Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие по биологии»
Практическое занятие № 6
Тема: Построение вариационного ряда и вариационной кривой
Цель: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.
Оборудование: антропометрические данные учащихся (от 10-25: рост, раздельно для юношей и девушек, листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), семян фасоли (20 – 30 штук), простой карандаш, ручка, тетрадь, линейка.
Ход работы:
Измерьте длину семян тыквы (20 – 30 штук) Заполните таблицу.
Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости.
V (мм) | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
P | I | III | IV | IV | V | VI | VII | VII | VI | IV | II | I |
3. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.
4. Измерьте рост ваших одноклассников, друзей.
5. Полученные данные запишите в тетради.
6. Посчитайте число студентов, имеющих одинаковый рост.
7. Заполните таблицу 2.
8. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака. На горизонтальной оси отметьте рост студентов, а на вертикальной оси – количество (число) студентов, входящих в данную группу.
9. Определите среднюю величину выраженности по формуле: f = n / N, где f – частота встречаемости, n – число студентов в классовом интервале, N – общее число студентов.
10. Сделайте вывод.
Таблица 2 «Результаты исследования»:
Число студентов (V) | Частота встречаемости (P) |
10 человек- 173 см. 4 человека- 172 см. 2 человека- 171 см. 2 человека- 170 см. 1 человек – 169 см. | 0,5 0,2 0,1 0,1 0,05 |
11.Измерьте длину листьев любого растения (20 штук) и запишите их параметры.
12. Определите число образцов, сходных по рассматриваемому признаку.
13. Составьте вариационный ряд - полученные данные занесите в таблицу, в которой в первой строке укажите отдельные значения признака (v), а во второй строке - частоту встречаемости каждого значения (р)
Длина листа(V) | 3 см | 4см | 5см | 6см | 7 см |
Количество экземпляров (Р) | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
14. Постройте вариационную кривую - отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.
15. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариантов в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.
Практическое занятие № 6
Тема: Построение вариационного ряда и вариационной кривой
Вывод:
Модификационная (фенотипическая) изменчивость — изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный характер. Генотип при этом не изменяется. В целом современное понятие «адаптивные модификации» соответствует понятию «определенной изменчивости», которое ввел в науку Чарльз Дарвин. Вариационный ряд — ряд модификационной изменчивости свойства организма, который состоит из отдельных свойств видоизменений, размещенных в порядке увеличения или уменьшения количественного выражения свойства (размеры листка, изменение интенсивности роста и т. д.). Единичный показатель соотношения двух факторов в вариационном ряде называется варианта. Вариационная кривая — отображает как диапазон вариации свойства, так и частоту отдельных вариант. Из кривой видно, что наиболее распространены средние варианты проявления признака (закон Кетле). Причиной этого, по-видимому, является действие факторов окружающей среды на ход онтогенеза.