СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие по биологии Тема: Составление цепи питания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие по биологии

Тема: Составление цепи питания

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие по биологии Тема: Составление цепи питания»

Практическое занятие№ 12

Тема: Составление цепи питания

Цель: расширить знания о биотических факторах среды.


Оборудование: гербарные растения, коллекции насекомых, иллюстрации различных растений и животных.


Ход работы:


1.Что такое цепь питания?

2.Дайте определение продуцентам, консументам и редуцентам.

3. Составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.

4. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей.


  1. Паук,

  2. древоед-гусеница,

  3. ястреб-змеед

  4. гусеница

  5. мышка

5.Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.

6.Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть:

трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

7.Что отражает правило экологической пирамиды?

8.Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы любой пищевой цепи, которую вы нарисовали. Биомасса растений составляет 40 тонн.

9.Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.

Вывод:



Практическое занятие№ 12

Тема: Составление цепи питания

1.Пищева́я (трофи́ческаяцепь - последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника к потребителю. Организмы, последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе.

2.Продуце́нты — организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, то есть, все автотрофы.

Консументы — гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами). В отличие от редуцентов, консументы не способны разлагать органические вещества до неорганических.

Редуце́нты — микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращающие их в неорганические и простейшие органические соединения.

3. Растениянасекомые ящерицабактерии

Растениякузнечиклягушкабактерии

4. ФиалкаНогохвостки хищные клещи хищные многоножки бактерии

Продуцент— консумент1— консумент2 — консумент2 — редуцент


Капуста слизень лягушка бактерии

Продуцент – консумент1 — консумент2 — редуцент


6.Трава (100%) -- кузнечик (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

Кустарник (100%) -- заяц (10%) -- волк (1%) -- бактерии гниения (0,1%).

Трава (100%) -- муха (10%) -- синица (1%) -- волк (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

Трава (100%) -- комар (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).


7.Правило экологических пирамид очень условно передает закономерность передачи энергии с одного уровня питания на следующий, в пищевой цепочке. Впервые эти графические модели были разработаны Ч. Элтоном в 1927 году. По этой закономерности суммарная масса растений должна быть на порядок больше растительноядных животных, а суммарная масса растительноядных животных на порядок больше хищников первого уровня и т.д. до самого конца пищевой цепи.

8.Трава (40 тонн) -- кузнечик (4 тонны) -- воробей (0,4 тонны) -- лиса (0,04).





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!