МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка
Конкурсная работа «Лучший урок письма – 2015».
Методическую разработку урока в 4 классе (КРО)
выполнила учитель начальных классов
Литвинова Валентина Вениаминовна.
Т: 8 950 8579 351
Ростовская область,
Сальский район,
МБОУ СОШ № 86.
2015 г.
Паспорт урока.
Тема урока: «Правила написания личного письма».
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладение умением писать письма личного характера.
Дидактическая задача: формирование УУД в условиях решения учебных задач
(Познавательная деятельность, речевая, работа с источникам информации, организационная деятельность).
Организационные формы обучения: фронтальная, группова, индивидуальная.
Виды работ, способствующие формированию УУД на уроке: установление связи между учебной деятельностью, её мотивом и результатом; планирование деятельности, прогнозирование, коррекция действий, саморегуляция. Оценка.ИКТ-компетентность.
Сведения об учителе и обучающихся.
Литвинова Валентина Вениаминовна.
Образование: высшее. ТГПИ.
Стаж работы: 41 год в школе №86
Класс: 4 «Б» (КРО), многонациональный.
В класс 12 человек: 5 девочек, 7 мальчиков.
Презентация к уроку выполнена для интерактивной доски в программе
«Notebok».
Тема урока: «Правила написания личного письма».
Цель урока:
Учить детей овладевать навыками эпистолярного жанра, раскрыть стилистическое своеобразие личного письма;
Развивать умение самостоятельно выстраивать логическую схему писем, развивать письменную речь и творческие способности детей;
Формировать УУД в условиях решения практических задач (личностные, коммуникативные, познавательные навыки).
Учебные задачи:
1.Развитие письменной речи учащихся. 2. Соблюдение стилевого единства письма. 3.Умение выделять смысловые части письма.
Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа.
2. Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование урока: компьютерная презентация для интерактивной доски, тетради по русскому языку, фронтовые письма-треугольники из школьного музея , письма военнослужащих, бывших выпускников нашей школы и листы бумаги для написания письма, конверты, памятки для обучающихся ( на парте )
Пропедевтическая работа: экскурсия на почту и беседа с оператором, встреча с почтальоном, самостоятельная работа учащихся в библиотеке (подборка стихов, загадок, пословиц о почте, о письмах).
Ход урока.
( Титульный слайд-1 детям не демонстрируется)
Организация класса. Фиксация на цели урока. Определение темы.
Вступительное слово учителя.
(Слайд-2)
- Дорогие дети! Сегодня, в пору весенних гроз и преддверия праздника 70-летия Великой Победы, мы проведём урок открытия новых знаний. Тему урока вы сформулируете сами, отгадав эти загадки. (Слайд -3)
1.Что, скажите, за конверт -
Маленький, но яркий?
Облетит он целый свет,
Коль наклеишь марки.
2. Без крыльев, а прилетит,
без ног, а придёт,
Без языка, а всё расскажет.
Дети:
- Это письмо.
(открывается «шторка», слово «ПИСЬМО» можно «тащить» вверх)
-Да, мы долго готовились к этому уроку, посвящённому искусству написания письма. Эпистолярный жанр – это искусство, и вы в этом убедитесь. Вы уже учились в 3 классе писать записки и вести записи в личном дневнике, учились подписывать поздравительные открытки и конверты. Но сегодня вам предстоит открыть новые секреты письменной речи. Мы будем учиться писать личные письма. Умение писать письма – это искусство, этому надо учиться и овладевать им постоянно. Прочитайте один из советов академика Д. С. Лихачёва:
«Прежде всего, одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому, пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например».
- Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова подсказки, правила (класс делится на две группы, в каждой группе назначаются консультанты).
(Слайд – 4) А чтобы наше дело пошло успешнее, начнём урок со словарной работы.
2. Словарная работа. Актуализация знаний.(Слайд – 5)
- Установите соответствие:на интерактивной доске к каждой формулировке на тему «Почта» надо «перетащить» соответствующее обобщающее слово.
Текст, посылаемый кому-либо для сообщения о чём-то или о ком-то. Иначе: Без крыльев, а прилетит, без ног, а придёт, без языка, а расскажет. (Письмо)
Специальный пакет из бумаги для вкладывания письменных сообщений. ( Конверт)
Учреждение, которое занимается пересылкой писем, посылок, газет и журналов.
(Почта)
(Марка)
(Адресат)
(Адресант)
(Почтальон)
(Адрес)
(Почтовый ящик)
(Здравствуйте)
3.Мотивирование. Смыслообразование. -Дети, может быть, кто-то считает, что теперь писать письма не обязательно, не модно, что в мире современных технологий нет места рукописному письму. Ведь можно позвонить по телефону, отправить SMS, пообщаться в «одноклассниках». Электронная почта доступна теперь даже вам, младшим школьникам. Как вы думаете, ребята?
(Свободные высказывания детей)
Читает Исминаз Ахмедова:
-Эти буквы - твоих рук тепло,
Передаст мне бумага, чернила,
Кто-то скажет: исьмо? Ну и что?
Есть возможности ныне иные...
Я отвечу: "и-мейлы" - ничто!
А бумажные - словно живые…
Читает Исмаил Мусаев:
Что Билайну не под силу,
И не сможет Мегафон,
Сможет самый настоящий,
Наш российский почтальон!
Он письмо доставит в срок
Прямо в руки адресату
И в таёжную деревню,
И в село, и в часть солдату!
- Получает ли ваша семья письма? - Получал ли кто-нибудь из вас письмо? - Хранятся ли в вашем доме письма, как добрая память о дорогом человеке, о том, кто далеко? - Есть ли письма – реликвии?
(На столе у классной доски лежат конверты с письмами выпускников школы учителям, письма солдат из армии РФ, письма-тругольники фронтовиков Великой Отечественной войны, которые хранятся в школьном музее и принесённые письма детьми из дому)
(Слайд -6)
- Читаем строки из стихотворений на слайде. Что мы понимаем из них?
Дети: Письма людям нужны. Их ждут. Читают. Многие письма долго хранят.
- Письма - своего рода история. В переписке люди обмениваются чувствами, обсуждают важные вопросы и проблемы. Люди пишут письма и ждут ответа. А как радостно получить долгожданный конверт со знакомым почерком дорогого человека!
-Адресат прочитает то, что написал ему адресант. Содержание письма и его оформление поможет адресату представить себе того, кто писал. Письма надо уметь писать. Послушайте два стихотворения-письма. Я думаю, вы сразу догадаетесь, кто умеет писать письма, а кому следует подучиться.
4. Работа с письмами – образцами (1 часть)
Читает Хадижа Хасанова:
«Ты далеко, ты мне не пишешь. Быть может, кончились слова? Меня ты этим не обидишь, Я напишу тебе сама. Я расскажу тебе о лете, О том, что зреет рожь в полях,
О том, что рано на рассвете Ловили рыбу мы в прудах. Я напишу тебе о доме, О милом сердцу уголке И о случайной той знакомой, Что вечно помнит о тебе».
Читает Кадыр Сапаров:
«Бабуль, привет! Ты не грусти!
Конфеты кончились, учти! Я лоб ушиб, носки сушу. Два дня письмо тебе пишу. А тут ещё большое горе: Пропали тапки на заборе. Не скучно здесь, в поход ходил. Ну, ладно. Всё. Твой внук Кирилл».
-Вы заметили разницу? Думаю, что всё ясно и без слов!
5. Работа с письмами-образцами (1 часть)
- Ребята, перед вами портрет первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина .(Слайд -7). Для всех мальчишек и девчонок он всегда был примером порядочности и отваги. Письмо Ю. А .Гагарина к школьникам читали несколько поколений мальчишек и девчонок. Знакомы с содержанием этого письма и вы. Сегодня прочитаем его снова, но теперь как образец письма.
(Слайд №8)
Здравствуйте, дорогие мои друзья!
Самая большая победа придёт только к тому, кто умеет одерживать над собой пусть самые маленькие, незаметные для других, победы.
Ребята! Играйте в футбол, занимайтесь в кружках, словом, занимайтесь своими обычными делами, но всегда стремитесь к большой цели, не отступайте ни перед чем, что кажется трудным.
