СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие №25 Россия в годы Гражданской войны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие №25  Россия в годы Гражданской войны (+ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ)

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие №25 Россия в годы Гражданской войны»

Практическое занятие №25

Россия в годы Гражданской войны


Цель: определить причины, рассмотреть ход и оценить результаты и последствия Гражданской войны в России; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2014; текст " Из книги Г. Уэллса «Россия во мгле»", текст " Из письма Вельского комитета РКП(б) Вологодскому губернскому комитету партии о реквизициях крестьянского семенного зерна от 3 апреля 1920 г."

Понятия для актуализации: гражданская война, интервенция, «красные», «белые», продотряды, продразверстка, комбеды.

Персоналии: Колчак А.В., Фрунзе М.В., Деникин А.И., Врангель П.Н., Юденич Н.Н., Махно Н.И., Тухачевский М.Н., Троцкий Л.Д., Савинков Б.В.

Важнейшие даты: 1918 – 1920 гг.;

Задания:

  1. Прочитайте текст (§73, С. 140-147).

  2. Составьте хронологическую таблицу "Основные события Гражданской войны в России ".

  3. Ответьте на вопросы:

  • В чем заключались причины Гражданской войны в России?

  • В чем заключались причины иностранной интервенции в Россию во время Гражданской войны?

  • В чем заключается политика «военного коммунизма»? Каковы ее цели и последствия?

  • Назовите основные причины победы красных в Гражданской войне.

  • Каковы итоги Гражданской войны в России?

  1. Выполните задания по контурным картам (Три периода Гражданской войны; Приложение №19, Приложение №20, Приложение №21).

  2. Сделайте вывод о значении и последствиях Гражданской войны в России.


Задание по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из книги Г. Уэллса «Россия во мгле»

«Магазины в Петрограде имеют самый жалкий и запущенный вид. Краска облупилась, витрины треснули... некоторые заклеены декретами... Это мёртвые магазины. Они никогда не откроются вновь. Сейчас, когда идёт отчаянная борьба за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, всё большие рынки Петрограда также закрыты... Трамваи... всегда битком набиты. Это единственный вид транспорта для простых людей, оставшихся в городе, унаследованный от капитализма. Во время нашего пребывания в Петрограде был введён бесплатный проезд. До этого билет стоил два или три рубля — сотая часть стоимости одного яйца... Прошлой зимой все деревянные дома были разобраны на дрова, и одни лишь их фундаменты торчат в зияющих провалах между каменными зданиями.

Люди обносились; все они, и в Москве, и в Петрограде, тащат с собой какие-то узлы. Когда идёшь в сумерках по боковой улице и видишь лишь спешащих бедно одетых людей, которые тащат какую-то поклажу, создаётся впечатление, что всё население бежит из города... в Петрограде насчитывалось 1 200 ООО жителей, сейчас их немногим больше 700 ООО, и число их продолжает уменьшаться. Многие вернулись в деревню; многие уехали за границу; огромное количество погибло, не вынеся тяжких лишений. Смертность в Петрограде — свыше 81 человека на тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удручённого населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».

1. Какой период в истории нашей страны описывает Г. Уэллс? Как называлась политика, проводимая советским правительством в данный период?

2. Используя текст источника и знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт данной политики.

3. Используя текст источника и знания по истории, приведите не менее трёх последствий указанной политики.


Задание по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из письма Вельского комитета РКП(б) Вологодскому губернскому комитету партии о реквизициях крестьянского семенного зерна от 3 апреля 1920 г.

«Выше нашего понимания события, происходящие в уезде. Защита интересов трудящихся, борьба с разрухой и прочее — теперь миф и обман. Это суровая действительность заставляет нас говорить так и вот почему. Несвоевременная реквизиция хлеба и совершенно непосильная в технике [в порядке изъятия хлеба] вызвала кошмарные явления... Когда мы, исполняя наряд в 220000 пудов, безусловно, должны были брать все семена, боясь будущего голода, всё население протестовало и подчинилось только грубой силе штыка. Налицо избиения многих крестьян прикладами, сажа-ние в холодные погреба-раздетых, угон последней коровы или лошади, са-жание в тюрьму по 50 человек зараз. Должны сказать, что в подавляющем большинстве такой террор выносят не кулаки и мародёры, а население, которое нам доверяло и шло навстречу во всех повинностях. Кто виновник таких явлений, черт знает! Но факт тот, что Центр определённо говорит, что не трогайте у населения семена. Но мы делаем наоборот, "не оставляй семян", так и есть. Из южного района (уезда), где указанные явления происходили больше всего, кто-то и где-то решил всё увезти, то есть весь хлеб жандармскими методами... хоть трава не расти, а всё возьмём.

Мы, безусловно, пляшем на содрогающемся вулкане и стоим перед катастрофой октябрьских завоеваний».

