СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико -ориентированное обучение в географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Практико-ориентированное обучение в географии

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, говорится: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предлагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Приобщение детей к ранней научно-исследовательской поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять, развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, а также организовать практико ориентированное обучение по предмету.

            Актуальность  заключается и в том, что  исследовательская деятельность ученика и учителя, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, ускорит реализацию концепции профильного обучения. 

Профильное обучение старшеклассников создаст реальные предпосылки для установления большой преемственности между  средним и высшим образованием, позволит максимально учитывать интересы, возможности и способности ребят, поможет им правильно сориентироваться в той области, которую они себе изберут.  

         Практика показывает, что исследовательскую  деятельность легче   организовать в условиях дополнительного образования и во внеурочное время.   

 Методика организации  исследовательской деятельности может быть следующая:

Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели исследования Учитель знакомит школьников со смыслом исследовательского подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.

Планирование:

 - определение источников информации определение способов сбора и анализа информации;

-  определение способа представления информации;

-  определение критерии оценки руководителей.

Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, и учащиеся разрабатывают план действий, формулирует задачи, выдвигает гипотезы.

Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач;

Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, презентация.

Оценка результата и процесса – Учащиеся принимают участие в оценке исследовательской работы, они обсуждают её и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.

Выше названные этапы можно объединить в четыре:

                      Этапы организации исследовательской деятельности:

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных исследовательской работе. Роль учителя на данном этапе является доминирующей. Имеет место тесное взаимодействие учителя и учащихся.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. Роль учителя не является доминирующей, учитель выступает в роли консультанта.

III этап. Выполнение работы. Ученику на данном этапе предоставляется максимальная самостоятельность, учитель является консультантом.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик – равноправные партнеры.

При организации учебно-исследовательской работы с учащимися, учителю необходимо соблюдать требования:

-    положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом – признание права личности не  быть похожей на других;

-    предоставление права на свободу выбора;

-    оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

-    учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Соблюдая методические рекомендации и требования к организации исследовательской  работы, проведена исследовательская работа в 2010-2011 учебном году с ученицей 10 класса  по теме:

«Детская перепись учащихся МБОУ СОШ №3г.Барабинска»

Работа была защищена на 8 районном конкурсе творческих исследовательских работ

Цели работы: исследовать полученные  обобщенные демографические и социальные сведения об учащихся МБОУ СОШ №3 г.  , для того чтобы выявить:

  1. Общее количество обучающихся  в сравнении с предыдущим учебным годом;
  2. Условия проживания учащихся;
  3. Основные виды занятости учащихся  в школе и дома;
  4. Каким будет современный выпускник МБОУ СОШ № 3 г.Барабинска

В ходе исследования использовались такие методы как анкетирование, сравнение, анализ, статистический.

Проведенное исследование способствовало расширению знаний по географии, социологии, демографии.  

Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она также предполагает анализ получаемых результатов, оценку их на основе развития ситуации, прогнозирования (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее развития.

Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуется специфическое личностное образование – исследовательские способности.   Исследовательские  способности можно квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

Под «способами и приемами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие как:

-    умение видеть проблему;

-    умение наблюдать;

-    умение вырабатывать гипотезу;

-    умение проводить эксперименты;

-    умение давать определения понятиям и др.

                       «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению; построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского и практико-ориенторованного обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.      

За последние годы накоплен большой опыт педагогической практики, разработаны новые методики и подходы в системе обучения. Из обилия готовых педагогических рецептов, концепций, теорий, технологий и методик учитель должен отобрать наиболее подходящей и создать свою практическую, интегрированную с собственным опытом систему работы, ориентированную на индивидуальные качества и адаптивную к способностям и  качествам учащихся. Именно к этому я и стремлюсь.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!