Мне хочется пожелать вам всем, ребята, большого счастья в жизни, богатырского здоровья и всегда хорошего настроения.
До новых встреч!
Ваш Ю. Гагарин. 19.05.1961г.
- С каких слов начал письмо Юрий Гагарин?
- Прочитайте абзац после приветствия и обращения.
- Какие советы даёт космонавт ребятам?
- О чём пишет в заключительной части?
- Попробуйте озаглавить каждую часть. У вас получится план письма.
- Получилось? Давайте сравним, проверим и придём к общему решению.
(«шторка» опускается)
6. Представление проектной работы «История писем». Итоги исследовательской работы. Дети, выполнявшие исследовательскую работу, расскажут историю писем, хранящихся в школьном музее, и писем, принесённых из дому.
Бабаяну Юлия показывает письмо-треугольник, которое хранит её мама в фотоальбоме. Это письмо с фронта прислал мамин дедушка домой в 1944 году. Писем было много, но сохранилось только это.
Мшар Денис рассказал историю письма, хранящегося дома в специальной папке с документами. Это письмо из Афганистана, где служил его дедушка.
Мустафаева Жейлан рассказала об авторе письма. Подготовленные ученики рассказывают, как оформлены слова приветствия и слова прощания в письмах, как раскрывалась тема писем, какие вопросы задавались и т.д.
Вывод: нужно возрождать традицию эпистолярного жанра, бережно и с любовью относиться к родному языку, проявлять интерес к его познанию.
6. Нравственно-этическая ориентация : определение правил написания письма.
Грамотность.
- И так, план написания письма у нас есть. Мы пишем тем, кого любим, уважаем. Значит, писать надо грамотно, соблюдая законы письма. А этому надо учиться.
-Прочитайте, что надо помнить человеку, который решил написать письмо?
(слайд №8)
Вставьте пропущенные буквы в слова, которые люди чаще всего пишут в письмах ( слайд №9) (Дети выходят к доске: « выбрать», «перо», пишут нужную букву)
Чистота слова
- А теперь сложная работа. Из все слов на странице уберите те, которые вы бы не стали писать в письме сами и не рекомендуете писать другим. (слайд 10)
Учитель: Подумаем, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?) Записать в тетрадь:
Прочитайте высказывания писателей. Сформулируйте на основе их содержания один из важных советов — как писать.
У детей на столах карточки. Дети вслух читают:
1) Это уж давно было сказано на свете, что слог у писателя образуется тогда, когда он хорошо знает того, кому пишет. (Н. Гоголь.)
2) Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова. (К. Паустовский.)
3) Я понял вдруг, что настоящая картина, как и стихотворение, должна посвящаться кому-то, она должна адрес иметь. (Д. Гранин.)
4) Меня никогда не отпускает мысль, что я пишу кому-то. Обязательно для кого-то. (Б. Катаев.)
5) Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним. (Д. Лихачёв.)
Алгоритм написания письма:
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ. Музыкальная пауза.
7. Творческая работа. Проба пера. Выбор темы письма.
- А теперь, дети, попробуйте и вы написать письмо своим близким и дорогим людям: родителям, друзьям, учителям.
Вот такие темы вам предлагаются:
«Мир, в котором я хочу вырасти».
«Кем я хочу стать, чтобы мир стал лучше».
«Я выбираю спорт».
«Россия - Родина моя: я другой такой страны не знаю».
«Советы адресанту!» -памятка раздаётся учащимся.
Пиши ясно и просто.
Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.
Будь искренним, дружелюбным.
Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия.
Приветствие, обращение – название того, кому предназначено письмо.
Вступление – выражение различных чувств (извинение, благодарность, сожаление, радость и другие), отражающих интерес к жизни адресата, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения. Формулы прощания.
8. Письменная творческая работа детей при поддержке учителя.
9. Подведение итога.
- Какое открытие мы сделали сегодня?
- Захотелось ли вам написать письмо дорогому человеку?
- Напишите письмо! Завершите написание письма дома. Лучшее письмо будет участвовать в конкурсе «Лучшее письмо 2015 года»!