СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная и коммуникативная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация выполнена на основе учебника «Обществознание 10 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по теме, помочь учащимся разобраться в сложном материале. Презентация также будет полезна учащимся, которые могут использовать ее для самостоятельного изучения темы, подготовки домашнего задания (доклада, сообщения и т.п.), подготовке к ЕГЭ. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная и коммуникативная деятельность»

ПЛАН УРОКА Проблема познаваемости мира Формы познания Истина и ее критерии Научное познание Социальные и гуманитарные знания Многообразие человеческого знания Познание и коммуникативная деятельность

ПЛАН УРОКА

  • Проблема познаваемости мира
  • Формы познания
  • Истина и ее критерии
  • Научное познание
  • Социальные и гуманитарные знания
  • Многообразие человеческого знания
  • Познание и коммуникативная деятельность

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познание – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Познание – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

1. Проблема познаваемости мира Вопрос о познаваемости мира – один из основных вопросов философии. Для того чтобы судить  каков мир на самом деле  человеку нужно выйти за пределы своего сознания  –  НЕВОЗМОЖНО ! Сторонники теории о непознаваемости мира  называются  АГНОСТИКАМИ  (от др.-греч ἄγνωστος - непознаваемый, непознанный ), а философское учение –  АГНОСТИЦИЗМ . Следовательно судить о соответствии нашего познания реальности  НЕЛЬЗЯ , а значит –  МИР НЕПОЗНАВАЕМ .

1. Проблема познаваемости мира

Вопрос о познаваемости мира – один из основных вопросов философии.

Для того чтобы судить каков мир на самом деле человеку нужно выйти за пределы своего сознания НЕВОЗМОЖНО !

Сторонники теории о непознаваемости мира называются АГНОСТИКАМИ (от др.-греч ἄγνωστος - непознаваемый, непознанный ), а философское учение – АГНОСТИЦИЗМ .

Следовательно судить о соответствии нашего познания реальности НЕЛЬЗЯ , а значит – МИР НЕПОЗНАВАЕМ .

1. Проблема познаваемости мира Уже в Новое время английский ученый Д.Юм (1711-1776) сделал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас их сущность». Разновидностью агностицизма является конвенционализм (от лат.соглашение), утверждающий, что существующие научные теории являются только соглашениями между учеными и, следовательно, эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

1. Проблема познаваемости мира

Уже в Новое время английский ученый Д.Юм (1711-1776) сделал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас их сущность».

Разновидностью агностицизма является конвенционализм (от лат.соглашение), утверждающий, что существующие научные теории являются только соглашениями между учеными и, следовательно, эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

1. Проблема познаваемости мира Скептицизм - философская концепция, которая подвергает сомнению возможность познания действительности. Представитель скептицизма Пиррон (360-270 до н.э.) утверждал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувством, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое либо знание о них. Ученик Пиррона – Тимон говорил «я чувствую, что вещь сладка, но я не знаю сладка ли она на самом деле».

1. Проблема познаваемости мира

Скептицизм - философская концепция, которая подвергает сомнению возможность познания действительности.

Представитель скептицизма Пиррон (360-270 до н.э.) утверждал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувством, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое либо знание о них.

Ученик Пиррона – Тимон говорил «я чувствую, что вещь сладка, но я не знаю сладка ли она на самом деле».

1. Проблема познаваемости мира Противоположная агностицизму точка зрения - гносеологический оптимизм. Признающие познаваемость мира рассматривают различные способы познавательной деятельности: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ПОЗНАНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ощущение понятие восприятие суждение представление умозаключение

1. Проблема познаваемости мира

Противоположная агностицизму точка зрения - гносеологический оптимизм. Признающие познаваемость мира рассматривают различные способы познавательной деятельности:

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ПОЗНАНИЕ

ЧУВСТВЕННОЕ

РАЦИОНАЛЬНОЕ

ощущение

понятие

восприятие

суждение

представление

умозаключение

2. Формы познания Формы чувственного познания Ощущение – отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов. Восприятие – дает целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Представление – наиболее сложная форма чувственного познания. В представлении нет конкретного объекта, который отражается. Большую роль играет воображение – в результате могут возникнуть представления реальные и нереальные.

2. Формы познания

Формы чувственного познания

Ощущение – отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов.

Восприятие – дает целостное отражение предметов в многообразии их свойств.

Представление – наиболее сложная форма чувственного познания. В представлении нет конкретного объекта, который отражается. Большую роль играет воображение – в результате могут возникнуть представления реальные и нереальные.

2. Формы познания Рациональное - от лат.  ratio   -  «разум» -  высшая ступень познания - осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий. Понятие – мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей. Понятие – ребенок Суждение – все дети любят конфеты. Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объекте познания. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого выводится новое суждение.

2. Формы познания

Рациональное - от лат. ratio   - «разум» - высшая ступень познания - осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий.

Понятие – мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей.

