СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические методы в обучении географии (реферат)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из отзыва: 

Актуальность темы реферата Д.А. Карпова не вызывает сомнений, поскольку одним из главных направлений в обучении современной географии является деятельностный подход, который, в свою очередь, подразумевает активное использование практических занятий в обучении географии.

Цель   и задачи реферата соответствуют его структуре, направлены на раскрытие проблемы, заявленной в теме.

Реферат состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

В первой главе автор раскрывает понятие «практико-ориентированное обучение», рассматривает современные цели и требования к  процессу обучения и место практико-ориентированной работы в курсе школьной географии.

Во второй главе «Принципы организации практической деятельности обучающихся» Д.А. Карпов проводит характеристику основных форм и методов обучения, соответствующих принципам деятельностного подхода.

Третья глава посвящена обзору учебного содержания курсов школьной географии с выявлением практических работ, предусмотренных школьной программой. Проводится анализ практических работ: по начальному курсу географии (5-6 кл.), географии материков и океанов (7 кл.); географии России (8 кл.).

В заключении автор приводит выводы по трём главам, которые соответствуют поставленным задачам.

Реферат написан хорошим языком, автор показал владение методом анализа литературных источников, знание современной педагогической и методической литературы, электронных образовательных ресурсов, а также понимание основной идеи ФГОС ООО о реализации деятельностного подхода в обучении.

Учитывая вышесказанное, считаю, что реферат Д.А. Карпова заслуживает высокой оценки.

Просмотр содержимого документа
«Практические методы в обучении географии (реферат)»

ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кафедра методики обучения географии





РЕФЕРАТ

«Практико-ориентированное обучение в школьной

географии»







Выполнил: учитель географии

ГБОУ ЦО №1419

Карпов Д.А.







МОСКВА

2013

Содержание:

стр.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие практико-ориентированного обучения…………….…..5

Глава 2. Принципы организации практической деятельности обучающихся………………………………………………………………..…..11

Глава 3. Практические работы, как основная форма развития умений и навыков в практико-ориентированном обучение………………………....17

Заключение…………………………………………………………………...…20

Список литературы…………………………………………………………….22

























Введение

Важнейшей отличительной особенностью Концепции стандартов нового поколения для основного общего образования является ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностно-компетентностного подхода к образованию. Применительно к процессу обучения географии это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен быть направлен на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности. [6]

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. [6]

Современному выпускнику, чтобы быть компетентным в области географической науки, необходимо освоить те аспекты деятельности, которые становятся важным инструментом в решении практико-ориентированных задач его профессиональной деятельности в будущем.

Содержание географического образования, в этом плане призвано вооружить школьников умениями пользоваться различными, источниками географической информации, интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды. [5]

Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми. [5]

Изменение целеполагания существенно меняет сложившуюся методическую систему оценки качества географического образования, поскольку связано с модернизацией образовательного процесса, его ориентацией на деятельностно-компетентностный подход. Современная общеобразовательная школа призвана дать образование, результаты: которого впоследствии будут востребованы учащимися в практической жизни. Именно поэтому главными критериями качества образования, в том числе географического, признаются сформированные у школьников умения применять усвоенное содержание в жизненных ситуациях, в самообразовании и профессиональной деятельности. [9]

Цель работы: раскрыть понятие практико-ориентированного обучения и дать обзор основных методов организации практической деятельности обучающихся в условиях ФГОС, с позиции деятельностного подхода к школьному образованию.

Задачи работы:

  1. Раскрыть понятие «практико-ориентированное обучение», рассмотреть цели и требования к процессу обучения в свете ФГОС, место практико-ориентированной работы в курсе школьной географии.

  2. Рассмотреть основные формы и методы обучения, соответствующие принципам деятельностного подхода.

  3. Составить обзор учебного содержания курсов школьной географии 5-8 классов с выявлением практических работ, предусмотренных школьной программой.

Реферат состоит из введения, трех глав, заключения.

В работе использованы данные из тематических литературных источников, нормативных документов, электронных источников информации; учтен опыт работы автора в ГБОУ ЦО№1419.

Глава 1. Понятие практико-ориентированного обучения

В период обновления содержания школьной географии роль практических методов усиливается, они способствуют связи теории с практикой, играют большую роль в приобретении краеведческих знаний и в подготовке учащихся к самостоя­тельной деятельности. [2]

Суть практико-ориентированного обучения состоит в том, что учи­тель ставит учебную задачу и организует деятельность учащих­ся по усвоению способов действий с географическими объек­тами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания. Учебный процесс строится на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся. [3]

Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни. [3]

В рамках практико-ориентированного обучения безусловным приоритетом пользуется (и основным «учебным материалом» является) именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленных из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели. [3]

Основой практико-ориентированного образования является деятельностно-компетентностный подход, который в отличие от традиционного образования, предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей. [9]

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность. [9]

Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Современный учитель на каждом этапе своей деятельности должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Урок должен быть направлен на получение конкретных, четко сформулированных результатов: личностных, метапредметных и предметных. [3]

Основные отличия урока с позиции практико-ориентированного образования (современного урока) от урока традиционного типа продемонстрированы в таблице №1.

Таблица №1

Сравнительная характеристика требований к урокам современного и традиционного типов [12]

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

Требования предъявляемые к современному уроку с точки зрения деятельностно-компетентностного подхода:

-хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

-учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

-урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

-учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

-минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

-времясбережение и здоровьесбережение;

-в центре внимания урока - дети;

-учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

-умение демонстрировать методическое искусство учителя;

-планирование обратной связи;

-урок должен быть добрым.

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

- свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

-открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

-деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

-идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

-обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). [1]

ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. [6]

Организация учебной деятельности, направленной на применение усвоенных географических знаний осуществляется при проведении практической работы, в ходе которой происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющимся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер школьников. Именно поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий. [8]

Важно заметить, что вооружение школьников умениями использовать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника. [4]

Реализация принципа практико-ориентированного обучения географии предполагает организацию деятельности, направленную на освоение обучающимися не только предметных (географических), но и метапредметных планируемых результатов обучения. [2]

В школьной географии задача освоения метапредметных результатов решается путем формирования и совершенствования различных видов общеучебных умений (учебно-организационных, учебно-коммуникационных, учебно-логических, учебно-информационных). [6]

Глава 2. Принципы организации практической деятельности обучающихся

Практико-ориентированное обучение направленно, прежде всего на формирование самостоятельной познавательной деятельности, которое возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний.  Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся важным средством самостоятельного приобретения новых знаний не только в условиях внутриклассного учебного процесса, но и вне класса и даже вне школы - в библиотеке, сети Интернет
Можно выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

  1. поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

  2. роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;

  3. систематический контроль за развитием навыков самостоятельной работы путем устных и письменных разноуровневых заданий. [3]

Для усвоения большинства, географических приемов необходима система самостоятельных работ, от тренировочных упражнений до выполнения творческих заданий. Упражнение — это повторное выполнение какой-либо деятельности с целью ее закрепления и совершенствования. Упражнения необходимы на первых этапах обучения приемам. Учителя знают, что даже показ объекта по карте нуждается в неоднократном повторении. Постепенное усложнение заданий приводит к росту самостоятельности школьников, одновременно с усвоением приемов в процессе выполнения самостоятельных работ учащиеся овладевают географическими знаниями, развивается их мышление, возрастает активность и самостоятельность. [2]

Таблица №2

Типичные виды самостоятельной работы, используемые на уроках географии [12]

Типичные виды самостоятельной работы

Цели (дидактические, развивающие, воспитательные)

Источники и средства самостоятельной деятельности

Характер деятельности

Работа с книгой

Усвоение новых знаний .

Закрепление новых знаний.

Формирование учебных умений.

Развитие мышления, речевой деятельности. Воспитание культуры умственного труда. Воспитание познавательных интересов.

Учебники, справочники, документы, художественные произведения, научно-популярная литература

Репродуктивный, поисковый, творческий

Работа с картой

Усвоение новых знаний. Закрепление и применение знаний.

Физические, политические и экономические карты. Контурные карты по истории, географии.

Репродуктивный, поисковый, творческий

Заполнение таблиц

Обобщение и систематизация знаний. Развитие логических умений: сравнивать, выделять главное, приводить доказательства.

Изложение учителя, учебники, пособия, справочники, карты, рабочие тетради


Решение задач

Применение знаний. Формирование предметных умений и навыков. Развитие логического мышления. Формирование навыков самоконтроля. Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия.

Учебники, сборники задач, карточки, программированные материалы, практический опыт.

Репродуктивный, поисковый, творческий.

Сочинения

Применение знаний. Развитие творческих возможностей и самостоятельности учащихся. Воспитание нравственных чувств и представлений у учащихся. Воспитание эстетических взглядов, вкусов, суждений.

Художественные произведения, фильмы, спектакли, радио и телепередачи, журналы, газеты, наблюдения, общественно полезный труд

Поисковый, творческий

Доклады, презентации

Получение новых знаний. Формирование умений и навыков. Развитие самостоятельности учащихся

Книги, журналы, газеты, радио- и телепередачи, выставки, опыты, наблюдения, общественно полезный труд.

Поисковый, творческий

Самостоятельные работы на основе наблюдений

Приобретение новых знаний. Закрепление знаний. Развитие наблюдательности

Учебные фильмы, телепередачи, экскурсии, демонстрационный эксперимент

Репродуктивный, поисковый, творческий



К системе самостоятельных работ физико-географического содержания можно предъявить ряд требований:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (работа в контурной карте, выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

4. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.
Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

 6. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала.  [2]

Подводя итог, можно сказать, что самое трудное для учителя научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Если самостоятельную работу постепенно вводить, начиная с первых занятий, то учащиеся быстро осваиваются с ней, и она становится для них привычной. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.







Глава 3. Практические работы, как основная форма развития умений и навыков в практико-ориентированном обучение

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Программой и тематическим планированием предусмотрены  рекомендуемые практические работы.

 Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. [2,13]

 Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. 

Тематика обязательных практических работ в 5- 6 классах по курсу  «География. Землеведение»

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. [2]

  • Определение географических координат точек, направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности. Измерение расстояний на плане, карте и глобусе.

  • Чтение плана местности, карты.

  • Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков. Определение расстояний и направлений на местности.

  • Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности, проведение простейшей съемки местности.

  • Нанесение географических объектов на контурную карту.

  • Описание географического объекта (форм рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану.

  • Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Описание погоды за определенный промежуток времени.

  • Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса. [11]

Тематика обязательных практических работ в 7 классе по курсу
«География. Страноведение»

При выполнении практических  работ в курсе 7 класса «География. Страноведение» важно сформировать умения учащихся  по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должны овладеть  умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики.
Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями. [2]

• Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».
• Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.
• Характеристика географического положения материка. 
• Комплексная характеристика одного из океанов. 
• Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей на примере влажных и сухих субтропиков Закавказья.
• Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации. 
•Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей Апеннинского, Пиренейского и Балканского полуостровов. 
• Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или регионов на примере материка Африка. 
• Сравнительная характеристика крупнейших рек материков. 
•  Географическое описание одного из островов Океании. 
•  Характеристика факторов,  влияющих на смену  природных зон,  на примере Евразии (по меридиану 80 в.д.) или Северной Америки (по 40 с.ш.)
•  Выявление связей между компонентами природных комплексов. [11]

Практические работы в курсе изучения «Географии России», 8 класса способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. [2]

Тематика обязательных практических  работ в 8 классе  по курсу «География. Природа России»

•  Характеристика географического положения России 
( вариант -  Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на  контурной карте  стран  -  соседей России. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа  и  полезных ископаемых.
• Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв  и др.)  с точки зрения влияния  на условия жизни и хозяйственной деятельности людей.
•  Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
• Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы  и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон. [11]

Заключение

         В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…».

Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.

Практико-ориентированный подход в школьной географии, и в традиционной образовательной парадигме играл весьма заметную роль, в условиях ФГОС роль практико-ориентированных методов еще усиливается и становится одной из ключевых и современный учитель, безусловно, должен владеть ими в совершенстве.





























Список литературы:

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005.

  2. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.

  3. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подход в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006.

  5. Жуков Р.Ф. Пути развития активных методов обучения в университете. // Сб. науч. тр. «Технология акмеологических методов обучения» / отв. ред. Р.Ф. Жуков. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001.

  6. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.

  7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (анализ зарубежного опыта). - Рига: Эксперимент, 1998.

  8. Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

  9. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Интернет-журнал «Эйдос». – 2007.

  10. http://www.eidos.ru

  11. http://geo.metodist.ru

  12. http://my-geography.ru

  13. http://nsportal.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!