-2)

- Дорогие дети! Сегодня, в пору весенних гроз и преддверия праздника 70-летия Великой Победы, мы проведём урок открытия новых знаний. Тему урока вы сформулируете сами, отгадав эти загадки. (Слайд -3)

1.Что, скажите, за конверт -

Маленький, но яркий?

Облетит он целый свет,

Коль наклеишь марки.

2. Без крыльев, а прилетит,

без ног, а придёт,

Без языка, а всё расскажет.

Дети:

- Это письмо.

(открывается «шторка», слово «ПИСЬМО» можно «тащить» вверх)

-Да, мы долго готовились к этому уроку, посвящённому искусству написания письма. Эпистолярный жанр – это искусство, и вы в этом убедитесь. Вы уже учились в 3 классе писать записки и вести записи в личном дневнике, учились подписывать поздравительные открытки и конверты. Но сегодня вам предстоит открыть новые секреты письменной речи. Мы будем учиться писать личные письма. Умение писать письма – это искусство, этому надо учиться и овладевать им постоянно. Прочитайте один из советов академика Д. С. Лихачёва:
«Прежде всего, одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать пра­вильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому, пишите пись­ма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например».
- Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова подсказки, правила (класс делится на две группы, в каждой группе назначаются консультанты).

(Слайд – 4) А чтобы наше дело пошло успешнее, начнём урок со словарной работы.


2. Словарная работа. Актуализация знаний.(Слайд – 5)

- Установите соответствие:на интерактивной доске к каждой формулировке на тему «Почта» надо «перетащить» соответствующее обобщающее слово.

  • Текст, посылаемый кому-либо для сообщения о чём-то или о ком-то. Иначе: Без крыльев, а прилетит, без ног, а придёт, без языка, а расскажет. (Письмо)

  • Специальный пакет из бумаги для вкладывания письменных сообщений. ( Конверт)

  • Учреждение, которое занимается пересылкой писем, посылок, газет и журналов.

(Почта)

  • Бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен.

(Марка)

  • Человек, которому адресовано письмо, т.е. тот, кто должен его получить.

(Адресат)

  • Человек, который написал и отправил письмо.

(Адресант)

  • Человек, который принесёт письмо в ваш личный почтовый ящик.

(Почтальон)

  • Надпись на конверте, указывающая, куда надо доставить письмо.

(Адрес)

  • Домик из жести, а жильцы в нём – вести.

(Почтовый ящик)

  • Слово для приветствия и пожелания здоровья, с которого обычно начинается письмо.

(Здравствуйте)

3.Мотивирование. Смыслообразование. -Дети, может быть, кто-то считает, что теперь писать письма не обязательно, не модно, что в мире современных технологий нет места рукописному письму. Ведь можно позвонить по телефону, отправить SMS, пообщаться в «одноклассниках». Электронная почта доступна теперь даже вам, младшим школьникам. Как вы думаете, ребята?

(Свободные высказывания детей)

Читает Исминаз Ахмедова:

-Эти буквы - твоих рук тепло,

Передаст мне бумага, чернила,

Кто-то скажет: исьмо? Ну и что?

Есть возможности ныне иные...

Я отвечу: "и-мейлы" - ничто!

А бумажные - словно живые…



Читает Исмаил Мусаев:

Что Билайну не под силу,
И не сможет Мегафон,
Сможет самый настоящий,
Наш российский почтальон!
Он письмо доставит в срок
Прямо в руки адресату
И в таёжную деревню,
И в село, и в часть солдату!



- Получает ли ваша семья письма? - Получал ли кто-нибудь из вас письмо? - Хранятся ли в вашем доме письма, как добрая память о дорогом человеке, о том, кто далеко? - Есть ли письма – реликвии?

(На столе у классной доски лежат конверты с письмами выпускников школы учителям, письма солдат из армии РФ, письма-тругольники фронтовиков Великой Отечественной войны, которые хранятся в школьном музее и принесённые письма детьми из дому)

(Слайд -6)

- Читаем строки из стихотворений на слайде. Что мы понимаем из них?

Дети: Письма людям нужны. Их ждут. Читают. Многие письма долго хранят.

- Письма - своего рода история. В переписке люди обмениваются чувствами, обсуждают важные вопросы и проблемы. Люди пишут письма и ждут ответа. А как радостно получить долгожданный конверт со знакомым почерком дорогого человека!

-Адресат прочитает то, что написал ему адресант. Содержание письма и его оформление поможет адресату представить себе того, кто писал. Письма надо уметь писать. Послушайте два стихотворения-письма. Я думаю, вы сразу догадаетесь, кто умеет писать письма, а кому следует подучиться.

4. Работа с письмами – образцами (1 часть)

Читает Хадижа Хасанова:

«Ты далеко, ты мне не пишешь. Быть может, кончились слова? Меня ты этим не обидишь, Я напишу тебе сама. Я расскажу тебе о лете, О том, что зреет рожь в полях,

О том, что рано на рассвете Ловили рыбу мы в прудах. Я напишу тебе о доме, О милом сердцу уголке И о случайной той знакомой, Что вечно помнит о тебе».


Читает Кадыр Сапаров:

«Бабуль, привет! Ты не грусти!

Конфеты кончились, учти! Я лоб ушиб, носки сушу. Два дня письмо тебе пишу. А тут ещё большое горе: Пропали тапки на заборе. Не скучно здесь, в поход ходил. Ну, ладно. Всё. Твой внук Кирилл».