Понятие – ребенок

Суждение – все дети любят конфеты.

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объекте познания.

Умозаключение – рассуждение, в ходе которого выводится новое суждение.

2. Формы познания Умозаключение «Все дети любят конфеты» «Петя – ребенок» ВЫВОД ? Петя любит конфеты .

2. Формы познания

Умозаключение

«Все дети любят конфеты»

«Петя – ребенок»

ВЫВОД ?

Петя любит конфеты .

2. Формы познания Рациональное познание  (и чувственное – на уровне представлений) связано с мышлением. А оно связано с речью. Язык – это система специальных знаков, имеющих предписанное им значение (звуки, рисунки, чертежи, жесты и т.п.)

2. Формы познания

Рациональное познание чувственное – на уровне представлений) связано с мышлением. А оно связано с речью. Язык – это система специальных знаков, имеющих предписанное им значение (звуки, рисунки, чертежи, жесты и т.п.)

2. Формы познания Дж.Локк – английский философ 17 в. Эпикур – древнегреческий философ 3 в до н.э. Сенсуализм (от лат.чувство) ставит на первое место чувственное познание – «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Рене Декарт – французский философ 17 в. Рационализм признает основой познания и поведения людей разум (от лат ) ,  отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и органиченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств. В реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.

2. Формы познания

Дж.Локк – английский философ 17 в.

Эпикур – древнегреческий философ 3 в до н.э.

Сенсуализм (от лат.чувство) ставит на первое место чувственное познание – «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Рене Декарт – французский философ 17 в.

Рационализм признает основой познания и поведения людей разум (от лат ) , отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и органиченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

В реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.

3. Истина и ее критерии ИСТИНА  – это соответствие полученного знания действительности. Относительная истина  – это ограниченное верное знание о чем-либо. Абсолютная истина  – это полное, исчерпывающее знание об объекте.

3. Истина и ее критерии

ИСТИНА – это соответствие полученного знания действительности.

Относительная истина – это ограниченное верное знание о чем-либо.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте.

3. Истина и ее критерии 1. Критерий истины  – знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т.е. согласовано с системой существующих взглядов.  Критерием истины является ПРАКТИКА . Но не всякую истину можно проверить на практике.

3. Истина и ее критерии

1. Критерий истины – знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т.е. согласовано с системой существующих взглядов.

Критерием истины является ПРАКТИКА . Но не всякую истину можно проверить на практике.

3. Истина и ее критерии То, что не является истинным  – либо заблуждение, либо ложь. Заблуждение  – знание, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное. Ложь  – сознательное введение в заблуждение. Заблуждения Ложь

3. Истина и ее критерии

То, что не является истинным – либо заблуждение, либо ложь.

Заблуждение – знание, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Ложь – сознательное введение в заблуждение.

Заблуждения

Ложь

4. Научное познание Ближе всего к истине стоит научное знание. Отличия научного познания : 1. Руководствуется принципом объективности, 2. Рационалистической обоснованностью, 3. Системностью (упорядочено в форме теории), 4. Проверяемостью. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.

4. Научное познание

Ближе всего к истине стоит научное знание.

Отличия научного познания :

1. Руководствуется принципом объективности,

2. Рационалистической обоснованностью,

3. Системностью (упорядочено в форме теории),

4. Проверяемостью.

Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.

4. Научное познание Проблемное знание в науке. Гипотезы – не истинны и не ложны. Научные заблуждения.   Два уровня научного знания: Эмпирическое  знание – когда исследователь взаимодействует с объектом непосредственно (наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент) Теоретическое  – когда исследование ведется с помощью логики и рассуждений (аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация).

4. Научное познание

Проблемное знание в науке.

Гипотезы – не истинны и не ложны.

Научные заблуждения.

Два уровня научного знания:

Эмпирическое знание – когда исследователь взаимодействует с объектом непосредственно (наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент)

Теоретическое – когда исследование ведется с помощью логики и рассуждений (аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация).

5. Социальные и гуманитарные знания Визит будущего императора Николая II в Японию Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие Существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание – знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами.

5. Социальные и гуманитарные знания

Визит будущего императора Николая II в Японию

Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие Существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание – знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами.

5. Социальные и гуманитарные знания Ученый исследует факты, законы, зависимости общественно-исторического процесса Ученый исследует мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности и т.п. Результат – социальное знание Результат – гуманитарное знание Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества, а без общества нет человека.

5. Социальные и гуманитарные знания

Ученый исследует факты, законы, зависимости общественно-исторического процесса

Ученый исследует мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности и т.п.

Результат – социальное знание

Результат – гуманитарное знание

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества, а без общества нет человека.

5. Социальные и гуманитарные знания Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария понять его помыслы, побуждения, намерения. Одна из особенностей гуманитарного знания – понимание . Гуманитарное знание не имеет точности естественных и технических наук, использующих математические расчеты.

