СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия на местности по туризму.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вам методическую разработку практического занятия на местности по туризму для школьников, которая направлена на социализацию детей в обществе. Содержание данных методических рекомендаций структурировано таким образом, что они могут быть использованы при проведении выездных занятий на местности по темам, предусмотренным предметами общеобразовательной школы – география, ОБЖ, биология, физкультура и другие.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия на местности по туризму.»

Методическая разработка практического занятия на местности по туризму.

Современный школьник – это ребёнок, который прекрасно разбирается в компьютерах, телефонах и прочих гаджетах, наполняющих нашу жизнь. Он в социальных сетях чувствует себя лучше, чем рыба в воде. А вот в реальной жизни детям порой очень сложно. Некоторые подростки с трудом общаются со сверстниками, не знают, как себя вести в большой компании и не представляют, сколько прекрасного и интересного окружает их в реальной жизни.

Я работаю по программе дополнительного образования детей туристической направленности. Средствами туризма можно сделать очень многое. Это и разнообразная творческая и научная деятельность, досуг, способствующие самореализации личности обучаемых; и совершенствование практического мышления; и физическое совершенствование обучаемых; и обучение безопасной жизнедеятельности не только в условиях дикой природы, но и в рамках повседневной жизни; и разработка индивидуального стиля здорового образа жизни для каждого обучаемого; и социализация подростка в различных условиях и многое другое.

Предлагаю вам методическую разработку практического занятия на местности по туризму для школьников, которая направлена на социализацию наших детей в обществе.

Содержание данных методических рекомендаций структурировано таким образом, что они могут быть использованы при проведении выездных занятий на местности по темам, предусмотренным предметами общеобразовательной школы – география, ОБЖ, биология, физкультура и другие.

Данное практическое занятие на местности предполагает обязательный выезд детского коллектива за пределы образовательного учреждения и привычной обстановки. Поэтому на подготовительном этапе руководителю важно определиться с местом проведения практического занятия. Территория должна отвечать требованиям безопасности; соответствовать цели и задачам, поставленным руководителем практического занятия; быть доступной как для участников мероприятия, так и для служб экстренного реагирования; иметь помещение для обогрева (зимой) или защиты от дождя (весной, осенью) и приёма пищи. Замечательно, если территория, выбранная вами, позволяет безопасно развести костёр и приготовить горячий чай. Этот элемент туристского быта, независимо от цели занятия и его содержания, позволит ребятам расслабиться, раскрыться и почувствовать себя причастными ко всему происходящему; добавит теоретическим и практическим заданиям романтическую составляющую, присущую полевым исследованиям.

Также на подготовительном этапе чётко определитесь со специальным, общественным и личным снаряжением и оборудованием, которое необходимо для проведения полноценного занятия. В целях развития ответственного отношения к порученному делу, создания чувства причастности, необходимо заранее распределить работу по подготовке занятия между его участниками. Однако вся подготовительная работа должна быть чётко организована и проверена педагогом. К тому же, как показывает мой опыт, приготовиться к ситуации «а я забыл» никогда не помешает.

Примерный перечень одежды, личного и общественного снаряжения выглядит следующим образом:

1. Аптечка.

2. Верёвка основная альпинистская 10мм.

3. Верёвка бельевая.

4. Колышки деревянные или металлические.

5. Лента оградительная красно-белая (полосатая).

6. Карабин с муфтой.

7. Запасные рукавицы и носки.

8. Посуда (кружка, тарелка, ложка).

9. Фотоаппарат.

10. Продукты питания (бутерброды и другая еда, не требующая специального приготовления).

11. Вода.

12. Заварка, сахар.

13. Спички и растопка для разведения костра (может быть электрическая плитка для приготовления чая, т.к. того, что берут в термосах, не хватает).

14. Костровые принадлежности (тренога или тросик, топор, пила туристская), котёл (кастрюля для электрической плитки).

15. Нож, разделочная доска.

16. Полотенце, салфетки, туалетная бумага.

17. Пакеты для мусора.

Данный перечень является условным и может быть как сокращён, так и расширен исходя из конкретных тем занятия, его продолжительности, погодно-климатических условий.

На подготовительной стадии важно, чтобы каждый ребёнок понимал значимость и необходимость любого взятого с собой предмета, его назначение.

При подготовке и организации некоторых этапов вам понадобится консультация, а лучше помощь опытного инструктора. Также при проведении занятия вы не сможете обойтись без помощников. Это могут быть приглашённые инструктора, ваши коллеги, родители.

В любом случае педагоги дополнительного образования ЦДТ готовы оказать как теоретическую, методическую, так и практическую помощь.

Выездные занятия по туризму, как правило, проходят в виде преодоления полосы препятствий.