Резолюция губернского комитета от 19 апреля 1920 г.: «Передать письмо в губисполком для принятия административных мер. Сообщить комитету, указать на нетактичность вмешательства во время острого продовольственного кризиса в план заготовительной кампании».

1. Укажите название экономической политики советской власти в названное время и хронологические рамки её проведения.

2. Используя текст документа, назовите не менее четырёх «жандармских» методов, использовавшихся властями для изъятия хлеба у крестьян.

3. В чём разница взглядов авторов письма и губернского комитета партии на причины жестоких методов выколачивания хлеба у сельского населения? Назовите не менее двух положений.





ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Практическое занятие №25

Россия в годы Гражданской войны


Понятия для актуализации:

Гражданская война - форма борьбы за власть, характеризующаяся расколом общества на две или несколько противоборствующих группировок, каждая из которых контролирует часть территории страны и использует друг против друга оружие; ряд вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших за приходом к власти большевиков в результате Октябрьской социалистической революции 1917 года.

Интервенция - военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет. В 1918 году интервенция произошла в России, когда союзные ей войска Антанты и её противники, воспользовавшись внутренним гражданским конфликтом, вторглись на её территории.

«Красные» - наименование большевиков и союзных им сил в ходе Гражданской войны в России; антоним «белых».

«Белые»- сторонники и участники белого движения в годы Гражданской войны в России 1917—1923 гг.; антоним «красных».

Продотряды - в период военного коммунизма вооружённый отряд, участвовавший в продразвёрстке. Продотряды состояли в основном из рабочих, солдат и матросов.

Продразверстка - (продовольственная развёрстка) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом на зерновые («хлеб») и другие продукты. Продразвёрстка стала частью политики «военного коммунизма» и производилась путём принудительного изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной («развёрстанной») норме продукта и государственным ценам. Методы, применявшиеся при заготовках в период продовольственной диктатуры, вызывали рост крестьянского недовольства, переходившего в вооружённые выступления крестьян. 

Комбеды – (комитеты бедноты) орган Советской власти в сельской местности в годы «военного коммунизма». В состав комбедов могли избираться жители деревни, за исключением «заведомых кулаков и богатеев, хозяев, имеющих излишки хлеба или других продовольственных продуктов… пользующихся батрацким или наёмным трудом». В состав многих комитетов вошли лица, не принадлежавшие к местной сельской общине: безземельные ремесленники, наёмные сельхозработники, и даже рабочие, родом из деревни. Комбеды, не имея поддержки местных крестьян, прибегали к насилию: производили массовую реквизицию зерна, скота и сельскохозяйственных орудий, проводили безосновательные аресты и «терроризировали» население. Содействие им оказывали продотряды, созданные из городских рабочих, и красногвардейцы. Постепенно комбеды становились основной властью в деревне: они «оттесняли» старые Советы крестьянских депутатов, начиная выполнять их функции. 

Персоналии:

Колчак А.В. - руководитель Белого движения во время Гражданской войны в России. Верховный правитель России и Верховный главнокомандующийРусской армией (ноябрь 1918 - январь 1920). Участник Русско-японской и Первой мировой войн. Георгиевский кавалер. Адмирал (1918). В январе 1920 года во время отступления белых войск и эвакуации иностранных интервентов из Сибири был выдан в Иркутске командованием Чехословацкого корпуса местным властям в обмен на свободное продвижение чехословацких эшелонов и союзных военных миссий во Владивосток. 7 февраля 1920 года был расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета.

Фрунзе М.В. – революционер, один из наиболее крупных военачальников Красной армии во время Гражданской войны, военный теоретик. Командовал Южным фронтом, организатор изгнания войск генерала П. Н. Врангеля из Северной Таврии и Крыма. Борьбу с врангелевцами вёл совместно с Повстанческой армией Н. И. Махно, с которым в октябре 1920 года подписал соглашение о единстве действий против белых войск и установил хорошие личные отношения. По распоряжению из Москвы руководил разгромом Повстанческой армии Махно.

Деникин А.И. - один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России (1918 - 1920). Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения. Один из основных организаторов, а затем командующий Добровольческой армией (1918 - 1919). Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России (1919 - 1920), заместитель верховного главнокомандующего Русской армии адмирала Колчака (1919 - 1920) 

Врангель П.Н. - один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны. Главнокомандующий Русской армии в Крыму и Польше (1920). Получил прозвище «чёрный барон» за свою традиционную (с сентября 1918 года) повседневную форму одежды — чёрную казачью черкеску с газырями

Юденич Н.Н. - один из самых успешных генералов Российской империи во время Первой мировой войны, во время Гражданской войны возглавлял силы, действовавшие против советской власти на Северо-Западе.

Махно Н.И. - революционер-анархист. Во время гражданской войны 1917 - 1922 годов командовал крестьянской повстанческой армией.

Тухачевский М.Н. - военачальник РККА времён Гражданской войны, военный теоретик. Подавил восстания в Кронштадте и в Тамбовской губернии («антоновщина»).Командовал войсками красных в советско-польской войне 1920 г.

Троцкий Л.Д. - революционный деятель XX века, идеолог троцкизма - одного из течений марксизма. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 года, один из создателей Красной армии. В первом советском правительстве - нарком по иностранным делам, затем в 1918 - 1925 — нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета РСФСР, затем СССР.

Савинков Б.В. - революционер, террорист, российский политический деятель - один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров. Участник Белого движения, писатель(литературный псевдоним - В. Ропшин). В феврале-марте 1918 года создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы». Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. 

Важнейшие даты:

1918 – 1920 гг. – Гражданская война в России

Задания:

  1. Прочитайте текст (§73, С. 140-147).

  2. Составьте хронологическую таблицу "Основные события Гражданской войны в России ".

Дата

Событие

5 января 1918

Разгон большевиками Учредительного собрания

3 марта 1918

Брестский мир (выход Советской России из мировой войны)

май 1918

Восстание Чехословацкого корпуса

6 – 7 июля 1918

Мятеж левых эсеров в Москве

6 – 21 июля 1918

Ярославское восстание (Белогвардейский мятеж)

16 июля 1918

Расстрел царской семьи в Екатеринбурге

июнь 1918

Образование Временного сибирского правительства в Омске

июль – октябрь 1918

Оборона Царицына от наступающей Донской армии Краснова

сентябрь 1918

Создание Уфимской директории – Временного всероссийского правительства (переехало в октябре в Омск)

18 ноября 1918

Переворот в Омске, свержение Директории, установление диктатуры адмирала Колчака – Верховного правителя России

июнь 1919 – январь 1920

Разгром армии Колчака

сентябрь 1919

Взятие Деникиным Курска и Орла

сентябрь – октябрь 1919

Наступление Юденича на Петроград

март 1920

Разгром Деникина (остатки армии укрылись в Крыму)

апрель 1920

Преемником Деникина назначен Врангель

апрель – октябрь 1920

Советско-польская война

октябрь – ноябрь 1920

Разгром в Крыму армии Врангеля войсками Южного фронта под командованием Фрунзе

7-11 ноября 1920

Штурм и взятие Перекопа

ноябрь 1920

Эвакуация из Крыма белых в Константинополь (конец Белого движения в России)


  1. Ответьте на вопросы:

  • В чем заключались причины Гражданской войны в России?

  1. Обострение социально-экономических и политических противоречий, обусловленных сменой власти и изменением формы собственности

  2. Разгон большевиками Учредительного собрания.

  3. Заключение большевиками Брестского мира («национальный позор»).

  4. Политика «военного коммунизма».

  5. Неспособность и нежелание различных политических сил договариваться и идти на компромисс.

  6. Установка на насилие в обществе и стремление решать вопросы с оружием в руках (причина – массовое дезертирство с фронта и огромное количество оружия у населения).

  • В чем заключались причины иностранной интервенции в Россию во время Гражданской войны?

  1. Отказ иностранных государств признать новую власть в России.

  2. Борьба за возвращение капиталов, вложенных в экономику России.

  3. Стремление не допустить экспорта революции в Европу.

  4. Отказ советского правительства от союзнических обязательств и выход России из мировой войны.

  5. Ослабление России Гражданской войной.

  6. Стремление к территориальным захватам.

  • В чем заключается политика «военного коммунизма»? Каковы ее цели и последствия?

Политика «военного коммунизма» - это внутренняя политика советского государства, которая осуществлялась в период Гражданской войны.

Элементы политики "военного коммунизма":

  1. Национализация всей промышленности и банков.

  2. Запрет частной торговли.

  3. Уравнительное распределение продуктов.

  4. Введение продовольственной разверстки в сельском хозяйстве (безвозмездное изъятие у крестьян большей части произведенной продукции).

  5. Принудительный труд (введение трудовой повинности - сначала для "эксплуататорских классов", а потом и для всего населения).

  6. Натурализация заработной платы.

  7. Нормированное снабжение (карточная система).

Цели:

Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на которое были ориентированы новые власти. Основная цель проведения политики военного коммунизма – полное уничтожение товарно-денежных отношений и предпринимательства. Все реформы, которые были проведены в это время, руководствовались именно этим принципом.

Последствия:

          1. Складывание жесткой диктатуры большевистской партии.

          2. Формирование командной экономики.

          3. Концентрация материальных и трудовых ресурсов в руках советской власти.

          4. Огосударствление многих сторон общественной жизни.

