СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательные универсальные учебные действия на уроках литературы в школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит  описание УУД на уроках литературы в школе, а также освещает задания по их выработке.

Просмотр содержимого документа
«Познавательные универсальные учебные действия на уроках литературы в школе»



Познавательные универсальные учебные действия на уроках литературы в школе



Познавательные универсальные учебные действия на уроках литературы обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным относятся действия :

- осознавать познавательную задачу;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Познавательные универсальные действия делятся на :

- общеучебные,

- логические,

- постановка и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов;

- информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические универсальные действия:

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей;

- сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.


На уроках литературы можно использовать задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

  • «найди отличия»;

  • «на что похоже?»;

  • поиск лишнего;

  • «лабиринты»;

  • упорядочивание;

  • «цепочки»;

  • хитроумные решения;

  • составление схем-опор;

  • работа с разного вида таблицами;

  • составление и распознавание диаграмм;

Предлагаем задания на выработку  познавательных УУД :

1. Задание «Установить последовательность».

Форма выполнения задания: работа в группах, парах.

Установить последовательность создания произведений древнерусской литературы:

  1. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

  2. «Повесть временных лет»

  3. «Слово о полку Игореве»

  4. «Домострой»

Описать способы выстраивания последовательности.

Сделать вывод о наиболее эффективном способе.


2. Задание «Работа с текстом».

     Форма выполнения задания: работа в группах, парах, индивидуальная.

  • Внимательно прочитать текст.

  • Определить идею текста (основную мысль).

  • Озаглавить, наиболее точно передав основную мысль текста.

  • Аргументируйте своё предложение.

Данные типовые задачи направлены на развитие и формирование у детей различных типов УУД. Как уже оговаривалось, термин УУД в широком значении означает «умение учиться». Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «Умения учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.                                                    
Итак, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому так важна задача создания банка типовых заданий и задач, направленных на развитие УУД.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!