5. Социальные и гуманитарные знания

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария понять его помыслы, побуждения, намерения. Одна из особенностей гуманитарного знания – понимание . Гуманитарное знание не имеет точности естественных и технических наук, использующих математические расчеты.

6. Многообразие человеческого знания На первых этапах исторического развития потребность в познании мира удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях явлений природы, социальных отношений и поступках человека.

6. Многообразие человеческого знания

На первых этапах исторического развития потребность в познании мира удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях явлений природы, социальных отношений и поступках человека.

6. Многообразие человеческого знания Накопление знаний происходит благодаря жизненному опыту. Знания в данном случае – «побочный продукт». Народная мудрость – накопленный и обобщенный опыт, передающийся от поколения к поколению. Часто свойственна противоречивость. Здравый смысл - стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на мир и на себя, являющиеся основанием для практической деятельности и морали.

6. Многообразие человеческого знания

Накопление знаний происходит благодаря жизненному опыту. Знания в данном случае – «побочный продукт».

Народная мудрость – накопленный и обобщенный опыт, передающийся от поколения к поколению. Часто свойственна противоречивость.

Здравый смысл - стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на мир и на себя, являющиеся основанием для практической деятельности и морали.

6. Многообразие человеческого знания Искусство – также один из путей познания мира. Прежде всего формирование эстетического отношения человека к действительности. Также благодаря произведениям искусства мы можем получать информацию. В.Г.Белинский называл  пушкинского «Евгения Онегина» - «энциклопедией русской жизни».

6. Многообразие человеческого знания

Искусство – также один из путей познания мира.

Прежде всего формирование эстетического отношения человека к действительности.

Также благодаря произведениям искусства мы можем получать информацию.

В.Г.Белинский называл пушкинского «Евгения Онегина» - «энциклопедией русской жизни».

6. Многообразие человеческого знания «Война и мир» Л.Н.Толстого – также дает нам огромную информацию из жизни русского общества начала 19 в. Художественное творчество (искусство) – субъективно.

6. Многообразие человеческого знания

«Война и мир» Л.Н.Толстого – также дает нам огромную информацию из жизни русского общества начала 19 в.

Художественное творчество (искусство) – субъективно.

6. Многообразие человеческого знания Паранау́ка (лат. para - около) - собирательное название идейно-гипотетических концепций и учений, характеризующихся антинаучной направленностью.  К паранауке относятся как изжившие себя направления: астрология, демонология, алхимия и т.д., так и вновь появляющиеся направления и теории.   Как вы думаете с чем связано существование ПАРАНАУКИ ?

6. Многообразие человеческого знания

Паранау́ка (лат. para - около) - собирательное название идейно-гипотетических концепций и учений, характеризующихся антинаучной направленностью.

К паранауке относятся как изжившие себя направления: астрология, демонология, алхимия и т.д., так и вновь появляющиеся направления и теории.

Как вы думаете с чем связано существование ПАРАНАУКИ ?

7. Познание и коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность – это деятельность, предметом которой является другой человек – партнер по общению. 1. Передача информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию.

7. Познание и коммуникативная деятельность

Коммуникативная деятельность – это деятельность, предметом которой является другой человек – партнер по общению.

1. Передача информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию.

7. Познание и коммуникативная деятельность 2. Профессиональное общение внутри наук, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, институты, симпозиумы, неформальные объединения и личное общение ученых. Коммуникации реализуются через сотрудничество, соавторство, ученичество и принадлежность к научной школе.

7. Познание и коммуникативная деятельность

2. Профессиональное общение внутри наук, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, институты, симпозиумы, неформальные объединения и личное общение ученых. Коммуникации реализуются через сотрудничество, соавторство, ученичество и принадлежность к научной школе.

7. Познание и коммуникативная деятельность Познавательная конвенция – введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договоренности и соглашения субъектов познания.

7. Познание и коммуникативная деятельность

Познавательная конвенция – введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договоренности и соглашения субъектов познания.

7. Познание и коммуникативная деятельность Эталон килограмма Эталон метра Важнейшую роль в научно-познавательной деятельности имеют языки (естественные и искусственные) и иные знаковые системы – модели, схемы, таблицы, а также логические правила, эталоны, единицы и приемы измерения, объяснения и доказательства.

7. Познание и коммуникативная деятельность

Эталон килограмма

Эталон метра

Важнейшую роль в научно-познавательной деятельности имеют языки (естественные и искусственные) и иные знаковые системы – модели, схемы, таблицы, а также логические правила, эталоны, единицы и приемы измерения, объяснения и доказательства.

Домашнее задание  1 . Изучить параграф 6 2. Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)

Домашнее задание

1 . Изучить параграф 6

2. Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)

 Полные блоки презентаций по Истории, Обществознанию и МХК Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/  На сайте также размещены  поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию  и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Полные блоки презентаций

по Истории, Обществознанию и МХК

Вы можете найти на сайте

http://presentation-history.ru/

На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!