  1. Тяжелый экономический

и социальный кризис.

  1. Массовые крестьянские

выступления.

  1. Антибольшевистские

выступления матросов

Кронштадта, стачки и

демонстрации рабочих.


↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

У г р о з а о с н о в а м с о в е т с к о й в л а с т и

↓ ↓ ↓

Переход к новой экономической политике


Назовите основные причины победы красных в Гражданской войне.

  1. Отсутствие идеологического единства в Белом движении.

  2. Использование большевиками возможностей государственного аппарата, способного осуществлять массовые мобилизации и репрессии (страна превращена в единый военный лагерь).

  3. Создание Красной Армии, готовой защищать советскую власть.

  4. Проведение большевиками национальной политики, направленной на реальное осуществление права наций на самоопределение.

  5. Идеологическое обеспечение военных операций большевиками (большевики сумели представить себя защитниками Отечества и обвинить своих противников в предательстве национальных интересов).

  6. Поддержка лозунгов большевиков значительной частью населения (широкая поддержка народных масс).

  7. Отсутствие координации в действиях белых армий и интервентов.

  8. Особенности географического положения РСФСР (в центральном промышленном районе) – возможность использовать промышленную базу страны и маневрировать ресурсами (в том числе быстро перебрасывать войска в нужное место); при этом под контролем красных оказались самые густонаселенные районы страны.

  • Каковы итоги Гражданской войны в России?

  1. Победа большевиков

  2. Сохранение российской государственности

  3. Разруха (огромный материальный ущерб)

  4. Потеря огромных территорий

  5. Большие потери населения

  6. Падение промышленного производства

  7. Потеря интеллектуальной элиты

  1. Выполните задания по контурным картам (Три периода Гражданской войны; Приложение №19, Приложение №20, Приложение №21).

  2. Сделайте вывод о значении и последствиях Гражданской войны в России.

Гражданская война была страшной трагедией для России. Она принесла огромные жертвы среди населения, хозяйственную разруху. Победа большевиков в гражданской войне привела к свертыванию демократии, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила партия, от имени партии ЦК, Политбюро и фактически Генсек или его окружение.

В результате гражданской войны были не только заложены основы нового общества, апробирована его модель, но и во многом сметены те тенденции, которые вели Россию на западный путь цивилизационного развития. Победа в Гражданской войне создавала геополитические, социальные и идейно-политические условия для дальнейшего укрепления большевистского режима. Она означала победу коммунистической идеологии, диктатуры пролетариата, государственной формы собственности. 

Задание по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

1. Какой период в истории нашей страны описывает Г. Уэллс? Как называлась политика, проводимая советским правительством в данный период?

Может быть указано:

1) период — Гражданская война;

2) политика военного коммунизма.

2. Используя текст источника и знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт данной политики.

Могут быть указаны следующие характерные черты:

1) общественный контроль над распределением продуктов;

2) отмена товарно-денежных отношений;

3) введение бесплатного проезда;

4) введение трудовой повинности;

5) натурализация заработной платы;

6) введение продразвёрстки в деревне.

3. Используя текст источника и знания по истории, приведите не менее трёх последствий указанной политики.

Могут быть приведены следующие последствия:

1) военный коммунизм помог большевикам выстоять в Гражданской войне;

2) на завершающем этапе Гражданской войны политика военного коммунизма привела страну к кризису;

3) крестьянские восстания приобрели массовый характер вследствие недовольства политикой продразвёрстки;

4) угроза основам советской власти;

5) переход к НЭПу.

Задание по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

1. Укажите название экономической политики советской власти в названное время и хронологические рамки её проведения.

Может быть указано:

1) название — военный коммунизм;

2) хронологические рамки: 1918—1921 гг.

2. Используя текст документа, назовите не менее четырёх «жандармских» методов, использовавшихся властями для изъятия хлеба у крестьян.

Могут быть указаны следующие «жандармские» методы:

1) хлеб изымался в полном объёме, в том числе и семенной;

2) применялось насилие (например, избиение крестьян);

3) тех, кто по разным причинам не мог или не хотел сдавать весь хлеб, арестовывали;

4) кроме хлеба забирали лошадей и коров.

3. В чём разница взглядов авторов письма и губернского комитета партии на причины жестоких методов выколачивания хлеба у сельского населения? Назовите не менее двух положений.

Могут быть названы следующие положения:

1) представители Вельского уездного комитета партии считают, что:

в названных перегибах виновны местные власти, так как «центр запрещает забирать семенное зерно»;

такими методами, которыми действуют местные органы власти, работать нельзя, так как это грозит катастрофой для Октябрьской революции;

2) представители Вологодского губернского комитета партии считают, что в условиях «острого продовольственного кризиса» иными методами действовать невозможно.

Приложение №19







Приложение №20







Приложение №21








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!