Порядок прохождения ребятами препятствий может быть любым. От простого к сложному – самый распространённый принцип построения такой полосы препятствий. Но можно всё перемешать, чтобы после сложного этапа была возможность отдохнуть при преодолении лёгкого. Количество попыток преодоления препятствия для каждого члена группы необходимо ограничить – 2-3.

На каждом этапе обязательна взаимопомощь внутри группы детей. Руководитель может помогать советами.

С педагогической точки зрения важно, чтобы дети понимали, какое именно природное препятствие моделирует тот или иной этап полосы. Основной акцент при этом делается не на скорость прохождения, а на правильность выполнения тех или иных приёмов, взаимопомощь.

Для школьников, проходящих начальную туристскую подготовку, полоса препятствий может выглядеть следующим образом:

Маятник.

Между двумя деревьями на высоте 3-5 метров натянута верёвка. К ней по центру прикреплена другая, спускающаяся вниз до земли.

Задача: с помощью вертикальной верёвки переправиться через условную реку (овраг) на другой берег. Сложность выполнения зависит от ширины условного препятствия. Но в любом случае задание должно быть выполни́мым. Количество попыток каждого члена группы лучше ограничить.

Первому «маятник» подаёт руководитель, последующим – уже переправившийся. Перебравшиеся через условное препятствия могут помогать (ловить) переправляющихся. 

Параллельные перила.

Между деревьями натянуты одна над другой параллельно две верёвки. Нижняя на высоте 1 – 1,5 метров. Расстояние от нижней до верхней зависит от среднего роста ребят. Обычно между верёвками около 2-х метров. Лучше предусмотреть петли сверху и снизу, которые помогут ребёнку подняться на перила. Протяжённость перил рекомендую сделать около 15 метров.

Задача: по верёвкам перебраться на другую сторону. По нижней верёвке двигаемся приставным шагом, за верхнюю держимся руками. На верёвке может находиться только один участник, обязательно внизу его страхуют.

Усложнить этап можно, превратив параллельные перила в «бабочку»: в центре верхнюю и нижнюю верёвки соединяют карабином.

Можно «бабочку» вынести как отдельный этап. 

Паутинка. (рекомендуем в зимнее время года)

Над землёй на уровне колена с помощью бельевой верёвки и колышков делается коридор. Он может быть прямым, а может быть и любой другой формы. Ширина коридора зависит от комплекции детей.

Задача: проползти по коридору не задевая верёвочку сверху. Усложнить прохождение этапа можно с помощью колокольчиков, подвешенных на верёвочку. Зазвенели колокольчики – начинается прохождение препятствия заново.

Между этапами рекомендую делать большие и запутанные переходы (даже если сами этапы находятся на одной площадке близко друг от друга). Вся группа встаёт друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему. Ведущий (первый) идёт за руководителем, который показывает дорогу. У остальных закрыты глаза (можно завязать платками, можно просто натянуть на лица шапки). Ребёнок-ведущий оказывается в достаточно сложной ситуации. На пути следования группы могут оказаться самые неожиданные препятствия – лавочка, деревья, ветки, сугробы, склон. Задача: провести группу так, чтобы никто не потерялся – выбрать правильный темп, никто не поранился – вовремя и полноценно предупредить об опасности.

На каждом таком переходе роль ведущего выполняют разные дети. Помощники руководителя при этом обеспечивают безопасность участников.  

Рекомендую набором предложенных этапов пользоваться как кубиками или конструктором, который можно собирать как угодно в зависимости от предмета, темы практического занятия, цели и задач. Такой конструктор позволяет моделировать более сложную или простую психологическую и физическую ситуацию, в которую мы погружаем ребёнка и можем контролировать и, при необходимости, корректировать его действия и решения.

Очень важной частью любого мероприятия является подведение итогов. Не всегда это возможно сделать в этот же день. В нашем коллективе принято проводить обсуждение и разбор проведённого практического занятия на местности на следующей встрече. Тем не менее разбор «по горячим следам» обязательно проведите сразу. При подведении кратких итогов остановитесь на успехах группы в целом и каждого участника в отдельности. В подведении мини итогов обязательно должны участвовать дети. Необходим конструктивный выход свежим эмоциям.

При детальном разборе идёт рассмотрение всех успехов и недостатков. Обязательно делается акцент на практическое применение в повседневной жизни и природной среде отработанных навыков, обсуждаются возможные последствия принятия неправильных тактических решений, безопасность. Одним из результатов подведения итогов в нашем коллективе является появление фотофильма, который ребята делают самостоятельно.

В соответствии с нормами СанПиН практические занятия на местности туристско-краеведческой направленности проводятся не чаще 2-х раз в месяц не более 8 часов. Обычно мы проводим практические выезды, рассчитывая на 5-6 часов, распределяя время следующим образом:

При проведении практических занятий на местности по другим предметам используемые нами элементы туристской техники могут применяться для заполнения досуга, психологической разгрузки. Могут включаться в теоретическое занятие в виде элемента физподготовки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!