-Вы заметили разницу? Думаю, что всё ясно и без слов!

5. Работа с письмами-образцами (1 часть)

- Ребята, перед вами портрет первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина .(Слайд -7). Для всех мальчишек и девчонок он всегда был примером порядочности и отваги. Письмо Ю. А .Гагарина к школьникам читали несколько поколений мальчишек и девчонок. Знакомы с содержанием этого письма и вы. Сегодня прочитаем его снова, но теперь как образец письма.

(Слайд №8)

Здравствуйте, дорогие мои друзья!

Самая большая победа придёт только к тому, кто умеет одерживать над собой пусть самые маленькие, незаметные для других, победы.

Ребята! Играйте в футбол, занимайтесь в кружках, словом, занимайтесь своими обычными делами, но всегда стремитесь к большой цели, не отступайте ни перед чем, что кажется трудным.

Мне хочется пожелать вам всем, ребята, большого счастья в жизни, богатырского здоровья и всегда хорошего настроения.

До новых встреч!

Ваш Ю. Гагарин. 19.05.1961г.


- С каких слов начал письмо Юрий Гагарин?

- Прочитайте абзац после приветствия и обращения.

- Какие советы даёт космонавт ребятам?

- О чём пишет в заключительной части?

- Попробуйте озаглавить каждую часть. У вас получится план письма.

- Получилось? Давайте сравним, проверим и придём к общему решению.

(«шторка» опускается)

6. Представление проектной работы «История писем». Итоги исследовательской работы. Дети, выполнявшие исследовательскую работу, расскажут историю писем, хранящихся в школьном музее, и писем, принесённых из дому.

Бабаяну Юлия показывает письмо-треугольник, которое хранит её мама в фотоальбоме. Это письмо с фронта прислал мамин дедушка домой в 1944 году. Писем было много, но сохранилось только это.

Мшар Денис рассказал историю письма, хранящегося дома в специальной папке с документами. Это письмо из Афганистана, где служил его дедушка.

Мустафаева Жейлан рассказала об авторе письма. Подготовленные ученики рассказывают, как оформлены слова приветствия и слова прощания в письмах, как раскрывалась тема писем, какие вопросы задавались и т.д.

Вывод: нужно возрождать традицию эпистолярного жанра, бережно и с любовью относиться к родному языку, проявлять интерес к его познанию.

6. Нравственно-этическая ориентация : определение правил написания письма.

Грамотность.

- И так, план написания письма у нас есть. Мы пишем тем, кого любим, уважаем. Значит, писать надо грамотно, соблюдая законы письма. А этому надо учиться.

-Прочитайте, что надо помнить человеку, который решил написать письмо?

(слайд №8)

Вставьте пропущенные буквы в слова, которые люди чаще всего пишут в письмах ( слайд №9) (Дети выходят к доске: « выбрать», «перо», пишут нужную букву)

Чистота слова

- А теперь сложная работа. Из все слов на странице уберите те, которые вы бы не стали писать в письме сами и не рекомендуете писать другим. (слайд 10)

Учитель: Подумаем, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?) Записать в тетрадь: 

  • Сообщить, оповестить; 

  • Поздравить; 

  • Извиниться; 

  • Поделиться чувствами, впечатлениями; 

  • Поблагодарить и т. д. 


Прочитайте высказывания писателей. Сфор­мулируйте на основе их содержания один из важных советов — как писать.
У детей на столах карточки. Дети вслух читают:


1) Это уж давно было сказано на свете, что слог у писателя образуется тогда, когда он хорошо знает того, кому пишет. (Н. Гоголь.)

2) Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова. (К. Паустовский.)

3) Я понял вдруг, что настоящая картина, как и стихо­творение, должна посвящаться кому-то, она должна адрес иметь. (Д. Гранин.)

4) Меня никогда не отпускает мысль, что я пишу кому-то. Обязательно для кого-то. (Б. Катаев.)

5) Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним.  (Д. Лихачёв.)

 Алгоритм написания письма: 

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…). 

  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. 

  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 

  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. 

  5. Подпись. Дата. 

ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ. Музыкальная пауза.

7. Творческая работа. Проба пера. Выбор темы письма.

- А теперь, дети, попробуйте и вы написать письмо своим близким и дорогим людям: родителям, друзьям, учителям.

Вот такие темы вам предлагаются:

  1. «Мир, в котором я хочу вырасти».

  2. «Кем я хочу стать, чтобы мир стал лучше».

  3. «Я выбираю спорт».

  4. «Россия - Родина моя: я другой такой страны не знаю».

«Советы адресанту!» -памятка раздаётся учащимся.

Пиши ясно и просто.
Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.
Будь искренним, дружелюбным.

Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия.


 Приветствие, обращение – название того, кому предназначено письмо.
Вступление – выражение различных чувств (извинение, благодарность, сожаление, радость и другие), отражающих интерес к жизни адресата, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения. Формулы прощания.


8. Письменная творческая работа детей при поддержке учителя.

9. Подведение итога.

- Какое открытие мы сделали сегодня?

- Захотелось ли вам написать письмо дорогому человеку?

- Напишите письмо! Завершите написание письма дома. Лучшее письмо будет участвовать в конкурсе «Лучшее письмо 2015 года»!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!