11 класс
Практическая работа № 3
Тема: Получение, собирание и распознавание газов.
Цель работы: повторить способы получения, собирания газов, их физические и химические свойства, совершенствовать приемы работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами.
Оборудование: лабораторный штатив, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, вата, химические стаканы, кристаллизатор, лучина, спички. Реактивы: цинк, мел, кристаллический перманганат калия, раствор соляной кислоты, вода.
Ход работы.
1.Получение и собирание водорода. https://youtu.be/NotzRU63PqY
А) Осторожно опустите в пробирку 3-4 кусочка цинка, закрепите пробирку в штативе;
Б) Налейте в пробирку с цинком соляную кислоту(2-3см);
В) Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой. Что наблюдаете?
Г) Соберите водород способом вытеснения воздуха, опустив газоотводную трубку в сухую пробирку, расположенную вверх дном. Какое свойство водорода лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?
Проверка водорода на чистоту.
А) Через минуту снимите пробирку с трубки и, не переворачивая, поднесите ее отверстием к пламени;
Б) Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).
2. Получение кислорода. https://youtu.be/71ALWvO82LA
А) Насыпьте шпателем в сухую пробирку 0,5 г кристаллического перманганата калия;
Б) Положите возле отверстия пробирки распушенный комок ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой;
В) Соберите прибор для получения кислорода и собирания его методом вытеснения воздуха. Какое свойство кислорода лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?
Г) Проверьте прибор на герметичность, для этого опустите конец газоотводной трубки в кристаллизатор с водой, согрейте пробирку рукой. Что наблюдаете? Если пузырьки воздуха выделяются, значит, прибор герметичен;
Д) Закрепите прибор в лапке штативе так, чтобы дно пробирки находилось чуть выше отверстия, а конец газоотводной трубки немного не доходил до дна стакана. Лапку штатива закрепите возле отверстия пробирки;
Е) Нагрейте сначала всю пробирку, а потом только ту часть, где находится реактив;
Ё) Соберите кислород методом вытеснения воздуха.
Доказательство наличия кислорода.
А) Через минуту проверьте полноту заполнения химического стакана кислородом, для этого поднесите к отверстию стакана тлеющую лучину: если она вспыхнет, то сосуд заполнен кислородом.
3. Получение углекислого газа. https://youtu.be/8IkNnmhQo-A
А) Соберите прибор для получения углекислого газа;
Б) Поместите в сухую пробирку 1-2 кусочка мела и долейте раствор соляной кислоты так, чтобы кислота слегка покрыла поверхность мела;
В) Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в химический стакан. Что наблюдаете? Какое свойство углекислого газа лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?
Доказательство наличия углекислого газа.
А) Через минуту проверьте полноту заполнения химического стакана углекислым газом, для этого поднесите к отверстию стакана тлеющую лучину: если она потухнет, то сосуд заполнен углекислым газом.
Б) Пропустите выделяющийся углекислый газ в пробирку с 1-2 мл известковой воды до наступления видимых изменений. Что наблюдаете?
В) Продолжайте пропускать углекислый газ в эту пробирку до наступления видимых изменений. Что наблюдаете?
Результаты опытов, наблюдения, уравнения выполненных реакций в молекулярном и ионном видах занесите в таблицу.
Опыты | Наблюдения | Уравнения реакций |
Получение водорода | | |
Получение кислорода | | |
Получение углекислого газа | | |
Выводы: